Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

l Цель: изучение теоретических и практических вопросов жилищно-коммунальной реформы.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 144/108 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Нормативно-правовое обеспечение жилищно-коммунальной реформы

32/22

14/8

18/14

 

Социально-экономичес­кие вопросы реформирования жилищно-комму­нального хозяйства

40/32

14/10

26/22

зачет/ вып. раб.

Организационные вопросы жилищно-комму­нальной реформы

36/28

12/10

24/18

 

Пути реформирования жилищно-комму­нального хозяйства

36/16

14/10

22/16

 

Итого

144/108

54/38

90/70

вып. раб./
курс. раб.

 

Общие положения

Резкое сокращение инвестиций в коммунальное хозяйство привело к тому, что из-за износа основных фондов хозяйства резко снизилась надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.

Единственным действенным средством преодоления кризиса является изменение структуры финансового обеспечения системы коммунального обслуживания. Источником этого обеспечения в конечном итоге должен стать потребитель коммунальных услуг. Однако в настоящее время стопроцентное перенесение этой тяжести на плечи населения невозможно из-за низких доходов большинства трудящихся, пенсионеров и учащейся молодежи и низкого качества предлагаемых коммунальных услуг. Практически отсутствует механизм социальной защиты малообеспеченных семей.

Резкий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в последние 2—3 года на некоторое время позволил преодолеть отставание от темпов инфляции, но, несмотря на это, только 35—40% эксплуатационных издержек ЖКХ в настоящее время покрывается населением.

Сложившаяся ситуация потребовала отодвинуть конечный срок самоокупаемости до 10 лет. Перед местными органами самоуправления в различных регионах страны встала серьезная проблема регулирования тарифов на услуги с учетом реальных доходов граждан для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенных пунктов.

В настоящее время необходим переход на следующий этап реформирования: вместо экстенсивного пути повышения тарифов на коммунальные услуги должен быть применен метод интенсификации (рационализация и снижение издержек производственных услуг), так как опережающий инфляцию рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в значительной мере связан с монополией представляющих их организаций и предприятий.

Основные цели реформирования:

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производственных услуг и тарифов при сохранении стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе жилищно-коммунальных предприятий на режим безубыточного функционирования;

Способами достижения поставленных целей могут быть следующие:

- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Сложность в реализации мероприятий жилищно-коммунальной реформы заключается еще и в том, что она совпала по времени с проведением реформы местного управления и самоуправления.

В этих условиях на первый план должен быть выдвинут вопрос профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления и работников жилищно-коммунальной сферы деятельности.

Такое обучение должно проводиться на краткосрочных и среднесрочных курсах повышения квалификации по специализированным программам, поскольку длительная (в течение 3—5 летнего срока) подготовка молодых специалистов может затянуть сроки реформирования.

 

Методика реализации программы

Активные формы реализации настоящей программы являются основным методом обучения:

- тестирование;

- "круглый стол";

- семинарские занятия;

- деловые и ситуационные игры;

- выездные занятия;

- обмен опытом;

- видеотренинг.

Программа предусматривает изучение зарубежного опыта деятельности жилищно-коммунальных предприятий в условиях самоуправления.

Преподавателю рекомендуется при реализации активных форм обучения использование компьютерных программ.

Программа предусматривает обучение двух категорий — работников руководящего звена и исполнителей.

Соответственно объем учебных часов программы составляет 144 и 108 учебных часов.

Структура часов составлена таким образом, что преимущество отдано активным формам обучения: для руководителей — 90 часов, для исполнительского звена — 70 часов.

В качестве контрольных мероприятий для руководителей установлены зачет и выпускная работа, для исполнителей — соответственно зачет и курсовая работа.

 

Учебно-тематический план

 

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

Все-

в том числе

Все-

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Нормативно-правовое обеспечение жилищно-комму­нальной реформы

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Цели и методы реформирования жилищно-коммунального хозяйства

6

2

4

 

4

2

2

 

2

Законодательная и нормативная база реформирования

8

4

4

 

6

2

4

 

3

Реформирование правоотношений в жилищно-ком­мунальном хозяйстве

10

4

6

 

6

2

4

 

4

Права и ответственность граждан

8

4

4

 

6

2

4

 

 

Итого

32

14

18

 

22

8

14

 

II

Социально-экономические вопросы реформирования жилищно-коммуна­льного хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Принципы реформирования системы финансирования

10

2

8

 

8

2

6

 

2

Реформа оплаты жилья и коммунальных услуг

10

4

6

 

8

2

6

 

3

Нормативы условий проживания

10

4

6

 

8

2

6

 

4

Социальная защита населения в условиях реформы

10

4

6

 

8

4

4

 

 

Итого

40

14

26

Зачет

32

10

22

 

III

Организационные вопросы жилищно-коммунальной реформы

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Совершенствова­ние расчетов за жилищно-комму-на­льные услуги

12

4

8

 

12

4

8

 

2

Организация ре­сурсосбережения в жилищно-ком-му­нальном хозяйстве

12

4

8

 

8

4

4

 

3

Совершенствова-ние системы управления жилищно-комму­нальным хозяйством

12

4

8

 

8

2

6

 

 

Итого

36

12

24

 

28

10

18

 

IV

Пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Этапы реализации реформы

10

2

8

 

6

2

4

 

2

Государственное регулирование и контроль

12

4

8

 

8

4

4

 

3

Демонополиза-ция жилищно-коммуналь­ного хозяйства

14

8

6

 

12

4

8

 

 

Итого

36

14

22

 

26

10

16

 

 

Всего

144

54

90

Выпуск- ная работа

108

38

70

Курсов. работа

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I. Нормативно-правовое обеспечение жилищно-комму­нальной реформы

Тема I-1. Цели и методы реформирования жилищно-коммуналь­ного хозяйства

Стандарты качества и условия проживания. Стандарты качества и снижение издержек производителей услуг населению. Безубыточное функционирование коммунальных служб и смягчение для населения процесса реформирования. Совершенствование системы управления в ЖКХ. Договорные отношения и конкурентная среда. Совершенствование системы оплаты жилья. Упорядочение системы льгот.

Тема I-2. Законодательная и нормативная база реформирования

Указ Президента Российской Федерации о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты для проведения жилищно-коммунальной реформы. Нормативные акты субъектов Российской Федерации, касающиеся реформы. Противоречия в нормативных актах "центра" и регионов и пути их преодоления.

Тема I-3. Реформирование правоотношений в жилищно-комму­нальном хозяйстве

Разделение функций управления и хозяйствования. Жилищный фонд и инженерная инфраструктура. Предприятия различных форм собственности как "подрядчики" коммунальных услуг. Положение о договорных отношениях в жилищно-коммунальном хозяйстве. Положение о службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам (Минстрой РФ). Управление собственностью в рамках разграничения прав владения в условиях самоуправления. Качество услуг и система взаимоотношений с производителем.

Тема I-4. Права и ответственность граждан

Информация, представляемая физическими лицами: декларация о доходах и имуществе. Форма представления декларации. Ответственность за достоверность и полноту информации о доходах и имуществе. Право граждан на жилищные субсидии. Процедура обжалования решения о субсидировании. Органы местного самоуправления, занимающиеся вопросами субсидирования.

Раздел II. Социально-экономические вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Тема II-1. Принципы реформирования системы финансирования

Самофинансирование предприятий и организаций ЖКХ. Изменение тарифов на услуги для населения. Экономически обоснованный уровень и конкурсный отбор обслуживающих предприятий. Постадийный переход на новые принципы расчетов. Механизм кредитования, развития и модернизации объектов ЖКХ. Финансирование строительства и реконструкции объектов ЖКХ. Формирование муниципальной финансово-кредитной системы. Участие собственников жилья в использовании придомной территории. Товарищества собственников жилья.

Тема II-2. Реформа оплаты жилья и коммунальных услуг

Изменение тактики ценообразования. Влияние реальных доходов граждан и изменение тарифов. Стимулирование снижения доли затрат на содержание жилья. Технические и организационные возможности. Плата за наем жилья. Отчисления на страхование жилищного фонда. Оплата за сверхнормативную площадь и сверхнормативные коммунальные услуги. Перераспределение жилья.

Тема II-3. Нормативы условий проживания

Условия осуществления реформы и совершенствование системы трансферов. Параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Финансовая помощь из федерального бюджета. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Федеральный стандарт уровня платежей граждан. Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан. Федеральный стандарт предельной стоимости услуг.

Тема II-4. Социальная защита населения в условиях реформы

Источники финансирования льгот. Прожиточный минимум и льготы. Просроченная задолженность и ее погашение малообеспеченными семьями. Комиссия по жилищным спорам, ее состав, права, обязанности и ответственность. Адресная социальная защита. Фонд социального назначения. Социальный мониторинг доходов и расходов населения. Оценка платежеспособности граждан. Зарубежный опыт социальной защиты населения.

Раздел III. Организационные вопросы жилищно-коммунальной реформы

Тема III-1. Совершенствование расчетов за жилищно-коммуналь­ные услуги

Договорные отношения между субъектами и объектами ЖКХ. Лицевые счета нанимателей, акционеров и собственников жилья. Форма лицевого счета. Создание базы данных на основе компьютеризации. Корректировка базы данных. Периодичность доведения лицевых счетов до плательщиков. Пени за просрочку в оплате. Наличная и безналичная оплата за жилье и коммунальные услуги. Зарубежный опыт расчетов за коммунальные услуги.

Тема III-2. Организация ресурсосбережения в жилищно-комму­нальном хозяйстве

Исключение нерациональных потерь материальных и энергетических ресурсов. Организационно-технические мероприятия. Совершенствование контроля, учета и регулирования производства, распределения и потребления ресурсов и услуг. Паспортизация и стандартизация потерь электрической и тепловой энергии. Формирование внебюджетных источников кредитования ресурсо- и энергосбережения. Методическое обеспечение тарифной политики ресурсо- и энергосбережения. Зарубежный опыт ресурсо- и энергосбережения.

Тема III-3. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством

Организация конкурсного управления и обслуживания муниципального жилищного фонда. Формирование кондоминиумов, домов муниципального жилищного фонда. Развитие жилищного движения. Совершенствование механизма производства коммунальных платежей. Информационное обеспечение, статистическая отчетность и социологические методы анализа и исследования. Разграничение функций собственника, заказчика и обслуживающей организации.

 

Раздел IV. Пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Тема IV-1. Этапы реализации реформы

Первый этап. Переход на договорные отношения. Обучение кадров. Упорядочение системы льгот. Введение методов антимонопольного регулирования. Принятие федеральных стандартов. Создание товариществ собственников жилья. Установка приборов учета ресурсов. Второй этап. Использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации. Полная оплата населением затрат на содержание жилья. Методология технико-экономических обоснований привлечения кредитных ресурсов. Третий этап. Полная оплата населением затрат на обслуживание и ремонт жилья. Внедрение механизма обязательного страхования.

Тема IV-2. Государственное регулирование и контроль

Организация и развитие жилищной инспекции. Обеспечение постоянного контроля за соблюдением параметров качества. Контроль за формированием экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Контроль за соблюдением договорных отношений и конкурсным отбором подрядчиков. Роль и участие органов местного самоуправления в контрольных и регулирующих функциях. Зарубежный опыт контроля и регулирования за деятельностью подрядчиков в жилищно-коммунальной сфере.

Тема IV-3. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства

Конкурсная основа формирования заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения. Приватизация предприятий жилищно-коммунальной сферы. Регулирование цен и тарифов естественных монополистов. Внедрение альтернативных технологий. Взаимодействие с территориальными управлениями Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации.

 

Литература

1.      Указ Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28.04.97 г. № 425.

2.      Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1997, № 18.

3.      Закон РФ "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96 № 72-ФЗ.

4.      Об основах образования и деятельности в г. Москве товариществ собственников жилых помещений. Постановление правительства Москвы от 06.04.93 г. № 300.

5.      Постановление Правительства РФ "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" от 26.05.97 г. № 621.

6.      Распоряжение мэра Москвы "О предоставлении инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг" от 06.05.96 № 278-РМ.

7.      Распоряжение мэра Москвы "О введении единой системы страхования жилищного фонда в г. Москве" от 17.01.95 № 20-РМ.

8.      Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Твери. 1997 г.

9.      Приложение к постановлению Правительства Москвы "Программа дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы на 1997—2006 годы" от 01.07.97 г. № 497.

1.      Материалы региональной программы ЖКХ Архангельской области РФ. — Архангельск: 1997.

2.      Оплата жилья и коммунальных услуг в РФ в октябре 1996—марте 1997 г. — М.: Институт экономики города, 1997.

3.      Шапиро М.Д., Петрова Е.Р. Как организовать конкурс на обслуживание жилищного фонда. Опыт г. Москвы, вып. 2. — М., 1996.

4.      Жилищная реформа в Нижегородской области. Сб. нормативных и методических материалов. — М., 1995.

5.      Образование и деятельность товариществ собственников жилья. Практическое пособие. — М.: Российский центр приватизации, 1997.

6.      Демонополизация управления и обслуживания жилищного фонда. — М.: Институт экономики города, 1996.

7.      Гражданский Кодекс Российской Федерации. — М.: Спарк, 1995.

8.      Договоры в хозяйственной практике. Образцы документов и комментарии. — М.: Юринформцентр, 1995.

9.      Авдеев В.В., Чернышов Л.Н., Яганов В.Н. Экономические правоотношения в жилищно-коммунальном хозяйстве// Проблемы, опыт, документы. — М., 1996.

10.  Как организовать конкурс на обслуживание жилищного фонда. Опыт г. Москвы. — М.: Институт экономики города, 1996.

11.  Распоряжение Премьера правительства Москвы "О базе данных "Жилищный и нежилой фонд". Информационное обеспечение жилищной реформы" от 29.10.92 г. № 2591-РП.

12.  Распоряжение Премьера правительства Москвы "О порядке функционирования и эксплуатации базы данных "Жилищный и нежилой фонд". Информационное обеспечение жилищной реформы" от 26.05.94 №913-РП.

13.  Приказ Департамента муниципального жилья "О мерах по регистрации ордеров, выдаваемых гражданам при обмене жилой площади. Информационное обеспечение жилищной реформы" от 09.12.94 г. № 32.

14.  Постановление правительства Москвы "Об итогах второго этапа реформы системы оплаты жилищно-коммунальных услуг" от 13.06.95 г. № 534.

15.  Распоряжение Премьера правительства Москвы "О создании Городского центра жилищных субсидий" от 30.03.94 г. № 557-РП.

16.  Общественное и государственное управление в ФРГ / Под ред. Курьянова И.И. — М.: ИПКгосслужбы, 1993.

 

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

Hosted by uCoz