Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

l Цель: изучение теоретических и практических вопросов муниципального менеджмента.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 108/72 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Введение. Роль местного самоуправления во властных структурах России

18/12

8/4

10/8

 

Организация управления в муниципальных образованиях

36/24

14/10

22/14

 

Стратегические вопросы  муниципального самоуправления

28/20

12/10

16/10

зачет/-

Методические вопросы развития муниципального менеджмента

26/16

10/6

16/10

 

Итого

108/72

44/30

64/42

вып. раб./
курс. раб.

Общие положения

Муниципальный менеджмент представляет собой сложную систему управления в рамках совокупности взаимосвязанных организационных структур. Менеджмент предполагает взаимоувязку процессов подготовки, принятия и реализации решений с целью исполнения полномочий муниципальных органов управления, а также с учетом действующих законов и нормативных актов на благо населения, проживающего и работающего на территории муниципального образования.

Система муниципального управления и местного самоуправления формируется в условиях переходного периода и нестабильности в обществе. Муниципальному менеджменту присущи все функции, которые характерны для управления вообще:

- прогнозирование;

- перспективное и текущее планирование;

- организация;

- учет и анализ;

- контроль и регулирование.

Реализации этих функций способствует информационное обеспечение, без которого невозможно их исполнение. Для сокращения бюрократического аппарата необходима компьютеризация процесса управления. При этом повышается скорость обработки информации и, соответственно, скорость принятия и реализации управленческих решений.

К сожалению, в нашей стране управленческий персонал муниципального уровня не получал соответствующую подготовку и в настоящее время практически в достаточном количестве не подготавливается. В учебных заведениях в основном получают профессиональное образование специалисты по электро-, теплоснабжению, водопроводу, канализации, газоснабжению и т.п. Для нормального функционирования муниципальных органов власти этого явно недостаточно: сегодня нужны обученные, квалифицированные руководители муниципального управления.

В настоящее время можно подготовить значительное число руководителей и специалистов муниципального управления и самоуправления после обучения по программам краткосрочного повышения квалификации (в пределах 72 часов и выше), имеющих высшее образование и определенный опыт практической деятельности в органах муниципального управления. Решению этой задачи и призвана содействовать разработанная программа.

Методика реализации программы

Учебная программа по предлагаемому курсу реализуется в форме лекций и активных форм взаимодействия преподавателя со слушателями.

Прежде всего должно быть проведено тестирование слушателей на базовые знания и умение исполнять тот или иной вид управленческой деятельности.

Другими видами активных форм обучения по выбору преподавателя могут быть следующие:

- семинар с опросом слушателей;

- "круглый стол";

- выездные занятия в конкретный орган муниципального управления;

- деловые и ситуационные игры с применением персональных компьютеров;

- тренинг с применением аудиовизуальной техники;

- решение конкретных управленческих задач.

Программой предусматривается изучение исторического опыта России и передовых зарубежных стран по вопросам муниципального менеджмента.

На кафедре, курирующей программу обучения, слушателям должна быть выдана папка с набором необходимой методической документации для сопровождения учебного процесса. Подборку этой документации осуществляют преподаватели кафедры.

Предлагаемая программа повышения квалификации предусматривает разработку двух учебно-тематических планов:

- для руководящего звена местного самоуправления;

- для звена исполнителей.

Программы для указанных категорий работников отличаются объемом учебных часов и составляют соответственно 108 и 72 часа (или 3 и 2 учебные недели).

Структурно программа построена таким образом, чтобы количество часов активных форм обучения преобладало над лекционными часами.

В процессе обучения предусмотрены контрольные мероприятия в виде зачетов. Итоговый контроль предусматривает написание выпускной работы (для руководящего звена) и курсовой работы (для звена исполнителей).

Тематика и содержание письменных работ, как правило, должны быть предложены самими слушателями, исходя из конкретных ситуаций их практической деятельности.

Учебно-тематический план

 

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

Все-

в том числе

Все-

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

го часов

лекции

активные формы обучения

формы итогового контроля

Го часов

лекции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Введение. Роль местного самоуправления во властных структурах России

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Местное самоуправление. Исторический аспект. Зарубежный опыт

8

4

4

 

6

2

4

 

2

Разделение властных полномочий

10

4

6

 

6

2

4

 

 

Итого

18

8

10

 

12

4

8

 

II

Организация управления в муниципальных образованиях

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Цели, функции и организационная структура управления

6

2

4

 

4

2

2

 

2

Управление ресурсами муниципального образования

10

4

6

 

8

4

4

 

3

Кадровое обеспечение и управление персоналом

10

4

6

 

6

2

4

 

4

Организация управления инвестиционным процессом

10

4

6

 

6

2

4

 

 

Итого

36

14

22

 

24

10

14

 

III

Стратегические вопросы муниципального самоуправления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Прогнозирова-ние и планирование муниципального развития

10

4

6

 

8

4

4

 

2

Социальное развитие муниципального образования

10

4

6

 

8

4

4

 

3

Экологические вопросы местного самоуправления

8

4

4

 

4

2

2

 

 

Итого

28

12

16

Зачет

20

10

10

 

IV

Методические вопросы развития муниципального менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Анализ в системе муниципального самоуправления

6

2

4

 

4

2

2

 

2

Методы контроля и регулирования в системе муниципального менеджмента

10

4

6

 

6

2

4

 

3

Методы пополнения местного бюджета

10

4

6

 

6

2

4

 

 

Итого

26

10

16

 

16

6

10

 

 

Всего

108

44

64

Вы-пускная работа

72

30

42

Курсов. работа

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I. Введение. Роль местного самоуправления во властных структурах России

Тема I-1. Местное самоуправление. Исторический аспект. Зарубежный опыт

Самоуправление: источники, сущность и современные модели. Развитие муниципальной социально-экономической системы. Критерии и показатели эффективности. Становление и развитие местного самоуправления в России. Взаимодействие по вертикали и горизонтали. Зарубежный опыт местного самоуправления в унитарном и федеративном государстве.

Тема I-2. Разделение властных полномочий

Государственные и муниципальные властные полномочия: сходство и различие. Проблемы взаимодействия с населением. Деятельность в критических ситуациях. Мировая практика деятельности муниципалитетов и возможности ее применения в условиях современной России. Властные структуры. Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений во властных структурах.

Раздел II. Организация управления в муниципальных образованиях

Тема II-1. Цели, функции и организационные структуры управления

Целепрограммный подход к формированию органов местного самоуправления. Линейное и функциональное управление. Социально-экономические и общественно-политические функции местного самоуправления. Права, обязанности и ответственность местных органов власти. Принципы формирования организационных структур управления. Организационное проектирование. Информационное обеспечение управления.

Тема II-2. Управление ресурсами муниципального образования

Сходство и различие государственной и муниципальной собственности. Рыночная оценка собственности. Федеральная, региональная и муниципальная собственность. Земельные ресурсы. Особенности управления ими в городской и сельской местности. Земельный кадастр. Управление финансовыми ресурсами в муниципальных образованиях. Инструменты управления.

Тема II-3. Кадровое обеспечение и управление персоналом

Концепция муниципальной службы. Персонал органов местного самоуправления, его формирование и тенденции развития. Принципы подбора, расстановки, продвижения кадров. Ротация кадров органов самоуправления. Обучение кадров. Целесообразность создания межмуниципальных центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров местного самоуправления.

Тема II-4. Организация управления инвестиционным процессом

Инвестиционный процесс и органы управления промышленным и гражданским строительством. Подрядные и субподрядные строительные организации. Жилищное строительство в муниципальных образованиях. Строительство объектов бытового назначения, спортивных сооружений. Восстановление архитектурных памятников. Организация управления строительством дорог на муниципальном и межмуниципальном уровнях.

Раздел III. Стратегические вопросы муниципального самоуправления

Тема III-1. Прогнозирование и планирование муниципального развития

Социально-экономическая система как объект прогнозирования и планирования. Современные методы прогнозирования. Прогнозная экстраполяция. Критерии и показатели развития муниципальных образований. Сценарный подход и региональные модели муниципального развития. Погрешности прогнозов.

Тема III-2. Социальное развитие муниципального образования

Экономическое значение социального развития. Цели и задачи социального развития муниципальных образований в условиях перехода к рынку. Денежные доходы населения и прожиточный минимум. Планирование роста производства товаров и услуг. Индексация доходов. Управление здравоохранением. Формирование средств социальной защиты. Организация управления местным хозяйством, развитием народных промыслов.

Тема III-3. Экологические вопросы местного самоуправления

Роль окружающей среды в жизни и деятельности человека. Природные и техногенные отклонения от экологического равновесия. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в почве, воде, воздухе. Организация санитарно-эпидемиологического образования населения. Организационные структуры контроля нарушений экологического равновесия в органах муниципального самоуправления.

Раздел IV. Методические вопросы развития муниципального менеджмента

Тема IV-1. Анализ в системе муниципального самоуправления

Мониторинг как метод анализа. Организация мониторинга. Концепции мониторинга. Диагностика и анализ субъектов и объектов управления в муниципальных образованиях. Анализ производственной и экономической структур. Подразделения органов местного самоуправления, осуществляющие аналитические функции. Математический аппарат и компьютерные технологии анализа.

Тема IV-2. Методы контроля и регулирования в системе муниципального менеджмента

Контроль и регулирование — важные функции муниципального менеджмента. Методы контроля. Государственный, муниципальный и общественный контроль. Функции контролирующих органов. Регулирование бюджетно-финансовых отношений как основа планирования муниципального социально-экономического развития. Способы регулирования. Деятельность жилищных инспекций. Межведомственная комиссия.

Тема IV-3. Методы пополнения местного бюджета

Потенциал внебюджетных ресурсов. Организационно-экономи­чес­кая защита внебюджетных ресурсов. Роль муниципального маркетинга в пополнении местного бюджета. Методы баланса муниципального бюджета. Коммерциализация муниципальной собственности. Местное налогообложение и займы. Лизинг, трансферы. Организация управления бюджетом. Финансовые рычаги формирования местного бюджета. Бизнес-план и его составление.

 

Литература

1.                  Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12.08.95 г.

2.                  Федеральный закон РФ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 39.

3.                  Харлоер Э. Местные органы власти в Европе. — М., 1992.

4.                  Фадеев В.И. Муниципальное право России. — М.: Юрист, 1994.

5.                  Ключевский В.О. Боярская дума древней Руси. — М., 1994.

6.                  Токвиль А. Демократия в Америке. — М.: Прогресс, 1992.

7.                  Региональное управление: зарубежный опыт: — РАУ, 1993.

8.                  Тимурова Л.И. Уровень жизни населения региона. — Новосибирск: Наука, 1993.

9.                  Тимурова Л.И. Проблемы социальной защищенности населения региона. — Новосибирск, 1993.

1.                  Теория и практика антикризисного управления. Учебник/ Под ред. Беляева С.Г., Кошкина В.И.  — М.: Закон и право, 1996.

2.                  Общественное и государственное управление в ФРГ/ Под ред. Курьянова И. И. — М.: ИПКгосслужбы, 1993.

3.                  Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. — М.: Луч, 1993.

4.                  Собственность: корпоративная, муниципальная, государственная, частная. — М., 1992.

5.                  Алексеев Ю.П., Гапоненко А.Я., Алисов А.Н. Муниципальный менеджмент. Учебно-методическое пособие. — М.: РАГС, 1996.

6.                  Богомолов Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства квалифицированных кадров // Экономист, 1992, № 5.

7.                  Солянникова С.П. Бюджеты территорий. — М.: Финансы и статистика, 1993.

8.                  Доничев О. Инвестиционные возможности региона // Экономист, 1993, № 3.

9.                  Ляхов А. Особенности кредитно-денежного регулирования // Российский экономический журнал, 1993, № 4.

10.              Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России. Материалы к обсуждению. — М.: Аналитический центр при Президенте РФ, 1994.

11.              Фитце-Ланской А.Б. Лекции по государственным и муниципальным финансам. Материалы семинара. — Нижний Новгород, 1995.

12.              Балейно П. Органы местного самоуправления Франции: регион. Материалы семинара. — Нижний Новгород, 1995.

13.              Европейская Хартия местного самоуправления // Народный депутат, 1993, № 11.

14.              Руткаускас А.М. Система прогнозирования регионального воспроизводства. — М.: Наука, 1992.

15.              Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации. — М.: Стрикс, 1996.

16.              Лукьянова Н.Ф., Талан М.В. Развитие эффективных деловых коммуникаций. Учебно-методическое пособие. — М.: ИПКгосслужбы, 1997.

17.              Аксенова  Е.А.,  Базаров Т.Ю.,  Беков Х.А.,  Лукьянова  Н.Ф.,  Та-лан М.В. Управление персоналом в системе государственной службы. Учебное пособие. — М.: ИПКгосслужбы, 1997.

18.              Положение "Об администрации района города Новосибирска" // Муниципалитет, 1997, № 1.

 

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz