Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И
ПРОГРАММЫ
МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998
l Цель: изучение теоретических и практических вопросов муниципального менеджмента.
l
Категория слушателей: руководители и
специалисты органов местного самоуправления.
l Срок обучения: 108/72 уч. час.
l Режим занятий: 6 час. в день.
Раздел, |
Всего, |
в том числе |
Форма |
|
дисциплина |
час |
лекции |
практические занятия |
контроля |
Введение. Роль местного самоуправления во властных структурах России |
18/12 |
8/4 |
10/8 |
|
Организация управления в муниципальных образованиях |
36/24 |
14/10 |
22/14 |
|
Стратегические вопросы муниципального самоуправления |
28/20 |
12/10 |
16/10 |
зачет/- |
Методические вопросы развития муниципального менеджмента |
26/16 |
10/6 |
16/10 |
|
Итого |
108/72 |
44/30 |
64/42 |
вып.
раб./ |
Общие положения
Муниципальный менеджмент представляет собой сложную систему управления в рамках совокупности взаимосвязанных организационных структур. Менеджмент предполагает взаимоувязку процессов подготовки, принятия и реализации решений с целью исполнения полномочий муниципальных органов управления, а также с учетом действующих законов и нормативных актов на благо населения, проживающего и работающего на территории муниципального образования.
Система муниципального управления и местного самоуправления формируется в условиях переходного периода и нестабильности в обществе. Муниципальному менеджменту присущи все функции, которые характерны для управления вообще:
- прогнозирование;
- перспективное и текущее планирование;
- организация;
- учет и анализ;
- контроль и регулирование.
Реализации этих функций способствует информационное обеспечение, без которого невозможно их исполнение. Для сокращения бюрократического аппарата необходима компьютеризация процесса управления. При этом повышается скорость обработки информации и, соответственно, скорость принятия и реализации управленческих решений.
К сожалению, в нашей стране управленческий персонал муниципального уровня не получал соответствующую подготовку и в настоящее время практически в достаточном количестве не подготавливается. В учебных заведениях в основном получают профессиональное образование специалисты по электро-, теплоснабжению, водопроводу, канализации, газоснабжению и т.п. Для нормального функционирования муниципальных органов власти этого явно недостаточно: сегодня нужны обученные, квалифицированные руководители муниципального управления.
В настоящее время можно подготовить значительное число руководителей и специалистов муниципального управления и самоуправления после обучения по программам краткосрочного повышения квалификации (в пределах 72 часов и выше), имеющих высшее образование и определенный опыт практической деятельности в органах муниципального управления. Решению этой задачи и призвана содействовать разработанная программа.
Учебная программа по предлагаемому курсу реализуется в форме лекций и активных форм взаимодействия преподавателя со слушателями.
Прежде всего должно быть проведено тестирование слушателей на базовые знания и умение исполнять тот или иной вид управленческой деятельности.
Другими видами активных форм обучения по выбору преподавателя могут быть следующие:
- семинар с опросом слушателей;
- "круглый стол";
- выездные занятия в конкретный орган муниципального управления;
- деловые и ситуационные игры с применением персональных компьютеров;
- тренинг с применением аудиовизуальной техники;
- решение конкретных управленческих задач.
Программой предусматривается изучение исторического опыта России и передовых зарубежных стран по вопросам муниципального менеджмента.
На кафедре, курирующей программу обучения, слушателям должна быть выдана папка с набором необходимой методической документации для сопровождения учебного процесса. Подборку этой документации осуществляют преподаватели кафедры.
Предлагаемая программа повышения квалификации предусматривает разработку двух учебно-тематических планов:
- для руководящего звена местного самоуправления;
- для звена исполнителей.
Программы для указанных категорий работников отличаются объемом учебных часов и составляют соответственно 108 и 72 часа (или 3 и 2 учебные недели).
Структурно программа построена таким образом, чтобы количество часов активных форм обучения преобладало над лекционными часами.
В процессе обучения предусмотрены контрольные мероприятия в виде зачетов. Итоговый контроль предусматривает написание выпускной работы (для руководящего звена) и курсовой работы (для звена исполнителей).
Тематика и содержание письменных работ, как правило, должны быть предложены самими слушателями, исходя из конкретных ситуаций их практической деятельности.
|
|
Для руководителей |
Для специалистов |
||||||
|
Раздел |
Все- |
в том числе |
Все- |
в том числе |
||||
№ п/п |
и тематика |
го часов |
лекции |
активные формы обучения |
формы итогового контроля |
Го часов |
лекции |
активные формы обучения |
формы итогового контроля |
I |
Введение. Роль местного самоуправления во
властных структурах России |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Местное самоуправление. Исторический аспект. Зарубежный опыт |
8 |
4 |
4 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Разделение
властных полномочий |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого |
18 |
8 |
10 |
|
12 |
4 |
8 |
|
II |
Организация управления в муниципальных
образованиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Цели, функции и
организационная структура управления |
6 |
2 |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Управление
ресурсами муниципального образования |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
4 |
4 |
|
3 |
Кадровое обеспечение и управление персоналом |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
4 |
Организация
управления инвестиционным процессом |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого |
36 |
14 |
22 |
|
24 |
10 |
14 |
|
III |
Стратегические вопросы муниципального
самоуправления |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Прогнозирова-ние
и планирование муниципального развития |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
4 |
4 |
|
2 |
Социальное
развитие муниципального образования |
10 |
4 |
6 |
|
8 |
4 |
4 |
|
3 |
Экологические вопросы местного самоуправления |
8 |
4 |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
Итого |
28 |
12 |
16 |
Зачет |
20 |
10 |
10 |
|
IV |
Методические вопросы развития
муниципального менеджмента |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Анализ в системе
муниципального самоуправления |
6 |
2 |
4 |
|
4 |
2 |
2 |
|
2 |
Методы контроля и
регулирования в системе муниципального менеджмента |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
3 |
Методы пополнения
местного бюджета |
10 |
4 |
6 |
|
6 |
2 |
4 |
|
|
Итого |
26 |
10 |
16 |
|
16 |
6 |
10 |
|
|
Всего |
108 |
44 |
64 |
Вы-пускная
работа |
72 |
30 |
42 |
Курсов.
работа |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел
I. Введение. Роль местного самоуправления во властных структурах России
Тема I-1. Местное самоуправление.
Исторический аспект. Зарубежный опыт
Самоуправление: источники, сущность и современные модели. Развитие муниципальной социально-экономической системы. Критерии и показатели эффективности. Становление и развитие местного самоуправления в России. Взаимодействие по вертикали и горизонтали. Зарубежный опыт местного самоуправления в унитарном и федеративном государстве.
Тема I-2. Разделение властных полномочий
Государственные и муниципальные властные полномочия: сходство и различие. Проблемы взаимодействия с населением. Деятельность в критических ситуациях. Мировая практика деятельности муниципалитетов и возможности ее применения в условиях современной России. Властные структуры. Процесс подготовки, принятия и реализации управленческих решений во властных структурах.
Раздел II.
Организация управления в муниципальных образованиях
Тема II-1. Цели, функции и организационные
структуры управления
Целепрограммный подход к формированию органов местного самоуправления. Линейное и функциональное управление. Социально-экономические и общественно-политические функции местного самоуправления. Права, обязанности и ответственность местных органов власти. Принципы формирования организационных структур управления. Организационное проектирование. Информационное обеспечение управления.
Тема II-2. Управление ресурсами
муниципального образования
Сходство и различие государственной и муниципальной собственности. Рыночная оценка собственности. Федеральная, региональная и муниципальная собственность. Земельные ресурсы. Особенности управления ими в городской и сельской местности. Земельный кадастр. Управление финансовыми ресурсами в муниципальных образованиях. Инструменты управления.
Тема II-3. Кадровое обеспечение и управление
персоналом
Концепция муниципальной службы. Персонал органов местного самоуправления, его формирование и тенденции развития. Принципы подбора, расстановки, продвижения кадров. Ротация кадров органов самоуправления. Обучение кадров. Целесообразность создания межмуниципальных центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров местного самоуправления.
Тема II-4. Организация управления
инвестиционным процессом
Инвестиционный процесс и органы управления промышленным и гражданским строительством. Подрядные и субподрядные строительные организации. Жилищное строительство в муниципальных образованиях. Строительство объектов бытового назначения, спортивных сооружений. Восстановление архитектурных памятников. Организация управления строительством дорог на муниципальном и межмуниципальном уровнях.
Раздел III.
Стратегические вопросы муниципального самоуправления
Тема III-1. Прогнозирование и планирование
муниципального развития
Социально-экономическая система как объект прогнозирования и планирования. Современные методы прогнозирования. Прогнозная экстраполяция. Критерии и показатели развития муниципальных образований. Сценарный подход и региональные модели муниципального развития. Погрешности прогнозов.
Тема III-2. Социальное развитие
муниципального образования
Экономическое значение социального развития. Цели и задачи социального развития муниципальных образований в условиях перехода к рынку. Денежные доходы населения и прожиточный минимум. Планирование роста производства товаров и услуг. Индексация доходов. Управление здравоохранением. Формирование средств социальной защиты. Организация управления местным хозяйством, развитием народных промыслов.
Тема III-3. Экологические вопросы местного
самоуправления
Роль окружающей среды в жизни и деятельности человека. Природные и техногенные отклонения от экологического равновесия. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в почве, воде, воздухе. Организация санитарно-эпидемиологического образования населения. Организационные структуры контроля нарушений экологического равновесия в органах муниципального самоуправления.
Раздел IV.
Методические вопросы развития муниципального менеджмента
Тема IV-1. Анализ в системе муниципального
самоуправления
Мониторинг как метод анализа. Организация мониторинга. Концепции мониторинга. Диагностика и анализ субъектов и объектов управления в муниципальных образованиях. Анализ производственной и экономической структур. Подразделения органов местного самоуправления, осуществляющие аналитические функции. Математический аппарат и компьютерные технологии анализа.
Тема IV-2. Методы контроля и регулирования в
системе муниципального менеджмента
Контроль и регулирование — важные функции муниципального менеджмента. Методы контроля. Государственный, муниципальный и общественный контроль. Функции контролирующих органов. Регулирование бюджетно-финансовых отношений как основа планирования муниципального социально-экономического развития. Способы регулирования. Деятельность жилищных инспекций. Межведомственная комиссия.
Тема IV-3. Методы пополнения местного
бюджета
Потенциал внебюджетных ресурсов. Организационно-экономическая защита внебюджетных ресурсов. Роль муниципального маркетинга в пополнении местного бюджета. Методы баланса муниципального бюджета. Коммерциализация муниципальной собственности. Местное налогообложение и займы. Лизинг, трансферы. Организация управления бюджетом. Финансовые рычаги формирования местного бюджета. Бизнес-план и его составление.
Литература
1.
Федеральный
закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" от 12.08.95 г.
2.
Федеральный
закон РФ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации" от 25.09.97 № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ,
№ 39.
3.
Харлоер
Э. Местные органы власти в Европе. — М., 1992.
4.
Фадеев
В.И. Муниципальное право России. — М.: Юрист, 1994.
5.
Ключевский
В.О. Боярская дума древней Руси. — М., 1994.
6.
Токвиль
А. Демократия в Америке. — М.: Прогресс, 1992.
7.
Региональное
управление: зарубежный опыт: — РАУ, 1993.
8.
Тимурова
Л.И. Уровень жизни населения региона. — Новосибирск: Наука, 1993.
9.
Тимурова
Л.И. Проблемы социальной защищенности населения региона. — Новосибирск, 1993.
1.
Теория и
практика антикризисного управления. Учебник/ Под ред. Беляева С.Г., Кошкина
В.И. — М.: Закон и право, 1996.
2.
Общественное
и государственное управление в ФРГ/ Под ред. Курьянова И. И. — М.:
ИПКгосслужбы, 1993.
3.
Региональное
сообщество: многостороннее развитие и управление. — М.: Луч, 1993.
4.
Собственность:
корпоративная, муниципальная, государственная, частная. — М., 1992.
5.
Алексеев
Ю.П., Гапоненко А.Я., Алисов А.Н. Муниципальный менеджмент. Учебно-методическое
пособие. — М.: РАГС, 1996.
6.
Богомолов
Ю., Балацкий Е., Лаврентьева О. Региональные особенности воспроизводства
квалифицированных кадров // Экономист, 1992, № 5.
7.
Солянникова
С.П. Бюджеты территорий. — М.: Финансы и статистика, 1993.
8.
Доничев
О. Инвестиционные возможности региона // Экономист, 1993, № 3.
9.
Ляхов А.
Особенности кредитно-денежного регулирования // Российский экономический
журнал, 1993, № 4.
10.
Лившиц
А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России. Материалы к
обсуждению. — М.: Аналитический центр при Президенте РФ, 1994.
11.
Фитце-Ланской
А.Б. Лекции по государственным и муниципальным финансам. Материалы семинара. —
Нижний Новгород, 1995.
12.
Балейно
П. Органы местного самоуправления Франции: регион. Материалы семинара. — Нижний
Новгород, 1995.
13.
Европейская
Хартия местного самоуправления // Народный депутат, 1993, № 11.
14.
Руткаускас
А.М. Система прогнозирования регионального воспроизводства. — М.: Наука, 1992.
15.
Васильев
Д.В. Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации. — М.: Стрикс,
1996.
16.
Лукьянова
Н.Ф., Талан М.В. Развитие эффективных деловых коммуникаций. Учебно-методическое
пособие. — М.: ИПКгосслужбы, 1997.
17.
Аксенова Е.А.,
Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Лукьянова
Н.Ф., Та-лан М.В. Управление
персоналом в системе государственной службы. Учебное пособие. — М.:
ИПКгосслужбы, 1997.
18.
Положение
"Об администрации района города Новосибирска" // Муниципалитет, 1997,
№ 1.
Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip