Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И
ПРОГРАММЫ
МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЯХ
l Цель: изучение основ управления в условиях кризиса.
l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного
самоуправления.
l Срок обучения: 162/108 уч. час.
l Режим занятий: 6 час. в день.
Раздел, |
Всего, |
в том числе |
Форма |
|
дисциплина |
час |
лекции |
практические занятия |
контроля |
Общие положения. Типология кризисов и их источники |
20/14 |
6/6 |
14/8 |
|
Прогнозирование и анализ кризисных ситуаций в муниципальных образованиях |
36/36 |
10/12 |
26/24 |
тест/тест |
Организация управления в кризисных ситуациях |
86/44 |
30/14 |
56/30 |
зачет/ |
Экономическое регулирование кризисных процессов |
20/14 |
8/4 |
12/10 |
|
Итого |
162/108 |
54/36 |
108/72 |
вып. раб./ курс. раб. |
Общие положения
Антикризисное управление в муниципальных образованиях — это управление в экстремальных ситуациях: в условиях стихийных бедствий и природных катаклизмов, техногенных катастроф, эпидемий, эпизоотий, состояния банкротства муниципальных предприятий, резкого сокращения государственной, финансовой поддержки и т.п. чрезвычайных ситуаций.
Такое управление требует разработки специальных программ управления, исходя из условий, характерных для отдельных муниципальных образований (географическая зона, климатические и погодные условия, структура промышленного и сельскохозяйственного производства, социального состава населения и т.п.).
Подобная программа должна включать в себя как прогноз развития кризиса, так и возможные пути ликвидации критического состояния и его последствий при поддержке хозяйственных организаций, банковских структур, государственных органов и населения.
Антикризисное управление муниципальными образованиями требует определенного опыта, навыков и умения в руководстве такими образованиями.
Цель настоящей программы — получение специальных знаний руководителями и исполнителями органов муниципального управления и самоуправления для работы в сложных условиях кризисных ситуаций.
Одной из основных задач программы является повышение квалификации работников местных органов власти для работы в специализированных условиях в составе антикризисных команд руководителей и исполнителей. Такие работники смогут решать комплекс задач по возможному предотвращению кризисов и сокращению отрицательных последствий их воздействий.
Программа опирается на практический опыт предотвращения кризисных состояний и направлена на развитие искусства решения задач методами антикризисного управления.
Успех реализации программы в полной мере зависит от методического обеспечения учебного процесса. Основной акцент при обучении сделан на активные формы:
- семинарские занятия;
- "круглый стол";
- обмен опытом;
- выездные занятия;
- деловые игры;
- видеотренинги;
- тестирование;
- решение управленческих задач.
Для этих целей в программе уделено 2/3 всех запланированных учебных часов. Таким путем можно достигнуть двуединую цель:
- получение устойчивых знаний изучаемой тематики;
- формирование у слушателей активного мышления при принятии нетрадиционных решений с оправданным риском.
Принятие решений в условиях экстремальных ситуаций требует быстроты реакции. С этой целью преподавателю следует активно применять в игровых ситуациях компьютерные программы.
Слушатели в процессе обучения должны получить всю необходимую информацию о решении проблемы кризисного состояния муниципальных образований как в России, так и за ее пределами.
Каждый слушатель в начале занятий должен получить папку с необходимой методической документацией и ознакомиться с ее содержанием.
Программа предусматривает разработку двух учебно-тематических планов:
- для руководящего звена местного управления и самоуправления;
- для исполнительского звена.
Общий объем часов изучения программ для упомянутых категорий работников различен и составляет соответственно 162 и 108 часов.
Так, руководящему звену следует больше уделить внимания источникам кризисного состояния и организации управления в кризисных ситуациях.
Работникам исполнительского звена управления необходим достаточный объем знаний и навыков для непосредственной диагностики кризисных явлений и подготовки вариантов проектов решений по выходу муниципальных образований из кризиса и ликвидации его последствий. Это позволит им проявить себя при работе в составе групп, комиссий, штабов по антикризисному управлению.
В процессе обучения слушателям предстоят контрольные мероприятия по оценке усвоенных знаний. Так, по п. III.5 обе категории обучающихся должны пройти тестирование и сдать зачет по третьему разделу учебно-тематического плана.
В качестве итогового контроля предлагается выполнение выпускной работы (для руководящего состава) и курсовой работы (для исполнительского звена управления).
Тематика таких работ может быть предложена самими слушателями на основе реальных кризисных ситуаций и согласована с преподавателем.
|
|
Для руководителей |
Для специалистов |
||||||
|
Раздел |
Все- |
в том числе |
Все- |
в том числе |
||||
№ п/п |
и тематика |
го ча-сов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
го ча-сов |
лек-ции |
активные формы
обучения |
формы итогового
контроля |
I |
Общие положения. Типология кризисов и их
источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Стихийные бедствия |
4 |
1 |
3 |
|
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Техногенные катастрофы |
4 |
1 |
3 |
|
3 |
1 |
2 |
|
3 |
Санитарно-эпидемиологи-ческий кризис |
4 |
1 |
3 |
|
3 |
1 |
2 |
|
4 |
Экономический кризис |
4 |
1 |
3 |
|
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Социально-политический кризис |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
2 |
2 |
|
|
Итого |
20 |
6 |
14 |
|
14 |
6 |
8 |
|
II |
Прогнозирование и
анализ кризисных ситуаций в муниципальных образованиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Прогнозирование кризисных ситуаций |
12 |
4 |
8 |
|
12 |
4 |
8 |
|
2 |
Циклические и случайные кризисы |
8 |
4 |
4 |
|
8 |
4 |
4 |
|
3 |
Диагностический анализ кризисных ситуаций |
16 |
2 |
14 |
|
16 |
4 |
12 |
|
|
Итого |
36 |
10 |
26 |
|
36 |
12 |
24 |
|
III |
Организация управления в кризисных ситуациях |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Антикризисная стратегия |
12 |
4 |
8 |
|
6 |
2 |
4 |
|
2 |
Человеческий фактор антикризисного управления |
16 |
6 |
10 |
|
8 |
2 |
6 |
|
3 |
Организация процесса разработки, принятия и реализации
решений в условиях кризиса |
20 |
6 |
14 |
|
10 |
4 |
6 |
|
4 |
Органы управления в чрезвычайных ситуациях |
24 |
10 |
14 |
|
12 |
4 |
8 |
|
5 |
Персонал антикризисных органов управления |
14 |
4 |
10 |
Тест |
8 |
2 |
6 |
Тест |
|
Итого |
86 |
30 |
56 |
Зачет |
44 |
14 |
30 |
Зачет |
IV |
Экономическое регулирование кризисных процессов |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Бюджет муниципального образования в период кризиса |
6 |
2 |
4 |
|
3 |
2 |
1 |
|
2 |
Секвестирование расходной части бюджета |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
1 |
3 |
|
3 |
Источники финансовой поддержки |
10 |
4 |
6 |
|
7 |
2 |
5 |
|
|
Итого |
20 |
8 |
12 |
|
14 |
4 |
10 |
|
|
Всего |
162 |
54 |
108 |
Вы-пускная работа |
108 |
36 |
72 |
Курсов. работа |
Содержание учебно-тематического
плана
Раздел I. Общие положения. Типология кризисов и их источники
Тема I-1. Стихийные
бедствия
Структуризация регионов страны по опасности природных катаклизмов: землетрясения, оползни, наводнения, засухи, гололед, снежные заносы, песчаные бури. Территории риска. Частота проявления отрицательного воздействия стихии в отдельных регионах. Климатические особенности района.
Тема I-2. Техногенные катастрофы
Характеристика региона как сферы материального производства. Промышленные предприятия муниципального образования как возможные источники опасности. Взрывы; пожары; химическое и бактериологическое заражение воздуха, водоемов, почвы, лесных массивов; аварии на транспорте; аварии гидротехнических сооружений; аварии в жилищном секторе и местах массового скопления людей.
Тема I-3. Санитарно-эпидемиологический
кризис
Характеристика эпидемий. Эпидемии сезонного характера. Борьба с эпидемиями и их последствиями. Профилактика эпидемий. Эпизоотии. Характеристика массовых заболеваний домашнего скота и диких животных. Профилактика эпизоотий. Санитарный надзор в муниципальном образовании.
Тема I-4. Экономический кризис
Объективные и субъективные факторы экономических кризисов в муниципальных образованиях. Природа экономических кризисов. Несостоятельность и банкротство предприятий сферы материального производства. Роль банковско-финансовых структур в создании кризисных ситуаций в муниципальных образованиях. Неплатежи в муниципальный бюджет. Спекулятивные операции на рынке ценных бумаг.
Тема I-5. Социально-политический кризис
Причины социальной напряженности. Безработица. Жилищные проблемы. Конфликты в муниципальных образованиях. Влияние преступности на социальный климат. Вынужденная миграция населения. Проблемы беженцев и вынужденных мигрантов. Борьба и противостояние политических партий и группировок. Религиозный и национальный экстремизм. Нарушение конституционных прав населения. Кризис власти местного управления и самоуправления.
Раздел
II. Прогнозирование и анализ кризисных ситуаций в муниципальных образованиях
Тема II-1.
Прогнозирование кризисных ситуаций
Идентификация кризисных ситуаций. Математические методы прогнозирования кризисов. Прогнозная экстраполяция кризисных ситуаций в муниципальных образованиях. Ошибки прогнозирования и допустимые погрешности и отклонения.
Тема II-2. Циклические и случайные кризисы
Закономерные и случайные процессы в муниципальных образованиях. Влияние изменений в общественном и государственном устройстве на цикличность кризисных явлений в обществе. Природные аномалии и их цикличность. Степень закономерности в случайных критических процессах.
Тема II-3. Диагностический анализ кризисных
ситуаций
Сущность и методы диагностического анализа. Цели анализа и требования, предъявляемые к нему. Методы диагностического анализа и источники информации для его проведения. Диагностика кризисных ситуаций. Ранжирование и структурирование проблем муниципального образования. Содержательная сторона диагностики проблем.
Раздел
III. Организация управления в кризисных ситуациях
Тема III-1.
Антикризисная стратегия
Правовые основы антикризисного управления. Основные понятия, цели и задачи антикризисной стратегии в муниципальных образованиях. Методы антикризисного управления. Разработка антикризисной программы. Механизм реализации программы. Потенциальные возможности органов местного управления и самоуправления по реализации стратегических антикризисных программ. Участие государственных органов в антикризисном управлении муниципальных образований.
Тема III-2. Человеческий фактор
антикризисного управления
Психология руководителя и исполнителя. Профессиональная этика и этикет. Культурный и образовательный уровень и имидж. Схемы взаимодействия с коллегами в условиях антикризисного управления. Действия руководителя и исполнителя в условиях неопределенности ситуации. Мобилизация общественности на ликвидацию последствий кризисных ситуаций.
Тема III-3. Организация процесса разработки,
принятия и реализации решений в условиях кризиса
Неординарные решения, условия их разработки и принятия. Интуиция, предвидение, опыт, знания, решимость, риск. Формирование коллективов для экстренной разработки вариантов управленческих решений в условиях кризисных ситуаций. Организация реализации принятых решений. Ответственность руководителя.
Тема III-4. Органы управления в чрезвычайных
ситуациях
Адаптация действующих органов управления муниципального образования к кризисным ситуациям. Принципы формирования органов управления муниципальным образованием при антикризисном управлении. Подбор и расстановка персонала. Функции управления и распределение функций по организационным структурам. Организация управления транспортом и связью. Деятельность органов правосудия и правопорядка в период кризисных явлений в муниципальном образовании.
Тема III-5. Персонал антикризисных органов
управления
Мотивация деятельности персонала. Мониторинг эффективности труда персонала в условиях кризисных ситуаций в муниципальных образованиях. Социально-психологические факторы деятельности в условиях кризиса. Кадровый аудит как средство предотвращения негативных последствий кризиса. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров местного управления и самоуправления с позиций деятельности в органах антикризисного управления.
Раздел
IV. Экономическое регулирование кризисных процессов
Тема IV-1. Бюджет
муниципального образования в период кризиса
Концепция и механизмы бюджетно-финансовой политики муниципального образования в критических ситуациях. Межбюджетные отношения. Отношения с федеральным фондом финансовой поддержки субъектов Федерации. Финансовая помощь. Налоговое регулирование и неналоговые поступления. Бюджетные ссуды и субвенции. Бюджетный дефицит.
Тема IV-2. Секвестирование расходной части
бюджета
Правовые основы секвестирования. Анализ расходной части бюджета и ранжирование расходных статей. Процесс принятия решений о секвестировании в условиях критических ситуаций в муниципальном образовании.
Тема IV-3. Источники финансовой поддержки
Государственная поддержка муниципального образования. Муниципальный заем. Благотворительность. Реализация муниципальных ценных бумаг и обязательств. Имущественный и земельный залог. Методика оценки экономического ущерба от последствий кризиса.
Литература
1.
Теория и
практика антикризисного управления. Учебник / Под редакцией Беляева С.Г.,
Кошкина В.И. — М.: Закон и право, 1996.
2.
Родионова
В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. —
М.: Перспектива, 1995.
3.
Базаров
Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала
государственных и коммерческих структур. — М.: ИПКгосслужбы, 1995.
4.
Базаров
Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М.: ИПКгосслужбы, 1995.
5.
Старобинский
Э.Е. Как управлять персоналом? — М.: Бухгалтерский бюллетень, 1997.
6.
Мальцев
В.А. Справочные данные по чрезвычайным ситуациям. Учебно-методическое пособие.
— М.: ВИПКэнерго, 1991.
7.
Мальцев
В.А. Методики оценки обстановки на промышленном предприятии при чрезвычайных
ситуациях. Учебно-методическое пособие. — М.: ИПКгосслужбы, 1995.
8.
Мальцев
В.А. Промышленная безопасность. Учебно-методическое пособие. — М.:
ИПКгосслужбы, 1995.
9.
Бестужев-Лада
И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разработок социальных процессов.
— М.: НПО "Поиск", 1995.
1.
Домненко
В.И. Российский экономический кризис начала 1990-х годов (причины, характер,
пути преодоления). — М.: РЭЖ, 1993, № 8, с. 3—10.
2.
Дворжак
И. Земля, люди, катастрофы/ Пер. с чешск. — Киев: Высшая школа, 1989.
3.
Бородкин
Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. — Новосибирск, 1989.
4.
Петровская
Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта
(теоретические и методические проблемы социальной психологии). — М., 1977.
5.
Подготовка
кадров для рыночной экономики: образовательные программы Морозовского проекта.
— М.: Академия менеджмента и рынка, 1996.
Главная Раздел Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip