Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

МОСКВА—НИЖНИЙ НОВГОРОД, 1998

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

l Цель: изучение основ управления в условиях кризиса.

l Категория слушателей: руководители и специалисты органов местного самоуправления.

l Срок обучения: 162/108 уч. час.

l Режим занятий: 6 час. в день.

 

Раздел,

Всего,

в том числе

Форма

дисциплина

час

лекции

практические

занятия

контроля

Общие положения. Типология кризисов и их источники

20/14

6/6

14/8

 

Прогнозирование и анализ кризисных ситуаций в муниципальных образованиях

36/36

10/12

26/24

тест/тест

Организация управления в кризисных ситуациях

86/44

30/14

56/30

зачет/
зачет

Экономическое регулирование кризисных процессов

20/14

8/4

12/10

 

Итого

162/108

54/36

108/72

вып. раб./ курс. раб.

Общие положения

Антикризисное управление в муниципальных образованиях — это управление в экстремальных ситуациях: в условиях стихийных бедствий и природных катаклизмов, техногенных катастроф, эпидемий, эпизоотий, состояния банкротства муниципальных предприятий, резкого сокращения государственной, финансовой поддержки и т.п. чрезвычайных ситуаций.

Такое управление требует разработки специальных программ управления, исходя из условий, характерных для отдельных муниципальных образований (географическая зона, климатические и погодные условия, структура промышленного и сельскохозяйственного производства, социального состава населения и т.п.).

Подобная программа должна включать в себя как прогноз развития кризиса, так и возможные пути ликвидации критического состояния и его последствий при поддержке хозяйственных организаций, банковских структур, государственных органов и населения.

Антикризисное управление муниципальными образованиями требует определенного опыта, навыков и умения в руководстве такими образованиями.

Цель настоящей программы — получение специальных знаний руководителями и исполнителями органов муниципального управления и самоуправления для работы в сложных условиях кризисных ситуаций.

Одной из основных задач программы является повышение квалификации работников местных органов власти для работы в специализированных условиях в составе антикризисных команд руководителей и исполнителей. Такие работники смогут решать комплекс задач по возможному предотвращению кризисов и сокращению отрицательных последствий их воздействий.

Программа опирается на практический опыт предотвращения кризисных состояний и направлена на развитие искусства решения задач методами антикризисного управления.

Методика реализации программы

Успех реализации программы в полной мере зависит от методического обеспечения учебного процесса. Основной акцент при обучении сделан на активные формы:

- семинарские занятия;

- "круглый стол";

- обмен опытом;

- выездные занятия;

- деловые игры;

- видеотренинги;

- тестирование;

- решение управленческих задач.

Для этих целей в программе уделено 2/3 всех запланированных учебных часов. Таким путем можно достигнуть двуединую цель:

- получение устойчивых знаний изучаемой тематики;

- формирование у слушателей активного мышления при принятии нетрадиционных решений с оправданным риском.

Принятие решений в условиях экстремальных ситуаций требует быстроты реакции. С этой целью преподавателю следует активно применять в игровых ситуациях компьютерные программы.

Слушатели в процессе обучения должны получить всю необходимую информацию о решении проблемы кризисного состояния муниципальных образований как в России, так и за ее пределами.

Каждый слушатель в начале занятий должен получить папку с необходимой методической документацией и ознакомиться с ее содержанием.

Программа предусматривает разработку двух учебно-тематичес­ких планов:

- для руководящего звена местного управления и самоуправления;

- для исполнительского звена.

Общий объем часов изучения программ для упомянутых категорий работников различен и составляет соответственно 162 и 108 часов.

Так, руководящему звену следует больше уделить внимания источникам кризисного состояния и организации управления в кризисных ситуациях.

Работникам исполнительского звена управления необходим достаточный объем знаний и навыков для непосредственной диагностики кризисных явлений и подготовки вариантов проектов решений по выходу муниципальных образований из кризиса и ликвидации его последствий. Это позволит им проявить себя при работе в составе групп, комиссий, штабов по антикризисному управлению.

В процессе обучения слушателям предстоят контрольные мероприятия по оценке усвоенных знаний. Так, по п. III.5 обе категории обучающихся должны пройти тестирование и сдать зачет по третьему разделу учебно-тематического плана.

В качестве итогового контроля предлагается выполнение выпускной работы (для руководящего состава) и курсовой работы (для исполнительского звена управления).

Тематика таких работ может быть предложена самими слушателями на основе реальных кризисных ситуаций и согласована с преподавателем.

Учебно-тематический план

 

 

Для руководителей

Для специалистов

 

Раздел

Все-

в том числе

Все-

в том числе

№ п/п

и тематика
плана

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

го ча-сов

лек-ции

активные формы обучения

формы итогового контроля

I

Общие положения. Типология кризисов и их источники

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Стихийные бедствия

4

1

3

 

2

1

1

 

2

Техногенные катастрофы

4

1

3

 

3

1

2

 

3

Санитарно-эпидемиологи-ческий кризис

4

1

3

 

3

1

2

 

4

Экономический кризис

4

1

3

 

2

1

1

 

5

Социально-политический кризис

4

2

2

 

4

2

2

 

 

Итого

20

6

14

 

14

6

8

 

II

Прогнозирование и анализ кризисных ситуаций в муниципальных образованиях

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Прогнозирование кризисных ситуаций

12

4

8

 

12

4

8

 

2

Циклические и случайные кризисы

8

4

4

 

8

4

4

 

3

Диагностический анализ кризисных ситуаций

16

2

14

 

16

4

12

 

 

Итого

36

10

26

 

36

12

24

 

III

Организация управления в кризисных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Антикризисная стратегия

12

4

8

 

6

2

4

 

2

Человеческий фактор антикризисного управления

16

6

10

 

8

2

6

 

3

Организация процесса разработки, принятия и реализации решений в условиях кризиса

20

6

14

 

10

4

6

 

4

Органы управления в чрезвычайных ситуациях

24

10

14

 

12

4

8

 

5

Персонал антикризисных органов управления

14

4

10

Тест

8

2

6

Тест

 

Итого

86

30

56

Зачет

44

14

30

Зачет

IV

Экономическое регулирование кризисных процессов

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Бюджет муниципального образования в период кризиса

6

2

4

 

3

2

1

 

2

Секвестирование расходной части бюджета

4

2

2

 

4

1

3

 

3

Источники финансовой поддержки

10

4

6

 

7

2

5

 

 

Итого

20

8

12

 

14

4

10

 

 

Всего

162

54

108

Вы-пускная работа

108

36

72

Курсов. работа

 

Содержание учебно-тематического плана

Раздел I. Общие положения. Типология кризисов и их источники

Тема I-1. Стихийные бедствия

Структуризация регионов страны по опасности природных катаклизмов: землетрясения, оползни, наводнения, засухи, гололед, снежные заносы, песчаные бури. Территории риска. Частота проявления отрицательного воздействия стихии в отдельных регионах. Климатические особенности района.

 

Тема I-2. Техногенные катастрофы

Характеристика региона как сферы материального производства. Промышленные предприятия муниципального образования как возможные источники опасности. Взрывы; пожары; химическое и бактериологическое заражение воздуха, водоемов, почвы, лесных массивов; аварии на транспорте; аварии гидротехнических сооружений; аварии в жилищном секторе и местах массового скопления людей.

Тема I-3. Санитарно-эпидемиологический кризис

Характеристика эпидемий. Эпидемии сезонного характера. Борьба с эпидемиями и их последствиями. Профилактика эпидемий. Эпизоотии. Характеристика массовых заболеваний домашнего скота и диких животных. Профилактика эпизоотий. Санитарный надзор в муниципальном образовании.

Тема I-4. Экономический кризис

Объективные и субъективные факторы экономических кризисов в муниципальных образованиях. Природа экономических кризисов. Несостоятельность и банкротство предприятий сферы материального производства. Роль банковско-финансовых структур в создании кризисных ситуаций в муниципальных образованиях. Неплатежи в муниципальный бюджет. Спекулятивные операции на рынке ценных бумаг.

Тема I-5. Социально-политический кризис

Причины социальной напряженности. Безработица. Жилищные проблемы. Конфликты в муниципальных образованиях. Влияние преступности на социальный климат. Вынужденная миграция населения. Проблемы беженцев и вынужденных мигрантов. Борьба и противостояние политических партий и группировок. Религиозный и национальный экстремизм. Нарушение конституционных прав населения. Кризис власти местного управления и самоуправления.

Раздел II. Прогнозирование и анализ кризисных ситуаций в муниципальных образованиях

Тема II-1. Прогнозирование кризисных ситуаций

Идентификация кризисных ситуаций. Математические методы прогнозирования кризисов. Прогнозная экстраполяция кризисных ситуаций в муниципальных образованиях. Ошибки прогнозирования и допустимые погрешности и отклонения.

 

Тема II-2. Циклические и случайные кризисы

Закономерные и случайные процессы в муниципальных образованиях. Влияние изменений в общественном и государственном устройстве на цикличность кризисных явлений в обществе. Природные аномалии и их цикличность. Степень закономерности в случайных критических процессах.

Тема II-3. Диагностический анализ кризисных ситуаций

Сущность и методы диагностического анализа. Цели анализа и требования, предъявляемые к нему. Методы диагностического анализа и источники информации для его проведения. Диагностика кризисных ситуаций. Ранжирование и структурирование проблем муниципального образования. Содержательная сторона диагностики проблем.

Раздел III. Организация управления в кризисных ситуациях

Тема III-1. Антикризисная стратегия

Правовые основы антикризисного управления. Основные понятия, цели и задачи антикризисной стратегии в муниципальных образованиях. Методы антикризисного управления. Разработка антикризисной программы. Механизм реализации программы. Потенциальные возможности органов местного управления и самоуправления по реализации стратегических антикризисных программ. Участие государственных органов в антикризисном управлении муниципальных образований.

Тема III-2. Человеческий фактор антикризисного управления

Психология руководителя и исполнителя. Профессиональная этика и этикет. Культурный и образовательный уровень и имидж. Схемы взаимодействия с коллегами в условиях антикризисного управления. Действия руководителя и исполнителя в условиях неопределенности ситуации. Мобилизация общественности на ликвидацию последствий кризисных ситуаций.

Тема III-3. Организация процесса разработки, принятия и реализации решений в условиях кризиса

Неординарные решения, условия их разработки и принятия. Интуиция, предвидение, опыт, знания, решимость, риск. Формирование коллективов для экстренной разработки вариантов управленческих решений в условиях кризисных ситуаций. Организация реализации принятых решений. Ответственность руководителя.

Тема III-4. Органы управления в чрезвычайных ситуациях

Адаптация действующих органов управления муниципального образования к кризисным ситуациям. Принципы формирования органов управления муниципальным образованием при антикризисном управлении. Подбор и расстановка персонала. Функции управления и распределение функций по организационным структурам. Организация управления транспортом и связью. Деятельность органов правосудия и правопорядка в период кризисных явлений в муниципальном образовании.

Тема III-5. Персонал антикризисных органов управления

Мотивация деятельности персонала. Мониторинг эффективности труда персонала в условиях кризисных ситуаций в муниципальных образованиях. Социально-психологические факторы деятельности в условиях кризиса. Кадровый аудит как средство предотвращения негативных последствий кризиса. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров местного управления и самоуправления с позиций деятельности в органах антикризисного управления.

Раздел IV. Экономическое регулирование кризисных процессов

Тема IV-1. Бюджет муниципального образования в период кризиса

Концепция и механизмы бюджетно-финансовой политики муниципального образования в критических ситуациях. Межбюджетные отношения. Отношения с федеральным фондом финансовой поддержки субъектов Федерации. Финансовая помощь. Налоговое регулирование и неналоговые поступления. Бюджетные ссуды и субвенции. Бюджетный дефицит.

Тема IV-2. Секвестирование расходной части бюджета

Правовые основы секвестирования. Анализ расходной части бюджета и ранжирование расходных статей. Процесс принятия решений о секвестировании в условиях критических ситуаций в муниципальном образовании.

Тема IV-3. Источники финансовой поддержки

Государственная поддержка муниципального образования. Муниципальный заем. Благотворительность. Реализация муниципальных ценных бумаг и обязательств. Имущественный и земельный залог. Методика оценки экономического ущерба от последствий кризиса.

 

Литература

1.                              Теория и практика антикризисного управления. Учебник / Под редакцией Беляева С.Г., Кошкина В.И. — М.: Закон и право, 1996.

2.                              Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. — М.: Перспектива, 1995.

3.                              Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. — М.: ИПКгосслужбы, 1995.

4.                              Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М.: ИПКгосслужбы, 1995.

5.                              Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? — М.: Бухгалтерский бюллетень, 1997.

6.                              Мальцев В.А. Справочные данные по чрезвычайным ситуациям. Учебно-методическое пособие. — М.: ВИПКэнерго, 1991.

7.                              Мальцев В.А. Методики оценки обстановки на промышленном предприятии при чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие. — М.: ИПКгосслужбы, 1995.

8.                              Мальцев В.А. Промышленная безопасность. Учебно-методическое пособие. — М.: ИПКгосслужбы, 1995.

9.                              Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. — М.: НПО "Поиск", 1995.

1.                              Домненко В.И. Российский экономический кризис начала 1990-х годов (причины, характер, пути преодоления). — М.: РЭЖ, 1993, № 8, с. 3—10.

2.                              Дворжак И. Земля, люди, катастрофы/ Пер. с чешск. — Киев: Высшая школа, 1989.

3.                              Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. — Новосибирск, 1989.

4.                              Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологи­ческого анализа конфликта (теоретические и методические проблемы социальной психологии). — М., 1977.

5.                              Подготовка кадров для рыночной экономики: образовательные программы Морозовского проекта. — М.: Академия менеджмента и рынка, 1996.

Главная     Раздел     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Hosted by uCoz