Номер 6/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Научная жизнь


Директор Международного института прикладного ситемного анализа (ИИАСА) Гордон Дж. МакДональд, представляя новый проект “Природные катастрофы и развивающиеся страны (CAT)” в журнале “Options” (Fall ‘Winter 99), обращает внимание на глобальные изменения в мире, обостряющие его физическую уязвимость. Речь идет о природных катастрофах, которые
за 1988-1997 гг. обошлись мировой экономике в 700 млрд долл. Большая часть этой суммы приходится на развитые страны.
Признавая роль природных катастроф в распространении бедности, Всемирный банк и ИИАСА заключили соглашение в целях совершенствования методов, которые могут помочь бедным странам разделить со страховщиками во многом неизбежные потери. Проект, отмечает Гордон Дж. МакДональд, будет содействовать Всемирному банку в приспособлении его программ к нуждам заемщиков. К соглашению присоединилась компания Swiss Re, второй
в мире перестрахователь, на которого ориентируются при оценке масштабного риска.
В классической экономике небольшие (1-2%) потери основного капитала
и инфраструктуры могут рассматриваться как пертурбации вокруг точки равновесия. Однако убытки, если они выражаются значительной долей инвестиций в основной капитал, не могут быть описаны как простое отклонение от этой точки. Наносимые огромные потери приводят экономические структуры в состояние шока. В связи с этим поднимаются вопросы, решая которые классические экономисты терпят неудачу
и испытывают потребность в иных теориях и методологиях исследований. Проект открывает новые направления научных изысканий сферы, которой пренебрегали в прошлом, – ликвидации экономических последствий природных катастроф.

Природные катастрофы: последствия для развивающихся стран

Управление чрезвычайными ситуациями, включающее меры по ликвидации последствий катастроф, многие представители Всемирного банка, а также заемщики все еще рассматривают вне связи с обычными задачами экономического развития, как нечто исключительное, привносимое особыми обстоятельствами. Подобные “особые” меры осуществляются практически регулярно, год за годом в большинстве стран, подверженных катастрофам. Такой вывод сделан Фондом управления чрезвычайными ситуациями Всемирного банка (Disaster Management Facility, DMF)1.

Драматические события последних лет (сильнейшие землетрясения, ураганы, циклоны в разных частях Земли) привлекли внимание всего мира к последствиям природных катастроф. В самых бедных странах по сравнению с развитыми они наиболее разрушительны. Несмотря на подавляющую концентрацию основного капитала в богатых странах, экономические последствия катастроф распределяются относительно равномерно между регионами развитых и развивающихся стран: каждая группа несет ежегодный прямой ущерб в размере примерно 35 млрд долл. Однако по отношению к ВВП в расчете на душу населения в развивающемся мире он в 20 раз больше, чем в индустриальных странах. Даже очень серьезные стихийные бедствия в богатейших странах вызывают значительно меньшее число жертв, чем в развивающихся. Кроме того, в индустриальных странах имущество, как правило, застраховано, и причиненный ущерб, как бы ни был велик, оказывает лишь временное воздействие на региональную и национальную экономику.

Развитие методов моделирования позволяет анализировать степень подверженности обществ потерям от катастроф, помогая осознать их потенциальные последствия. Условием устойчивого развития бедных стран считается готовность встретить угрожающие явления до того, как они свершатся. В то же время организации, в задачи которых входит борьба с бедностью, должны выделять такие финансовые средства, чтобы минимизировать влияние стихийных процессов на осуществление программ экономического роста.

В течение последних лет ИИАСА проводил исследования различных параметров катастроф, включая статистику их периодичности, воздействие на различные аспекты землепользования, состав страховых портфелей. Ученые института участвовали также в инициативах Всемирного банка, анализируя возможности развивающихся стран в разрешении чрезвычайных ситуаций.

ИИАСА и Всемирный банк 9 июня 1999 г. объявили о сотрудничестве в исследовании прямых и косвенных экономических последствий катастроф для развивающихся стран. Вторая в мире по величине компания, занимающаяся перестрахованием, Swiss Re2 присоединилась к этому партнерству в июле.

Для реализации этих задач ИИАСА подготовил новый проект “Природные катастрофы и развивающиеся страны (CAT)”, который входит в тематику исследований института по окружающей среде и природным ресурсам, поскольку катастрофические явления разрушают как создаваемые человеком объекты жизнеобеспечения, так и ресурсы Земли. Их последствия в значительной степени зависят от того, как население взаимодействует с природной средой. Проект служит также примером усилий ИИАСА в области исследований, имеющих политическую направленность, поскольку его результаты должны помочь развивающимся странам и тем, кто оказывает им поддержку в выработке и осуществлении эффективной стратегии управления риском и уменьшения последствий катастроф для бедных.


Финансирование
восстановительных работ


Помимо непосредственного ущерба, наносимого жизни людей, материальным объектам и окружающей среде, катастрофы иногда надолго расстраивают всю экономическую структуру страны. Потери, причиняемые бедным странам, значительно ограничивают их продвижение к устойчивому экономическому росту, поглощая внутренние накопления и разъедая международную помощь развитию. Крупные потери могут вызвать задолженность как отдельных граждан, так и правительств. С 1988 по 1998 г. 5,6% займов Азиатского банка развития направлены на восстановительные работы, а не на программы, ориентированные на экономический рост. За последние 20 лет Всемирный банк потратил 14 млрд долл. на проекты, связанные с ликвидацией бедствий, что составило основную часть возмещающих операций банка.

Еще большую озабоченность вызывает тот факт, что, по оценке Всемирного банка, значительная часть его займов помимо средств, которые специально предназначались для облегчения тяжести потерь от катастроф, отвлекалась на другие нужды. Отклонения в использовании средств подрывают программы помощи развитию; более того, они делают кредитные учреждения объектами обвинений в неэффективном планировании и даже растрате денег. Многие страны сокращают объемы финансирования иностранной помощи, становится труднее убедить страны-доноры участвовать в таких программах. Как периодичность, так и масштаб катаклизмов увеличиваются, что дает основание ожидать усиления бремени финансирования ликвидации потерь.


Бедность в развивающихся странах


Твердое убеждение, что бедность в мире представляет крупнейшую проблему XXI в., делает задачу поддержки планируемого экономического развития неотложной. По оценке Программы развития ООН (ПРООН), в 1998 г. 1/3 населения развивающихся стран относилась к категории бедных, при этом 18% из них – категория беднейших. Более 20% населения развивающихся стран и стран с переходной экономикой потребляет менее 2 долл. в день.

Согласно отчету ПРООН за 1998 г. из 4,4 млрд жителей развивающихся стран почти 3/5 лишены основных санитарных удобств; почти 1/3 лишена чистой воды; 1/4 не имеет адекватного жилья; 1/5 не может пользоваться современным медицинским обслуживанием; 1/5 детей не посещает школу с пятого класса; около 1/5 не получает достаточного калорийного питания и протеинов.

Лидеры стран мира на Всемирном саммите 1995 г. по проблемам социального развития определили искоренение бедности как “этический, социальный, политический и экономический императив человечества”. В ответ ПРООН выдвинула сокращение бедности в качестве первостепенной задачи, решить которую может широкомасштабная программа на национальном и международном уровнях. Конференция ООН по торговле и развитию создала в 1993 г. Постоянный комитет по борьбе с бедностью (Standing Committee on Poverty Alleviation) и объявила 1996 г. Международным годом ликвидации бедности.

Всемирный банк, провозгласивший своей целью “мир без бедности”, организовал систематическое исследование связи между бедностью и экономическим развитием. Причина такого интереса со стороны банка очевидна: страны, которые должны бороться с застарелой бедностью, добиваясь какого-либо прогресса в экономическом развитии, будут по-прежнему полагаться на международных доноров, а не на собственные ресурсы. В то же время многие страны-доноры озабочены тем, чтобы гарантировать эффективное использование любой предоставляемой помощи. Но сострадание и добрые намерения не могут обеспечить оптимального распределения фондов развития.

Почему развивающиеся страны особенно уязвимы с точки зрения социальных и экономических последствий природных катаклизмов? Как показывают статистические данные, большая часть бедного населения мира и так живет в условиях риска. Их жилища, как правило, представляют собой непрочные сооружения и расположены в местах, так или иначе уязвимых или подверженных риску, не могут выдержать сильный ветер, напор воды, землетрясение или сход селевых потоков. Болезни, часто следующие за природной катастрофой, сильнее поражают людей, чье здоровье и так является хрупким. Таким образом, хотя чрезвычайные ситуации в равной мере затрагивают богатых и бедных, они способны нанести ущерб качеству жизни населения развивающихся стран, чувствительный на протяжении десятилетий и даже для поколений.

На национальном уровне развивающиеся страны испытывают недостаток бюджетных ресурсов, которые могли бы дать возможность предпринять различные превентивные меры. Как показали предшествующие исследования ИИАСА, применение соответствующих методов анализа и моделирования риска является ключевым элементом, демонстрирующим возможности решения проблем развивающихся экономик, подверженных угрозе природных катастроф, на основе планирования и управления риском. С помощью проекта CAT институт стремится разработать основные направления повышения эффективности управления риском в развивающихся странах и практики их финансовой поддержки со стороны стран-доноров.


Инфраструктура


Всемирный банк детально рассмотрел взаимозависимость между бедностью и состоянием инфраструктуры, обеспечивающей функционирование производства, т.е. таких отраслей, как транспорт, энергетика и связь. Возможность пользоваться услугами инфраструктуры, прежде всего электро- и водоснабжением, санитарными удобствами, часто является фактором, определяющим соотношение между потребностями и средствами к существованию. Современная инфраструктура служит ключевым компонентом экономического роста, и ее потери связаны с такими издержками, которые оказывают прямое воздействие на бедных.

Инфраструктура – важнейшее связующее звено между природными катастрофами и бедностью. Основное внимание мировой общественности, как правило, сосредоточено на гуманитарных последствиях чрезвычайных ситуаций, но наиболее глубокое воздействие природных катастроф сказывается через разрушение материальной инфраструктуры.

По мнению Всемирного банка, проекты развития инфраструктуры, прежде всего транспорта, ирригации, электроснабжения, а также влияющие на сельскохозяйственное производство, способствуют сокращению бедности.

Имеются примеры того, как инвестиции в сельскохозяйственную инфраструктуру повысили средние доходы домашних хозяйств более чем на 30%, доходы от производства сельскохозяйственных культур – на 24, а доходы по заработной плате – даже на 92%. По оценкам Всемирного банка, рост фондов инфраструктуры на 1% дает в среднем 1% роста ВВП. В то же время наводнения и засухи наносят ущерб сельскому хозяйству как краткосрочный, уничтожая урожай данного года, так и долгосрочный, разрушая продуктивные земли или заставляя фермеров проедать семенные фонды. Более того, результатом может стать отсутствие воды, жилища или работы, разрушение дорог и мостов. Оборотная сторона взаимосвязи между инфраструктурой и развитием проявляется в том, что даже относительно небольшое падение доходов в результате катастрофы может отбросить значительно большую в процентном отношении часть населения страны в бедность.

В развивающихся государствах стоимость строительства объектов инфраструктуры, будь то дорога, сеть электроснабжения, плотина гидроэлектростанции, мост или административное здание, поглощает большую долю ресурсов страны или отдельной фирмы, чем в индустриальных. Когда развивающиеся государства теряют эти объекты, их возмещение становится более трудным и дорогостоящим. Кроме того, инфраструктурные потери несут с собой более масштабные экономические последствия, так как развивающиеся государства, как правило, создают ключевые системы без учета потребности в резервах. Следовательно, потеря какого-либо объекта, например электростанции, будет ощущаться достаточно долго. Отсутствие опыта или институционального контроля делает уязвимым основной капитал. Так, эксперты пришли к выводу, что землетрясения в Турции не имели бы столь разрушительных последствий, если бы здания строили в соответствии с современными нормами сейсмической безопасности.


Уменьшение и трансферт риска


Что делать, когда чрезвычайные ситуации оказываются губительными для инфраструктуры, столь важной для процессов развития? После принятия неотложных мер необходимо мобилизовать ресурсы для длительных восстановительных работ. В индустриальных странах возместить частным лицам и коммерческим предприятиям потери, в том числе от природных катастроф, помогает система страхования, обеспечивающая надежный источник финансирования восстановления. В развивающихся странах эти услуги ограничены. В индустриальных странах до 50% затрат на восстановление финансируются за счет страхования, произведенного до катастрофы; в развивающихся эта цифра составляет менее 2%, что делает единственным источником помощи стесненные в средствах правительства.

Новые механизмы трансферта риска. Моделирование катастроф дает основу для планирования нового поколения инструментов трансферта риска, известных как облигации катастроф, которые позволяют учесть финансовые риски катастрофических явлений и осуществить их трансферт непосредственно на рынки капитала. Проценты по этим облигациям выплачиваются в случае определенного события, например землетрясения силой свыше 7,1 балла по шкале Рихтера с заданным эпицентром и в известный период. Условия обязательств выплаты связаны с масштабом и локализацией явления, а не с размером ущерба, поэтому дополнительные гарантии при перестраховании не требуются. Таким образом, эти инструменты могут сыграть полезную практическую роль для развивающихся стран, хотя еще ни одна из них не применяла такие облигации для нейтрализации любой формы риска.

Другой возможностью является условный долгосрочный кредит. В этом случае кредитор начисляет плату, которую заемщик выплачивает, если условное событие не происходит. Если же катастрофа происходит, заемщик может сразу пользоваться кредитом.

Как показали исследования ИИАСА, правительства, как правило, реагируют на катастрофы после того, как они случились (последующие меры), отвлекая средства от действующих программ либо увеличивая внешние заимствования. Предпринимаются лишь частичные меры для уменьшения риска или трансферта финансового бремени организациям страхования или рынкам капитала (предварительные меры). Только некоторые развивающиеся страны, такие как Мексика и Турция, создали незначительные фонды, призванные обеспечивать ресурсы для нужд, возникающих в связи с природными катастрофами.

Всемирный банк также до сих пор придерживался стратегии последующего реабилитационного финансирования, но уже озабочен неэффективностью такого подхода. Банк проявляет интерес к рассмотрению альтернативных подходов, более глубокому изучению долгосрочных последствий природных катастроф. Такое изучение может обеспечить опыт ИИАСА в области компьютерного моделирования. На основе результатов исследований в рамках проекта CAT Всемирный банк может более четко решить проблему, внеся изменения в планируемые кредитные пакеты для стран, подверженных природным катастрофам.


1Созданный в июле 1998 г. фонд проводит работу с развивающимися странами по совершенствованию управления риском и стимулированию эффективных проектов и инициатив, способствующих предотвращению и смягчению последствий катастроф.
2Основные направления деятельности Swiss Re Group, имеющей 70 отделений в 30 странах: трансферт, финансирование риска и управление активами. Swiss Re использует три способа управления – отказ от рисков, которые слишком велики или представляют угрозу окружающей среде; предоставление своей экспертизы и опыта правительствам в разработке стратегий управления чрезвычайными ситуациями; освоение новых, альтернативных инструментов трансферта риска, повышающих способность финансовых рынков справляться с крупными рисками катастроф.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz