Номер 1/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Подготовка кадров


Высокая квалификация специалиста – путь к успеху реформ

– Господин Гардиан, нам известно, что за десять лет своей деятельности Немецкая академия менеджмента перешагнула границы Германии. В стенах академии прошли переподготовку тысячи слушателей не только из Восточной Германии, на которую, очевидно, прежде всего была ориентирована, но и из соседних стран – Польши, Чехии и Венгрии, а также из России, других стран СНГ и даже из Азии. Чем Вы объясняете такой интерес к учебным программам академии?

– На мой взгляд, таких причин несколько. Прежде всего, интерес к современному менеджменту был вызван требованиями рыночных реформ, начавшихся в 90-е годы в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Как известно, рынки создают люди. “Ноу-хау” приобретается, оборудование можно купить, но только контакты и личные встречи помогают найти путь к клиенту. Наша академия создала прекрасную платформу для деловых контактов, помогает слушателям разработать собственную стратегию достижения предпринимательского успеха. У нас они имеют возможность накопить практический опыт из знакомства с западноевропейскими предприятиями родственной отрасли.

Как разрабатывается стратегия выхода на новые рынки? Как проводится маркетинг?  Как принимаются решения? Как ведется калькуляция и управление затратами? Ответы на эти и десятки других вопросов, с которыми менеджеры в новых независимых государствах сталкиваются каждый день, можно получить, прослушав соответствующий курс лекций.

Популярности способствует наш статус некоммерческой организации, а также представительный состав учредителей академии. Достаточно сказать, что в этом списке два промышленных гиганта Нижней Саксонии – акционерные общества “Фольксваген” и “Пройссаг”, центральный банк федеральной земли  “Норддойче Ландесбанк” и крупнейший устроитель выставок – экспоцентр “Дойче Мессе АГ”, две торгово-промышленные палаты, которые открывают доступ к широкому кругу так называемых среднекрупных предприятий Германии. Напомню, что около 80% ВНП Германии создается именно среднекрупными предприятиями.

Не исключаю, что известность академии принесли и те 10 тыс. руководителей высшего и среднего звена из стран бывшего СЭВ, в том числе из России, которые прошли переподготовку в наших аудиториях. К слову, существует немало предприятий, для каждого из которых у нас обучено по 200 и более специалистов.

– На организацию дела такого размаха средств, получаемых академией от слушателей в качестве платы за учебу, явно недостаточно. Очевидно, есть и другие источники финансирования?

– Вы правы. Главный наш спонсор – федеральная земля Нижней Саксонии (тоже, кстати, наш соучредитель), субсидировавшая на проведение учебных программ ровно половину финансовых ресурсов – 40 млн марок. Остальные поступают от партнеров, правительства ФРГ, Комиссии Европейского Союза и т.д. Мы надеемся, что опыт, приобретенный на эти деньги, – солидная основа для эффективной работы специалистов в будущем.

– На какую категорию специалистов в первую очередь ориентированы учебные программы?

– Предпочтений мы не делаем. Все дело в запросах стран. В целом могу сказать, что программы адресованы сегодняшним руководителям верхнего и среднего звена и подрастающему поколению управленческих кадров. Если говорить о численности, то соотношение между этими двумя категориями до сих пор было примерно равным. Причем благодаря партнерским связям с российскими вузами сформировалась устойчивая тенденция к более частому проведению занятий в России.

Возраст слушателей, как видно из таблицы 1, также зависит от занимаемого ими положения.

 Мы рады тому, что президентская инициатива России предусматривает приоритет для  специалистов, которым не больше 35 лет, и для офицеров запаса – до 40 лет. Несомненно, это хорошая инвестиция в подготовку будущей элиты руководящих кадров страны.

Помимо курса, предназначенного для реализации инициативы России, в академии действующие программы для ответственных руководителей нынешнего и завтрашнего дня подразделяются на пять блоков, содержание которых разрабатывается с учетом пожеланий клиентов. Они получили название по имени города Целле, где расположена наша академия.

Целльский раунд – для предпринимателей и нынешних ответственных руководителей предприятий и ведомств. Рассчитан он на 3–5 дней и предусматривает раунды встреч предпринимателей Востока и Запада, в ходе которых углубляются контакты деловых людей, проводится совместный анализ стратегических подходов предприятий на новых рынках.

Целльские пирамиды также предназначены для ответственных руководителей, но программа более продолжительна. В течение 2–4 недель слушатели обучаются отраслевому, функциональному и общему менеджменту и знакомятся с предприятиями отрасли. Цель этой программы – знакомство с особенностями рынка, получение знаний по менеджменту, организации, работе с кадрами и финансированию в соответствующей отрасли.

Целльские мосты – для работников руководящих должностей и молодой смены руководителей. По этой программе продолжительностью 2–4 мес. слушатели работают над проектом реализации рыночных стратегий. Они анализируют рынки и потоки товаров, разрабатывают стратегии выхода на рынок, исследуют возможности инвестирования своих проектов.

Целльские ступени – для будущих руководителей. За 3–7 мес. предусмотрено создать предпосылки для профессионального роста слушателей. Для этого они обучаются немецкому языку и менеджменту, проходят практику на партнерском предприятии и в творческих мастерских, работают над проектом. Предполагается, что в ходе обучения слушатели получат необходимые знания менеджмента с учетом специфики окружения и специализации по определенному рынку или положению на предприятии.

Целльский ключ – для преподавателей менеджмента. Программой, рассчитанной на 3–9 мес., предусмотрены семинары по инструментам и стратегиям менеджмента, методике и дидактике, а также  деловые игры. Цель этого курса – получение знаний и навыков самостоятельного, целенаправленного проведения обучения по менеджменту в странах слушателей.

Таблица 1

Целевые группы
Категория специалистов Возраст
Действующие ответственные руководители
    уровень высшего руководства
    уровень руководства функциональными подразделениями:
        маркетинг/сбыт
        кадры
        производство
        финансы
35 – 60 лет
Резерв руководящих кадров 25 – 40 лет
Молодая смена руководителей 20 – 30 лет
Будущие преподаватели менеджмента Без ограничений

Одна из важнейших причин высокой оценки и признания нашей работы в России заключается, в частности, в отраслевой ориентации (табл. 2). Мы обслуживаем широкий спектр отраслей. Это возможно только потому, что к работе над проектами и к проведению семинаров в качестве преподавателей привлекаются практики – специалисты немецких предприятий той отрасли, которую представляют слушатели. Мы уверены, что это способствует диалогу специалистов одного профиля.

– Какие выводы Вы, господин директор, вынесли из опыта работы в России?

– Прежде всего, лишь совместные усилия сплоченной команды руководителей во главе с генеральным директором могут стать двигателем инноваций и позволят избежать опасностей, которым команда подвергается под влиянием острой конкурентной борьбы, динамичного развития рынка и/или наступления новых технологий.

Во-вторых, я глубоко убежден в том, что предпосылкой успешной и эффективной концепции повышения квалификации является ориентир на конкретные цели экономической политики или предпринимательской деятельности. Если такой ориентир отсутствует, повышение квалификации легко вырождается в выхолощенные и самоцельные упражнения ума и напрасную трату денег. Лишь немногие учебные заведения Восточной и Западной Европы могут себе это действительно позволить. Повышение квалификации не может и не должно становиться самоцелью.

Исходя из этих убеждений, могу предложить несколько идей, обобщающих опыт практической работы и долгих теоретических дискуссий с нашими российскими партнерами.

Первое. Управленческие кадры, даже те, которые занимаются решением узкоспециальных вопросов, должны осознавать взаимосвязь функциональных отделов предприятия. Стратегическая деловая игра по менеджменту способствует формированию общей базы знаний для всех участников, позволяя одновременно выявить индивидуальные способности к групповой работе и волю к конструктивному решению проблем и конфликтов.

Второе. Индивидуальная структура личности предопределяет способности и склонности к руководящей работе в том или ином функциональном отделе предприятия. В связи с этим каждому участнику предстоит выбрать соответствующий функциональный отдел. Подготовкой к стажировке служит углубленное изучение специфики работы в выбранном подразделении. На этом же этапе перед слушателями ставится цель –подготовиться к выполнению проектного задания, поскольку во всех случаях стажировку предваряет постановка конкретной проблемной задачи. Сжатые сроки курса позволяют, естественно, заняться решением и масштабных, развернутых проблем.

Тем не менее мы считаем, что адекватное задание для стажера отдела маркетинга, например, – разобраться в том, как конкретно осуществляются системный анализ и классификация клиентов, и сопоставить полученные результаты с реалиями своего предприятия или ситуацией в своей стране. Результаты анализа и сравнения будут служить основой для разработки предложений по первым трем шагам оптимизации работы после возвращения на родное предприятие.

Беседу вел
ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВ

Таблица 2

Программы академии 1990-1997 гг.
Отрасли Программы Участники
Общий менеджмент 237 4 304
Предприятия:
    энергоснабжение
    водохозяйство


60


1 117
Нефтегазовая промышленность 57 1 029
Финансовые сферы деятельности 49 910
Машиностроение/электроиндустрия 47 858
Строительство 39 752
Автомобилестроение/транспорт 26 465
Пищевая (упаковочная) промышленность, сельское хозяйство 27 506
Государственные органы управления 9 117
ИТОГО: 551  10 058
Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz