Научные конференции
21 – 24 октября 1998 г. в Государственном
университете управления состоялась очередная международная
научно-практическая конференция “Управление
реструктуризацией экономики”, совмещенная со
Второй Московской специализированной выставкой
“Управление-98. Методы. Средства. Технологии.” Работа конференции проходила на пленарных
заседаниях и в 11 секциях. Всего было представлено около 350 докладов и
сообщений, что свидетельствует об огромном интересе ученых и практиков к
проблемам структурной перестройки и выхода из
кризиса
Управление реструктуризацией
экономикиАкадемик РАН
Д. Львов
подробно
проанализировал социально- экономическую
ситуацию в России. Происходящее в нашей стране,
отметил докладчик, в значительной мере является
следствием глобального кризиса мировой
экономической системы. Чтобы наметить реальные
пути вывода российского хозяйства из кризиса
необходимо ответить на вопрос: какая же
экономика в действительности сложилась у нас. По
мнению докладчика,
эта экономика не имеет
никакого отношения к рыночной.
В нормальной
рыночной экономике идет постоянный процесс
смены форм собственности, который
сопровождается ростом эффективности
производства. В России же с изменением формы
собственности (в настоящее время 2/3
собственности уже не принадлежит государству)
производство катастрофически упало, его
эффективность и конкурентоспособность резко
снизились. Наша экономика состоит из двух относительно
автономных частей. Первую, которая вроде бы
функционирует в нормальном режиме, составляют
финансы и торговля, где обращаются деньги,
значительная доля которых замещается
иностранной валютой (в основном долларами);
вторая часть – реальное производство, где
вместо нормального денежного обращения
практикуются такие допотопные формы, как
натуральный обмен товарами, а также
функционируют квазиденьги и различного рода
суррогаты. По существу дефицит товаров заменен дефицитом
денег со всеми отрицательными последствиями.
Богатый природно-ресурсный потенциал оказался в
значительной степени приватизированным, в
результате чего 1,5% людей, называемых часто
олигархами, стали собственниками 62 – 65%
национального богатства страны, к которому они
никакого отношения в части затрат труда или
капитала не имели. Существенное место занимает
теневая, криминальная экономика. Все это
приводит к тому, что основная часть доходов от
национального богатства не проходит через
государственную казну, а потому страна постоянно
несет колоссальные потери. Говоря о перспективах, докладчик подчеркнул
важность решения
вопроса собственности,
назвав его центральным. Интеллектуальный
потенциал, высокая образованность населения, его
мастерство и, наконец, природные богатства
составляют фундамент, который позволяет стране
развиваться самостоятельно и динамично. Профессор
Б. Мильнер
остановился на
проблеме хозяйствующего субъекта и тесно
связанной с ней проблеме корпоративного
управления как ключевой в сегодняшней
российской экономике. В ходе реформ, отметил
докладчик,
не удалось сформировать современных
хозяйствующих субъектов рыночного типа.
В
результате многолетней борьбы за выживание в
российской экономике возникла модель
хозяйствующего субъекта, представляющая
эклектическую комбинацию предприятия периода
централизованного управления и разномастных
рыночных элементов, механически заимствованных
из зарубежной практики. Процесс развала многих крупных
производственных и научно-производственных
комплексов был инициирован принятым в 1992 г.
решением о ликвидации объединений. Реформы
продемонстрировали хрестоматийные примеры
деконцентрации производства, деления крупных
производственных систем во что бы то ни стало,
без оглядки на колоссальные потери, которые
несет общество. По мнению докладчика, в РФ сложились
обстоятельства, диктующие необходимость
коренного поворота в ориентации корпоративного
управления. Потеря управляемости, обвальное
падение спроса и объемов производства, ставший
почти критическим кризис неплатежей, недостаток
инвестиций и оборотных средств, феномен
бартерных отношений, предельное сокращение
государственных заказов и крайняя
неопределенность перспективы – все это
подталкивает к поиску новых форм организации и
кооперации, вызывает к жизни интеграционные
процессы, которые становятся защитными. Мир развивается в направлении глобализации.
Глобальными хозяйствующими субъектами
становятся не страны, а корпорации и альянсы.
Структурной перестройке в российской экономике,
восстановлению управляемости на принципиально
новых началах способствует создание
финансово-промышленных групп. Важно, чтобы
корпоратизация
стала самостоятельным направлением
экономического реформирования и преодоления
управленческого кризиса.
Корпоративное строительство достаточно
заметно продвигается там, где еще до
приватизации были созданы довольно целостные
интегрированные компании и где одновременно
существовал относительно устойчивый
платежеспособный спрос (нефтегазовая, пищевая,
металлургическая промышленность,
электроэнергетика, авиастроение, отдельные
сектора машиностроения). Сложнее обстоит дело в
бывшем военно-промышленном комплексе. Вместе с
тем вопрос о путях эффективного
функционирования объединений типа “финансовая
структура – промышленное предприятие”
нуждается в дальнейшей детальной проработке,
требует соответствующего государственного
регулирования. Профессор
В. Кириченко
подчеркнул, что
переживаемое после 17 августа 1998 г. резкое
обострение экономического кризиса, во-первых,
еще раз со всей очевидностью показало
неадекватность
либерально-монетаристской модели рыночного
реформирования реалиям российской экономики
и
социальным предпочтениям подавляющего
большинства населения страны и, во-вторых,
привело к разрушению многих институтов
инфраструктуры рынка и отбросило
институциональные преобразования к исходной
позиции начала 90-х годов. При этом в несравненно
худшем положении оказался реальный сектор
экономики, резко снизилась материальная
обеспеченность большинства населения,
утратилось доверие к власти. Поэтому сегодня как
нигодна актуальна теоретическая и практическая
задача выстраивания
новой идеологии
экономических реформ, освоения более
эффективного инструментария ее осуществления,
включая все аспекты управления. Автор доклада выделил три задачи, решение
которых имеет общее принципиальное значение и
вместе с тем несет непосредственный
антикризисный эффект: • создание четкого механизма доведения потока
финансовых ресурсов (бюджетных средств,
амортизационных отчислений, эмиссионных
кредитов и т.п.) до намеченного объекта
(предприятия, проекта, программы), чтобы
полностью исключить их нецелевое использование
и тем более элементарное хищение; • формирование механизма полного возврата
валютной выручки в страну, ликвидация
возможности нелегального оставления ее за
рубежом, на счетах зарубежных банков; • принятие чрезвычайных мер по стимулированию
вовлечения в экономический оборот (на цели
инвестирования) валютных накоплений населения
при полной государственной гарантии его
интересов (выгоды). Заместитель руководителя Департамента
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Госстроя
А.Кочегаров
отметил, что среди целей
и задач реформы в данной отрасли самыми важными
являются
социальная защита населения, снижение
издержек в сфере и совершенствование расчетов за
услуги.
К мерам социальной защиты относится
предельный размер оплаты за коммунальные услуги,
который не должен быть выше определенной
величины, увязанной с доходами населения.
Очевидно, что повышение тарифов может привести к
социальной напряженности. Профессор
С. Валуев
остановился на проблеме
проектирования
организации управления как
системы принятия решений.
В ходе
проектирования разрабатываются задачи
оптимизации соответствующих технологий,
подготовки управленческих решений, построения
схем управления, обоснования состава решений и
их утверждения на заданных уровнях. Указанный
подход позволяет как оценивать действующие
системы управления, так и искать пути их
совершенствования. В докладе профессора
А. Филиппова
представлена
структура социальной базы реформ,
включающая следующие составляющие: • социальную инфраструктуру, которая
определяет жизнеобеспечение общества и не
позволяет резко изменить к худшему такие базовые
факторы, как здравоохранение, образование,
пенсионное обеспечение, страхование от
безработицы и т.д.; • морально-психологическую готовность
общества к реформированию, которая проявляется в
его способности сносить тяготы реформ, а также в
уверенности временного характера лишений,
связанных с кризисом и сложностями переходного
периода; • экономическую активность большой социальной
группы. Эта группа первая ощущает свободу для
своей общественно значимой деятельности, а по
мере нарастания ее активности создаются условия
для включения в реформу других слоев населения
(принцип основного звена). Замедленный темп рыночных реформ в России,
подчеркнул профессор
В.Князев,
во многом
обусловлен неэффективным решением проблем
управления персоналом. Сегодня особенно остра
потребность в создании
научно обоснованных
систем управления персоналом, адекватных
условиям функционирования современных
предприятий, организаций и фирм.
Основная идея
социально-психологической концепции
ситуационного подхода к управлению персоналом
состоит в том, что ведущим способом
отображения организационных отношений в
сознании руководителя являются восприятие,
интерпретация и разрешение управленческих
ситуаций. В докладе обосновывается содержание и
динамическая структура основных процессов
управления персоналом – планирования,
привлечения кадров, их подбора и расстановки,
адаптации и обучения, формирования резерва и
перемещении. Представлены методология
психологического обоснования новых технологий,
управления персоналом, а также комплекс методов,
включающий ситуационную оценку эффективности
деятельности руководителей разных уровней
управления, первичный отбор руководителей с
целью продвижения, ситуационную адаптацию,
обучение и др. Профессор
В. Гунин
раскрыл
причинно-следственные связи резкого снижения
научной, научно-технической и инновационной
деятельности в России при переходе от
централизованного управления экономикой к
рыночным отношениям, а также охарактеризовал
современное состояние в этой области. В докладе изложены основные положения
стратегии
повышения инновационной активности
благодаря
формированию развитой инфраструктуры
(инжиниринг, лизинг, консалтинг, технопарки,
инкубаторы бизнеса, финансово-промышленные
группы, региональные инновационные центры,
венчурные фирмы и фонды). Определены направления
государственной поддержки инновационной
деятельности (кадры, протекционизм
отечественным инновациям и
товаропроизводителям, интеграция с мировой
инновационной инфраструктурой, трансфер
технологий из ВПК, совершенствование
законодательной базы в области интеллектуальной
собственности). Межфирменное сотрудничество в развитой
экономике представляет собой достаточно
стройную систему, в которой соглашения об
альянсах выступают инструментом
цивилизованного саморегулирования
предпринимателями условий своей деятельности,
отметил в своем выступлении доктор
экономических наук
В. Масленников.
Сегодня в
сфере межфирменных отношений происходят
революционные изменения, связанные с усилением
партнерства
фирм.
Вместе с тем понятие “бизнес-партнерство”
требует глубокого теоретического осмысления.
Под партнерством здесь понимается система
организации предпринимателями межфирменных
связей, основанная на реализации общих интересов
участников посредством совместного управления
основными внутренними и внешними ресурсами в
целях обеспечения устойчивого развития как
отдельных фирм, так и всех участников альянса.
Для этого необходимо правильно сформировать
состав участников – стратегических
партнеров; определить органы, координирующие
партнерство; усовершенствовать механизм
реализации соглашений, достигнутых субъектами
рынка в процессе предпринимательской
деятельности. Партнерство означает, по сути, новую
философию современного бизнеса.
Оно отражает
принципиально новые изменения в экономике и дает
возможность реализовать стратегию, позволяющую
достичь конкурентных преимуществ. Профессор
Г. Азоев
охарактеризовал
новые
тенденции в маркетинге отечественных компаний,
проявившиеся после событий 17 августа 1998 г.
Крупные предприятия Москвы пытаются
использовать кризисную ситуацию для укрепления
своих позиций. Готовятся новые слияния и
поглощения компаний. Ассортимент торговых фирм
смещается в область низких цен. Работать в
высоком ценовом диапазоне становится невыгодно.
В результате сжатия спроса в 3 – 4 раза
основной объем продаж сконцентрировался в
группе дешевых и недорогих товаров, ассортимент
которых существенно расширился. Это повышает
затраты на управление ассортиментом, которые,
однако, быстро окупаются. В докладе доктора экономических наук
В.
Крылова
отмечена необходимость разработки
варианта
денежно-кредитной политики, который
был бы адекватен условиям переходной экономики
России.
При этом предлагается использовать
синтез рациональных элементов различных
теоретических концепций. Указанная политика
должна быть независима от внешних влияний и
отражать национальные интересы России. ВЛАДИМИР РУМЯНЦЕВ доктор экономических наук, профессор, проректор
Государственного университета управления
|