Из истории управления
Опыт России по стабилизации
денег и финансовРЭМ БЕЛОУСОВ доктор экономических наук, профессор (Россия)
• Началом денежной реформы в России принято
считать 1839 г. • Одной из главных предпосылок успеха послужила
стабилизация бюджетной системы • Финансовые ресурсы не должны быть узким местом
нынешней экономики
Равновесие на рынке поддерживается с помощью
трех столпов – устойчивых денег,
сбалансированного бюджета и достаточно емкой
кредитной системы. Первопричиной возмущений и
неожиданных скачков (спадов) в товарно-денежных
отношениях чаще всего выступает дефицит бюджета,
который правительство пытается перекрыть с
помощью выпуска в обращение дополнительной
партии бумажных денег, рассчитывая таким путем
получить эмиссионный доход. Однако денежная
масса быстро обесценивается, начинается рост
цен, нередко переходящий в инфляцию. Бумажные деньги в России ввела Екатерина II в
1769 г. Сначала она действовала весьма
осторожно: на первом этапе номинальная стоимость
ассигнаций не превышала 1 млн руб. Их свободный
обмен полностью обеспечивался соответствующим
запасом серебряных и медных монет. Постепенно
объем бумажных денег в обращении увеличился до 46
млн руб. (1786 г.), а еще через 10 лет – до 158 млн.
Потребность рынка в деньгах как средстве
обращения и платежа составляла в то время
примерно 110-120 млн. Возник избыток денег, что
обесценило всю массу ассигнаций. Последующие
затем войны с Наполеоном добавили беды.
Ассигнации обесценились еще в 2 раза. После
победы удалось с трудом изъять из обращения 300
млн бумажных рублей. Однако эффект был почти
нулевой. Принято считать 1839 г. началом денежной
реформы Е. Канкрина, министра финансов России в
1823-1844 гг., серебряный рубль объявлен базовой
монетной единицей и установлен его твердый курс
по отношению к ассигнациям. Вскоре при
государственном коммерческом банке открылись
специальные кассы для привлечения вкладов
населения в звонкой монете. В обмен вкладчик
получал специальные депозитные билеты
достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 руб. серебром. Такие
билеты имели хождение наравне с серебряной
монетой по всей стране. Очень быстро население
привыкло к тому, что: в качестве платежного средства везде можно
использовать и звонкую монету, и бумажные деньги; курс ассигнаций в течение длительного времени
остается практически стабильным; при совершении крупных платежей использование
денежных купюр предпочтительнее по сравнению с
металлическими монетами. В конце 1841 г. депозитные билеты заменены
кредитными билетами. Еще через два года
оставшиеся в обращении ассигнации выкуплены по
курсу 3,5 руб. ассигнациями, равными 1 серебряному
рублю. Новая денежная система устойчиво
функционировала более 10 лет. Ее подорвала
Крымская война 1853- 1856 гг., финансирование
которой в очередной раз осуществлялось за счет
эмиссии кредитных билетов. Их курс быстро упал и
свободный обмен на серебро пришлось прекратить. На преодоление финансовых последствий войны
потребовалось свыше 20 лет. К середине 1875 г. на
денежном фронте просветлело. Почти каждый третий
бумажный рубль опирался на благородный металл
(золото и серебро). Начали готовиться к
возобновлению обменных операций. Однако
началась новая война – с Турцией. Пришлось
запустить печатный станок. В конце 1881 г. министром финансов стал Н.Бунге, а
с начала 1887 г. министерство финансов возглавил
И.Вышнеградский. Финансовая система России
постепенно крепла и приобретала устойчивость. Умело использовал опыт, накопленный его
предшественниками Е. Канкрином, Н. Бунге и И.
Вышнеградским, С. Витте, которому предстояло
пройти самый ответственный этап напряженного
финансового марафона. Свою главную цель он видел
в укреплении денежной системы как несущей
конструкции быстро формирующегося единого
национального рынка. Прежде всего предстояло
преодолеть резкие колебания курса кредитных
билетов, что неприятно раскачивало всю
экономику, а затем перейти к свободному их
размену на золото. Первыми шагами нового министра финансов в этом
направлении были решительные меры против
денежных спекулянтов как на петербургской, так и
зарубежных биржах. Местных дельцов наказывали
крупными штрафами, установив строгий контроль
над денежными операциями, в том числе с золотыми
монетами. За рубежом самое крупное гнездо злостных
игроков с российскими кредитными билетами
находилось в Берлине. Здесь функционировала
специализированная “рублевая” биржа. Ее
существование оправдывалось тем, что 1/3 экспорта
России приходилась на долю Германии. Поэтому и
немецкие, и русские торговцы часто пользовались
ее услугами. Естественно, что сложившаяся там
благоприятная обстановка для крупных спекуляций
оказывала заметное влияние на колебания курса
рубля не только в Берлине, но и Петербурге. Чтобы нейтрализовать этот источник
неустойчивости русской валюты, С.Витте направил
в Берлин своих людей, которые скупили рубли в тот
момент, когда местные “медведи” загнали цены
вниз и заключили
сделки на срок
(фьючерсные)
еще на 30 млн руб. Срок выплаты денег подошел
быстро. Свободных рублей в Берлине не оказалось.
“Медведи” вынуждены были покупать их по высокой
цене в Петербурге. После такого урока
“рублевая” биржа в Берлине так и не смогла
оправиться. Ограничив спекулянтов, министерство
финансов получило возможность предотвращать
резкие скачки курса рубля, оперативно
воздействуя на спрос и предложение с помощью
текущих резервов. В январе 1895 г. начался второй этап денежной
реформы: государственный банк получил право
покупать и продавать золотые монеты по биржевому
курсу. При заключении других торговых сделок по
соглашению сторон оплата могла производиться
золотом или кредитными билетами. Кроме того, при
платежах в казну можно было расплачиваться
депозитными квитанциями, выданными банком
взамен полученного золота. Таким образом,
начиная реформу, С. Витте решил воспользоваться
моделью Е. Канкрина, успешно опробованную на
практике в начале 40-х годов. Острая дискуссия вокруг начавшихся перемен
продолжалась. С. Витте по тактическим
соображениям слово “реформа” не употреблял.
Только в своих воспоминаниях он напишет: “Одной
из крупнейших реформ, которую мне пришлось
сделать, была денежная..., против нее была вся
мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом
деле, во-вторых, по привычке...”. Завершающим шагом проведения денежной реформы
стал указ о расширении самостоятельности и
ответственности Государственного банка в
области эмиссии кредитных билетов. Их выпуск
должен был быть “строго ограниченным
настоятельными потребностями денежного
обращения, под обеспечение золотом”. Размер
золотого обеспечения должен быть не менее
половины, если сумма выпущенных в обращение
кредитных билетов не превышает 600 млн руб.
Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше
600 млн руб., должны быть обеспечены золотом по
крайней мере рубль за рубль. К концу 1901 г. в обращении находилось золотой
монеты на 695 млн руб., серебряной – на 161,6 млн,
новых кредитных билетов – на 630 млн, в том
числе в кассах Госбанка – 88 млн руб. В это же
время запасы золота в Государственном банке и
Казначействе достигли 830 млн руб., запасы серебра
– 62 млн. За последние два года деятельности
С.Витте в министерстве финансов золотой рубль
еще больше окреп. По состоянию на 31 декабря
1903 г. объем кредитных билетов в обращении
сократился до 578 млн, а запасы золота увеличились
до 903 млн руб. Одной из главных предпосылок успеха денежной
реформы послужила стабилизация бюджетной
системы России. Сохранив общие стратегические
направления бюджетной политики
предшественников, С. Витте внес в нее
существенные коррективы. Прежде всего отказался
от примитивизма в сдерживании государственных
расходов: “Сдержанность имеет пределы, за
которыми отклонение предъявляемых требований о
расширении расходов может угрожать серьезными
затруднениями нормальному развитию гражданской
и экономической жизни страны...”.
Бюрократической бережливости С.Витте
противопоставлял финансовую политику,
направленную на всемерное “содействие
экономическим успехам и развитию
производительных сил страны. Такая политика
может дать наилучшие результаты и в отношении
финансового хозяйства, возвышаясь вместе с
народным благосостоянием, платежной силой
населения и умножая источники государственных
доходов”. За 11 лет, пока он возглавлял главное
экономическое министерство страны, расходы
бюджета возросли в 2 раза. Среднегодовой темп
прироста – 6,5% (при Н. Бунге и И. Вышнеградском –
только 3%). При этом С.Витте расходовал деньги
весьма расчетливо. Ему принадлежит авторство
ставшей классической формулы: “Достижение
наибольших результатов с наименьшими усилиями”.
Он надежно подкрепил расширение расходов
опережающим ростом доходов. Его большая заслуга
заключалась также в эффективном изменении
структуры доходной части государственного
бюджета. Так, в 1903 г. косвенные налоги, среди
которых преобладали поступления от винной
монополии, таможенные пошлины и государственные
регалии, составили 1 154,4 млн руб., или 57% всех
доходов. Казенный сектор, в основном
государственные железные дороги, перечислил в
бюджет 570,7 млн руб., или 28% доходной части
последнего. Преемники С.Витте поддерживали созданный им
денежный и финансовый механизм в хорошем
состоянии. Исключение составили русско-японская
война и революции 1905-1907 гг. Но в 1908 г.
появились первые признаки оживления
промышленной деятельности, нового
строительства, торговли. Восстанавливается
бюджетное равновесие. Еще интенсивнее
экономический рост и укрепление финансов
происходили в 1909-1913 гг. Обновленные деньги и финансы России в начале
ХХ в. обладали достаточно солидным запасом
прочности. Заслуживает внимательного изучения опыт
восстановительного периода после гражданской
войны в России. Тогда буквально из руин и пепла
удалось всего за три года воссоздать твердую
валюту, сбалансированный бюджет и кредитную
систему. Исходным шагом было расширение доходной
базы бюджета – быстрое восстановление
железнодорожного транспорта, промышленности и
сельского хозяйства, а также создание
действенной налоговой системы. Исторический опыт – самое емкое хранилище
знаний, проверенных на практике. Нужно только
научиться умело использовать эти знания при
разработке экономических программ,
сориентированных на условия нового столетия. Узким местом в нынешней экономике России
выступают финансовые ресурсы. Так, реальные
денежные доходы основной массы
(80%)
населения
за последние девять лет снизились в 5 раз (за семь
лет первой мировой и гражданской войн реальные
доходы населения снизились примерно в 3 раза).
Доходы федерального бюджета в настоящее время
ниже прожиточного минимума государства. С учетом уроков истории общие контуры выхода из
нынешней ситуации видятся в следующем: резкое повышение экономической и социальной
эффективности народного хозяйства за счет
наукоемких, информационных и других современных
технологий; увеличение в 3-4 раза инвестиций в реальный
сектор, науку, образование и культуру; установление действенного контроля над
доходами коммерческих банков, а также вывозом
капитала; ограничение, а затем и устранение
коррумпированных, криминальных и мафиозных
структур; многократное повышение профессионального
уровня и ответственности органов управления за
конечные результаты деятельности. Не следует прикрываться тем, что опыт истории
продемонстрировал огромную духовную силу
российского народа, его стойкость и
предприимчивость в кризисных ситуациях. Сейчас
этого мало. Нужны иная мотивация жизни, культура
и профессиональная подготовка, инициатива,
целеустремленность и гибкость. Россия давно
нуждалась в “омоложении” и радикальном
обновлении. Последние 15 лет противоречивых
реформ можно рассматривать как своеобразный и
вряд ли удачный ответ на эту объективную
потребность. Выбраться из провала можно только
объединив силы с учетом горького опыта смутного
времени. |