Номер 4/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Предпосылки создания финансово-промышленных групп в СНГ и Республике Беларусь

МИХАИЛ МЯСНИКОВИЧ
Глава Администрации Президента
Республики Беларусь


В наследство от СССР Содружеству Независимых Государств осталась специфическая структура экономика, отличающаяся прежде всего высокой - в 2-3 раза по сравнению с наиболее развитыми странами энергоемкостью, материалоемкостью, а также большими государственными расходами на социальную инфраструктуру. Эти пропорции поддерживались за счет дотируемых из государственного бюджета низких цен на сырье, особенно на топливо, металл и тарифов на перевозки, социальных субсидий предприятиям, государственных капиталовложений в основные активы и охрану окружающей среды. В итоге даже неконкурентоспособные на мировом рынке отрасли машиностроения, легкой промышленности, строительства, АПК оказывались до перехода на рыночные отношения рентабельными. В первые годы реформирования эти отрасли выживали за счет повышения внутренних цен и своего монопольного положения.

"Ножницы" цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию вызвали законные протесты селян, платежный спрос резко сократился, при этом открылись две возможности - сохранить цены на энергоресурсы ниже мировых, дотировать убыточные отрасли, увеличивая при этом денежную массу, ограничивать импорт с помощью высоких тарифов (по этому пути в 1992-1994 гг. шли Украина, Беларусь) или провести либерализацию цен, сжав при этом денежную массу, отказаться от дотаций, запретных мер во внешней торговле и т.д. (Молдова, Кыргызстан, Россия). В первом случае неизбежны высокая инфляция, дефицит энергоресурсов, отказ в кредитах международных финансовых институтов, во втором - резкий спад производства, рост безработицы и экспорта невоспроизводимых ресурсов, потеря внутреннего рынка для отечественных товаропроизводителей и т.д. Оба варианта в чистом виде неприемлемы с точки зрения перспективных интересов СНГ.

Анализ состояния хозяйства стран с переходной экономикой показал, что в качестве главных условий структурной перестройки являются:

эффективная  государственная  поддержка "очагов", "точек" экономического роста;

удовлетворение внутринационального совокупного спроса;

всестороннее усиление экспортного потенциала: увеличение финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм;

восстановление управляемости экономикой;

проведение согласованной государственной промышленной и финансовой политики;

всемерная поддержка частной инициативы.

ФПГ, в том числе и ТНК, как хозяйственное звено, функционирующее на среднем уровне между правительственными структурами и конкретными производителями, не только содействует решению вышеперечисленных задач, но и заполняет нишу в управлении, возникшую после ликвидации централизованного планирования в странах СНГ. С развалом государственных организационных структур начался этап стихийного появления большого количества мелких товаропроизводителей, фирм-посредников, бирж, малых предприятий, кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью, предпринимателей, которые на свой страх и риск начали действовать рядом с гигантским и буксующим государственным сектором с разрушенными связями. Жизнь заставила субъекты хозяйствования искать новых партнеров, поставщиков, потребителей, финансовые кредиты, пропускать рекламу через прессу и телевидение, связываться с представителями правительственных и банковских структур, объединяться с целью выживания в рыночных условиях.

Учитывая, что реальное создание Экономического союза СНГ, в первую очередь по ряду политических мотивов, в ближайшее время проблематично, совокупность ФПГ и ТНК позволяет хозяйствующим субъектам успешнее адаптироваться к новым экономическим условиям, а также во многом способствует восстановлению на новых принципах единого экономического пространства не только стран СНГ, но и бывшего СЭВ.

Следует обратить особое внимание на не менее важный фактор, суть которого заключается в том, что для государственных органов стран Содружества Независимых Государств ФПГ и ТНК является механизмом координации на межгосударственном уровне как в области экономики, так и во многом в сфере политики. Благодаря ФПГ, возможно, и для СНГ станет актуальным известный постулат: "что хорошо для Форда, то хорошо для Америки!" Экономисты-исследователи непростительно упускают из поля зрения политическую сторону интеграции на постсоветском пространстве. Следует постоянно помнить высказывание З.Бжезинского о том, что подлинной и долговременной целью американской политики по отношению к России является "...предотвращение воссоздания Евроазиатской империи, которая мешала бы Америке формировать новую Евроатлантическую систему".

Мелкие амбиции на государственном уровне вредят экономическому развитию предприятий и национальных экономик, ведут в тупик, превращая страны с переходной экономикой в сырьевые придатки развитых государств, рынки дешевой рабочей силы и сбыта низкосортного ширпотреба.

Осознание важности образования и наличия названных объединений в виде ФПГ и ТНК в структуре экономик стран СНГ затруднено тем, что продолжительное время в Советском Союзе преобладал и стал достаточно традиционным подход к ТНК как к фактору, оказывающему преимущественно дестабилизирующее воздействие на национальную экономику, способствующему возникновению структурных диспропорций во всем мировом хозяйстве и отдельных странах. Это было продиктовано скорее политическими мотивами, но именно с позиции практического значения для стран переходного периода и тем более для стран, экономика которых была тесно интегрирована в рамках бывшего СССР, наибольший интерес представляет исследование создания и функционирования многонациональных компаний, их влияния на экономику своей и принимающей сторон и экономику регионального и континентального уровней.

Привлекательность создания многонациональных ФПГ заключается в том, что с их помощью возможно решение широкомасштабных задач на основе создания финансово-производственной концентрированной модели управления. Эта модель хозяйственных связей в первую очередь должна обеспечить сохранение и развитие наукоемкого производства, внедрение новейших технологий, направленных на выпуск конечной конкурентоспособной продукции.

Объединение финансового, производственного, сырьевого и научного потенциалов стран бывшего СССР позволит не только преодолеть кризисные явления в экономике, но и защитить собственный рынок от экспансии развитых стран и недобрососвестной конкуренции.

Следует также иметь в виду, что в отличие от объединения фирм близких по уровню развития стран создание совместных дочерних предприятий западных ТНК в странах с невысоким уровнем развития экономики преследует, как правило, принципиально иные цели. Инвестиции ТНК при этом направлены прежде всего на доступ к источникам сырья, использование дешевой рабочей силы, захват и разделение рынков сбыта. В последнее время отмечается более активное участие ТНК в обрабатывающей промышленности развивающихся стран, в том числе и в форме создания совместных предприятий. Однако и здесь их капитал направляется главным образом в отрасли, выпускающие технически несложную, но трудоемкую продукцию. Это, как правило, сборочное производство автомобилей, тракторов, радиотехнической аппаратуры и других товаров. В общем-то выгоды от такого сотрудничества для экономики развивающихся стран сводятся в основном к освоению современного опыта организации производства и менеджмента (доступ к высоким технологиям, как правило, закрыт). В то же время наводнение продукции "отверточного производства" ведет к насыщению и усилению конкуренции на внутренних товарных рынках. Гораздо более успешны деловые связи и научно-техническое сотрудничество собственных крупных и сильных национальных компаний с фирмами передовых стран. Таким примером является многолетнее сотрудничество РАО "Газпром" и немецкого "Рургаз", РАО "Газпром" и белорусского ПО "Азот" (г.Гродно). В последнее время в правительственных кругах, в том числе и стран Запада, находит понимание важность заключения альянсов, подобных РАО "Газпром"+"Шелл", ОНЭКСИМ+"Бритиш Петролеум", МАЗ+МАН. ДЭУ+Узбекский завод автотракторных прицепов (г.Фергана), российско-белорусская нефтяная компания "Славнефть", белорусские автомобильные + ярославские моторостроительные заводы.

Названные примеры взаимовыгодного сотрудничества указывают не только на глобальный характер производственно-технических и финансовых связей, но и на теснейший контакт и переплетение активов участников с последующим влиянием на фондовый рынок как внутри группы, так и вне.

Возможное погашение акциями предприятий части их задолженности перед поставщиками (конверсия долгов в собственность) из других государств Содружества ускорит формирование ФПГ на базе предприятий этих стран. Такого рода интеграционные процессы охватят скорее всего промышленность России, Украины, Казахстана и Беларуси как государств с наиболее высоким уровнем интеграции.

По разным оценкам, на долю 100 ведущих мировых ТНК приходится третья часть мировых инвестиций за границей, причем 1/3 корпораций приходится на долю США. В последние два года активизировалась доля ТНК Японии, а также стран Восточной и Юго-Восточной Азии, причем японские ТНК, специализирующиеся в основном в области электроники и новых технологий, занимают ведущее место в мире по созданию региональных сетей, имея около 6 тыс. своих представительств за пределами Японии.

Анализ западного и постсоветского функционирования материальных комплексов позволяет сделать вывод, что в целом технико- экономическое сравнение современных ФПГ показывает много общего с производственными и научно-производственными комплексами и объединениями, которые создавались в 70 - 80-е годы в СССР. И в том случае, и в рассматриваемом исследовании речь идет о крупнейших производственных объединениях, включающих десятки, а то и сотни предприятий, НИИ, КБ, транспортные подразделения, которые поддерживали теснейшие связи с банками.


Становление ФПГ в Беларуси


До начала 90-х годов в Республике Беларусь был сформирован достаточно мощный по валовым объемам производства и техническим возможностям промышленный комплекс. Однако в условиях переходного к многоукладной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, потерей части внутреннего рынка и рынков стран Содружества, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово- кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятий, внешними долгами.

Наряду с общеизвестными предпосылками, обеспечивающими актуальность формирования ФПГ в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности, существуют и более конкретные. К ним относятся:

острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;

формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;

возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;

серьезный структурный и финансово-инвестиционный кризис промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;

необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперированных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их развитие на общепринятой в мировой практике основе;

сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;

потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.

Создание ФПГ в отраслях, тяготеющих к концентрации производства, представляется одним из наиболее эффективных путей решения указанных проблем и ФПГ должно служить реализации имеющихся преимуществ и потенциала промышленности Беларуси и преодолению недостатков.

Государство в этой ситуации обязано поддержать национальных товаропроизводителей. Государственная промышленная политика должна быть нацелена на защиту промышленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем риска и неопределенности хозяйственной деятельности и, напротив, развитие конкуренции и стимулирования там, где это способствует совершенствованию производства.

Важной отличительной характеристикой многих белорусских предприятий является экспорт-импорт. Интернационализация рынков, приспособление к новым методам организации, знание проектов и затрат конкурентов приобретают столь же важное значение, как и внедрение новой технологии и совершенствование производства.

Необходимо содействовать тому, чтобы отечественные предприятия могли составить основу международной группы, в первую очередь предприятия металлургии, химической промышленности, машиностроения и электромеханического производства компонентов.

Отношение к государственной к программе содействия формированию ФПГ определяется тем, что они рассматриваются двояко - как одна из мер преодоления кризиса в промышленности и как "несущая конструкция" современной развитой экономической системы.

Создание ФПГ в Республике Беларусь можно осуществить в рамках общей программы выхода экономики из кризиса, ее оздоровления и  дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования ФПГ основывается на существующих в республике экономических реалиях, анализе рынков поставок и сбыта, сложившихся связях предприятий внутри страны и с иными регионами, общегосударственных приоритетах. Эта стратегия согласуется с другими программами - структурной перестройки, антимонопольной политики, развития малого и среднего бизнеса, конверсии и т.д.

В то же время за счет тщательного ндивидуального создания конкретных ФПГ следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов ФПГ, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах).

ФПГ, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для своего создания, являются сейчас инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.).

Учитывая темпы реформирования экономики в республике, необходимо создание ФПГ перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.

Главные усилия при этом следует сосредоточить на разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности ФПГ, ориентированных прежде всего на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.

Для предприятий, организаций и учреждений необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования ФПГ (нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функционирования ФПГ; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта; порядок регистрации группы).

Необходимы обучение и подготовка кадров органов государственного управления, менеджеров высшего и среднего звеньев предприятий, подбор кадров. Для этого может быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовку кадров целесообразно проводить как первоочередной этап работы на предприятиях в рамках создания ФПГ.

Потребуется создание системы комплексного информационно-справочного обеспечения всех участников информацией о рынках поставок и сбыта, рынках ценных бумаг и ссудного капитала, оперативной информацией о показателях работы ФПГ и другими данными. Целесообразно также создание и введение реестра ФПГ, базы данных об основных технико-экономических параметрах их работы. Сравнительно легкий доступ хозяйствующих субъектов к информации, необходимой для принятия деловых решений, создает предпосылки для формирования цивилизованного и эффективного рынка.

Программа содействия формированию ФПГ сможет обеспечить изменение сложившейся ситуации, иначе решение структурных проблем может оказаться делом далекого будущего и обернуться трудновосполнимыми потерями.

Вместе с тем анализ положения дел в экономике Республики Беларусь свидетельствует, что для некоторых подотраслей организация нескольких ФПГ не целесообразна.

Процессы создания ФПГ в Республике Беларусь как инструмента реализации приоритетов структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместного использования промышленного потенциала и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имеющих решающее значение для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

В качестве приоритетных направлений для проектирования ФПГ в Беларуси целесообразно:

осуществление инвестиционных программ (проектов), сориентированных на создание и выпуск продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, прежде всего за счет реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, наращивания производства продукции первичной переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения экспортной направленности продукции оборонных предприятий, обеспечения необходимых организационно-экономических предпосылок для закрепления на конкретных рынках; налаживание новых технологических цепочек и организационно-экономических связей, способствующих ускоренному и рациональному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направления, обеспечивающие переориентацию ресурсов с малоэффективных производств на выпуск конкурентоспособной продукции, а также возможность создания и выпуска продукции, которая выводит страну из отставания в передовых областях науки и техники;

реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам в сферах экономики, определенных как первоочередные для государственной структурной политики;

разработка и выполнение коммерчески эффективных инвестиционных программ (проектов), привлекательных для частных инвесторов (негосударственных финансово-кредитных и инвестиционных институтов);

организация взаимовыгодных кооперационных связей и осуществление совместных инвестиционных проектов с предприятиями России и государств - участников СНГ.

При создании ФПГ с участием фирм Запада акцент целесообразно делать на их высокие технологии с дальнейшей продажей готовых товаров первоначально на рынках стран Содружества. К участникам таких ФПГ следует отнести предприятия республики, наиболее готовые к внедрению передовых технологий. Для таких предприятий характерно наименьшее отставание от западных фирм в организации и технологии производства. При незначительных инвестициях на них возможно внедрение современных технологий. Это предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности, не требующие больших затрат энергосырьевых ресурсов ("Интеграл", БелОМО и др.).

При образовании ФПГ с участием предприятий стран СНГ, прежде всего России, Украины и Казахстана, следует ориентироваться на их сырьевые ресурсы при обработке и производстве конечных изделий на предприятиях Беларуси. К таковым можно отнести предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырьевых ресурсов.

При образовании национальных ФПГ основной задачей является повышение конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке и устойчивости работы предприятий.

Для успешной реализации данной концепции необходима системная организационно-практическая работа предприятий и органов управления. Поскольку основные партнеры по ФПГ расположены, как правило, за рубежом, предстоит обеспечить скоординированную деятельность многочисленных организаций и государственных институтов, создать межгосударственные и смешанные комиссии, группы и т.п.

Существенную роль в формировании ФПГ должны сыграть предприятия, НИИ и КБ оборонного комплекса. Необходимым условием широкого вхождения данных предприятий в состав ФПГ должна стать четкая регламентация особенностей объединения неприватизируемых предприятий, их взаимоотношений с генеральными заказчиками и государственным бюджетом.

Стремление банковского капитала выйти за рамки депозитно-ссудного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками будет широко распространяться на отрасли, обладающие высоким экспортным потенциалом. Так, например, становление ФПГ топливно-энергетического комплекса сопровождается повышенной конкуренцией коммерческих банков, инвестиционных компаний.

Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, находящиеся на разных этапах жизненного цикла, ФПГ будут располагать большими возможностями для перераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в новейшие.

Не следует принуждать ни одно предприятие к вхождению в состав более крупной группы против его воли.

Ключевым моментом в более четком определении обязанностей государства и предприятий при создании государственных акционерных компаний служит выявление различий в обязанностях сторон, особенно в части управления собственностью и хозяйственно-оперативной деятельностью.

Необходимо предусмотреть, чтобы директора предприятий получали согласие на утверждение того или иного решения собственником, если эти решения потенциально влияют на стоимость и значимость предприятия, его перспективы.


Роль государства в создании ФПГ


Исследование вопроса о законодательном и нормативно-методическом обеспечении создания и функционирования ФПГ в рамках Содружества Независимых Государств позволяет утверждать, что заранее полностью сформировать законодательство не представляется возможным. Порядок формирования национальных и транснациональных корпоративных структур, регулирование отдельных сторон деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм и имущественно-хозяйственных отношений между ними необходимо будет корректировать по мере создания конкретных финансово-промышленных структур, выявляя при этом недостатки существующего законодательства и совершенствуя его.

Следует обратить внимание и на такие особенности переходного периода, как изоляция торгово-финансового капитала от производства и сильнейший инвестиционный спад в экономике. Банки и другие возникшие финансово-кредитные институты концентрируют свою активность в основном на высокодоходных краткосрочных торговых кредитах и спекулятивных операциях и не всегда заинтересованы в условиях инфляции в производственных инвестициях. В то же время предприятия, имея низкую рентабельность и находясь под воздействием инфляции, фактически лишены возможностей собственного инвестирования и постоянно испытывают недостаток оборотных средств. Сложность еще и в том, что прямые централизованные вложения ограничены возможностями госбюжета. В этих условиях необходима разработка системы государственной поддержки банков и инвестиционных компаний, которая обеспечит переориентацию их интересов.

Учитывая неразвитость фондового рынка, одной из важнейших задач государства по поддержке ФПГ является принятие конкретных мер по его становлению, развитию и государственному регулированию. Целесообразно обращать внимание потенциальных участников всевозможных ТНК на увеличение объема требований по предоставлению всевозможных льгот и обеспечению государством всяческих мер стимулирования создания ФПГ. Исходя из принципа добровольности и экономической осознанности создания группы и участия в ней конкретных субъектов хозяйствования, ФПГ должна осуществлять деятельность таким образом, чтобы в целом самостоятельно обеспечивать себя промышленными и финансовыми источниками, а каждый член транснациональной ФПГ принимал активное участие в оздоровлении национального бюджета своей страны, уменьшая его дефицит и зависимость от иностранных инвестиций. В противном случае создание ФПГ теряет смысл, заключающийся в становлении и укреплении национальных экономик государств. Механизм оперативной государственной поддержки ФПГ должен быть обеспечен только для групп, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, обладающих высоким экспортным потенциалом.

Что касается непосредственно мер государственной поддержки участников ФПГ, то здесь представляется целесообразным передача в коммерческое или доверительное управление ФПГ закрепленных за государством пакетов акций предприятий - участников ФПГ. Как известно, смысл траста заключается в возможности более грамотно распорядиться имуществом. Доверитель (собственник) передает свое имущество профессионалу, который использует его наиболее эффективно. И с этих позиций передача в доверительное управление государственных пакетов акций выгодна не только участникам ФПГ, получающим в управление имущество, которое при должном управлении может обеспечить значительный предпринимательский доход, но и государству.

Актуальным является предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиционных ресурсов. Максимальное использование этого фактора будет иметь решающее значение для обеспечения благоприятных условий при создании и деятельности ФПГ. Предоставление государственных гарантий под средства, привлекаемые для финансирования инвестиционных проектов ФПГ, преследует две цели: стимулирование слияния финансового и промышленного капитала как средства финансирования промышленности и привлечение внебюджетных инвестиций под проекты с высокой степенью надежности. Причем государство должно предоставлять гарантии исключительно для финансирования инвестиционных проектов ФПГ, а не деятельности групп в целом и только в тех случаях, когда эти проекты удовлетворяют определенным требованиям (доказанная реализуемость в сроки, не превышающие трех лет, участие в инвестировании частного инвестора, соответствие приоритетам государственной промышленной политики). Однако развитие ФПГ как естественным путем, так и под патронатом государства требует соблюдения ряда обязательных условий, в частности:

разработки исходной правовой базы, регламентирующей и регулирующей деятельность субъектов хозяйствования, имущественных и иных отношений между ними с четким закреплением прав частной собственности, а также специального законодательства о ФПГ;

проведения кардинальной реформы собственности и предприятий государственного сектора, достижения высокого уровня приватизации с привлечением к этому процессу наибольшего количества предполагаемых собственников;

наличия разветвленной сети банков, других финансово-кредитных учреждений и инвестиционных компаний, переориентации их с текущей торгово-посреднической деятельности на средне- и долгосрочное инвестирование в производство, что, безусловно, предполагает осуществление комплексных мер по макроэкономической стабилизации;

повышения роли банков, как основного связующего инвестиционного звена между хозяйствующими субъектами и отраслями экономики.

Без этого создание ФПГ может стать безрезультатной попыткой.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz