Номер 6/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Постепенное создание многоукладной экономики – фактор успеха реформ в Китае

МИХАИЛ ТИТАРЕНКО,
член-корреспондент РАН, директор Института Дальнего Востока РАН


• Главное в отношениях России и Китая – стремление жить в дружбе
и не повторять трагических уроков конфронтации
• Китайский подход к реформам носит четко выраженную социальную ориентацию
• Политика открытости дает свет поступлениям инвестиций
в КНР и поощряет китайские капвложения за рубежом

Китай вырвался из национального экономического, политического, государственного кризиса и за последние 20 лет по многим показателям вышел на достойный уровень мирового развития. Успехи столь впечатляющи, что такие центры глобального экономического анализа, как Всемирный банк и МВФ, признают, что к 2015-2020 гг. Китай по абсолютным показателям экономического развития превзойдет Японию и США.

Подобно некоторым российским радикал-реформаторам можно пренебрежительно заявлять, что китайские реформы “продукт тоталитаризма, подавления демократии и прав человека”. Однако все это не мешает лидерам западных демократий изучать и высоко оценивать достижения Китая. Лидеры США не сочли для себя зазорным обратиться к Китаю с призывом внести вклад в преодоление финансово-валютного кризиса в Азии. И Китай прислушался к этому призыву, взяв на себя значительное бремя по стабилизации ситуации в Восточной и Юго-Восточной Азии. Он не пошел на девальвацию юаня, которая бы значительно облегчила экспорт китайских товаров, но повергла бы в хаос все товарно-денежные отношения Индонезии, Вьетнама, стран ACEAH и Южной Кореи.


Впечатляющий рост экономики


Можно по-разному относиться к китайским реформам, анализировать причины их успеха, но факты говорят за себя. За 20 лет, начиная с 1979 г., ВВП КНР многократно вырос, достигнув в 1998 г. 8 трлн юаней, т.е. примерно 1 трлн долл. Доходы в среднем на душу населения увеличились в 16 раз – со 184 до 2972 юаней, а денежные сбережения – в 254 раза. Последние (450 млрд долл.) стали важным источником внутреннего инвестирования развития экономики, поскольку государство твердо гарантировало их сохранность. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1981-1996 гг. составили 10%, в промышленности – 15,8, сельском хозяйстве – около 7%.

В условиях азиатского валютно-финансового кризиса Китаю удалось устоять, хотя он и затратил на поддержание собственной и особенно гонконгской валюты свыше 40 млрд долл. из национальных валютных запасов, которые тем не менее были быстро пополнены, а об уровне доверия внешнего мира свидетельствует колоссальный приток инвестиций. За 1998 г. было реализовано прямых иностранных  инвестиций на сумму, превышающую 58,5 млрд долл.

Впервые в истории страны появился единый общекитайский рынок, а параллельно произошел и быстрый подъем внешней торговли. В эти годы по объему внешней торговли Китай в мировой иерархии поднялся с 32 места на 10. Общий объем внешнеторгового оборота увеличился более чем в 16 раз – с 20,6 млрд долл. в 1978 г. до 324 млрд в 1998 г.

Превращение КНР в процветающую державу порождает у некоторых политиков мысли о потенциальной “китайской угрозе” и даже необходимости сдерживания Пекина. Такие голоса можно услышать и в России. Сторонники этих идей аргументируют тем, что дальнейший рост мощи КНР ведет к тому, что она будет “нависать” над соседями. Однако трезвомыслящие политики начинают понимать, что единственный путь строительства взаимоотношений с одной из самых больших стран мира – это поиск взаимопонимания, налаживания coтpyдничества и сопряжения интересов и областей взаимодействия. Один из американских дипломатов, выросший в Китае, сказал: “Кто хочет дружить с Китаем, будет иметь в его лице партнера. Кто попытается сдерживать Китай и враждебно относиться к нему, тот будет иметь в лице Китая упорного и жесткого врага”. Поэтому лидеры США, объединенной Европы и Японии, критикуя Китай по тем или иным позициям, все же стремятся установить с ним отношения партнерства, стратегического взаимодействия, упорно борются за место на его огромном рынке.

Российский бизнес и правительство добровольно отдали Западу и Японии свои ниши на китайском рынке. Наиболее наглядно это проявилось в проигрыше тендера на строительство гидроэнергокомплекса “Три ущелья” – Санься.

Мы должны объективно отметить, что период, когда Россия переживала и переживает серьезные испытания, когда ее международный престиж подвергался сомнению, именно Китай был единственной великой державой, которая неизменно, с должным уважением и тактом относилась и относится к интересам PФ, максимально поддерживала ее международные позиции, расширяла российско-китайское coтрудничество, не предпринимала никаких действий, которые можно было бы истолковать как попытку использовать трудности нашей страны в своих корыстных интересах. Такая политика достойна уважения, и тем большее сожаление вызывают попытки определенных кругов России посеять отчужденность и недоверие к нашему дальневосточному партнеру.

Разумеется, совпадение позиций России и Китая по многим проблемам мировой политики, развитие добрососедства отнюдь не означают полной идентичности интересов и подходов. Более того, в отношениях возможны трудности. Однако главным является стремление двух народов сотрудничать и не повторять трагических уроков 20-летней полемики и конфронтации, которые ни Китаю, ни России не принесли пользы.

Особое значение имеет углубление сотрудничества по таким важнейшим направлениям, как создание системы рыночных отношений и обмен опытом в этой сфере.


Социальный ориентир экономических преобразований


Разумеется, не может быть речи о механическом перенесении ни опыта Китая в Россию, ни опыта России в Китай. Тем не менее в практике Китая есть общезначимые элементы, присущие современной рыночной экономике и социальной политике, которые могут при творческом осмыслении быть полезными при разработке российской концепции реформ и модернизации.

Институт Дальнего Востока РАН в своих фундаментальных исследованиях особое внимание отводит комплексному изучению социально-экономических реформ в этой стране, а также других странах Дальнего Востока. В течение 20 лет сотрудниками института и его Центра социально-экономических исследований Китая подготовлено более сотни научных докладов, аналитических записок, десятки монографий, переведены и изданы более 10 томов законодательных актов и правительственных постановлений Китая, создающих законодательно-правовую основу осуществления реформ. Все эти документы, к сожалению, так и остались невостребованными российской властью.

Прежде чем перейти к анализу китайского опыта реформ и модернизации, способного, на наш взгляд, помочь при выработке российской концепции восстановления и развития экономики страны, необходимо определить принципиальные различия в китайском и  российском подходах к реформам.

Особо следует подчеркнуть, что один из важнейших факторов, обеспечивших успех китайских реформ, состоит в том, что их вынашивали, осуществляли и осуществляют люди, проникнутые глубочайшей любовью к своей стране, которые пропустили все страдания своего народа через сердце, разум, для которых родина – не объект для  экспериментального применения рецептов, почерпнутых в заокеанских учебниках.

Отличительная черта китайского подхода – теоретическая проработка как собственно китайских условий осуществления реформ, так и возможностей использования в этих условиях зарубежного опыта строительства рыночной экономики. Китайский подход отличался постепенным, поэтапным переходом от частного к общему, от локальных экспериментов к внедрению его результатов в общегосударственном масштабе. По словам Дэн Сяопина, Китай реформирует свою экономику по методу “переходить реку и искать брод, нащупывая камни”. Вдохновители и организаторы этих преобразований не боялись в случае неудач (а их было немало за 20 лет) признать ошибки, отступить, провести эксперименты с тем, чтобы начать новое движение вперед.

Принципиально отличался китайский подход от российского формированием слоя самостоятельных товаропроизводителей – независимых субъектов рынка в различных отраслях экономики. В Китае этот процесс, во-первых, начался в деревне путем внедрения семейного подряда и ликвидации народных коммун и больших кооперативов. Во-вторых, он носит четко выраженную социальную ориентацию: стремление к экономической эффективности коррелируется с требованиями большей социальной справедливости. В-третьих, важнейшей целью и главными критериями успеха реформ является развитие производительных сил, повышение благосостояния народа, наращивание комплексной мощи государства. В-четвертых, в отличие от России, где предпринята попытка заменить государственную собственность частной посредством программы тотальной приватизации, в Китае основным фактором преобразований стало постепенное создание многоукладной экономики и конкуренции на товарном рынке.

На первом этапе в ходе внедрения семейного подряда созданы источники накопления в деревне, и произошло развитие негосударственного сектора экономики в городах. Это позволило в середине 80-x годов заложить основы многоукладности и сформировать рынки средств производства, а также связанные с ними рынки недвижимости и ценных бумаг. Таким образом, в Китае рынки сформировались не за счет искусственной приватизации и ваучеризации и фактически ограбления населения и растаскивания государственного имущества, а на базе постепенного создания частных секторов экономики при поддержке государства.

В 90-е годы этот процесс в KHP получил развитие в форме акционирования государственных предприятий как способа реализации права собственности. Он подготовлен на предшествующих этапах и осуществляется на основе четкого законодательства при жестком контроле со стороны государства. Китай фактически развивает различные частные, негосударственные, кооперативные формы собственности путем постепенного изменения характера общественной собственности, прежде  всего через изменение форм ее реализации.

В-пятых, китайский опыт показал, что главное – не быстрая приватизация предприятий и отказ государства от вмешательства в процесс управления ими, а постепенный переход от директивного управления предприятиями через механизмы централизованного планирования и распределения продукции к управлению финансовыми потоками путем выделения финансовых инвестиций и льготных банковских кредитов. Такой подход ведет к тому, что крупные государственные предприятия, сохраняя формально статус общественной собственности, постепенно превращаются в самостоятельных  товаропроизводителей – субъектов рынка, действуют в условиях конкуренции.

Наконец, еще одно отличие китайского подхода к реформам от российского состоит в особенностях политики в области ценообразования и проведения антиинфляционных мер. Если в России для формирования рыночной среды использован монетарный метод либерализации цен на все виды товаров и услуг в соответствии с затратами и спросом на рынке при наличии монополии во многих отраслях, то в Китае основным направлением реформы было одновременное освобождение цен на пользующиеся спросом товары и услуги при сохранении стабильности их общего уровня путем государственной регулировки стоимости определенных товаров, формирование рынков рабочей силы, информации, ценных бумаг, а также рынков других факторов производства.

Ключевое место в китайской теории строительства цивилизованной рыночной экономики занимает комплексная система макроэкономического  контроля. Этот контроль включает три основных положения:

• отказ от методов административного управления и переход к регулированию экономики с помощью экономических рычагов;

• создание единой системы макроконтроля;

• установление отношений между контролем на макроуровне и рыночными механизмами.

Как отмечает бывший председатель Госкомитета по экономическим реформам КНР, а ныне президент Академии общественных наук Китая Ли Теин, цели реформы системы макроконтроля заключаются в построении системы макроконтроля, отвечающей требованиям рынка и осуществляющейся в основном за счет экономических рычагов.


Поучительный опыт
для российских реформ


Попытаемся указать на те аспекты китайского опыта реформ и модернизации, которые могут представлять интерес для России.

1. Китайская политика реформ и модернизации поистине была выстрадана в длительных испытаниях и поисках. Она строится с учетом национальных особенностей, геополитического положения страны. Такой подход позволил руководителям КНР слабость превратить в силу. Экономическая политика прежде всего формировалась на основе сохранения и максимального использования созданного ранее производственного потенциала. Она предусматривала такую последовательность мероприятий, которая охватила бы в первую очередь самые слабые звенья народного хозяйства и позволила бы в максимально короткий срок добиться отдачи реформы, которая бы сделала ее сторонниками абсолютное большинство населения. Именно поэтому преобразования начались в деревне с роспуска дискредитировавших себя народных коммун, передачи земли в пользование крестьянам на длительное время на условиях семейного подряда и четко установленных прав и обязанностей государства и крестьян.

2. Политика реформ предусматривала постепенное и плавное вхождение в рынок различных отраслей экономики города и деревни, формирование новых негосударственных и частных форм собственности помимо существовавших государственных, не вместо их, а вместе с ними. При этом отношения между ними четко регулировались тщательно разработанным законодательством. В Конституцию КНР внесены принципиальные изменения, которые юридически уравнивали все формы собственности и делали государство гарантом их безопасности и обеспечения их равных прав и возможностей. Эти меры создали исключительно благоприятные социальные условия для  осуществления реформ, вызвали доверие и поддержку их со стороны населения и внешних инвесторов.

3. Китайское руководство жестко увязывает темпы и меры по осуществлению реформ с поддержанием политической стабильности и порядка в стране. Если какие-то мероприятия в области упорядочивания финансовой системы и ценообразования (рост цен или pocт безработицы ) вызывают ситуацию, чреватую социальными осложнениями, китайское руководство проводит комплекс мероприятий, компенсирующих эти издержки, амортизирующих трудности населения, связанные с экономическими преобразованиями, или вообще откладывает их осуществление.

В связи с тем что акционирование государственных предприятий и повышение их эффективности потребовали сокращения рабочих на предприятиях почти на 20 млн человек, что неизбежно вызвало рост безработицы, финансовые органы власти страны выработали меры, которые обеспечивают переквалификацию рабочих, поддержку высвобождаемой рабочей силы по их индивидуальной трудовой деятельности, установление пособий по безработице и т.д. Правительство Чжу Жунцзи ныне осуществляет комплексное упорядочивание структуры государственной власти, которая должна соответствовать новым рыночным реалиям, что ведет к сокращению числа чиновников более чем на 4 млн человек. В этой связи происходит переквалификация бывших государственных служащих и оказывается помощь им в новом трудоустройстве.

4. Серьезного внимания заслуживает опыт формирования инвестиционного климата, создания инфраструктуры, благоприятствующей внутренним и внешним инвесторам. Разработаны гибкие и льготные таможенная и налоговая системы, поощряющие капиталовложения и гарантирующие сохранность законной прибыли. Созданы разветвленная банковско-финансовая инфраструктура и коммуникационная системы, которые позволяют инвесторам эффективно использовать и капитализировать свою прибыль как на китайском, так и внешних рынках. Поддержание стабильности внутреннего денежного обращения и государственных гарантий китайским вкладчикам дали возможность привлечь огромные средства населения, инвестируемые в различные отрасли народного хозяйства.

5. Одним из важнейших факторов преобразований является вдумчивый подход инициаторов реформ к разработке гибкого, разумного и стабильного финансово-экономического законодательства, в котором сочетаются государственные интересы, интересы китайского бизнеса и иностранных инвесторов.

С 1979 г. по настоящее время Всекитайское собрание народных представителей и Постоянный комитет ВСНП рассмотрели и приняли постановления по 328 законам и разъяснениям к ним. Правительство в лице Госсовета КНР выпустило еще 721 нормативный акт, регулирующий различные аспекты финансово-экономических и рыночных отношений. Большую роль играют решения, принимаемые местными органами власти – собранием народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Ими выработано и утверждено более 7 тыс. законодательных актов местного значения. Различные ведомства и местные правительства, кроме того, выпустили свыше 17 тыс. положений, регулирующих  рыночные отношения в стране. Многие из этих документов переведены, проанализированы и опубликованы в трудах Института Дальнего Востока.

В целях соответствия требованиям глобализации рыночной экономики и укреплению международной защиты имущественных прав Китай подписал ряд международных договоров, которые создали правовую основу для вхождения в ВТО.

6. Оригинальным и наиболее интересным аспектом китайских реформ и модернизации, особенно если учесть что Китай в течение многих лет и даже столетий проводил политику самоизоляции, является  политика открытости. Она получила свое выражение в том, что в Китае созданы специальные экономические зоны, 14 крупных приморских портов и городов стали открытыми. Вся провинция Хайнань, находящаяся на одноименном острове, объявлена специальной экономической зоной.

Политика открытости означает прежде всего реализацию внешнеэкономической деятельности на основе требований международной практики. Осуществлена реформа внешней торговли, отменено планирование валютных доходов и расходов, регулярно и поэтапно снижается общий уровень таможенных пошлин. Создана комплексная система юридических и экономических гарантий Центрального банка и государства для иностранных капиталовложений. Государство всячески поддерживает выход государственных предприятий, имеющих подходящие для этого условия, на международный финансовый рынок с целью прямого привлечения инвестиций. В основном это крупные и средние государственные фирмы. Их более 40. Общий объем привлеченных ими средств инвесторов в этом году составляет 9,56 млрд долл. Новый экономический район Пудун создан в Шанхае. О масштабах этой зоны свидетельствует то, что инвестиции на его развитие в этом году превысили 50 млрд долл.

Политика открытости тесно сочетается с опорой на собственные силы,  т.е. она проводится таким образом, чтобы Китай не попал в зависимость от внешних сил. В частности, это выражается в том, что общая сумма  внешних кредитов и долгов Китая, ныне составляющая 130 млрд долл., намного меньше собственных валютных запасов Китая, которые без учета валютных запасов Гонконга и Макао в настоящее время превышают 150 млрд долл.

Политика открытости и создание благоприятного инвестиционного  климата превратили Китай во второй, после США, центр вложения иностранного капитала. За годы реформ в Китае использовано иностранных капиталов на сумму более чем 370 млрд долл. Принято к реализации более 300 тыс. инвестиционных проектов с участием иностранного капитала, в которых занято 17,5 млн человек. В течение последних пяти лет Китай является крупнейшим развивающимся государством в мире по объему привлеченного иностранного капитала.

В последнее время китайская политика открытости стала приобретать черты глобальности. Она дает зеленый свет не только поступлениям инвестиций извне, но и поощряет вложения китайских  инвестиций за  рубежом. К концу 1997 г., по словам президента Академии общественных наук Ли Теина, Китай создал за рубежом более 5 тыс. предприятий в 139 странах мира.

К сожалению, в российско-китайских торгово-экономических отношениях взаимное прямое сотрудничество в области инвестиций пока развивается слабо и медленно. И вопрос здесь, как мне представляется, не только в дефиците финансовых средств у российских и китайских  производителей-экспортеров. Как подчеркивал посол России в KHP И. Рогачев, ситуация во многом объясняется пока еще неизжитым чувством взаимного недоверия экономических операторов, их стремлением быстро получить прибыль на простых торговых операциях, а не заниматься развитием инвестиционно-технического взаимодействия. Подтверждением этому являются следующие факты.

Из зарегистрированных в КНР в 1999 г. 324 тыс. предприятий с участием иностранного капитала предприятия с участием российского капитала составляют всего 0,4%, т.е. около 1,5 тыс. Объем российских инвестиций в экономику КНР равен примерно 200 млн долл., что менее 0,03% общих сумм иностранных капиталовложений в КНР. Аналогичная картина и с участием китайского капитала в России. Таких предприятий зарегистрировано менее 1200, большинство из них – в сфере торговли и услуг. Объем капиталовложений КНР в российскую экономику также составляет менее 200 млн долл. Китайская сторона объясняет свою сдержанность неблагоприятным инвестиционным климатом в России, на частые колебания в экономическом, финансовом, налоговом, таможенном законодательстве, но думается, дело не только в этом, а прежде всего в том, что большинство крупных китайских компаний и инвесторов недооценивают российский рынок и сориентированы на Запад. А российский бизнес не проявляет напористости и не чувствует в этом достаточных стимулов со стороны государства.

7. Одной из принципиальных особенностей китайского опыта реформ и модернизации является осуществление этой политики на основе одновременного развития материальной и духовной цивилизации и максимального использования человеческого капитала путем развития культуры, образования, науки, техники. Стратегия реформ неразрывно связана со стратегией подъема науки и образования. Китай на деле пытается реализовать тезис, что наука и техника являются первой производительной силой. Неслучайно, 30% экономического роста страны в последние годы достигается за счет реализации передовых технологий. Китай, который еще недавно считался одной из самых бедных и отсталых стран, осуществляет комплекс мер по созданию условий к переходу на новую стадию развития – обществу “экономики знаний”. Он занимает одно из ведущих мест в мире по количеству и качеству выпускаемой компьютерной техники и степени компьютеризации систем народного образования, здравоохранения, промышленных предприятий, системы государственных органов. Китай разработал собственную иерархическую систему электронной паутины – Интернет, выработал и законодательно утвердил доктрину информационной безопасности страны.

Вместе с тем выдающиеся достижения Китая в области экономики, культуры не освобождают его от сложных проблем и различных вызовов, которые требуют концентрации энергии народа. Проблемы экологии, выработки собственной системы экономических ценностей – системы потребления, обеспечение приемлемых современных условий жизни для громадного населения – все это поощряет Китай развивать всестороннее международное сотрудничество. Китайские руководители неизменно подчеркивают, что несмотря на огромные достижения и успехи, KHP остается пока развивающейся страной. Потребление основных видов современных товаров на душу населения намного отстает от развитых и среднеразвитых государств. Китай ставит задачу: к концу XXI в. достичь уровня развитых государств. Китайские лидеры твердо заявляют о намерении проводить политику мира и сотрудничества со всеми государствами, поскольку их страна для своего развития нуждается в благоприятной международной обстановке, взаимодействии и поддержке всего цивилизованного сообщества народов.

Россия также заинтересована в развитии сотрудничества и добрососедства с нашим великим азиатским соседом. Поэтому использование опыта Китая может стать фактором, наполняющим новым содержанием стратегическое партнерство наших стран в XXI в., фактором оздоровления и развития России, укрепления ее национального самосознания как великой евроазиатской державы.

В журнале № 1/2001 будет опубликована статья исполнительного директора Института общественного развития при Госсовете КНР
Мяо Хуашоу о принципах, условиях и перспективах использования иностранного капитала в Китае.
Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz