Рынок труда
Состояние региональных рынков труда РФ
и проблемы их регулированияТАИСИЯ БАРАНЕНКОВА кандидат экономических наук Институт экономики РАН
• В Российской Федерации продолжает
сохраняться существенная дифференциация
территорий по состоянию региональных рынков
труда • Не проводится эффективная региональная
политика, основанная на оценке ситуации на рынке
труда и возможных перспектив ее развития • Региональные программы занятости должны
исходить из общероссийской концепции
регулирования рынка труда
Изменение ситуации в России, замена плановой
системы управления рыночной, глубокое вхождение
страны в систему международного разделения
труда обусловили в 90-е годы ряд новых явлений и
тенденций в сфере занятости, к которым прежде
всего относятся: абсолютное сокращение численности занятых в
экономике, особенно в сфере материального
производства; существенные изменения отраслевой структуры
занятости, снижение удельного веса занятых в
промышленности, перераспределение рабочей силы
между обрабатывающей и добывающей
промышленностью в пользу последней; расширение занятости в негосударственном
секторе экономики, дальнейшее развитие малого
предпринимательства; значительные масштабы вынужденной неполной и
неэффективной занятости (скрытой безработицы); массовое участие населения в неформальном
секторе экономики, а также увеличение масштабов
вторичной занятости и др.
Обострение ситуации на рынке труда РФ
На конец 1992 г. число занятых в российской
экономике составляло 72,1 млн человек, а на
конец 1997 г. - 65 млн или, соответственно, 95,3 и 91% к
экономически активному населению. Резко сокращалась численность работающих в
сфере материального производства, в основном за
счет промышленности и строительства. Другой
важной тенденцией явилось повышение удельного
веса занятых в таких отраслях, как торговля,
общественное питание, материально-техническое
снабжение, сбыт и заготовки,
жилищно-коммунальное хозяйство; кредитование,
финансы и страхование и др. 90-е годы характеризуются значительным
изменением структуры
промышленно-производственного персонала, в
частности в пользу добывающих отраслей. Это
обусловлено тем, что проводимые структурные
преобразования не достигли цели в плане
относительного сокращения сырьевой сферы;
российская экономика все в большей степени
приобретает сырьевую ориентацию в связи с
разрушением технологических связей между
добывающими и обрабатывающими отраслями,
ценовыми диспропорциями и потерей
конкурентоспособности продукции ряда отраслей
промышленности с открытием рынка для зарубежных
товаров. Для отраслей обрабатывающей промышленности
характерно преобладание тенденции сокращения
числа занятых и, как следствие, снижение их
удельного веса в общем числе работающих в
промышленности. Это относится прежде всего к
машиностроению и легкой промышленности, которые
в меньшей степени адаптировались к
потребительскому спросу; численность
промышленно-производственного персонала здесь
постоянно уменьшается. В числе причин подобного положения помимо
общего главного фактора - кризиса неплатежей
следует назвать политику в области оплаты труда.
Если средняя заработная плата в машиностроении и
легкой промышленности составляла к
среднероссийской в 1991 г. соответственно 87 и 95%, то
в 1997 г. - 71 и 44%.
Наблюдаемое в последние годы снижение объемов
производства, услуг не сопровождалось
адекватным сокращением численности работников,
что еще больше повысило потенциал скрытой
безработицы. По экспертной оценке Института
макроэкономических исследований при
Министерстве экономики РФ, масштабы излишней
численности увеличились с 11,6 млн человек в 1995
г. до 12,5-13 млн человек в 1997 г. Такое положение не
способствует повышению эффективности
использования рабочей силы, росту
производительности труда. В 1997 г. более 4 млн трудящихся крупных и средних
предприятий и организаций работали в режиме
неполной занятости и находились в
административных отпусках (в 1996 г. их
насчитывалось 4,5 млн человек); средняя
продолжительность этих отпусков увеличилась
соответственно с 40 до 42 дней. После 1994 г.
вынужденная неполная занятость приобрела
массовые масштабы. Особенно она велика в
машиностроении и легкой промышленности. Наряду с сегментацией занятости в рамках
формального сектора экономики следует отметить
массовую занятость населения в ее неформальном
секторе1, а также увеличение масштабов
вторичной занятости (по оценке ВЦИОМ, в 1997 г.
вторую работу имели около 8 млн человек против 7
млн человек в 1996 г.). Теневые процессы в российской экономике,
возникшие еще в середине 80-х гг., в настоящее
время отличаются особой динамичностью. Как
показывают отдельные обследования, в собственно
неформальном секторе уже занято около 12 млн
человек, которые распределяются примерно
поровну между занятыми в неформальном секторе и
совмещающими работу в обоих секторах. Наряду с
определенной ролью в решении проблем занятости и
доходов населения теневой сектор создает
условия для оттока прежде всего
квалифицированных работников из формального
сектора и существенно осложняет его работу. Спад производства, низкая инвестиционная
активность, инфляция, недостатки в
институциональных преобразованиях и другие
негативные проявления макроэкономических
факторов обусловили сокращение спроса на
рабочую силу со стороны предприятий и
организаций, экономическое и финансовое
положение которых резко ухудшилось. Одновременно произошло значительное
увеличение предложения рабочей силы на
официальном рынке труда РФ, вызванное как
активизацией текучести кадров, высвобождением
рабочей силы, вынужденной миграцией населения,
так и увеличением числа обнищавших людей, ищущих
работу или дополнительный заработок в свободное
от основной работы (учебы) время. Так, число не
занятых трудовой деятельностью граждан,
зарегистрированных в службе занятости,
увеличилось в декабре 1997 г. по сравнению с
декабрем 1992 г. примерно в 2,3 раза, а число
безработных - в 3,5 раза2. Уровень
регистрируемой безработицы (численность
зарегистрированных безработных к численности
экономически активного населения) на российском
рынке труда за аналогичный период повысился в 3,6
раза, достигнув 2,7%. Регистрируемая безработица составляет
только часть общей безработицы, которая
рассчитывается Госкомстатом РФ на основании
обследования населения, проводимого по
методологии МОТ: на конец 1997 г. общая численность
безработных составила 6,4 млн человек, а ее
уровень - 9%. В целом с учетом скрытой незанятости
уровень безработицы оценивается примерно в 20%.
Число зарегистрированных безработных в 1997 г. по
сравнению с 1996 г. снизилось с 2,5 млн человек до 2
млн, а уровень регистрируемой безработицы - с 3,4
до 2,7%. Вместе с тем это вызвано не столько
намечающейся стабилизацией экономики, сколько
изменением порядка регистрации, снятия с учета
безработных граждан и назначения пособий по
безработице в связи с внесением в мае 1996 г.
изменений и дополнений в закон РФ "О занятости
населения в Российской Федерации", а также
задержкой выплат пособий по безработице из-за
отсутствия средств в фонде занятости населения
многих регионов. Напряженность на рынке труда продолжает
сохраняться, о чем свидетельствуют, например,
показатели роста продолжительности
регистрируемой безработицы (с 6,9 мес. в 1996 г. до
7,5 мес. в 1997 г.), неснижающиеся высокие уровни
неполной занятости, внутрипроизводственных
излишков рабочей силы и т.д. Хотя в 1997 г. наметился
некоторый рост масштабов рабочей силы,
выбывающей в связи с сокращением штатов, число
высвобождаемых работников в общей численности
зарегистрированных безработных значительно
уступает доле лиц, уволившихся по собственному
желанию. На фоне роста явной и скрытой безработицы,
неполной занятости усиливается застойный
характер безработицы, удельный вес длительной
(более одного года) безработицы достиг 22,5%. При
этом наибольшие сложности с трудоустройством
испытывают лица с низкой
конкурентоспособностью, прежде всего так
называемый социально слабо защищенный
контингент, к которому относятся в первую
очередь многодетные матери и женщины, имеющие
малолетних детей, молодые специалисты, лица
предпенсионного возраста и др. Становление и развитие рынка труда,
структурная перестройка народного хозяйства,
проводимые процессы конверсии, приватизации
обусловливают не только увеличение масштабов
безработицы, но и расширение круга лиц,
попадающих в категорию социально слабо
защищенных (например, некоторые недостаточно
мобильные профессиональные группы, ИТР,
работающие в оборонных отраслях народного
хозяйства в рамках узкой специализации и
составляющие ранее стабильное ядро трудового
коллектива и др.).
Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда
В стране по-прежнему продолжает сохраняться
существенная дифференциация территорий по
состоянию региональных рынков труда. Если на
начало 1993 г. число регионов, где уровень
регистрируемой безработицы превышал
среднероссийский, составляло 38, то на начало 1995,
1997 и 1998 гг. - соответственно 46, 47, 52. В качестве важнейшего показателя при оценке
сложившейся ситуации на рынке труда правомерно
используются прежде всего уровень официально
зарегистрированной безработицы, его отклонение
от среднероссийской величины. На начало 1998 г. в
РФ данный показатель составил 2,7%, но в ряде
регионов этот показатель превышал
среднероссийский в 2 раза и более (см. таблицу).
Анализ, проведенный с 1992 по 1997 г., показал, что
состав регионов с наиболее высоким уровнем
регистрируемой безработицы довольно устойчив:
для Владимирской, Псковской, Ивановской областей
и Республики Дагестан указанное превышение
среднероссийского уровня безработицы
наблюдается с 1992 г., для других выделенных в
таблице регионов - с 1993 г. Показателем, характеризующим неблагополучное
положение уже со стороны спроса рабочих рук,
является вакантность рабочих мест (отношение
заявленной потребности в работниках к ее
среднесписочной численности или отношение
незанятых рабочих мест к занятым). В качестве
результирующего показателя спроса на рабочую
силу и ее предложения можно рассматривать такой,
как число зарегистрированных в службе занятости
не занятых трудовой деятельностью граждан (либо
безработных), приходящихся на одно свободное
рабочее место (вакансию). Как видно из таблицы,
в отличие от показателя уровня безработицы
разброс величин данных показателей по
выделенной группе регионов более значителен, он
превосходит среднероссийский примерно в 3-43 раза. |