Номер 4/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Рынок труда


Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования

ТАИСИЯ БАРАНЕНКОВА
кандидат экономических наук
Институт экономики РАН


• В Российской Федерации продолжает сохраняться существенная дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда
• Не проводится эффективная региональная политика, основанная на оценке ситуации на рынке труда и возможных перспектив ее развития
• Региональные программы занятости должны исходить из общероссийской концепции регулирования рынка труда

Изменение ситуации в России, замена плановой системы управления рыночной, глубокое вхождение страны в систему международного разделения труда обусловили в 90-е годы ряд новых явлений и тенденций в сфере занятости, к которым прежде всего относятся:

абсолютное сокращение численности занятых в экономике, особенно в сфере материального производства;

существенные изменения отраслевой структуры занятости, снижение удельного веса занятых в промышленности, перераспределение рабочей силы между обрабатывающей и добывающей промышленностью в пользу последней;

расширение занятости в негосударственном секторе экономики, дальнейшее развитие малого предпринимательства;

значительные масштабы вынужденной неполной и неэффективной занятости (скрытой безработицы);

массовое участие населения в неформальном секторе экономики, а также увеличение масштабов вторичной занятости и др.


Обострение ситуации на рынке труда РФ


На конец 1992 г. число занятых в российской  экономике составляло 72,1 млн человек, а на конец 1997 г. - 65 млн или, соответственно, 95,3 и 91% к экономически активному населению.

Резко сокращалась численность работающих в сфере материального производства, в основном за счет промышленности и строительства. Другой важной тенденцией явилось повышение удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство; кредитование, финансы и страхование и др.

90-е годы характеризуются значительным изменением структуры промышленно-производственного персонала, в частности в пользу добывающих отраслей. Это обусловлено тем, что проводимые структурные преобразования не достигли цели в плане относительного сокращения сырьевой сферы; российская экономика все в большей степени приобретает сырьевую ориентацию в связи с разрушением технологических связей между добывающими и обрабатывающими отраслями, ценовыми диспропорциями и потерей конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности с открытием рынка для зарубежных товаров.

Для отраслей обрабатывающей промышленности характерно преобладание тенденции сокращения числа занятых и, как следствие, снижение их удельного веса в общем числе работающих в промышленности. Это относится прежде всего к машиностроению и легкой промышленности, которые в меньшей степени адаптировались к потребительскому спросу; численность промышленно-производственного персонала здесь постоянно уменьшается.

В числе причин подобного положения помимо общего главного фактора - кризиса неплатежей следует назвать политику в области оплаты труда. Если средняя заработная плата в машиностроении и легкой промышленности составляла к среднероссийской в 1991 г. соответственно 87 и 95%, то в 1997 г. - 71 и 44%.

Наблюдаемое в последние годы снижение объемов производства, услуг не сопровождалось адекватным сокращением численности работников, что еще больше повысило потенциал скрытой безработицы. По экспертной оценке Института макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ, масштабы излишней численности  увеличились с 11,6 млн человек в 1995 г. до 12,5-13 млн человек в 1997 г. Такое положение не способствует повышению эффективности использования рабочей силы, росту производительности труда.

В 1997 г. более 4 млн трудящихся крупных и средних предприятий и организаций работали в режиме неполной занятости и находились в административных отпусках (в 1996 г. их насчитывалось 4,5 млн человек); средняя продолжительность этих отпусков увеличилась соответственно с 40 до 42 дней. После 1994 г. вынужденная неполная занятость приобрела массовые масштабы. Особенно она велика в машиностроении и легкой промышленности.

Наряду с сегментацией занятости в рамках формального сектора экономики следует отметить массовую занятость населения в ее неформальном секторе1, а также увеличение масштабов вторичной занятости (по оценке ВЦИОМ, в 1997 г. вторую работу имели около 8 млн человек против 7 млн человек в 1996 г.).

Теневые процессы в российской экономике, возникшие еще в середине 80-х гг., в настоящее время отличаются особой динамичностью. Как показывают отдельные обследования, в собственно неформальном секторе уже занято около 12 млн человек, которые распределяются примерно поровну между занятыми в неформальном секторе и совмещающими работу в обоих секторах. Наряду с определенной ролью в решении проблем занятости и доходов населения теневой сектор создает условия для оттока прежде всего квалифицированных работников из формального сектора и существенно осложняет его работу.

Спад производства, низкая инвестиционная активность, инфляция, недостатки в институциональных преобразованиях и другие негативные проявления макроэкономических факторов обусловили сокращение спроса на рабочую силу со стороны предприятий и организаций, экономическое и финансовое положение которых резко ухудшилось.

Одновременно произошло значительное увеличение предложения рабочей силы на официальном рынке труда РФ, вызванное как активизацией текучести кадров, высвобождением рабочей силы, вынужденной миграцией населения, так и увеличением числа обнищавших людей, ищущих работу или дополнительный заработок в свободное от основной работы (учебы) время. Так, число не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, увеличилось в декабре 1997 г. по сравнению с декабрем 1992 г. примерно в 2,3 раза, а число безработных - в 3,5 раза2. Уровень регистрируемой безработицы (численность зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) на российском рынке труда за аналогичный период повысился в 3,6 раза, достигнув 2,7%.

Регистрируемая безработица составляет только часть общей безработицы, которая рассчитывается Госкомстатом РФ на основании обследования населения, проводимого по методологии МОТ: на конец 1997 г. общая численность безработных составила 6,4 млн человек, а ее уровень - 9%. В целом с учетом скрытой незанятости уровень безработицы оценивается примерно в 20%.

Число зарегистрированных безработных в 1997 г. по сравнению с 1996 г. снизилось с 2,5 млн человек до 2 млн, а уровень регистрируемой безработицы - с 3,4 до 2,7%. Вместе с тем это вызвано не столько намечающейся стабилизацией экономики, сколько изменением порядка регистрации, снятия с учета безработных граждан и назначения пособий по безработице в связи с внесением в мае 1996 г. изменений и дополнений в закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", а также задержкой выплат пособий по безработице из-за отсутствия средств в фонде занятости населения многих регионов.

Напряженность на рынке труда продолжает сохраняться, о чем свидетельствуют, например, показатели роста продолжительности регистрируемой безработицы (с 6,9 мес. в 1996 г. до 7,5 мес. в 1997 г.), неснижающиеся высокие уровни неполной занятости, внутрипроизводственных излишков рабочей силы и т.д. Хотя в 1997 г. наметился некоторый рост масштабов рабочей силы, выбывающей в связи с сокращением штатов, число высвобождаемых работников в общей численности зарегистрированных безработных значительно уступает доле лиц, уволившихся по собственному желанию.

На фоне роста явной и скрытой безработицы, неполной занятости усиливается застойный характер безработицы, удельный вес длительной (более одного года) безработицы достиг 22,5%. При этом наибольшие сложности с трудоустройством испытывают лица с низкой конкурентоспособностью, прежде всего так называемый социально слабо защищенный контингент, к которому относятся в первую очередь многодетные матери и женщины, имеющие малолетних детей, молодые специалисты, лица предпенсионного возраста и др.

Становление и развитие рынка труда, структурная перестройка народного хозяйства, проводимые процессы конверсии, приватизации обусловливают не только увеличение масштабов безработицы, но и расширение круга лиц, попадающих в категорию социально слабо защищенных (например, некоторые недостаточно мобильные профессиональные группы, ИТР, работающие в оборонных отраслях народного хозяйства в рамках узкой специализации и составляющие ранее стабильное ядро трудового коллектива и др.).


Регионы с напряженной ситуацией
на рынке труда


В стране по-прежнему продолжает сохраняться существенная дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Если на начало 1993 г. число регионов, где уровень регистрируемой безработицы превышал среднероссийский, составляло 38, то на начало 1995, 1997 и 1998 гг. - соответственно 46, 47, 52.

В качестве важнейшего показателя при оценке сложившейся ситуации на рынке труда правомерно используются прежде всего уровень официально зарегистрированной безработицы, его отклонение от среднероссийской величины. На начало 1998 г. в РФ данный показатель составил 2,7%, но в ряде регионов этот показатель превышал среднероссийский в 2 раза и более (см. таблицу). Анализ, проведенный с 1992 по 1997 г., показал, что состав регионов с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы довольно устойчив: для Владимирской, Псковской, Ивановской областей и Республики Дагестан указанное превышение среднероссийского уровня безработицы наблюдается с 1992 г., для других выделенных в таблице регионов - с 1993 г.

Показателем, характеризующим неблагополучное положение уже со стороны спроса рабочих рук, является вакантность рабочих мест (отношение заявленной потребности в работниках к ее среднесписочной численности или отношение незанятых рабочих мест к занятым). В качестве результирующего показателя спроса на рабочую силу и ее предложения можно рассматривать такой, как число зарегистрированных в службе занятости не занятых трудовой деятельностью граждан (либо безработных), приходящихся на одно свободное рабочее место (вакансию).  Как видно из таблицы, в отличие от показателя уровня безработицы разброс величин данных показателей по выделенной группе регионов более значителен, он превосходит среднероссийский примерно в 3-43 раза.

Показатели напряженности на официальном рынке труда РФ и ее отдельных территориях в 1997 г.
Наименование региона Основные показатели, характеризующие состояние рынка труда Показатели хозяйственной деятельности
и состояния социальной сферы
уровень безрабо- тицы, % зарегистри- ровано безработных на одну вакансию, чел. средняя продолжительность регистрируемой безработицы, мес. удельный вес безработных, состоящих на учете более одного года, % удельный вес трудоустроенных среди состоящих на учете (в среднем за месяц), % объем промышленного производства удельный вес убыточных предприятий, % средняя заработная плата и выплаты социального характера, % к прожиточному минимуму
на конец 1997 г. по состоянию на 1 июля 1997 г. 1997 г. в %
к 1996 г.
по состоянию на 1 ноября 1997 г. ноябрь
1997 г.
Российская Федерация,
в том числе:
2,7 5,4 7,4 21,4 8,4 101,9 47,6 225,5
Архангельская обл. 8,0 33,5 8,4 31,3 4,1 100,1 63,2 213,6
Псковская обл. 5,6 42,6 8,9 35,3 4,7 92,4 48,5 180,7
Владимирская обл. 5,5 16,7 8,4 30,7 6,1 112,0 43,8 190,2
Ивановская обл. 6,4 33,3 8,9 34,4 5,1 103,7 58 175,0
Кировская обл. 6,3 15,1 8,9 36,4 7,0 99,1 52,3 140,0
Республика Калмыкия 6,3 103,2 9,6 39,1 4,3 86,8 79,5 208,2
Республика Дагестан 6,5 62,5 10,7 48,8 0,8 98,8 52,4 106,9
Республика Ингушетия 5,8 230,1 12,3 63,2 0,2 74,3 84,6 148,8
Удмуртская Республика 5,8 27,9 8,8 35,3 9,2 100,5 50,5 188,6
Кроме того, охарактеризовать ситуацию на региональных рынках труда с точки зрения застойности безработицы позволяют такие показатели, как, например, средняя продолжительность регистрируемой безработицы и удельный вес безработных, состоящих на учете более одного года. В отмеченных регионах величины этих показателей гораздо выше, чем в среднем по России.

Показатель удельного веса трудоустроенных среди незанятых также характеризует степень “рассасывания” последних, перевода их в категорию работающих. Как явствует из приведенной таблицы, этот показатель для всех регионов чрезвычайно низок и уступает среднероссийскому (за исключением Удмуртии).

Количественная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда часто усугубляется качественной несбалансированностью, что подтверждают исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей этих территорий, социально-профессионального состава как их трудовых ресурсов, так и безработных.

Выделенная группа по числу безработных в 1997 г. (в среднем за месяц) составляет более 16% числа безработных РФ, куда входят 89 регионов, а по количеству свободных рабочих мест, заявленных в службу занятости в конце 1997 г., - лишь 3%.

Необходимо отметить, что еще в доперестроечное время эти районы отличались несбалансированностью рабочих мест и рабочей силы, что было обусловлено совокупностью факторов - демографических, социально-экономических, природных и др. Так, Дагестану, Ингушетии, Калмыкии традиционно были присущи высокий естественный прирост населения, низкий уровень его мобильности, хронический недостаток рабочих мест, большие масштабы незанятого населения.

В некоторых выделенных регионах застойная незанятость являлась в основном результатом сложившейся структуры рабочих мест, сориентированных преимущественно либо на мужскую занятость (Архангельская область с высоким удельным весом занятости в добывающих отраслях промышленности, морском транспорте, химико-лесном комплексе и др.), либо на женскую (Ивановская область). Кроме того, в анализируемых областях преобладают предприятия обрабатывающей, прежде всего легкой промышленности (Ивановская, Владимирская области), а также машиностроения, отраслей ВПК (Удмуртия, Псковская область), которые, как отмечалось выше, в наибольшей мере были затронуты кризисом. Они не смогли выдержать конкуренции с импортной продукцией на внешних рынках и на внутреннем потребительском рынке.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что переход к стабильному функционированию промышленного производства происходит здесь гораздо медленнее. Удельный вес убыточных предприятий этих регионов значительно превышает среднероссийские показатели (за исключением Владимирской области), а покупательная способность населения чрезвычайно низкая.

Между тем если в 1997 г. по сравнению с 1996 г. инвестиции в основной капитал в целом по России сократились на 5%, то в рассматриваемых регионах (кроме Калмыкии) сокращение было более существенным.

Данные, полученные в ходе мониторинга регистрируемой безработицы, проведенного государственной службой занятости по состоянию на 1 июля 1997 г., позволяют исследовать ее качественную структуру (по полу, возрасту, месту проживания и т.д.).

Так, среди безработных в анализируемой группе районов преобладают женщины (кроме Ивановской области), однако величина данного показателя меньше, чем в среднем по России, т.е. 62,4%. Возрастной состав безработных в указанных территориях неодинаков и значительно отличается от среднероссийского, где, например, безработная молодежь 16-24 лет составляет 19,7%; в большинстве рассматриваемых регионов - Дагестане, Удмуртии, Кировской, Архангельской, Владимирской областях - он значительно выше среднероссийского, в других - равен или существенно ниже. Большой разброс показателей структуры безработных и в отношении места проживания: в Дагестане, Калмыкии и Ингушетии подавляющее большинство безработных - это жители сельской местности, в остальных, как и в среднем по России, жители городов - 71,9%.

Важнейший аспект анализа качественного состава безработных - выделение среди них так называемой социально уязвимой группы населения, к которой относятся многодетные семьи; граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе; лица, не имеющие полного среднего образования; беженцы и вынужденные переселенцы; инвалиды. В большинстве рассматриваемых регионов размеры перечисленных показателей, как правило, существенно превышают средние по стране - соответственно 44%; 21,4; 17,7; 0,6 и 2,1%. По первому показателю лидируют Калмыкия, Дагестан, Архангельская область, Удмуртия; по второму и четвертому - Ингушетия, по третьему - Кировская, Архангельская, Ивановская, Владимирская области, Удмуртия.

Регионы с опережающей долей указанных групп населения среди безработных более чем другие предрасположены к застойной безработице и требуют дифференцированного подхода к выбору политики их социальной поддержки, разработки специально ориентированных по мерам социальной защиты региональных программ занятости.

Проведенный анализ данных регионов дает основание считать эти территории регионами социально-экономического бедствия.


Совершенствование регулирования  региональных рынков труда


В настоящее время в стране не проводится эффективной региональной политики, основанной на оценке состояния ситуации на рынке труда и возможных перспектив ее развития, прежде всего в регионах с существенной деформацией структуры населения, спецификой социально-экономического развития - однобокой специализацией, преобладанием производств с высокой концентрацией интеллектуального труда, производств ВПК, отраслей с большим удельным весом предприятий-банкротов.

Отсутствуют четко сформулированные основные принципы регулирования социально-экономического развития регионов с точки зрения сохранения занятости и повышения ее эффективности, недопущения массовой и застойной безработицы. Не проводится четкого разграничения полномочий и функций между центром и субъектами РФ.

Ситуация в области занятости населения в условиях рыночной экономики объективно обусловливает, как показывает и опыт других стран, необходимость усиления государственной политики (включающей меры по регулированию занятости, в том числе в региональном разрезе). Это предполагает разработку региональных программ занятости, предусматривающих меры социальной защиты населения.

Региональные программы, по нашему мнению, должны исходить из общероссийской концепции регулирования рынка труда как фундамента разработки основных направлений такого регулирования. Эти программы, прежде всего в части создания и сохранения рабочих мест, должны учитывать прогноз социально-экономического и демографического развития региона в целом. Существенное значение в этой связи приобретает сопоставление социальных кадастров, содержащих основные показатели социально-экономического положения региона, поскольку региональные программы занятости должны отражать такие основные стороны социально-экономической политики, как состояние производственного и профессионального потенциала региона, его место и перспективы развития в принятой правительством Среднесрочной программе на 1997-2000 гг.

В условиях тяжелого перехода к рыночным отношениям современное состояние занятости населения усугубляется банкротством предприятий, а также продолжающимся спадом производства, что предполагает активизацию процесса высвобождения рабочей силы и необходимость одновременной разработки экстренных мер по трудоустройству работников в целях недопущения массовой безработицы и ее застойного характера. Особо остро назрела потребность в этом в районах социально-экономического бедствия.

Решение данных проблем невозможно без поддержки центра, централизованного перераспределения финансовых ресурсов и увеличения доли федерального бюджета в общих расходах этих регионов на капитальные вложения.

Требуется дальнейшее совершенствование государственной финансово-кредитной и налоговой политики, обеспечивающей экономическую привлекательность отечественных и иностранных инвестиций в регионы, где накоплены значительные резервы незанятой рабочей силы, особенно профессионально хорошо подготовленной.

В системе мер по регулированию региональных рынков труда большая роль отводится и активизации работы местных служб занятости, их связи с федеральной службой занятости России.


1Неформальный сектор, так называемую теневую экономику, представляют незарегистрированные мелкие предприятия, а также крупные и средние, скрывающие часть осуществляемого ими оборота. Существующие здесь формы рыночных отношений во многом смыкаются с уголовным бизнесом - бандитизмом, хищением собственности и т.д.
2Статистические данные неточно отражают действительное положение дел, поскольку, как отмечено выше, многие работающие в определенной мере являются безработными (речь идет о так называемой скрытой безработице); с другой стороны, значителен удельный вес безработных, которые на самом деле неофициально заняты на временных, порой нелегальных (в том числе криминальных) работах.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Сайт создан в системе uCoz