Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ-

ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

         Государственная Дума

 

 

Проблема органов территориального общественного

самоуправления – проблемы гражданского общества

 

 

Часть 2

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

 

 

(материалы к парламентским слушаниям и

межрегиональной научно – практической конференции)

 

 

 

ИЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

МОСКВА – ИЗВЕСТИЯ - 1997

Под общей редакцией В.И.Зоркальцева, председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, М.В.Фильшина, члена Комитета Государ­ственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, В.Н.Федотова, председателя Российской ассоциации "Территориальное общественное самоуправление"

Издание к печати подготовлено Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и издательским отделом Управления делами Государственной Думы

Проблемы органов территориального общественного самоуправ­ления - проблемы гражданского общества. Часть II. Территори­альное общественное самоуправление - основа формирования гражданского общества (приложение 3). Материалы к парламентским слушаниям и межрегиональной научно-практической конферен­ции/Общ. ред. В.И.Зоркальцева, М.В.Фильшина и В.Н.Федотова. — М.: Известия, 1997. - 111 с.

В часть II сборника включены авторские публикации и другие сообщения В.Н.Федотова и А.В.Федотова, показывающие роль и место органов территориального общественного самоуправления как формы осуществления права граждан на объединение в решении проблем гражданского общества, вынесенных комитетами Государ­ственной Думы на парламентские слушания, международные кон­ференции, "круглые столы" и на рассмотрение Государственной Думы.

Предпринята попытка определить особенности и показать сис­темный характер формирования гражданского общества в Российской Федерации.

 

 

© Аппарат Государственной Думы, 1997

Роль органов территориального общественного самоуправления как формы осуществления права граждан на объединение в решении проблем, вынесенных комитетами Государственной Думы на парламентские слушания, международные конференции, "круглые столы", а также на рассмотрение Государственной Думы

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

2. ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ, ПО ПРОБЛЕМАМ КАЗАЧЕСТВА, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ.. 13

2.1. Проблема национально-культурной автономии. 13

Приоритетны ли в России интересы общины?. 13

2.2. Проблема возрождения казачества. 14

О правах человека и организационно-законодательных проблемах возрождения казачества и казачьего местного самоуправления. 14

2.3. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев: территориальная община как средство социальной адаптации. 17

О конституционном праве граждан на самоорганизацию в законодательном процессе обеспечения компактного обустройства беженцев и вынужденных переселенцев. 17

 

 

2. ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ, ПО ПРОБЛЕМАМ КАЗАЧЕСТВА, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

 

2.1. Проблема национально-культурной автономии

 

Приоритетны ли в России интересы общины?

Провозглашенные Конституцией РФ для каждого гражданина право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, свобода вероиспове­дания и свобода совести в значительной мере могут быть реализованы в сфере местного самоуправления.

Указанные права и свободы как характерные особенности пра­вового статуса национальной личности предъявляют требования к организации системы местного самоуправления в городе, способной обеспечить право компактно проживающего национального мень­шинства на культурно-национальную автономию.

Гарантией культурно-национальной автономии в этом случае выступают (наряду с государством) сами граждане, организованные в территори­ально-национальную общину как единицу местного самоуправления.

Для компактно проживающего национального меньшинства основой территориальной организации культурной автономии в городе может быть средняя школа, при этом численность населения националь­но-территориальной общины составляет 5—15 тысяч человек.

Закрепив в качестве императивной конституционной нормы осу­ществление местного самоуправления гражданами в формах прямого волеизъявления (пункт 2 статьи 130), а также самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, поль­зования и распоряжения муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 130), Конституция РФ заложила необходимые правовые условия самоорганизации граждан в территориальную общину (тер­риториально-национальную, крестьянскую, казачью).

С точки зрения прав человека эти конституционные нормы позволяют компактно проживающему национальному меньшинству самоорганизоваться в территориально-национальную общину и ре­ализовать в рамках местного самоуправления солидарное право человека на осуществление национально-культурной автономии.

В дореволюционной России территориальная община была важ­нейшим институтом гражданского общества, его фундаментом и яркой формой выражения коллективистской психологии общества и образа жизни, имеющих тысячелетние традиции.

Для территориальных общин характерен приоритет институтов непосредственной демократии при принятии решений.

В условиях пассивности, обусловленной традиционным отчужде­нием населения от участия в управлении делами общества и государства, существенно поднять гражданскую активность возможно лишь на основе прямого обращения к интересам населения, создав условия принятия гражданами решений по вопросам местного значения в формах непосредственной демократии.

Процесс вовлечения граждан России в управление делами общества и государства — кропотливая и длительная работа, рассчитанная на десятилетия; ей нет альтернативы при любом пути развития России. И она требует не безучастного отношения к ней государства (нередко даже противодействия), а активной поддержки и прежде всего со стороны Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.

Публикация из газеты: ЯНА СЮЗ — Новое слово. Москва. 1996. Март. № 3 (20)

 

2.2. Проблема возрождения казачества

О правах человека и организационно-законодательных проблемах возрождения казачества и казачьего местного самоуправления

Предварительно несколько слов о концепции обсуждаемого за­конопроекта.

В своей совокупности предлагаемые в законопроекте нормы и положения позволяют системно оценить облик возрождаемого образа жизни казачества по его традиционным трем составляющим: занятие,

быт, устройство.

Эти три составляющие образа жизни дореволюционного казачества тесно взаимосвязаны, и фундаментом организации этой связи была территориальная община, в основу которой были положены два начала: местное самоуправление в современном конституционном его понимании и коллективная собственность на землю и другие природные ресурсы.

Общим принципом казачьего образа жизни можно считать тесную зависимость занятия казачества и права территориальной общины распоряжаться по своему усмотрению землей (в том числе и юртовыми землями).

Этому общему принципу в недостаточной степени следует проект федерального закона "О казачестве", допускающего иное содержание понятия казачьей общины — некоммерческой (общественной) ор­ганизации (раздел V).

Отсутствие властных начал и права распоряжаться местными ресурсами не позволяет говорить о достаточной эффективности влияния казачьей общины с предлагаемым статусом на государст­венную службу казаков. Это неоправданно по существу, тем более что нормы статьи 130 Конституции Российской Федерации, закре­пившей право граждан и населения на осуществление местного самоуправления, соответствуют традиционному понятию казачьей территориальной общины и являются правовым основанием для ее возрождения,

Необходимо отметить, что правовое обеспечение возрождения казачества невозможно без внесения изменений и дополнений в ряд отраслей законодательства (включая земельное и конституци­онное), а также без принятия других общих (организационных) федеральных законов, в соответствии с которыми гражданам Рос­сийской Федерации необходимо предоставить равные права на всей территории Российской Федерации на объединение по месту жи­тельства в различных организационно-правовых формах, включая территориальное общественное самоуправление и территориальную общину (казачью, территориально-национальную, сельскую, микро­районную и т.п.).

В связи с чем предлагается:

1. По всему тексту законопроекта заменить выражение "казачья община" на "казачье общество";

2. Изменить название раздела V "Казачье самоуправление" на "Система казачьих обществ";

3. В части самоуправления станиц, хуторов ввести бланкетные нормы.

В научном плане Российская ассоциация 'Территориальное об­щественное самоуправление" занимается разработкой системных механизмов осуществления конституционных прав человека первого, второго и третьего поколений в социальной сфере и сфере управ­ления, исходя из основного содержательного принципа права че­ловека — права выбора.

Применительно к проблеме возрождения казачества — это право выбора образа (уклада) жизни, который характеризуется такими социальными началами, как военная служба (ранее военный про­мысел), демократические начала общинного землеведения и земле­пользования, полное самоуправление, включая вопросы разрешения споров внутри общины.

В начальный период (XVI—XVII века) организации и развития больших и малых казачьих общин были положены следующие

принципы:

общее владение всеми земельными угодьями при отсутствии

частной собственности;

равенство всех членов общины между собой;

полная организационная, финансовая и судебная самостоятельность

самоуправления общины.

Последующее законодательное закрепление частной собственности на землю, введение сословий, ограничение организационных и территориальных начал самоуправления существенным образом из­менили модель казачьей общины.

"Казачьи войска ХЕК—XX столетий представляли лишь слабое подобие прежних казачьих общин" (цитирую по энциклопедическому

словарю Брокгауза и Ефрона).

При разработке концепции, в наибольшей степени отвечающей требованиям гражданского общества, возникает вопрос: какие прин­ципы модели казачьей общины более соответствуют современной культуре и целям развития российского общества и что следует положить в основу концепции возрождения казачества?

Принципы модели XVII или начала XX века или их комбинации? И кто должен дать оценку? Без ответа на эти вопросы нет и оснований говорить о какой-либо приемлемой комплексной концеп­ции возрождения казачества.

Представляется, что только опрос граждан, считающих себя казаками или относящихся к таковым, может дать ответ на поставленные вопросы. Опросом необходимо охватить выборочно как компактно проживающее казачье население в традиционных казачьих областях, так и отдельных казаков и казачьи общественные

организации.

Тем не менее в рамках Конституции Российской Федерации

правомерна постановка вопроса о казачьем местном самоуправлении на основе конституционных прав человека на осуществление местного самоуправления, являющихся одновременно и его конституционными

принципами.

Основополагающими из этих конституционных принципов, соот­ветствующих общинному самоуправлению, являются:

1) императивное право граждан осуществлять местное самоуп­равление в формах непосредственной демократии, в т.ч. в форме станичного сбора с полномочиями создания выборных институтов казачьего местного самоуправления: станичный атаман, станичное

правление, станичный суд;

2) императивное право населения данной территории владеть,

пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, вклю­чая земельные угодья.

 

 

 

Нашей Ассоциацией подготовлен, а депутатами Государственной Думы первого созыва (Долгополов А.А., Тихонов В.А. и др.) внесен правовой механизм осуществления указанных прав — проект фе­дерального закона "Об общих принципах организации системы местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующий в том числе и организацию казачьих общин станичного и хуторского звена. На законопроект были получены положительные заключения казачьих войск и ряда законодательных органов субъектов Российской Федерации.

К сожалению, эти особенности казачьего местного самоуправления не были приняты Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и не вошли в окончательную редакцию принятого закона о местном самоуправлении-

Основная причина — крайне слабое лоббирование интересов казачества в Государственной Думе, отсутствие должного понимания и внимания к этой проблеме со стороны всех ее фракций и депутатских групп. Не решены проблемы, связанные с внесением необходимых поправок к принятому закону о местном самоуправ­лении или подготовкой и принятием новых законов: о территори­альных общинах, о местной государственной власти.

И их решение без создания действенных механизмов лоббирования интересов казачества в Государственной Думе второго созыва не просматривается. С мая месяца 1995 года некому внести подготов­ленные поправки к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Внимание Государственной Думы второго созыва к проблеме казачества возросло, и прежде всего со стороны депутатов от фракций КПРФ, ЛДПР, НДР. Хотелось бы, чтобы эта тенденция укреплялась.

Сказанное относительно необходимости поправок в базовый закон о местном самоуправлении полностью относится и к базовым законам, регулирующим отношения земельные, собственности, во­инской службы.

Практика разработки и внесения проекта федерального закона "Об общих принципах организации системы местного самоуправления в Российской федерации" показывает, что на разработку и внесение поправок по вопросам собственности и местного самоуправления рассчитывать на исполнительную власть не приходится. Поэтому при подготовке и внесении поправок необходимо создавать неза­висимые депутатско-экспертные группы (корпорации), чем одновре­менно исключается и возможная ангажированность депутатов — руководителей, влияющих на процедуру внесения этих поправок.

Таким образом, на основе рассматриваемого законопроекта, це­лесообразна разработка концепции возрождения казачества, ее об­суждение, в том числе и на парламентских слушаниях, и последующее законодательное закрепление, которое явится добротным основанием для внесения поправок.

В заключение.

Одним из вопросов возрождения российского казачества является

проблема возрождения в г. Москве казачьей слободы на основе обеспечения компактного проживания москвичей, относящих себя к казакам, в районе 1 -то и 2-го Казачьих переулков со своим общественным самоуправлением. Слободы, обеспечивающей разме­щение и отдых и оказывающей иную помощь всем нуждающимся в ней казакам, прибывающим в столицу по общественной или личной надобности.

И без помощи Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Главного казачьего управления здесь не обойтись. Ассоциация готова оказать организационное и правовое содействие этому процессу.

В Рекомендации настоящих Парламентских слушаний предлагается

включить три пункта в следующей редакции:

1. С целью разработки (на основе рассмотренного законопроекта "О казачестве") концепции возрождения казачества и ее последу­ющего законодательного закрепления при одном из комитетов Государственной Думы (по региональной политике, по делам СНГ или по геополитике) создать постоянно действующий общественный Экспертный Совет по проблемам казачества с широким привлечением в него специалистов-ученых, правоведов и депутатов.

2. Рабочей группе и будущему общественному Экспертному совету рассмотреть пути реализации законопроекта "Об общих принципах организации системы местного самоуправления в Российской Фе­дерации", одобренного казачьими общественными организациями и внесенного на рассмотрение Государственной Думы первого созыва депутатами Государственной Думы.

3. Рабочей группе рассмотреть возможность возрождения казачьей слободы в г.Москве.

Сообщение на парламентских слушаниях "О проекте федерального закона "О казачестве и проблемах казачества"

{11 июня 1996 года, Малый зал Государственной Думы, председательствующий — председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Л.А. Иванченко)

 

 

 

 

 

2.3. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев: территориальная община как средство социальной адаптации

О конституционном праве граждан на самоорганизацию в законодательном процессе обеспечения компактного обустройства беженцев и вынужденных переселенцев

Как показала работа проведенного вчера и сегодня форума переселенческих организаций можно обобщенно оценить федераль­ную миграционную политику Правительства Российской Федерации как недостаточно эффективную.

Отсутствие в федеральной политике права выбора (выбора остаться или эмигрировать из бывшей союзной республики) не соответствует фундаментальному конституционному принципу — принципу выс­шей ценности прав человека.

В этих условиях как дополнение к государственным формам актуальным становится поиск негосударственных форм защиты прав и интересов беженцев и вынужденных переселенцев.

Негосударственным формам для российского общества соответ­ствуют территориальные общины.

Различные виды российских территориальных общин (территори­альных, территориально-национальных, крестьянских, казачьих) как организационно-правовые формы объединения граждан характери­зуются двумя основными признаками: коллективным владением и пользованием землей, средствами производства и самоуправлением.

Естественное право граждан на самоорганизацию в общинных формах, право сообща ('всем миром"), независимо от чиновников, заведовать своими делами, закреплено Конституцией Российской Федерации. Имеются необходимые правовые основания для воз­рождения общины как образа жизни, уходящего своими корнями в тысячелетнюю российскую историю и славянскую византийскую общину. Общину, которую не смогли разрушить даже великие реформы Петра Аркадьевича Столыпина.

Основные положения концепции законодательного регулирования возрождения общин изложены в розданных участникам слушаний предложениях. Они розданы дополнительно к папке документов, подготовленных организаторами настоящих Парламентских слушаний.

Структура предложений "О законодательном регулировании воз­рождения общин" включает;

понятие и обобщенные функции российских и современных западноевропейских общин;

конституционные права человека первого, второго и третьего поколений как правовые основания возрождения общин;

правовой статус общины как административно-территориальной единицы, юридического лица и хозяйствующего субъекта,

перечень необходимых федеральных законов и поправок.

Центральным из перечня законов является проект федерального закона "Об общинах" (возможны варианты названия: "О террито­риальной общине" или "О переселенческой поземельной общине".

Конституция Российской Федерации (пункт "в" статьи 71) позволяет разработать и принять этот закон, содержащий нормы прямого

действия.

Возможность федерального законодательного регулирования орга­низации общин создает правовые условия решения проблемы ком­пактного проживания переселенцев и последующего своими силами решения проблем жилищной, занятости, народного образования, обеспечения собственной безопасности и других.

Объективное свидетельство начала востребованности права граждан на возрождение общинных институтов — 56 компактных поселений переселенцев. Механизмы осуществления этого права целесообразно

закрепить в федеральном законодательстве.

Необходимость заселения обширных территорий России и при­крытия ее восточных и южных границ также говорит в пользу скорейшей разработки и принятия законодательства об общинных институтах.

          Был бы признателен руководителям переселенческих организаций за оценку предложенной концепции законодательного регулирования возрождения общин и содействие депутатам Комитета Государст­венной .Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками в ее

реализации.

Сообщение но парламентских слушаниях "О взаимодействии федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной (представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации с общественными организациями переселенцев по обеспечению правовых гарантии компактного обустройства и социальной адоптации беженцев и вынужденных переселенцев"

(23 апреля 1996 года, Парламентский центр, председательствующий — член Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Ж.М. Лозинская)

 

  

Главная     Каталог раздела     Предыдущая    Оглавление    Следующая     Скачать в zip

 

 



Hosted by uCoz