Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ-
ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная Дума
Проблема органов территориального общественного
самоуправления – проблемы гражданского общества
Часть 2
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
(материалы к парламентским слушаниям и
межрегиональной научно – практической конференции)
ИЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
МОСКВА – ИЗВЕСТИЯ - 1997
Под общей редакцией В.И.Зоркальцева, председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, М.В.Фильшина, члена Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, В.Н.Федотова, председателя Российской ассоциации "Территориальное общественное самоуправление"
Издание к печати подготовлено Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и издательским отделом Управления делами Государственной Думы
Проблемы органов территориального общественного самоуправления - проблемы гражданского общества. Часть II. Территориальное общественное самоуправление - основа формирования гражданского общества (приложение 3). Материалы к парламентским слушаниям и межрегиональной научно-практической конференции/Общ. ред. В.И.Зоркальцева, М.В.Фильшина и В.Н.Федотова. — М.: Известия, 1997. - 111 с.
В часть II сборника включены авторские публикации и другие сообщения В.Н.Федотова и А.В.Федотова, показывающие роль и место органов территориального общественного самоуправления как формы осуществления права граждан на объединение в решении проблем гражданского общества, вынесенных комитетами Государственной Думы на парламентские слушания, международные конференции, "круглые столы" и на рассмотрение Государственной Думы.
Предпринята попытка определить особенности и показать системный характер формирования гражданского общества в Российской Федерации.
© Аппарат Государственной Думы, 1997
Роль органов территориального общественного самоуправления как формы осуществления права граждан на объединение в решении проблем, вынесенных комитетами Государственной Думы на парламентские слушания, международные конференции, "круглые столы", а также на рассмотрение Государственной Думы
2. ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ, ПО ПРОБЛЕМАМ КАЗАЧЕСТВА, БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
2.1. Проблема национально-культурной автономии
Приоритетны ли в России интересы общины?
2.2. Проблема возрождения казачества
Провозглашенные Конституцией РФ для каждого гражданина право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, свобода вероисповедания и свобода совести в значительной мере могут быть реализованы в сфере местного самоуправления.
Указанные права и свободы как характерные особенности правового статуса национальной личности предъявляют требования к организации системы местного самоуправления в городе, способной обеспечить право компактно проживающего национального меньшинства на культурно-национальную автономию.
Гарантией культурно-национальной автономии в этом случае выступают (наряду с государством) сами граждане, организованные в территориально-национальную общину как единицу местного самоуправления.
Для компактно проживающего национального меньшинства основой территориальной организации культурной автономии в городе может быть средняя школа, при этом численность населения национально-территориальной общины составляет 5—15 тысяч человек.
Закрепив в качестве императивной конституционной нормы осуществление местного самоуправления гражданами в формах прямого волеизъявления (пункт 2 статьи 130), а также самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (пункт 1 статьи 130), Конституция РФ заложила необходимые правовые условия самоорганизации граждан в территориальную общину (территориально-национальную, крестьянскую, казачью).
С точки зрения прав человека эти конституционные нормы позволяют компактно проживающему национальному меньшинству самоорганизоваться в территориально-национальную общину и реализовать в рамках местного самоуправления солидарное право человека на осуществление национально-культурной автономии.
В дореволюционной России территориальная община была важнейшим институтом гражданского общества, его фундаментом и яркой формой выражения коллективистской психологии общества и образа жизни, имеющих тысячелетние традиции.
Для территориальных общин характерен приоритет институтов непосредственной демократии при принятии решений.
В условиях пассивности, обусловленной традиционным отчуждением населения от участия в управлении делами общества и государства, существенно поднять гражданскую активность возможно лишь на основе прямого обращения к интересам населения, создав условия принятия гражданами решений по вопросам местного значения в формах непосредственной демократии.
Процесс вовлечения граждан России в управление делами общества и государства — кропотливая и длительная работа, рассчитанная на десятилетия; ей нет альтернативы при любом пути развития России. И она требует не безучастного отношения к ней государства (нередко даже противодействия), а активной поддержки и прежде всего со стороны Государственной Думы и Правительства Российской Федерации.
Публикация из газеты: ЯНА СЮЗ — Новое слово. Москва. 1996. Март. № 3 (20)
Предварительно несколько слов о концепции обсуждаемого законопроекта.
В своей совокупности предлагаемые в законопроекте нормы и положения позволяют системно оценить облик возрождаемого образа жизни казачества по его традиционным трем составляющим: занятие,
быт, устройство.
Эти три составляющие образа жизни дореволюционного казачества тесно взаимосвязаны, и фундаментом организации этой связи была территориальная община, в основу которой были положены два начала: местное самоуправление в современном конституционном его понимании и коллективная собственность на землю и другие природные ресурсы.
Общим принципом казачьего образа жизни можно считать тесную зависимость занятия казачества и права территориальной общины распоряжаться по своему усмотрению землей (в том числе и юртовыми землями).
Этому общему принципу в недостаточной степени следует проект федерального закона "О казачестве", допускающего иное содержание понятия казачьей общины — некоммерческой (общественной) организации (раздел V).
Отсутствие властных начал и права распоряжаться местными ресурсами не позволяет говорить о достаточной эффективности влияния казачьей общины с предлагаемым статусом на государственную службу казаков. Это неоправданно по существу, тем более что нормы статьи 130 Конституции Российской Федерации, закрепившей право граждан и населения на осуществление местного самоуправления, соответствуют традиционному понятию казачьей территориальной общины и являются правовым основанием для ее возрождения,
Необходимо отметить, что правовое обеспечение возрождения казачества невозможно без внесения изменений и дополнений в ряд отраслей законодательства (включая земельное и конституционное), а также без принятия других общих (организационных) федеральных законов, в соответствии с которыми гражданам Российской Федерации необходимо предоставить равные права на всей территории Российской Федерации на объединение по месту жительства в различных организационно-правовых формах, включая территориальное общественное самоуправление и территориальную общину (казачью, территориально-национальную, сельскую, микрорайонную и т.п.).
В связи с чем предлагается:
1. По всему тексту законопроекта заменить выражение "казачья община" на "казачье общество";
2. Изменить название раздела V "Казачье самоуправление" на "Система казачьих обществ";
3. В части самоуправления станиц, хуторов ввести бланкетные нормы.
В научном плане Российская ассоциация 'Территориальное общественное самоуправление" занимается разработкой системных механизмов осуществления конституционных прав человека первого, второго и третьего поколений в социальной сфере и сфере управления, исходя из основного содержательного принципа права человека — права выбора.
Применительно к проблеме возрождения казачества — это право выбора образа (уклада) жизни, который характеризуется такими социальными началами, как военная служба (ранее военный промысел), демократические начала общинного землеведения и землепользования, полное самоуправление, включая вопросы разрешения споров внутри общины.
В начальный период (XVI—XVII века) организации и развития больших и малых казачьих общин были положены следующие
принципы:
общее владение всеми земельными угодьями при отсутствии
частной собственности;
равенство всех членов общины между собой;
полная организационная, финансовая и судебная самостоятельность
самоуправления общины.
Последующее законодательное закрепление частной собственности на землю, введение сословий, ограничение организационных и территориальных начал самоуправления существенным образом изменили модель казачьей общины.
"Казачьи войска ХЕК—XX столетий представляли лишь слабое подобие прежних казачьих общин" (цитирую по энциклопедическому
словарю Брокгауза и Ефрона).
При разработке концепции, в наибольшей степени отвечающей требованиям гражданского общества, возникает вопрос: какие принципы модели казачьей общины более соответствуют современной культуре и целям развития российского общества и что следует положить в основу концепции возрождения казачества?
Принципы модели XVII или начала XX века или их комбинации? И кто должен дать оценку? Без ответа на эти вопросы нет и оснований говорить о какой-либо приемлемой комплексной концепции возрождения казачества.
Представляется, что только опрос граждан, считающих себя казаками или относящихся к таковым, может дать ответ на поставленные вопросы. Опросом необходимо охватить выборочно как компактно проживающее казачье население в традиционных казачьих областях, так и отдельных казаков и казачьи общественные
организации.
Тем не менее в рамках Конституции Российской Федерации
правомерна постановка вопроса о казачьем местном самоуправлении на основе конституционных прав человека на осуществление местного самоуправления, являющихся одновременно и его конституционными
принципами.
Основополагающими из этих конституционных принципов, соответствующих общинному самоуправлению, являются:
1) императивное право граждан осуществлять местное самоуправление в формах непосредственной демократии, в т.ч. в форме станичного сбора с полномочиями создания выборных институтов казачьего местного самоуправления: станичный атаман, станичное
правление, станичный суд;
2) императивное право населения данной территории владеть,
пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, включая земельные угодья.
Нашей Ассоциацией подготовлен, а депутатами Государственной Думы первого созыва (Долгополов А.А., Тихонов В.А. и др.) внесен правовой механизм осуществления указанных прав — проект федерального закона "Об общих принципах организации системы местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующий в том числе и организацию казачьих общин станичного и хуторского звена. На законопроект были получены положительные заключения казачьих войск и ряда законодательных органов субъектов Российской Федерации.
К сожалению, эти особенности казачьего местного самоуправления не были приняты Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и не вошли в окончательную редакцию принятого закона о местном самоуправлении-
Основная причина — крайне слабое лоббирование интересов казачества в Государственной Думе, отсутствие должного понимания и внимания к этой проблеме со стороны всех ее фракций и депутатских групп. Не решены проблемы, связанные с внесением необходимых поправок к принятому закону о местном самоуправлении или подготовкой и принятием новых законов: о территориальных общинах, о местной государственной власти.
И их решение без создания действенных механизмов лоббирования интересов казачества в Государственной Думе второго созыва не просматривается. С мая месяца 1995 года некому внести подготовленные поправки к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Внимание Государственной Думы второго созыва к проблеме казачества возросло, и прежде всего со стороны депутатов от фракций КПРФ, ЛДПР, НДР. Хотелось бы, чтобы эта тенденция укреплялась.
Сказанное относительно необходимости поправок в базовый закон о местном самоуправлении полностью относится и к базовым законам, регулирующим отношения земельные, собственности, воинской службы.
Практика разработки и внесения проекта федерального закона "Об общих принципах организации системы местного самоуправления в Российской федерации" показывает, что на разработку и внесение поправок по вопросам собственности и местного самоуправления рассчитывать на исполнительную власть не приходится. Поэтому при подготовке и внесении поправок необходимо создавать независимые депутатско-экспертные группы (корпорации), чем одновременно исключается и возможная ангажированность депутатов — руководителей, влияющих на процедуру внесения этих поправок.
Таким образом, на основе рассматриваемого законопроекта, целесообразна разработка концепции возрождения казачества, ее обсуждение, в том числе и на парламентских слушаниях, и последующее законодательное закрепление, которое явится добротным основанием для внесения поправок.
В заключение.
Одним из вопросов возрождения российского казачества является
проблема возрождения в г. Москве казачьей слободы на основе обеспечения компактного проживания москвичей, относящих себя к казакам, в районе 1 -то и 2-го Казачьих переулков со своим общественным самоуправлением. Слободы, обеспечивающей размещение и отдых и оказывающей иную помощь всем нуждающимся в ней казакам, прибывающим в столицу по общественной или личной надобности.
И без помощи Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Главного казачьего управления здесь не обойтись. Ассоциация готова оказать организационное и правовое содействие этому процессу.
В Рекомендации настоящих Парламентских слушаний предлагается
включить три пункта в следующей редакции:
1. С целью разработки (на основе рассмотренного законопроекта "О казачестве") концепции возрождения казачества и ее последующего законодательного закрепления при одном из комитетов Государственной Думы (по региональной политике, по делам СНГ или по геополитике) создать постоянно действующий общественный Экспертный Совет по проблемам казачества с широким привлечением в него специалистов-ученых, правоведов и депутатов.
2. Рабочей группе и будущему общественному Экспертному совету рассмотреть пути реализации законопроекта "Об общих принципах организации системы местного самоуправления в Российской Федерации", одобренного казачьими общественными организациями и внесенного на рассмотрение Государственной Думы первого созыва депутатами Государственной Думы.
3. Рабочей группе рассмотреть возможность возрождения казачьей слободы в г.Москве.
Сообщение на парламентских слушаниях "О проекте федерального закона "О казачестве и проблемах казачества"
{11 июня 1996 года, Малый зал Государственной Думы, председательствующий — председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Л.А. Иванченко)
Как показала работа проведенного вчера и сегодня форума переселенческих организаций можно обобщенно оценить федеральную миграционную политику Правительства Российской Федерации как недостаточно эффективную.
Отсутствие в федеральной политике права выбора (выбора остаться или эмигрировать из бывшей союзной республики) не соответствует фундаментальному конституционному принципу — принципу высшей ценности прав человека.
В этих условиях как дополнение к государственным формам актуальным становится поиск негосударственных форм защиты прав и интересов беженцев и вынужденных переселенцев.
Негосударственным формам для российского общества соответствуют территориальные общины.
Различные виды российских территориальных общин (территориальных, территориально-национальных, крестьянских, казачьих) как организационно-правовые формы объединения граждан характеризуются двумя основными признаками: коллективным владением и пользованием землей, средствами производства и самоуправлением.
Естественное право граждан на самоорганизацию в общинных формах, право сообща ('всем миром"), независимо от чиновников, заведовать своими делами, закреплено Конституцией Российской Федерации. Имеются необходимые правовые основания для возрождения общины как образа жизни, уходящего своими корнями в тысячелетнюю российскую историю и славянскую византийскую общину. Общину, которую не смогли разрушить даже великие реформы Петра Аркадьевича Столыпина.
Основные положения концепции законодательного регулирования возрождения общин изложены в розданных участникам слушаний предложениях. Они розданы дополнительно к папке документов, подготовленных организаторами настоящих Парламентских слушаний.
Структура предложений "О законодательном регулировании возрождения общин" включает;
понятие и обобщенные функции российских и современных западноевропейских общин;
конституционные права человека первого, второго и третьего поколений как правовые основания возрождения общин;
правовой статус общины как административно-территориальной единицы, юридического лица и хозяйствующего субъекта,
перечень необходимых федеральных законов и поправок.
Центральным из перечня законов является проект федерального закона "Об общинах" (возможны варианты названия: "О территориальной общине" или "О переселенческой поземельной общине".
Конституция Российской Федерации (пункт "в" статьи 71) позволяет разработать и принять этот закон, содержащий нормы прямого
действия.
Возможность федерального законодательного регулирования организации общин создает правовые условия решения проблемы компактного проживания переселенцев и последующего своими силами решения проблем жилищной, занятости, народного образования, обеспечения собственной безопасности и других.
Объективное свидетельство начала востребованности права граждан на возрождение общинных институтов — 56 компактных поселений переселенцев. Механизмы осуществления этого права целесообразно
закрепить в федеральном законодательстве.
Необходимость заселения обширных территорий России и прикрытия ее восточных и южных границ также говорит в пользу скорейшей разработки и принятия законодательства об общинных институтах.
Был бы признателен руководителям переселенческих организаций за оценку предложенной концепции законодательного регулирования возрождения общин и содействие депутатам Комитета Государственной .Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками в ее
реализации.
Сообщение но парламентских слушаниях "О взаимодействии федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной (представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации с общественными организациями переселенцев по обеспечению правовых гарантии компактного обустройства и социальной адоптации беженцев и вынужденных переселенцев"
(23 апреля 1996 года, Парламентский центр, председательствующий — член Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Ж.М. Лозинская)
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip