Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Москва 23 апреля 2000 г.
Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между
органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного
самоуправления
Гильченко Л. В.
Предпосылками современного этапа развития местною самоуправления явилось все более четко осознаваемая государственной властью в конце 80-х - начале 90-х годов экономическая невозможность эффективно обеспечивать свои социальные гарантии перед населением. Потребность постепенного переноса решения социальных вопросов на усмотрение местных органов власти реализовалась в фактическом отказе государства от их реализации в связи с полномасштабным политическим и экономическим кризисом, приведшим к разрушению СССР и партийно-советской системы управления государством.
Таким образом, на местную власть были «сброшены» значительные государственные полномочия без какого-либо существенного материально-финансового обеспечения, при отсутствии у местных органов власти опыта их реального самостоятельного осуществления.
Конструктивной тенденцией выхода из того положения, в котором оказались в начале 90-х годов местные власти, стал рост корпоративности деятельности руководителей органов местного самоуправления с целью объединения усилий по совместному выходу из сложившейся ситуации, по отработке оптимальных решений существующих проблем с учетом появляющегося на местах опыта. Эта тенденция привела к появлению большого количества разнородных и разнопрофильных объединений органов местного самоуправления и их руководителей. Буквально за 2-3 года в России сформировалась целая система региональных, межрегиональных и всероссийских союзов и ассоциации, нацеленных на решение тех или иных проблем местных властей.
Представители союзов и ассоциации местного самоуправления приняли активное участие в процессе разработки новой Конституции, благодаря чему права н принципы деятельности местного самоуправления были закреплены как в Основах конституционного строя (прежде всею часто 2 статьи 3 и статья 12), так и в специальной 8 главе Конституции России. Именно наличие достаточно полно прописанных конституционных норм к позволило развиваться процессу становления этого властного института, несмотря на активное сопротивление разнородных политических сил и, как следствие, длительное отсутствие соответствующего федерального и регионального законодательства.
Местное самоуправление обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории, из необходимости и неизбежности соседского взаимодействия жителей этой территории.
Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обществе - права на достойную жизнь. Уровень гарантированности этого права можно рассматривать, как показатель уровня развития демократии в государстве.
Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственного уровня (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и интересов местных, к» есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого города, поселка, села, деревни, волости и т.д. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, самостоятельно в пределах своих полномочий и является одной из 4юрм осуществления народом своей власти. При этом организационная самостоятельность местного самоуправления обеспечивается тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Основа экономической самостоятельности местного самоуправления - признание и защита муниципальной собственности, в том числе собственности на землю и другие природные ресурсы, самостоятельности местных бюджетов. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя Российской Федерации и направлены на обеспечение политико-правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти.
Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суд решения или действия (или бездействия) органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы иного значения, как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления.
Конституцией Российской Федерации прямо названы важнейшие вопросы местного значения: создание условий для осуществления права на жилище, охрана здоровья, образования, управление муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Причем, перечень вопросов местного значения не является закрытым - его расширение предполагается в федеральном и региональном законодательстве. Конституционной нормой установлена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Особую роль играет местное самоуправление в процессе формирования гражданского общества, то есть общества инициативных, законопослушных граждан, знающих свои права и умеющих их отстаивать. Самоуправление одновременно является и механизмом формирования гражданского общества, и неотъемлемой его частью. Осуществление гражданами конституционных прав на принятие общественно значимых решений позволяет наполнить идею народовластия реальным содержанием.
Местное самоуправление как элемент государственного устройства позволяет оптимизировать использование государственных ресурсов. Будучи властью, создаваемой населением муниципальных образований из своего состава, из людей, знающих все нюансы проблем своей территории, местное самоуправление способно решать вопросы местного значения в экономически наиболее эффективных формах, с учетом конкретных условий каждого отдельно взятого муниципального образования. Поэтому развитое местное самоуправление позволяет государственной власти, в соответствии с принципом субсидарности; сконцентрироваться на решении проблем общегосударственного и регионального уровней, способствует оптимизации государственного управления.
Таким образом, поддержка со стороны государственного развития муниципальных образований должна рассматриваться как составная часть реализации концепции государственного устройства России, ориентированной на обеспечение эффективного и согласованного функционирования трех уровней публичной власти в Российской Федерации - Федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) и муниципального - в интересах обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации.
В 1995-1997 годах в субъектах Федерации противоречиво и трудно шел процесс 4юрмирования выборных органов местного самоуправления. Для того чтобы подтолкнуть этот процесс, пришлось в ноябре 1996 года принять специальный Федеральный •закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
В течение 1996-1998 годов в результате широкомасштабных выборов были сформированы органы местного самоуправления в более 12 тыс. муниципальных образованиях, в результате чего появилась мощная группа собственных экономических, а значит, и политических интересов, которая в силу самой природы своего существования вынуждает муниципалов добиваться разграничения компетенции с органами государственной власти, а значит - и материальных источников ее реализации (собственность, финансы), что, собственно, и предусматривают соответствующие положения Конституции России.
Таким образом, речь идет о кардинальном перераспределении власти на региональном уровне, как закономерном этапе происходящих в государстве процессов. Федеральный Центр, проведя в основном такое перераспределение с регионами, должен целенаправленно добиваться последующего перераспределения на уровне регионы - муниципальные образования.
Анализ причин торможения этих процессов привел к пониманию необходимости регулирования реформы местного самоуправления и координации государственных органов власти, участвующих в решении этой задачи на федеральном уровне, что привело к созданию на федеральном уровне координационного центра реформы местного самоуправления - Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации.
В ходе своей трехлетней деятельности Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации сформулировал в своих решениях роль и место муниципальных образований и органов местного самоуправления в решении государственных задач. Это,
во-первых, особая роль муниципалитетов в создании условий экономического подъема (подъем муниципалитетов как условие подъема России, финансовое оздоровление, стимулирование развития малого бизнеса);
во-вторых, участие муниципалитетов в решении вопросов социальной политики государства (организация адресной социальной помощи, выработка социальных механизмов разрешения противоречий и конфликтов, ориентация социальной политики на индивида, конкретного гражданина);
в-третьих, роль местного самоуправления в формировании институтов гражданского общества (вовлечение гражданина в процессы публичного управления через механизмы реализации местного самоуправления).
Из сказанного вытекает необходимость четких и действенных государственных гарантий местного самоуправления в целях создания условий дееспособности органов местного самоуправления по реализации их конституционных полномочий.
Таким образом, возникло понимание необходимости разработки долгосрочной государственной политики по этому вопросу.
8 июня 1999 года на очередном заседании СМ С были одобрены разработанные специальной межведомственной комиссией при Совете, созданной Президентом России, Основные положения государственной политики развития местного самоуправления и долгосрочная Федеральная программа поддержки муниципальных образований - документы, которые должны дать новый поступательный импульс развитию местного самоуправления.
Основные положения состоят из пяти разделов.
Прежде, чем определять цели, задачи и направления деятельности государства в области развития местного самоуправления, необходимо четко представлять себе исходную точку, то есть современное состояние местного самоуправления н России (описание дано в разделе II Основных положении) и конечный результат реализации государственной политики, то есть идеальную модель института местного самоуправления, которая закреплена нормами Конституции Российской Федерации (описание такой модели приведено в разделе I документа).
В разделе III Основных положений определены цель, основные направления и задачи государственной политики в области развития местного самоуправления как вектор, проведенный от исходной точки (современного состояния) к конечной (конституционной модели местного самоуправления). Целью государственной политики в данной области является обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышения эффективной его деятельности как необходимого условия становления экономически и социально развитого демократического государства: направления государственной политики вытекают из положений Конституции Российской Федерации. Это обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления, создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления и обеспечение государственных гарантий местного самоуправления. В рамках каждого из направлений определен круг задач, которые предстоит решать. В разделах IV и V определены принципы и механизмы реализации государственной политики в области развития местного самоуправления.
В разделе II Основных положений сформулирован также ряд о6щих проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления в России. Наиболее серьезными из них являются несогласованность и несистематизированость законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, а также неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления.
I Указом от 15 октября 1999 года №1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» не только утверждены Основные положения государственной политики к области развития местного самоуправления в Российской Федерации, но и определены принципиальные подходы к ее реализации. Так, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено применять Основные положения при решении практических задач в сфере местного самоуправления, а также при разработке нормативных правовых актов, касающихся осуществления местного самоуправления. КМО, союзам и ассоциациям муниципальных образований, органам местного самоуправления рекомендовано содействовать реализации государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ.
В связи с тем, что мероприятия Федеральной программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления рассчитаны на реализацию ограниченного круга задач, определенных Основными положениями. Управление Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления в качестве рабочего аппарата Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации готовит предложения по реализации Основных положений в максимально полном объеме, с учетом роли в решении этой задачи не только федеральных министерств и ведомств, но и соответствующих органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в лице их объединений и КМО Российской Федерации.
Необходимо отметить, что при непосредственном участии представителей Конгресса на основе программных предложений, одобренных Советом по местному самоуправлению в Российской Федерации, была разработана и утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации №1394 от 15 декабря 1999 года Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, рассчитанная на 15 лет.
Возрастающее влияние Конгресса муниципальных образований РФ подчеркивает и тот 4)акт, что В. В. Путин распоряжением Правительства Российской Федерации №162-р от 31 января 2000 года установил особый порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с Конгрессом, предусматривающий, в частности, учет позиции Конгресса при рассмотрении предложений по планам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, включение представителей Конгресса в состав комиссий, рабочих групп и иных органов, создаваемых для рассмотрения вопросов, влияющих на положение и развитие муниципальных образований, а также оказание содействия деятельности Конгресса.
Установившаяся в последнее время достаточно высокая степень координации вопросов развития местного самоуправления на федеральном уровне только подчеркивает недостаточную эффективность, а то и полное отсутствие такой работы во многих субъектах Федерации. Можно с уверенностью констатировать, что дальнейший темп развития реформы местного самоуправления во многом зависит от процессов в этой сфере, происходящих именно на региональном уровне российского государства.
Чем более ясными становятся для многих региональных лидеров конечные цели реформы, необходимость делиться не только властными полномочиями (а значит, и ответственностью), но и вполне конкретными материальными и финансовыми ресурсами» тем активнее и сплоченнее нарастает реакция в виде требований ревизии соответствующих норм Конституции и Федерального законодательства.
Наиболее серьезными аргументами, приводимыми «в обосновании такой позиции, как правило, являются:
• отсутствие управляемости в перманентных (см.: реформированных, кризисных, предвыборных и т.д.) условиях;
• криминальность местной власти, многочисленные нарушения законов;
• слабая зависимость от населения.
Если первый тезис является универсальным во все времена II мало связан с реальным правовым статусом органов местного самоуправления, установленным федеральным законодательством, а второй является отражением общей социальной проблемы, свойственной всем административным и общественным институтам в современной России, то проблема слабого влияния населения на деятельность органов местного самоуправления (при том, что ситуация здесь несравнимо лучше, чем с органами государственной власти тех же субъектов Федерации) является, на мой взгляд, главной опасностью для существования и развития самого института местного самоуправления в России в постоянно меняющихся политических условиях. Если население не осознает в деятельности муниципальных органов реализации своего права, своих личных свобод, не видит инструмента реализации своих повседневных интересов, ликвидация этого института местной демократии - вопрос политической конъюнктуры и административно-правовых технологий.
В связи с этим едва ли не важнейшей задачей, как федеральной власти, так и, прежде всего, самих муниципальных политиков является демократизация местной власти, усиление коллегиальных начал в ее деятельности развитие эффективных контрольных механизмов со стороны представительных муниципальных органов и непосредственно самого населения.
Таким образом, сформировав на 1 этапе реформы выборные органы местного самоуправления и создав систему их взаимодействия с государственной властью;
проводя сейчас при вполне понятном сопротивлении, разграничение компетенции и собственности с органами государственной власти субъектов Федерации,
необходимо думать и о правовых и социальных механизмах решения третьей задачи, следующего этапа реформы местного самоуправления:
усиления влияния населения на деятельность органов местного самоуправления, установления эффективной обратной связи между гражданами и избираемыми ими органами местного самоуправления, создания системы действенного контроля со стороны населения за эффективностью реализации предоставленных муниципальной власти полномочий и распоряжением переданными под эти полномочия материальными ресурсами.
Говоря о необходимости развития, укрепления местного самоуправления мы всё больше вынуждены говорить об укреплении именно муниципальной власти как реального инструмента реализации местного самоуправления. Понятно, что желание выделить проблемы местного самоуправления в более простые и понятные проблемы управленческих структур всегда присутствует на федеральном уровне, поскольку проблемы включения в процессы муниципальной деятельности населения, механизмы включения населения, реального влияния на решения, принимаемые органами местного самоуправления - очень сложные процессы, но от этого необходимость их решения не становится меньше. Тем не менее, сейчас при выстраивании системы управления в государстве для определения четких принципов и механизмов взаимоотношений местного самоуправления с федеральной и региональной властью крайне важно выделить роль и место именно органов местного самоуправления, муниципальной власти во всей деятельности государства. Именно поэтому в последнее время мы стали чаще говорить об органах муниципальной власти, чем о местном самоуправлении, подразумевая все-таки, что это одна из составных частей осуществления местного самоуправления. Конституция предусматривает три направления взаимоотношений с местным самоуправлением:
· обеспечение реализации права граждан на осуществление местного самоуправления;
· создание условий реализации права на самостоятельности
органов местного самоуправления;
· государственные гарантии развития местного самоуправления.
Все эти составляющие - части одного процесса, однако, в зависимости от конкретной ситуации приоритетным в деятельности государства становится то или иное направление государственной политики развития местного самоуправления.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip