Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Москва 23 апреля 2000 г.
Москва 23 апреля 2000 г.
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение о политической системе российского общества определяется тем, что власть этого уровня, наиболее приближенная к населению, непосредственно решает вопросы удовлетворения жизненных основных потребностей граждан России. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Наличие и развитие местного самоуправления является безусловным признаком демократии. Но в условиях экономического кризиса и коррупции, слабости государственных структур и обострения региональных противоречий, нарушения или неисполнения действующего законодательства местному самоуправлению, грозит постепенное выхолащивание его сути и сужение возможностей обеспечивать конституционные права и свободы граждан независимо от места их проживания. В основе многочисленных проблем местного самоуправления лежат неполнота и противоречивость законодательства, отсутствие надлежащего надзора за исполнением действующих законов, а также стремление органов государственной власти отдельных субъектов Федерации подчинить себе местное самоуправление, заменить его государственным правлением на местах.
Кроме того, положение местного самоуправления осложняется состоянием финансовой обеспеченности муниципальных образований; остаточным и неполным финансированием со стороны субъекта федерации; незащищенностью от налоговой, бюджетной, инвестиционной политики центра. Все больший объем государственных гарантий и льгот, предоставляемых гражданам, не обеспечивается государственным финансированием и ложится тяжелым бременем на местные бюджеты.
Названные проблемы зачастую не дают возможности органам самоуправления полностью решать местные вопросы, эффективно работать в конкретном населенном пункте.
Конференция считает, что в ходе поэтапной конституционной реформы органы государственной власти уделяют вопросам местного самоуправления недостаточно внимания.
Отсутствует научный анализ практики развития местного самоуправления в различных регионах России, равно как и анализ федерального и регионального законодательств, регулирующих вопросы местного самоуправления. Крайне слабо реализуются государственные гарантии местного самоуправления - не утверждены социальные стандарты, ни Налоговым Кодексом РФ, ни иными законами за муниципальными образованиями не закреплены источники доходов; практически нет государственной пропаганды местного самоуправления.
Конференция поддерживает большинство предложений, содержащихся в «Основных положениях государственной политики в области местного самоуправления в РФ» и считает при этом, что необходимо ускорить принятие следующих мер по государственной поддержке местного самоуправления:
анализ и совершенствование межбюджетных отношений;
разработка и реализация целевых инвестиционных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
формирование системы государственной подготовки кадров для органов местного самоуправления;
создание и совершенствование систем информирования населения о сущности, преимуществах, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности органов местного самоуправления.
Вместе с тем Конференция отмечает, что ряд проблем местного самоуправления не нашли отражения ни в «Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ», ни в «Федеральной целевой программе поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления». Такими проблемами, также требующими неотложного решения, являются:
· разработка и внедрение социальных стандартов, учитывающих особенности регионов и различия муниципальных образований;
· изменение налоговой политики, закрепление за местными бюджетами источников доходов с целью минимального бюджетного обеспечения каждого из муниципальных образований;
·
утверждение порядка передачи государственных полномочий
органам местного самоуправления, при котором гарантируется полное и
качественное исполнение передаваемых
полномочий;
· усиление ответственности за нарушение законодательства ид местном самоуправлении должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
Местное самоуправление заключается в привлечении широких слоев населения к решению жизненно важных вопросов государства и нуждается в государственной поддержке. При этой государственная поддержка не должна превращать местное самоуправление в государственное управление на местах.
Настоящим Решением Конференция выражает надежду, что Президент Российской Федерации и органы государственной власти России обеспечат необходимую сегодня государственную поддержку и защиту местному самоуправлению, которое способно стать надежным фундаментом российской государственности.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip