Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

 Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного самоуправления

 

Опыт разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного  самоуправления в Калининградской обл.

 

Слепокуров Д. В. Советник - полномочный представитель Главы города-мэра Калининграда в органах государственной власти и местного самоуправления.

Калининградская область — это особая территория, потому что, во-первых, она не имеет общих границ с Россией, а во-вторых, граница России с Польшей и Литвой проходит именно по Калининградской области. Поэтому мы имеем еще ряд про­блем, связанных с приграничными отношениями. В настоящее время рассматривается, каким должно быть федеральное участие в делах Калининградской области, т.е. в делах муниципальных образований.

Надо заметить, что Президент РФ в своих выступлениях от­мечал, что Калининградская область должна стать «пилотным» проектом в отношениях России и Европейского союза. По наше­му мнению, необходимо сформировать единую концепцию по поводу участия Калининградской области в европейских делах, в сотрудничестве с Европейским союзом, и это должно быть де­лом не только Калининградской области, а делом всей России. Только тогда можно будет реализовать вышеназванный «пилотный» проект.

Необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление имеет три признака, которые характеризуют его природу и сущность. Первый - наличие собственной компетенции. Второй - наличие собственного бюджета, собственных финансовых ресурсов. И тре­тий - наличие выборных органов. Если этого нет, значит, это не местное самоуправление, поэтому размышления, высказанные на данной конференции, связанные с уровнями власти, с различны­ми уровнями местного самоуправления, с поселковым местным самоуправлением мне были не очень понятны. Видимо, это связа­но с тем, что мы до сих пор употребляем разную терминологию, хотя современное местное самоуправление в Российской Федера­ции уже развивается на протяжении десятка лет.

Собственно говоря, чего мы сегодня не имеем? Если говорить о нормативной базе, то нормативная база в Российской Федера­ции достаточно солидная. Это и целая система законов по местно­му самоуправлению, это целая глава в Конституции, это наличие Конгресса муниципальных образований, Союза российских го­родов, региональных ассоциаций, городов Северо-Запада, горо­дов юга России, областных ассоциаций. В этом плане нельзя сказать, что у нас нет местного самоуправления. Местное самоуп­равление у нас признано государством. Но одновременно я вижу серьезную проблему в том, что местное самоуправление до сих пор не нашло своего места в системе органов государственной власти. С одной стороны, оно признается, с другой стороны, неизвестно его место и приоритеты. А приоритеты в том, чтобы, во-первых, развивать города и районы, и в этом смысле муници­пальные образования должны опираться на реально хозяйствую­щие субъекты, во-вторых, в том, чтобы опираться на региональ­ных губернаторов. Сделать п то, и другое невозможно. Во многом решение этой проблемы будет зависеть от позиции Президента РФ.

Мне совершенно непонятен тезис об управляемой демократии, поэтому считаю необходимым сказать несколько слов о вертика­ли власти. В моем представлении такая вертикаль могла бы стро­иться не путем выстраивания исполнительной власти сверху до­низу, создавая суррогат советской системы, причем в худшем смысле этого слова. На мой взгляд, нужно усиливать федераль­ное присутствие в регионах. Если в регионах будет функциони­ровать независимый суд, независимые органы МВД, ФСБ и они не будут подчиняться и зависеть от губернатора, то уже в этом случае будет обеспечено нормальное федеральное присутствие.

В чем же основная проблема взаимоотношений местного само­управления и региональной власти? Дело в том, что региональ­ная власть на сегодняшний день представляет собой особую фор­му власти. По моему мнению, это и есть государственная власть. В условиях, когда главы регионов избираются, эта власть приоб­ретает особое значение, и именно они являются безраздельными хозяевами регионов.

Трехуровневая система власти, сложившаяся на сегодняшний день, - местное самоуправление, региональная и федеральная власти, на мой взгляд, не срабатывает эффективно. В Польше, которую нельзя назвать недемократическим государством, доста­точно развито местное самоуправление и действуют двухуровне­вая система построения бюджета и двухуровневая система государственной власти. Там нет воеводского бюджета. Там есть бюд­жеты ГМИН, бюджеты общин и есть сеймик воеводский, где собираются депутаты общин. Они делегируют своих представи­телей и решают проблемы развития территории. Воевода же - назначенный государственный чиновник, который занимается решением государственных задач и реализацией государствен­ных программ. Кроме этого он занимается еще контролем за со­блюдением законодательства страны.

Я не уверен в том, что избрание губернаторов является безус­ловным плюсом в нашей Российской Федерации. Я бы считал, что избрание глав местного самоуправления, вещь понятная и объяснимая. Это определенная гарантия, исключающая возмож­ность различного влияния на них. Влияние же на губернаторов, которые являются членами Совета Федерации, на сегодняшний день чрезвычайно затруднено. На уровне (федеральной власти сейчас отрабатывается институт федерального вмешательства для того, чтобы найти способ обеспечения контроля за деятельностью, «противоречащей закону.

Калининградская область в этом плане не исключение, а, по­жалуй, наиболее яра и пример противостояния местного самоуп­равления и исполнительной региональной власти. Областная Дума действует достаточно адекватно и противопоставляет губернатору именно необходимость следования и федеральному, и областно­му законодательству. Приведу особенно яркий пример по нашей Калининградской области - это создание неких государственных территориальных управлений. По сути дела, это структуры, па­раллельные органам местного самоуправления. В Калининградской области 22 муниципальных образования. Эти 22 муници­пальных образования были разбиты по принципу нескольких территорий, и было создано 9 государственных управлений. Их моментально окрестили «предвыборными штабами» губернатора Горбенко. Эти государственные территориальные управления, в принципе, имеют право на жизнь. Но только в том случае, если они прописаны в областном законе о схеме и структуре органов соответствующего субъекта. Этого сделано не было. Далее губер­натор стал последовательно своим постановлением передавать часть государственных полномочий местного самоуправления именно в эти государственные управления. В данном случае получилась противоположная ситуация - не передача местному самоуправле­нию государственных функций и соответствующее обеспечение финансами» а, наоборот, от местного самоуправления забирались

функций, которые еще с советских времен обеспечивали имен­но на уровне городов и районов решение таких вопросов, как социальные выплаты, регистрация актов гражданского состоя­ния, пенсии. При этом забирались только те полномочия, кото­рые были обеспечены финансово. Полномочия в сфере реализа­ции закона «О ветеранах» не забирались, потому что на это нет денег. Именно в этом наиболее ярко выявилась суть противоре­чий между органами местного самоуправления и исполнитель­ным органом государственной власти в Калининградской облас­ти.

Необходимо закрепить на постоянной основе нормативы фор­мирования доходной части бюджетов муниципальных образова­ний. Другого способа здесь нет. Если федеральная власть идет на этот шаг, следовательно, местное самоуправление у нас суще­ствует. Если федеральная власть продолжает заигрывать с гу­бернаторами, значит, у нас не будет местного самоуправления, а будет государственное управление на местах.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz