Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Москва 23 апреля 2000 г.
Раздел I. Конституция РФ и разграничение полномочий между
органами государственной власти РФ, субъектов Федерации органами местного
самоуправления
Слепокуров Д. В.
Советник - полномочный представитель Главы города-мэра Калининграда в органах
государственной власти и местного самоуправления.
Калининградская область — это особая территория, потому что, во-первых, она не имеет общих границ с Россией, а во-вторых, граница России с Польшей и Литвой проходит именно по Калининградской области. Поэтому мы имеем еще ряд проблем, связанных с приграничными отношениями. В настоящее время рассматривается, каким должно быть федеральное участие в делах Калининградской области, т.е. в делах муниципальных образований.
Надо заметить, что Президент РФ в своих выступлениях отмечал, что Калининградская область должна стать «пилотным» проектом в отношениях России и Европейского союза. По нашему мнению, необходимо сформировать единую концепцию по поводу участия Калининградской области в европейских делах, в сотрудничестве с Европейским союзом, и это должно быть делом не только Калининградской области, а делом всей России. Только тогда можно будет реализовать вышеназванный «пилотный» проект.
Необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление имеет три признака, которые характеризуют его природу и сущность. Первый - наличие собственной компетенции. Второй - наличие собственного бюджета, собственных финансовых ресурсов. И третий - наличие выборных органов. Если этого нет, значит, это не местное самоуправление, поэтому размышления, высказанные на данной конференции, связанные с уровнями власти, с различными уровнями местного самоуправления, с поселковым местным самоуправлением мне были не очень понятны. Видимо, это связано с тем, что мы до сих пор употребляем разную терминологию, хотя современное местное самоуправление в Российской Федерации уже развивается на протяжении десятка лет.
Собственно говоря, чего мы сегодня не имеем? Если говорить о нормативной базе, то нормативная база в Российской Федерации достаточно солидная. Это и целая система законов по местному самоуправлению, это целая глава в Конституции, это наличие Конгресса муниципальных образований, Союза российских городов, региональных ассоциаций, городов Северо-Запада, городов юга России, областных ассоциаций. В этом плане нельзя сказать, что у нас нет местного самоуправления. Местное самоуправление у нас признано государством. Но одновременно я вижу серьезную проблему в том, что местное самоуправление до сих пор не нашло своего места в системе органов государственной власти. С одной стороны, оно признается, с другой стороны, неизвестно его место и приоритеты. А приоритеты в том, чтобы, во-первых, развивать города и районы, и в этом смысле муниципальные образования должны опираться на реально хозяйствующие субъекты, во-вторых, в том, чтобы опираться на региональных губернаторов. Сделать п то, и другое невозможно. Во многом решение этой проблемы будет зависеть от позиции Президента РФ.
Мне совершенно непонятен тезис об управляемой демократии, поэтому считаю необходимым сказать несколько слов о вертикали власти. В моем представлении такая вертикаль могла бы строиться не путем выстраивания исполнительной власти сверху донизу, создавая суррогат советской системы, причем в худшем смысле этого слова. На мой взгляд, нужно усиливать федеральное присутствие в регионах. Если в регионах будет функционировать независимый суд, независимые органы МВД, ФСБ и они не будут подчиняться и зависеть от губернатора, то уже в этом случае будет обеспечено нормальное федеральное присутствие.
В чем же основная проблема взаимоотношений местного самоуправления и региональной власти? Дело в том, что региональная власть на сегодняшний день представляет собой особую форму власти. По моему мнению, это и есть государственная власть. В условиях, когда главы регионов избираются, эта власть приобретает особое значение, и именно они являются безраздельными хозяевами регионов.
Трехуровневая система власти, сложившаяся на сегодняшний день, - местное самоуправление, региональная и федеральная власти, на мой взгляд, не срабатывает эффективно. В Польше, которую нельзя назвать недемократическим государством, достаточно развито местное самоуправление и действуют двухуровневая система построения бюджета и двухуровневая система государственной власти. Там нет воеводского бюджета. Там есть бюджеты ГМИН, бюджеты общин и есть сеймик воеводский, где собираются депутаты общин. Они делегируют своих представителей и решают проблемы развития территории. Воевода же - назначенный государственный чиновник, который занимается решением государственных задач и реализацией государственных программ. Кроме этого он занимается еще контролем за соблюдением законодательства страны.
Я не уверен в том, что избрание губернаторов является безусловным плюсом в нашей Российской Федерации. Я бы считал, что избрание глав местного самоуправления, вещь понятная и объяснимая. Это определенная гарантия, исключающая возможность различного влияния на них. Влияние же на губернаторов, которые являются членами Совета Федерации, на сегодняшний день чрезвычайно затруднено. На уровне (федеральной власти сейчас отрабатывается институт федерального вмешательства для того, чтобы найти способ обеспечения контроля за деятельностью, «противоречащей закону.
Калининградская область в этом плане не исключение, а, пожалуй, наиболее яра и пример противостояния местного самоуправления и исполнительной региональной власти. Областная Дума действует достаточно адекватно и противопоставляет губернатору именно необходимость следования и федеральному, и областному законодательству. Приведу особенно яркий пример по нашей Калининградской области - это создание неких государственных территориальных управлений. По сути дела, это структуры, параллельные органам местного самоуправления. В Калининградской области 22 муниципальных образования. Эти 22 муниципальных образования были разбиты по принципу нескольких территорий, и было создано 9 государственных управлений. Их моментально окрестили «предвыборными штабами» губернатора Горбенко. Эти государственные территориальные управления, в принципе, имеют право на жизнь. Но только в том случае, если они прописаны в областном законе о схеме и структуре органов соответствующего субъекта. Этого сделано не было. Далее губернатор стал последовательно своим постановлением передавать часть государственных полномочий местного самоуправления именно в эти государственные управления. В данном случае получилась противоположная ситуация - не передача местному самоуправлению государственных функций и соответствующее обеспечение финансами» а, наоборот, от местного самоуправления забирались
функций, которые еще с советских времен обеспечивали именно на уровне городов и районов решение таких вопросов, как социальные выплаты, регистрация актов гражданского состояния, пенсии. При этом забирались только те полномочия, которые были обеспечены финансово. Полномочия в сфере реализации закона «О ветеранах» не забирались, потому что на это нет денег. Именно в этом наиболее ярко выявилась суть противоречий между органами местного самоуправления и исполнительным органом государственной власти в Калининградской области.
Необходимо закрепить на постоянной основе нормативы формирования доходной части бюджетов муниципальных образований. Другого способа здесь нет. Если федеральная власть идет на этот шаг, следовательно, местное самоуправление у нас существует. Если федеральная власть продолжает заигрывать с губернаторами, значит, у нас не будет местного самоуправления, а будет государственное управление на местах.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip