Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Программа экономической кооперации и гражданского развития «третьего сектора» Москвы 

Георгис Д. Ж. Этическое движение «Родная Земля.

Суть настоящей программы заключается в системном граж­данском, экологическом и экономическом развитии нескольких территорий, находящихся в ведении территориальных общин са­моуправления Москвы. Программа осуществляется в сотрудни­честве органов местного самоуправления, кондоминиумов, дру­гих некоммерческих организаций, составляющих «третий сектор», а также с участием потребительских обществ и местного бизнеса. Перспективным итогом этого развития будет преобразование дан­ных территорий крупнейшего мегаполиса в экопоселение, служа­щее образцом использования социальных, экономических и эко­логических технологий для решения проблем самоуправления и экологизации в мегаполисе.

До сих пор проекты экопоселений как опорных точек новой экологически ориентированной цивилизации предполагали осво­ение новых территорий, строительство новых компактных посел­ков, в которых поселяются жильцы, разделяющие новые ценнос­ти. Впервые предлагается программа, направленная на преобра­зование существующих и давно освоенных территорий мегаполи­са, самосознания и ценностей его населения, сложившихся там хозяйственных отношений в экопоселение, в точку роста экологи­чески ориентированной цивилизации. Это будет иметь первосте­пенное значение для развития современного мира и будет распро­страняться по всему миру как уникальное ноу-хау, адаптируе­мое к условиям жизни в мегаполисах разных стран.

Эта программа направлена также на повышение эффективно­сти бизнеса, включая малые производственные и торговые пред­приятия на территории общин, малые и средние банки, частные пенсионные и медицинские страховые компании. Повышение за­нятости, социальной защищенности детей и стариков, благоуст­ройство территорий будут одним из косвенных результатов осу­ществления программы.

Известно, что в развитых странах экономика «третьего секто­ра» составляет около 15-20% процентов всего ее объема. Причем она является сферой деятельности более богатых граждан из чис­ла среднестатистически занятых. В России доля этого сектора составляет по оценкам экспертов несколько процентов, что явля­ется следствием низкого уровня развития гражданского общества.

В Москве на данный момент существуют несколько тысяч об­щественных организаций разных форм, более 50 территориаль­ных общин самоуправления и кондоминиумов (из тех, которые не являются марионетками местных чиновников), более десятка потребительских обществ.

Лидеры и актив «третьего сектора» приобрели за прошедшее десятилетие достаточный опыт, квалификацию, культуру проек­тирования и общественной работы. Небольшая часть из них ре­шили свои проблемы, перейдя почти полностью под крыло госу­дарственного финансирования, сливаясь с муниципальными и другими государственными учреждениями. Небольшая часть ре­шила своих проблемы, сочетав свою деятельность с бизнесом. Но большая часть находится в постоянном поиске источников фи­нансирования, вынуждена работать по многим направлениям сра­зу, чтобы получить хотя бы с одного направления финансирование, и с большим трудом удерживается на плаву.

Лидеры «третьего сектора» в Москве отмечают в последние два года своего рода «кризис жанра» в работе своих организа­ций, выделяя следующие причины этого:

• существенное снижение западной помощи;

• попытки государства подчинить общественную сферу инте­ресам чиновничества;               

• неоправданно большие затраты времени на бюрократические проволочки;                    

• разобщенность и неэффективность взаимодействия организа­ций «третьего сектора» в защите своих интересов;

• отсутствие сколько-нибудь значимой поддержки отечествен­ного частного сектора и самого населения.

Последние две причины является самыми важными, на наш взгляд, в этом «кризисе жанра». Настоящая программа поможет организациям «третьего сектора» устранить эти причины, найти опору для своего развития в удовлетворении потребностей обще­ственного и экономического развития населения территорий са­моуправления. Поэтому они активно включатся в осуществление программы.

В развитых странах бизнес стремится поддерживать такие ме­стные сообщества. Потому что местные сообщества, составляющие круг конечных потребителей и среду обитания этого бизнеса, имеют возможность оказывать серьезное давление на этот бизнес. Изве­стно, что всякая государственно-бюрократическая машина сопро­тивляется развитию самоуправления граждан. Развитое самоуп­равление является итогом длительной борьбы граждан за свои права, которая на определенных исторических этапах приобрета­ет характер политической борьбы и требует объединения всех слоев населения, которые находят в самоуправлении защиту сво­их политических и экономических интересов. Граждане России после длительного периода тоталитаризма находятся в самом на­чале этой борьбы.

В этой борьбе очень важно найти те формы и методы экономи­ческой самоорганизации, которые станут основой устойчивого су­ществования и развития сообществ, являющихся носителями и распространителями ценностей экологически ориентированной ци­вилизации. Апробация и освоение новых социальных технологий взаимопомощи населения и экологизации жизнедеятельности, со­держащихся в настоящей программе, создает точку опоры для развития таких сообществ.

Механизмом осуществления программы является специально создаваемый социально ориентированный холдинг. Основой хол­динга являются самоуправляемые территории-корпорации, ма­лые предприятия территорий и потребкооперация, территориаль­ные негосударственные пенсионный фонд и фонд медицинского страхования, пронизанные единой территориально-корпоратив­ной этикой и экономикой.

Это позволяет даже на существующей законодательной основе перехватить ресурсы населения и местного бизнеса, которые не­эффективно используются государством и частным сектором. Со­четая общественную деятельность и глубокое изучение потребнос­тей населения территории, будет создана система многоуровнево­го маркетинга по месту жительства с доставкой товаров на дом, которая существенно повысит эффективность местного бизнеса и создаст дополнительное число рабочих мест с использованием сво­бодных помещений территорий. Максимально привлекая населе­ние к участию в самоуправлении с использованием современных информационных технологий, будет создана такая среда взаим­ного доверия, благодаря которой к развитию территорий будут привлечены дополнительные финансовые ресурсы самого населе­ния. Все это создает благоприятные возможности для развития малого бизнеса и некоммерческого сектора на территориях.

Общественные организации на территориях занимаются гражданским и экологическим образованием детей и взрослых, выстраивают территориально-корпоративную экологически ориенти­рованную этику местного сообщества, без которой невозможно осуществление этой программы. Потребительские общества минимизируют расходы населения на удовлетворение базовых потребностей и вместе с местным бизнесом обеспечивают внедрение технологий экологизации жизнедеятельности населения. А местной самоуправление возвращает населению ресурсы, которые ранее транжирились чиновниками, и создает условия для эффективно­го взаимодействия граждан в решении своих проблем. При этой каждая группа «третьего сектора» одновременно решает проблемы развития своих организаций, и все вместе, коллективно, они защищают общие права в отношениях с разными государственными органами.                                      

 

План-проспект Программы экономической кооперации и

гражданского развития «третьего сектора» Москвы

1. Введение. Обоснование необходимости Программы.     

2. Постановка задачи проектирования.  

2.1. Цели и задачи программы.       

2.2. Краткая характеристика задач и способы их решения.

3. Характеристика участников программы и их проблем.

3.1. Участник 1.

3.2. Участник 2.

4. Характеристика территорий и их экономического потенциала.

4.1. Территория 1.                                        

4.2. Территория 2.   

5. Описание механизма экономической кооперации участники» программы и населения территорий.       

5.1. Территориально-корпоративная этика - основа кооперации»

5.2. Механизм безденежной кооперации.

5.3. Сложение информационных и кадровых ресурсов.

5.4. Сложение материальных ресурсов.

5.5. Перехват финансовых средств, отчисляемых населением по законодательству.

5.6. Перехват финансовых средств предприятий территорий, от­числяемых по законодательству.

5.7. Развитие потребкооперации на территориях.

5.8. Развитие собственной информационной инфраструктуры.

5.9. Взаимодействие с муниципальными образовательными, кульурно-досуговыми и медицинскими учреждениями.

5.10. Включение в кооперацию деревень, фермеров - дачников

5.11. Система взаимного кредитования и лизинга.

5.12. Акционирование местных предприятий.    

5.13. Привлечение свободных финансовых ресурсов населения территорий,                                            

6. Гражданское развитие и включение населения в самоуправ­ление.                 

6.1. Гражданское образование и подготовка кадров.

6.2. Развитие сферы дополнительного образования и досуга.

6.3. Благоустройство территории.

6.4. Повышение социальной и правовой защищенности граждан.

6.5. Разрешение конфликтов и сотрудничество с городскими орга­нами власти,                                            

6.6. Прямая демократия как механизм включения населения в самоуправление.

7. Экологизации жилья и жизнедеятельности населения.

8. Стратегия территориального многоуровнего маркетинга.

9. Развитие бизнеса территорий и некоммерческого сектора

10. Организационный план.                          

11. Юридический план.                             

12. Финансовый план.

13. Инвестиционное поле и перечень основных рисков.      

14. Оценка рисков и страхование.               

15. Стратегия финансирования.                  

16. Выигрыш участников программы и инвесторов.   

16.1. Выигрыш авторов и исполнителей программы,      

16.2. Выигрыш инвесторов.                                |

16.3. Выигрыш грантодателей.                           

16.4. Выигрыш населения.

16.5. Выигрыш Правительства, Москвы,.  

              

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz