Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Возможности улучшения системы местного самоуправления в Москве и совместной созидательной деятельности властных и правозащитных структур в этом процессе

Зобнина С. В. Этическое движение «Родная земля».

Я представляю здесь правозащитную организацию, которая с самого своего основания в 1998 года ставила целью укрепление демократического принципа местного самоуправления в интере­сах москвичей, так же как и защиту других их прав. Это мос­ковская региональная общественная организация «Содействие защите прав граждан».

Я так же, как и многие мои коллеги по общественным право­защитным организациям, территориальным общинам и советни­ки районных Собраний, считаю, что сложившаяся в данной сфе­ре ситуация неудовлетворительна в следующих отношениях. Она противоречит основным российским законам, которые, разумеет­ся, тоже не безупречны. Противоречит принятым РФ европейс­ким нормам, причем не столько даже буквальному их предписа­нию, сколько духу и основным ключевым принципам, для осу­ществления которых эти нормы и существуют. И, наконец, что наиболее, наверное, существенно для собравшихся здесь практи­ков, эта ситуация не так необходима из-за особых, исключитель­ных обстоятельств, как об этом любят говорить столичные власти.

Основное противоречие между московскими законами и рос­сийской Конституцией хорошо известно, и на него неоднократно указывали различные критики - Конституция в ст. 12 прямо зап­рещает совмещать государственные органы власти и органы мест­ного самоуправления. И, в отличие от более поздних законов, не делает никакой оговорки для столичных центров.

Этого достаточно для обращений в Конституционный суд для отмены московского Устава в целом.

Однако следует обратить внимание и на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускающий разноречивые истол­кования.

Первый абзац ст. 12 этого закона не вызывает никаких вопро­сов и вполне естествен. Однако дальше следует такое утвержде­ние: «В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ог­раничение прав граждан на осуществление местного самоуп­равления на отдельных территориях федеральным законом». Если бы это положение касалось каких-то особых зон, например, военных частей или территории учреждений государственной бе­зопасности, оно, возможно, было бы вполне разумным, однако, как следует из дальнейшего текста Закона, речь идет о территории столичных городов и об их многомиллионном населении, права ко­торого должны быть из полицейских соображений «ограничены».

Посмотрим на механизм управления, который действует сей­час в Москве - каким образом было использовано особое положе­ние, предоставленное Федеральным Законом. Была образована специфическая двухуровневая структура органов самоуправле­ния: вверху на городском уровне и внизу на районном, и опреде­ленным образом разделены полномочия между этими уровнями. Если бы этим все и ограничилось, то наверное механизм самоуп­равления как-то бы работал и, возможно, никто не стал бы при­дираться к неточным формулировкам законов. Однако на прак­тике между городским и районным уровнями существует третий, но, как это часто случается в Москве, живет он без «прописки» (в законе, я имею в виду). Уровень этот называется администра­тивным округом, а органы исполнительной власти, управляю­щие им, признаны несуществующими, и на здании каждой из них висит доска с надписью «Префект». Префектуры при этом «как бы нет». Однако именно этими несуществующими органа­ми решается большая часть реально важных для москвичей воп­росов: на уровне округов осуществляется основное управление имуществом, строительством, образованием, медициной, охраной природы и многим другим. Тогда как основная функция район­ных Управ - это коммунальная поддержка жилого фонда и бла­гоустройство территории внутри микрорайонов. Причина этого в том, что основной источник бюджета районов составляется из от­числений процента оплаты за аренду нежилых помещений в рай­оне. И эту часть фонда разрешается тратить только на жилищно-коммунальное хозяйство. Часто помощь образованию, спорту и др. заключается в денежных дотациях или ремонтных работах, а по существу все вопросы культурной сферы решаются в управлениях окружного уровня.                          

Территориальный раздел Москвы при этом довольно спорный - округа слишком велики и неоднородны по объему решаемых проблем. Между разными их частями слишком большая разница в интересах. Районы, наоборот, несколько меньше оптимального размера, и 2 соседних района могут быть практически близнеца­ми по условиям жизни и естественному тяготению к одним и тем же объектам.

С момента избрания советников в районах города довлела ус­тановка на то, чтобы дать им как можно меньше вмешиваться в любые дела. Поэтому так безобразно сложилась и ситуация с их финансовой оплатой: выплата компенсаций естественным обра­зом увеличила бы активность малообеспеченной части советни­ков, которая часто оказывалась, как ни странно, наиболее несго­ворчивой. На самом деле среди нее было наибольшее число лю­дей, попавших в эти местные выборные органы из идейных сооб­ражений и пытающихся действительно выполнять свои обязанно­сти по контролю за исполнительной властью и принятием наи­лучших для населения решений.                         

Также и все решения районных Собраний, о которых мне известно, несогласные с окружным или городским мнением о том, где размещать тот или иной объект, не были приняты во внима­ние. Районные Собрания не занимаются рассмотрением перспек­тивных планов развития районов на той стадии, когда городские решения еще не приняты. А называние окружного уровня город­ским приводит к тому, что принятые одним неконтролируемым местным чиновником решения становятся решениями городски­ми, а гараж или автостоянка - объектами городского значения, место расположения которых население на месте не вправе опре­делять самостоятельно. Это и есть основной источник конфлик­тов московских жителей с властями. Понятно, что эту проблему можно и необходимо решать, разграничив городские полномочия с местными в зависимости от масштаба объектов и ограничив не­контролируемую исполнительную власть в возможности решать вопросы на основе «личной симпатии» к застройщикам.

Следует присоединиться к мнению П. П. Макагонова: «Город­ская территория - это ресурс, на котором община может жить счастливо, если умело ею распорядится». Однако если кто-то персонально имеет возможность распорядиться ресурсом терри­тории, он вполне может сделать это, чтобы жить не просто счастливо, а очень счастливо, а общине предоставить вдыхать выхлоп­ные газы и другие продукты «принятых сверху решений». Вез­де, где личная власть не ограничена или ее демократический контроль фактически подавлен, находятся люди, которые ею зло­употребляют. И будут находиться, потому что Москва большая, близка к иному европейскому государству по численности насе­ления, и субъектом местного самоуправления в полном объеме быть не может, тем более что она справедливо признана по свое­му значению субъектом Федерации.

Из других особенностей московского самоуправления следует уделить внимание процедуре назначения Главы районной Упра­вы. Формально глав Управ предлагает мэр города, но районов в Москве около 130, поэтому в реальности это кандидатуры пре­фекта округа, т.е. исполнительной власти. Согласно Федераль­ному закону «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» Глава Управы должен быть непосредственно выбран населением на этот пост или выбран со­ветниками из своего числа. Если сейчас некоторые главы Управ выбраны из советников, то это еще не означает, что они были выбраны в соответствии с нормой закона. Согласно действующе­му Закону г.Москвы эти выборные главы оставались единствен­ными для советников кандидатурами, которые советники долж­ны были не выбирать из своего числа, а все-таки утверждать. То есть это опять не то, а просто «чем-то похоже». Интересно, что статья 69 Устава Москвы говорит, что мэр должен предлагать другую кандидатуру, если районное Собрание не утвердит пер­воначальную. А уже в законе следующего уровня «О районной Управе в г.Москве» - уточняется, что если советники не утвердят следующую кандидатуру, то Дума будет решать, нужна ли еще одна кандидатура, или следует распустить районное Собрание и назначить досрочные выборы.

Трудно сказать, что послужит причиной изменений - давле­ние сверху, мнение других регионов, мирового сообщества или острые конфликты с населением, общественными органами, вы­борные коллизии, но эта ситуация, конечно, не сохранится; су­ществующая система управления городом не может выжить под прессом обстоятельств. Она по большому счету нежизнеспособна.

Один небольшой пример. Только что прошли довыборы в рай­онное Собрание района «Коньково». На том избирательном уча­стке, где было подано большое число мандатов за кандидата от «оппозиции», помогающего жителям микрорайона бороться против незаконного строительства бензозаправки рядом с жилым домом, согласно протоколу не было положено в урны 20 бюлле­теней из менее чем 200 полученных на избирательном участке. По закону это допускается, но ясно, что такого массового выноса бюллетеней не было.

А теперь, оставив частности, обратимся к основному докумен­ту, которым определяются наши международные обязательства в области местного самоуправления - Европейской Хартии.

Органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя». Возможность «лишения насе­ления права на местное самоуправления», по многозначительной оговорке допущенная Федеральным законом, совершенно с этим не согласуется.

«Под местным самоуправлением понимается право и ре­альная способность органов местного самоуправления регла­ментировать значительную часть государственных дел и уп­равлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответствен­ность, в интересах местного населения». Мы видим, что инте­ресы населения не обеспечиваются. В принципе московская власть делает очень много созидательного и полезного для жителей сто­лицы. И ясно, что не может идти речь о полном рассредоточении власти и об абсолютной компетенции частей Москвы по всем воп­росам. Важно распределить ответственность и компетенцию по уровням так, чтобы не проходили вредные и субъективные решения неконтролируемых чиновников местного уровня.

«Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наи­более близкие к гражданам». Московские префектуры наибо­лее далеки от этого принципа.

Другие принципы, изложенные в этом документе, также сводятся к одной идее: все права, которые можно передать на места, должны быть туда переданы. При этом исключитель­ность условий столицы может повлиять только на широту и объем переданных полномочий. Но в любом случае они долж­ны быть шире, чем теперь. Причем в Хартии прямо говорится, что если полномочие существует, то оно должно быть, как пра­вило, безусловным. Поэтому если закон утверждает, что рай­онные Собрания рассматривают и утверждают планы развития района, то эти планы должны реально формироваться на район­ном уровне с учетом городских нужд и удовлетворять местные потребности.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz