Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Опыт политического и социально -  экономического развития  местного самоуправления в г. Советская Гавань

 

Целевые функции окружной и районной жилищной политики в отношении ТСЖ

 

Матерое Л.Н. Председатель совета Ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК «Центр».

С переходом России на рыночные методы хозяйствования были существенно изменены финансовые потоки сбора и перераспреде­ления доходов. Стало очевидно, что масштабной финансовой под­держки жилищной сферы от федерального правительства далее не будет, в связи с чем администрациям города, округов, Управ необходимо самостоятельно изыскивать источники финансовых ресурсов для проведения в той или иной степени социально ориен­тированной жилищной политики, учитывая при этом специфические условия, характерные для каждого конкретного района Москвы.

В 1998 г. в Москве был принят Закон от 11.03.98 №6 «Об основах жилищной политики» с изменениями и дополнениями от 12.05.99 №23-52. К сожалению, в настоящее время в научной тео­рии местного управления нет понятия и научно-обоснованной ме­тодологии формирования местной жилищной политики.

В Москве понятие местной жилищной политики определить еще сложнее, так как из-за приватизации жилого фонда (каждая вторая квартира в собственности граждан), и перехода к новым условиям рыночных отношений пока нет четкого разграничения на зоны соци­альной, политической и экономической ответственности, не скоординированы действия органов власти на разных уровнях управления, нет достаточной юридической обоснованности на уровне округа ц управы в области жилищных отношений, нет городской утверж­денной целевой программы поддержки инициатив граждан, хотя и одобрена целевая программа ЦАО, а в некоторых Управах, в час­тности Управа «Хамовники» имеет свою районную программу.

В настоящее время в Москве практически весь многоквартирный городской жилищный фонд можно считать кондоминиумами. Проблема управления многоквартирными домами, перешедшими в собственность нескольких домовладельцев, и правового регули­рования отношений между сособственниками общего имуществ является на сегодня актуальной для всех районов города. Эту за­дачу предполагалось решить путем создания гражданами товари­ществ собственников жилья (ТСЖ).

 Сегодня идея организации управления жильем на основе ТСЖ активно поддерживается многими организациями, объединяющи­ми членов бывших ЖСК, ЖК, МЖК и образованных ТСЖ в других организационно-правовых формах, На основе положитель­ного опыта деятельности некоторых ТСЖ (например ТСЖ «Эй­детика»), которым удалось добиться реализации предусмотрен­ных законодательством правомочий. Имеется та кое мощная об­щественная поддержка действий органов власти в тех районах и округах города, где местные власти активно способствуют созда­нию кондоминиумов и деятельности ТСЖ.

В общей сложности, по данным Горкомстата на 01.03.2000 в Москве насчитывается более 370 товариществ собственников жи­лья, большая часть из которых, пока формируется на базе нового строительства. В меньшей степени этот прирост обеспечивает со­здание товариществ собственников жилья на базе государственно­го, муниципального и кооперативного жилищного фонда, хотя | только в Москве из 38747 жилых домов, более чем в 10000 зданий собственники представляют более 50 процентов владельцев квар­тир дома.

 Таким образом следует констатировать, что процесс создания кондоминиумов в городе идет медленными темпами, В настоящее время численность зарегистрированных кондоминиумов, управля­емых ТСЖ, составляет менее одного процента в общем объеме | жилищного фонда города, и более того, не все ТСЖ взяли на себя | бремя управления принадлежащей им собственностью, Как пра­вило, эти функции по договору передаются тем же ДЕЗам, ГРЭ-Пам, РЭУ, несмотря на признание эффективности управления не­движимостью в жилищной сфере объединениями домовладельцев за счет снижения затрат на ее обслуживание и повышения каче­ства представляемых коммунальных услуг.

Опыт показывает, что серьезной причиной, сдерживающей раз­витие этой формы самоорганизации жителей, является отсутствие у граждан опыта самоуправления, психологическая неготовность и боязнь взять на себя ответственность за будущее жилого дома, опасение возможного увеличения коммунальных платежей для членов ТСЖ и других факторов, основанных на недостаточном знании, понимании вопросов управления домовладением, а также экономической и политической нестабильностью в обществе. По данным опроса социологического опроса, проведенного в Москве, всего только 1.5% нанимателей, 9.8% собственников, 4.5% работников ДЕЗов, ГРЭПов знают, что такое ТСЖ. Подавляющее боль­шинство респондентов не верят в появление инициативы у жите­лей и не ожидают в скором будущем создания эффективно функ­ционирующих самоуправленческих структур, контролирующих;

Я то же время с правовой точки зрения никаких серьезных  препятствий для развития ТСЖ нет. Принятый 15 июня 1996 11.11 Федеральный закон «О товариществах собственников жилья*», московское законодательство определяют порядок регистрации товариществ, гарантируют им право на бюджетные дотации, а малообеспеченным членам ТСЖ также и право на жилищные суб­сидии. Но на практике процедура регистрации ТСЖ, определяе­мая подзаконными правовыми актами местного значения, часто оказывается весьма сложной и длительной. Бюджетные дотации не всегда и не и полном объеме доходят до товариществ. Возника­ют проблемы с передачей на баланс ТСЖ жилых зданий и нежи­лых помещений, и даже с бесплатным порядком оформления зе­мельных участков, входящих в состав кондоминиумов и в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах, гарантированных этим законом.

Так, например, по оценке ассоциаций ТСЖ префектур, зани­мающихся созданием товариществ собственников жилья, чтобы за­регистрировать ТСЖ в г. Москве требуется согласовать вопрос в 22 городских комитетах и ведомствах, заполнить 106 различных 4)орм и документов, сделать и заверить 238 разных копий, В ре­зультате вместо определенного законом месячного срока (со дня подачи документов на регистрацию ТСЖ) реальный срок всей процедуры составляет 2,5-3 месяца, а регистрация кондоминиума - 7-9 месяцев. Обязательным условием при этом является наличие поэтажного плана здания, технического паспорта, экспликации, плана земельного участка, услуги по составлению которого в БТИ, обходится порядка 1-10 тысяч рублей. И таких документов в процессе оформления оказывается великое множество.

Многочисленные проблемы возникают и после регистрации то­вариществ. На практике получается, что органы санэпидем конт­роля пожарного надзора и другие инспекционные службы, как правило, оставаясь равнодушными к нарушениям в домах муни­ципального жилищного фонда, сразу же начинают проявлять прин­ципиальность в отношении вновь созданных ТСЖ. В результате, после образования товарищества, оснащение бывшего муниципального дома в соответствии с предъявляемыми органами и требова­ниями необходимыми на основании действующих норм и товари­щества могут оказаться в тяжелом положении и в случае аварии или других непредвиденных расходов, так как, в отличие от ДЕ-Зов они не располагают ни резервными средствами, ни возможно­стями для их маневрирования. А в условиях отсутствия системы резервного страхования жилых зданий и квартир, любая серьез­ная авария может привести в финансовому краху ТСЖ.

Таким образом, создание и организация деятельности товари­щества собственников жилья является для граждан в настоящее время предприятием рискованным и дорогостоящим. Поэтому без поддержки муниципальных властей всех уровней программа ши­рокомасштабного развития ТСЖ в городе успеха иметь не будет.

В настоящее время существует необходимость в определении понятий и разработке методологии местной жилищной политики в отношении ТСЖ, чтобы у окружных и районных властей появи­лись возможности реализации определенной стратегии с четким разграничением зоны их политической и экономической ответствен­ности в важнейших областях градостроительства, приватизации, кондоминизации» жилищного фонда и проведении жилищно-коммунальной реформы. Округа и районные управы имеют схожие проблемы в жилищной с4)ере, основными из которых являются:

·        острая нехватка финансовых ресурсов;

·        нестабильная и противоречивая нормативная база, служащая  причиной социальной напряженности;

·        значительный износ жилых домов;

·        недостаток квартир и большие очереди на них;

·        низкий уровень качества эксплуатационного обслуживания жилья;

·        большая доля населения, подпадающего под льготные катего­рии граждан, что приводит к дополнительной нагрузке на бюджет и т.д.

На первый взгляд преодолеть эти проблемы можно при помо­щи мероприятий по сбалансированию жилищных потребностей граждан, нуждающихся в жилье. Но целью местной жилищной политики является не только обеспечение граждан жильем, не толь­ко формирование класса собственников квартир и не только эксп­луатация домов, На сегодня достаточно трудно правильно опреде­лить и сформулировать стратегически направленную цель окруж­ной и  районной жилищной политики в отношении товариществ.

Поэтому необходимо вначале уяснить ее содержание, а затем вер­нуться к формулировке цеди.

Районная жилищная политика имеет несколько функций. Зна­чение всех функций крайне важно, поэтому есть необходимость в их ранжировании.                              

Основные функции местной жилищной политики

•жилищно-социальная;                              

• жилищно-строительная;

 жилищно-ремонтная;                                

жилищно-эксплуатационная и жизнеобспечивающая;

 архитектурно-эстетическая;

 жилищно-правовая;         

• поддержка некоммерческих организаций жителей: ассоциа­ций, союзов, объединений собственников, нанимателей, арендаторов.:

Первая - жилищно-социальная функция районных властей направлена на удовлетворение социальных потребностей населения, в том числе, что, естественно, первично. Жилищная проблема долгие годы была и остается одной из самых острых. Еще существуют огромные очереди на жилье, переуплотненные и некачественные квартиры, постоянно выходящее из строя инженерное оборудова­ние домов, убогие и грязные дворы. Но, начиная примерно с 1990 годов, стали создаваться и набирать силу организации жилищного движения, задача которых заключалась в защите интересов соб­ственников жилья в домах муниципального, кооперативного и ве­домственного жилищного фонда. Только в Москве было создано 9 жилищных движений. Такими организациями являются Общена­циональный фонд содействия ликвидации коммунальных квартир, Народный фонд, Московская жилищная ассоциация, Союз соб­ственников квартир муниципального, кооперативного и ведомствен­ного жилого фонда, Профсоюзное объединение «Москвичи», Сто­личное жилищное движение, ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК «Центр», «Юго-Запад», «Запад», «Юг»; «Юго-Восток», «Северо-Запад», которые создают в настоящее время Жилищную пала­ту Москвы как региональный центр частного жилья.

Интересы этих организаций не сводятся к простому жизнеобес­печению зданий. Они выдвигают требования более справедливой жилищной политики государства, улучшения жилищных условий, качества жилой среды и коммунального обслуживания, гарантий экономической и юридической самостоятельности организаций жителей и т.д.

До недавнего времени в Москве потребностью большого числа семей было получение отдельных квартир, что и до сих пор явля­ется актуальным. Но в настоящее время приоритеты жителей из­меняются. Выдвигаются требования улучшения жилищных усло­вий (увеличение нормы жилья на человека, качественное эксплутационное обслуживание и т. д.), появляется потребность во внеш­нем благоустройстве окружающего пространства (архитектурный облик, озеленение, уборка территорий, приведение в порядок дво­ров, подъездов). Окружные и районные власти в своей деятельно­сти должны учитывать эти тенденции в смене приоритетов граж­дан и планировать свою деятельность в соответствии с меняющи­мися потребностями жителей.

К жилищно-социальной функции относится учет и регулирова­ние жилищной обеспеченности социально незащищенных катего­рий жителей, а так же удовлетворение спроса граждан, желаю­щих иметь более комфортабельное жилье, чем средние слои насе­ления, и способных платить за него соответствующие суммы.

В сфере жилищно-строительной функции местной жилищной политики окружных и районных властей должны стремиться обес­печить сбалансирование спроса и предложения жилья путем со­действия новому жилищному строительству.

Жилищно-ремонтная функция означает отслеживание и ремонт имеющегося жилого фонда, модернизацию, реконструкцию или снос аварийного, ветхого и изношенного жилья с сочинением по возможности исторического облика зданий, содействие в ремонте жилья социально уязвимым слоям населения, которые материаль­но не в состоянии содержать свое жилье на минимально необходи­мом качественном уровне.

Жилищно-эксплуатационная и жизнеобеспечивающая функция заключается в обеспечении жителей всеми необходимыми жилищно-коммунальными ресурсами: теплом, газом, водой, электроэнер­гией - вне зависимости от коллизий рыночных отношений.

Крайне важной является архитектурно-эстетическая функция местной жилищной политики, до сих пор не заслужившая долж­ного внимания. Она заключается в достижении такого уровня ка­чества жилья и комфортности проживания в округах и их райо­нах, которые отвечали бы его архитектурному и культурно-исто­рическому стилю. Эта функция направлена на придание внешне­му виду каждого района оригинальности и красоты, причем не только его центру, но и окраинам, что позволит поднять престижность и социально-экономическую значимость каждого района города, а также удовлетворенность его жителей от проживания именно в нем.                                           

Жилищно-правовая функция заключается в обеспечении необ­ходимого и сбалансированного, нормативно-правового регулиро­вания всего процесса осуществления городской, окружной и рай­онной жилищной политики, оперативное обеспечение функционирования правового поля жилищной политики.

И последняя из рассматриваемых функций - поддержка неком­мерческих организаций жителей; ассоциаций, союзов, объедине­ний собственников, нанимателей и арендаторов, Для долго сроч­ного успеха приватизации жилья, второго его этапа: от приватиза­ции квартир к приватизации жилых зданий, т.е. передаче зданий п управление жителей, Придача таким ассоциациям и объединени­ям как независимым некоммерческим институтам поддержки, фун­кции уполномоченности, информирование и согласование с ними окружной и районной жилищной политики позволят значительно поднять авторитет власти в глазах населения.

Исходя из сущности рассмотренных функций окружной и рай­онной жилищной политики, можно сформулировать ее определе­ние. На наш взгляд, местная жилищная политика - это стратегия достижения целей и задач, определяемых юридическими, эконо­мическими и социальными условиями города, округа и конкретно­го района, включающая набор мероприятий, социально-экономи­ческих и финансовых инструментов для наилучшего выполнения функции окружных и районных властей по формированию и вос­производству качественной стороны жилищной сферы при одно­временном недопущении социально неприемлемых условий про­живания или бездомности.

При этом под главной целью окружной и районной жилищной политики мы понимаем удовлетворение жилищных и эстетичес­ких потребностей жителей города, округа и района с учетом кон­ституционных, социально-экономических, экологических прав и возможностей, а также культурно-исторических традиции.

Теперь, опираясь на существующую законодательную базу Рос­сии и Москвы в жилищной сфере, можно определить, какими воз­можностями правового характера обладают местные власти.

Конституция Российской Федерации наделила органы местно­го самоуправления, избираемые гражданами, правом решать все вопросы местного значения, принятые в пределах их компетенции, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресур­сов.

Федеральным законом «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам ме­стного значения в жилищной сфере были отнесены; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; со­держание и использование муниципального жилого фонда и не­жилых помещений; регулирование планировки и застройки терри­торий муниципальных образований; создание условий для жилищ­ного и культурного строительства; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация и снабжение населе­ния и муниципальных учреждений топливом; благоустройство и озеленение территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления наделяются муниципальной собственностью, частью которой является муниципальный жилищ­ный фонд. Этим фондом они вправе управлять, передавать во вре­менное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать иные сделки, определять в договорах и соглаше­ниях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Население или представительные органы местного самоуправ­ления могут самостоятельно определять порядок и условия прива­тизации муниципальной собственности, Законом оговаривается, что доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» устанавливает круг обязанностей органов власти на всех уровнях управления, в том числе и органов местного самоуправления, В соответствии с данным законом местные власти должны обеспечи­вать порядок учета муниципального жилищного фонда, распреде­ления и предоставления гражданам жилых помещений по догово­рам найма, аренды и продажи, а также создавать для населения условия найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, За счет местных бюджетов должно осуществляться жилищное строительство для предоставления жилья гражданам на условиях его найма, аренды или купли-продажи. Местные объекты инженерной, социальной и транспортной инфраструк­тур, обслуживающих жилищную сферу, Предприятия, учрежде­ния, организации и предприниматели, осуществляющие строитель­ство, содержание и ремонт жилищного фонда и объектов комму­нального хозяйства, должны иметь возможность получения нало­говых и финансово-кредитных льгот. Местные власти должны контролировать исполнение жилищного законодательства и регулировать деятельность нанимателей, арендаторов, собственников недвижимости, застройщиков, исполнителей работ, агентов по тор­говле и аренде, страховых и риэлторских компаний и других субъек­тов жилищной сферы.

Закон также предусматривает, что органы местного самоуправ­ления вправе предоставлять населению льготы по оплате аренды жилья и коммунальных услуг при площади жилья, превышающей социальную норму.

Существующие законодательные рамки деятельности местных властей в жилищной сфере, устанавливающие обязанности орга­нов местного самоуправления, еще недостаточно ориентированы на конечные, сущностные результаты окружной и районной жи­лищной политики.

Несколько слов об инструментах местной жилищной политики. В новых условиях хозяйствования часть механизмов используется традиционно еще со времен существования планового хозяйства, это, к примеру, учет жилья и контроль за его использованием, планирование городской застройки, амортизационные отчисления на восстановительный ремонт и т.п. Часть механизмов появилась сравнительно недавно, например, приватизация жилья, варьиро­вание и дифференциация платежей за техническое обслуживание и коммунальные платежи для разных категорий жителей, жесткая политика ценообразования и др. А часть механизмов еще предсто­ит осваивать, например такие, как ипотечное кредитование, век­сельный кредит, продажа жилья в рассрочку, устройство конкур­сов для строительных и эксплуатирующих организаций, индиви­дуальное жилищное строительство под ссуды государственных и местных органов власти, передача зданий в управление жителей на получение ТСЖ прав заказчика и застройщика и т.д.

Далее представлена примерная последовательность действий при разработке концепции окружной и районной жилищной политики.

Последовательность этапов разработки концепции местной жи­лищной политики:

• анализ проблем жилищной сферы;

• выявление целей жилищной политики;

• выработка направлений реализация жилищной политики; ,.

• разработка конкретных мероприятий по каждому направлению».

• отслеживание и контроль результатов;

• внесение изменений и дополнений в концепцию местной жилищной политики.                                       

Практически такой опыт только нарабатывается, и очень важ­но его поддержать со стороны исполнительной, законодательной ветвей власти, а также жилищных движений, ассоциаций ТСЖ, территориальных общин и домкомов. Только объединив усилия властей и жителей, можно зарегистрировать земельно-имуществен­ный комплекс - кондоминиум, создать условия для эффективного функционирования ТСЖ, обеспечить устойчивое развитие терри­торий в городе Москве. 

      

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz