Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Опыт политического и социально -  экономического развития  местного самоуправления в г. Советская Гавань

 

Развитие местного самоуправления: общественный аспект

 

Петрухин В. С. Председатель Комитета территориального общественного самоуправления Тушино.

Исторически понятие «самоуправление» сводится к следую­щему определению: это система местного управления, при кото­рой более или менее широкий круг вопросов, которым ведают правительственные чиновники, передается в ведение органов, из­бираемых местными жителями. Спор всегда шел о перечне этих вопросов, контролируемых подлинной властью. Муниципалитет

Муниципалитет - орган местного самоуправления, выбирае­мый населением муниципальный совет.

В основу коммунального управления положены начала само­управления, вытекающие из принципа участия самого населения в заведовании местными делами.

 Организация муниципалитета на Западе в общем сводится к мрем основным типам, которые отличаются степенью контроля их работы населением:

1. Первый тип:

а) централизация внутренней организации органов самоуправ­ления с большими полномочиями исполнительных органов;

б) скромный круг полномочий самоуправления;

в) строгий контроль за его деятельностью со стороны цент­ральной государственной власти.

Население контролирует такой муниципалитет очень слабо, через избранный муниципальный совет (Франция, Италия, Ис­пания, Бельгия). | 2. Второй тип:

I а) меньшая централизация органов самоуправления и ограни­ченные полномочия исполнительных органов;                

б) более обширная компетенция муниципальных органов;

в) сравнительно слабый контроль со стороны государственной власти.

Контроль муниципалитета населением в этом случае более обес­печен «(Пруссия, Австрия, Швеция, Норвегия» Голландия).

3. Третий тип:

а) разнообразная и широкая компетенция муниципальных ор­ганов;

 б) централизованная внутренняя организация муниципалите­та с подчинением исполнительных органов распорядительным орга­нам;

в) очень ограниченный надзор со стороны правительственных органов.

Контроль населения за деятельностью муниципалитета обес­печивается здесь более полно избирательной системой, а также путем права судебного иска против муниципалитета о признании незаконными постановления совета и путем референдума (Вели­кобритания, Швейцария, Австралия, США).

В России сегодня созданы прекрасные условия для развития местного самоуправления. Вертикаль власти разорвана. Органы местного самоуправления практически не подчиняются федераль­ной власти и полностью самостоятельны. Полномочия органов самоуправления Москвы беспрецедентно широки. Но широки пол­номочия именно органов. Органы - самоуправны. Над ними нет контроля федеральной власти. Но нет и контроля насе­ления. Поэтому они самоуправны.

Население должно контролировать мэрию и чиновников через своих выборных представителей - советников. Но люди не вос­принимают советников своими представителями, а советники, как только за них проголосовали, считают себя причастными не к народу, а к муниципальным органам власти.

Советникам легче подчиняться и решать личные вопросы, чем заботиться о людях. Поэтому они - «карманные» советники му­ниципальных органов.

Население, чтобы осуществлять свою конституционную власть, должно быть организовано. В Москве создан институт террито­риального общественного самоуправления. Это лучшая форма объединения людей для решения всех своих житейских, в том числе политических, проблем. Есть Закон г.Москвы «О террито­риальном общественном самоуправлении». В Уставе Москвы тер­риториальное общественной самоуправление упоминается в 15 статьях. Создана законодательная база, но нет ее завершения: у территориальных общин нет полномочий.

В Москве возникает много территориальных общин, потому что у органов территориального общественного самоуправления большие возможности, хотя создать эти органы непросто (общи­на создается 51% голосов населения обозначенной территории), но много их разрушается именно потому» что у них нет полномо­чий и средств для их осуществления.

Территориальная община (опыт, проблемы, пути решения проблем)

Основная (повседневная) жизнь людей формируется и реали­зуется в их квартирах, подъездах, дворах, микрорайонах. Здесь воспроизводится человечество, развиваются способности и восстанавливаются силы людей, укрепляется здоровье, воспитываются дети.

Жители (наниматели и собственники помещений) на закон­ном основании постоянно требуют от исполнительной власти го­рода, чтобы она выполняла свои функции надлежащим образом. В ответ - либо противодействие, либо бездействие чиновников.

Единственное средство противостоять чиновникам - объеди­ниться. Единственная форма объединения - территориальная об­щина, потому что только община может объединить нанимателей и собственников жилья, организовать людей для решения их со­циальных проблем.

Так что же такое территориальная община и орган территори­ального общественного самоуправления?

Комитет ТО С «Тушино» видит территориальную общину, с одной стороны, как первое звено подлинного самоуправления для прямого решения местных проблем, с другой стороны, тер­риториальная община видится как организованный обществен­ный форпост на пути чиновничьего произвола и беззакония.

Чтобы община представляла собой первое звено подлинного самоуправления для прямого решения местных проблем, в Устав города Москвы (ст. 42 «Финансовые ресурсы района») необхо­димо ввести следующий абзац: «Префектура (Управа) переда­ет территориальной общине (по ее заявлению) полномочия вместе с необходимыми для их осуществления материальны­ми и финансовыми ресурсами в соответствии со статьей 77 настоящего Устава». А ст. 77 («Территориальное обще­ственное самоуправление) после второго абзаца дополнить с но­вой строки следующими словами: «К функциям и полномочиям органа территориального общественного самоуправления относятся:

1. Контроль за содержание и ремонтом жилищного фонда, внутриквартальных дорог, проездов, инженерных сетей и соору­жений, объектов социально-бытового назначения, уборкой и бла­гоустройством территории территориальной общины.

2. Организация работы с детьми и подростками по месту жи­тельства, в том числе детских и спортивных площадок; организа­ция пунктов взаимопомощи; организация площадок для выгула собак, рекреационных площадок; организация дизайна террито­рии общины; обеспечение работы органа территориального обще­ственного самоуправления; организация народной дружины при органе территориального общественного самоуправления для уча­стия в охране общественного порядка на территории общины во взаимодействии с органами ГУВД г.Москвы.

3. Согласование всех без исключения действий городских и районных властей на территории территориальной общины.

4. Осуществление по соглашению иных полномочий, передан­ных органам территориального общественного самоуправления городской администрацией и Управой вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.

5. Председатель органа территориального общественного самоуправления входит в состав районного Собрания с пра­вом решающего голоса в вопросах, касающихся территориаль­ной общины.

Перечисленные пункты по определению являются функцией территориальной общины, потому что это вопросы каждой семьи, каждой квартиры, каждого дома.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz