Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Москва 23 апреля 2000 г.
Петрухин В. С. Председатель Комитета территориального общественного самоуправления Тушино.
Исторически понятие «самоуправление» сводится к следующему определению: это система местного управления, при которой более или менее широкий круг вопросов, которым ведают правительственные чиновники, передается в ведение органов, избираемых местными жителями. Спор всегда шел о перечне этих вопросов, контролируемых подлинной властью. Муниципалитет
Муниципалитет - орган местного самоуправления, выбираемый населением муниципальный совет.
В основу коммунального управления положены начала самоуправления, вытекающие из принципа участия самого населения в заведовании местными делами.
Организация муниципалитета на Западе в общем сводится к мрем основным типам, которые отличаются степенью контроля их работы населением:
1. Первый тип:
а) централизация внутренней организации органов самоуправления с большими полномочиями исполнительных органов;
б) скромный круг полномочий самоуправления;
в) строгий контроль за его деятельностью со стороны центральной государственной власти.
Население контролирует такой муниципалитет очень слабо, через избранный муниципальный совет (Франция, Италия, Испания, Бельгия). | 2. Второй тип:
I а) меньшая централизация органов самоуправления и ограниченные полномочия исполнительных органов;
б) более обширная компетенция муниципальных органов;
в) сравнительно слабый контроль со стороны государственной власти.
Контроль муниципалитета населением в этом случае более обеспечен «(Пруссия, Австрия, Швеция, Норвегия» Голландия).
3. Третий тип:
а) разнообразная и широкая компетенция муниципальных органов;
б) централизованная внутренняя организация муниципалитета с подчинением исполнительных органов распорядительным органам;
в) очень ограниченный надзор со стороны правительственных органов.
Контроль населения за деятельностью муниципалитета обеспечивается здесь более полно избирательной системой, а также путем права судебного иска против муниципалитета о признании незаконными постановления совета и путем референдума (Великобритания, Швейцария, Австралия, США).
В России сегодня созданы прекрасные условия для развития местного самоуправления. Вертикаль власти разорвана. Органы местного самоуправления практически не подчиняются федеральной власти и полностью самостоятельны. Полномочия органов самоуправления Москвы беспрецедентно широки. Но широки полномочия именно органов. Органы - самоуправны. Над ними нет контроля федеральной власти. Но нет и контроля населения. Поэтому они самоуправны.
Население должно контролировать мэрию и чиновников через своих выборных представителей - советников. Но люди не воспринимают советников своими представителями, а советники, как только за них проголосовали, считают себя причастными не к народу, а к муниципальным органам власти.
Советникам легче подчиняться и решать личные вопросы, чем заботиться о людях. Поэтому они - «карманные» советники муниципальных органов.
Население, чтобы осуществлять свою конституционную власть, должно быть организовано. В Москве создан институт территориального общественного самоуправления. Это лучшая форма объединения людей для решения всех своих житейских, в том числе политических, проблем. Есть Закон г.Москвы «О территориальном общественном самоуправлении». В Уставе Москвы территориальное общественной самоуправление упоминается в 15 статьях. Создана законодательная база, но нет ее завершения: у территориальных общин нет полномочий.
В Москве возникает много территориальных общин, потому что у органов территориального общественного самоуправления большие возможности, хотя создать эти органы непросто (община создается 51% голосов населения обозначенной территории), но много их разрушается именно потому» что у них нет полномочий и средств для их осуществления.
Территориальная община (опыт, проблемы, пути решения проблем)
Основная (повседневная) жизнь людей формируется и реализуется в их квартирах, подъездах, дворах, микрорайонах. Здесь воспроизводится человечество, развиваются способности и восстанавливаются силы людей, укрепляется здоровье, воспитываются дети.
Жители (наниматели и собственники помещений) на законном основании постоянно требуют от исполнительной власти города, чтобы она выполняла свои функции надлежащим образом. В ответ - либо противодействие, либо бездействие чиновников.
Единственное средство противостоять чиновникам - объединиться. Единственная форма объединения - территориальная община, потому что только община может объединить нанимателей и собственников жилья, организовать людей для решения их социальных проблем.
Так что же такое территориальная община и орган территориального общественного самоуправления?
Комитет ТО С «Тушино» видит территориальную общину, с одной стороны, как первое звено подлинного самоуправления для прямого решения местных проблем, с другой стороны, территориальная община видится как организованный общественный форпост на пути чиновничьего произвола и беззакония.
Чтобы община представляла собой первое звено подлинного самоуправления для прямого решения местных проблем, в Устав города Москвы (ст. 42 «Финансовые ресурсы района») необходимо ввести следующий абзац: «Префектура (Управа) передает территориальной общине (по ее заявлению) полномочия вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами в соответствии со статьей 77 настоящего Устава». А ст. 77 («Территориальное общественное самоуправление) после второго абзаца дополнить с новой строки следующими словами: «К функциям и полномочиям органа территориального общественного самоуправления относятся:
1. Контроль за содержание и ремонтом жилищного фонда, внутриквартальных дорог, проездов, инженерных сетей и сооружений, объектов социально-бытового назначения, уборкой и благоустройством территории территориальной общины.
2. Организация работы с детьми и подростками по месту жительства, в том числе детских и спортивных площадок; организация пунктов взаимопомощи; организация площадок для выгула собак, рекреационных площадок; организация дизайна территории общины; обеспечение работы органа территориального общественного самоуправления; организация народной дружины при органе территориального общественного самоуправления для участия в охране общественного порядка на территории общины во взаимодействии с органами ГУВД г.Москвы.
3. Согласование всех без
исключения действий городских и районных властей на территории территориальной
общины.
4. Осуществление по соглашению иных полномочий, переданных органам территориального общественного самоуправления городской администрацией и Управой вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами.
5. Председатель органа территориального общественного самоуправления входит в состав районного Собрания с правом решающего голоса в вопросах, касающихся территориальной общины.
Перечисленные пункты по определению являются функцией территориальной общины, потому что это вопросы каждой семьи, каждой квартиры, каждого дома.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip