Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления
Москва 23 апреля 2000 г.
Метельский Е.М. Советник экспертного комитета Администрации Омской области.
Собственность, независимо от ее форм, признаваемых и защищаемых государством равным образом (п.2 ст.8 Конституции РФ), понятие многогранное, представляющее собой не только благо для собственника (например, получение дохода), но и возлагающее на него бремя ответственности. Несмотря на то, что институт права собственности с содержательной стороны (понятие собственности, ее признаки, сущность т.д.) определяется нормами гражданского права, он находит широкую реализацию в других отраслях российского прав и, прежде всего, в государственном (конституционном) и муниципальном.
С провозглашением, а затем со становлением и развитием местного самоуправления в РФ стали возникать многочисленные судебные споры между органами государственной власти, прежде всего субъектов РФ, и органами местного самоуправления, существующими в границах этих субъектов РФ, по поводу отнесения тех или иных объектов гражданского оборота к государственной пли муниципальной собственности. Безусловно, возникновение подобных споров обусловлено наличием объективных причин, в первую очередь таких, как равенство субъектов гражданских правоотношений, являющихся обязательным элементом правового государства. Между тем, на наш взгляд, существуют также и устранимые недостатки, мешающие цивилизованному взаимодействию органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Назовем из них лишь два наиболее существенных.
1. Несовершенство законодательства РФ, регулирующего вопросы собственности. На сегодняшний день единственным нормативным правовым документом, регулирующим вопросы собственности в РФ, остается постановление Верховного Совета РСФСР 1991 г., которое не только не устанавливает основных принципов разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность республик, краев областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и муниципальную собственность, ограничиваясь
лишь ее перечислением в приложениях к постановлению, а еще более усложняет процесс ее разграничения, поскольку не содержит однозначного толкования в отношении ряда объектов о их принадлежности к государственной или муниципальной собственности. Наиболее ярким примером существования такого положения является наличие большого числа судебных споров по передаче памятников архитектуры в государственную собственность субъектов Федерации или в собственность муниципальных образований этих субъектов РФ. Выходом из сложившейся ситуации может являться лишь скорейшее принятие федерального закона о разграничении государственной собственности.
2. Отстраненность федеральных исполнительных органов власти от участия в разрешении конфликта между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Через институт собственности данное неучастие проявляется в отсутствии четких процедур передачи объектов федеральной собственности в пользование, управление и т.д. субъектов РФ, в том числе и тех, которые на момент такой передачи находились в незаконном владении и пользовании органов местного самоуправления. Так, постановлением Правительства РФ от 13.10.97 №1301 «О государственном учете жилищного фонда в РФ» архивы БТИ, являющиеся объектами федеральной собственности, были переданы в пользование субъектов РФ. Большая часть данных архивов на момент принятия указанного постановления Правительства РФ находилась во владении органов местного самоуправления, перешедших к ним в начале 90-х годов при наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью, в состав которой вошли и организации БТИ, причем их передача осуществлялась без архивов БТИ. Согласно нормам ГК РФ пользователь имущества не имеет права истребовать имущество из чужого незаконного владения и пользования. Возникла тупиковая ситуация, которая на сегодняшний день так и не имеет своего разрешения.
Таким образом, устранение вышеизложенных недостатков, с одной стороны, создаст условия для наведения порядка в отношениях между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с другой, позволит устранить стереотип об отсутствии единства вертикали исполнительной государственной власти в рамках п. 2 ст. 7 7 Конституции РФ, поскольку сегодня государственная власть субъектов РФ находится «один на один» со своими проблемами, в том числе и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip