Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного и муниципального управления

  

Вторая Всероссийская конференция

«Местное самоуправление, федеральная и региональная власть»

 

Москва 23 апреля 2000 г.

  

Раздел II. Экономическая,  политическая  и социальная база развития местного самоуправления

 

Внебюджетные фонды   как способ выживания на местах

Митрофанова Н.Ж. Обозреватель еженедельника «Экономика и жизнью», доцент РЭА им. Г. В. Плеханова.

Еще до августовского кризиса 1998 г. российской экономики и особенно финансов состояние бюджетов органов местной власти вы­зывало серьезные опасения. Менее 4% всех местных бюджетов (а их свыше 14 тыс.) еще тогда были убыточными. Наполняемость бюд­жетов в целом составляла чуть более 40%. А ведь именно местная власть реально и непосредственно обеспечивает до 80% всех матери­альных и социальных нужд населения. Так, местные бюджеты пол­ностью финансируют среднее образование, на 85% здравоохране­ние, на 80% коммунальные услуги и на 60% жилье и дошкольные учреждения. Причем следует принять во внимание тот очевидный факт, что расчет затрат по этим направлениям не пересматривался много лет и ведется по нормативам времен плановой экономики, значит, устарел. По сути средств едва хватает на обеспечение защи­щенных статей расходов местных бюджетов — выплату заработной платы бюджетникам.

Казалось бы, со вступлением в силу Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления» положение с мест­ными бюджетами могло бы улучшиться. По расчетам специалистов Министерства национальностей, действие закона позволило бы под­нять планку их наполняемости до 70%. Но этого не произошло сразу по нескольким причинам. Прежде всего закон нуждался в уточнениях и корректировке сразу по нескольким статьям и поло­жениям. Он также вступал в противоречие с целым рядом других федеральных законов. Но главной причиной его неприятия явилось то, что закон менял финансовые взаимоотношения местной власти как с центром, так и с регионами. И именно Совет Федерации, не желая ограничения своих прав, блокировал и действие самого За­кона, и принятие поправок к нему.

Между тем, местная власть ждать не имела право, ведь ее не освободили от исполнения своих обязательств перед населением. Вот почему руководство и сотрудники аппарата муниципальных образований делали все, чтобы пополнить свою казну, при этом не нарушая закон. И они это сделали. Практически повсеместно появились специальные счета или внебюджетные фонды, которые по­полнялись исключительно в результате проявленной инициативы и творческой смекалки управленческого аппарата.

По данным Министерства финансов РФ, в 1999 г. из 68 опро­щенных им регионов в 41 эти фонды существовали. Как относиться к факту их создания и функционирования? Ведь это свидетель­ствует о децентрализации 41инансовых средств, которых и так стра­не не хватает. М. Задорнов высказывается категорично за их рас­формирование и постатейное присоединение к федеральному или региональному бюджету. Основание — вступивший в действие с начала 2000 г. Бюджетный кодекс РФ. Однако финансовые сред­ства, которые находят на местах, вполне законно (см.ст.41 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») могут формировать дополнительную и порой весьма весо­мую финансовую среду местной власти. Кроме того, очевидно, что федеральная или региональная власть вряд ли смогла бы обеспе­чить получение этих средств своими способами. Ведь в основном это деньги спонсоров, плата за услуги местной администрации и дру­гие средства, являющиеся большей частью следствием доброволь­ных платежей. Следует отметить, что именно эти средства во мно­гом спасли ситуацию сразу после 17 августа 1998 г. Уроки этого кризиса подтолкнули местную власть к развитию и совершенство­ванию партнерских взаимоотношений с хозяйствующими субъекта­ми на местах, что положительно сказалось и на тех, и на других. Местная власть всерьез занялась маркетингом, конкретной эконо­микой и стала содействовать, консультировать, зарабатывать, смяг­чая острую порой социально-экономическую ситуацию на местах. Ведь в некоторых муниципальных образованиях доля внебюджет­ных фондов достигает чуть ли не 10% собственной доходной базы местных бюджетов. По-видимому в условиях кризиса и становле­ния экономики эти фонды имеют право на жизнь. Но они автомати­чески исчезнут, когда бюджетных средств местным властям будет достаточно для финансового обеспечения всех утвержденных статей расхода местного бюджета. «Достаточно» — понятие относительное и переменчивое. Но речь идет о расчете в соответствии с современ­ными научно обоснованными стандартами. В свою очередь, внедре­ние последних должно привести к отрегулированию межбюджет­ных отношений по всей вертикали. И наоборот, правильная и, глав­ное, реализованная концепция межбюджетных отношений отрегу­лирует, упорядочит течение финансовых потоков, а внебюджетные фонды перестанут быть палочкой-выручалочкой.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz