Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (в Москве) Кафедра государственного
и муниципального управления
Москва 23 апреля 2000 г.
Митрофанова Н.Ж. Обозреватель еженедельника «Экономика и жизнью»,
доцент РЭА им. Г. В. Плеханова.
Еще до
августовского кризиса 1998 г. российской экономики и особенно финансов
состояние бюджетов органов местной власти вызывало серьезные опасения. Менее
4% всех местных бюджетов (а их свыше 14 тыс.) еще тогда были убыточными.
Наполняемость бюджетов в целом составляла чуть более 40%. А ведь именно
местная власть реально и непосредственно обеспечивает до 80% всех материальных
и социальных нужд населения. Так, местные бюджеты полностью финансируют
среднее образование, на 85% здравоохранение, на 80% коммунальные услуги и на
60% жилье и дошкольные учреждения. Причем следует принять во внимание тот
очевидный факт, что расчет затрат по этим направлениям не пересматривался много
лет и ведется по нормативам времен плановой экономики, значит, устарел. По сути
средств едва хватает на обеспечение защищенных статей расходов местных
бюджетов — выплату заработной платы бюджетникам.
Казалось бы,
со вступлением в силу Федерального закона «О финансовых основах местного
самоуправления» положение с местными бюджетами могло бы улучшиться. По
расчетам специалистов Министерства национальностей, действие закона позволило
бы поднять планку их наполняемости до 70%. Но этого не произошло сразу по
нескольким причинам. Прежде всего закон нуждался в уточнениях и корректировке
сразу по нескольким статьям и положениям. Он также вступал в противоречие с
целым рядом других федеральных законов. Но главной причиной его неприятия
явилось то, что закон менял финансовые взаимоотношения местной власти как с
центром, так и с регионами. И именно Совет Федерации, не желая ограничения
своих прав, блокировал и действие самого Закона, и принятие поправок к нему.
Между тем,
местная власть ждать не имела право, ведь ее не освободили от исполнения своих
обязательств перед населением. Вот почему руководство и сотрудники аппарата
муниципальных образований делали все, чтобы пополнить свою казну, при этом не
нарушая закон. И они это сделали. Практически повсеместно появились специальные
счета или внебюджетные фонды, которые пополнялись исключительно в результате
проявленной инициативы и творческой смекалки управленческого аппарата.
По данным
Министерства финансов РФ, в 1999 г. из 68 опрощенных им регионов в 41 эти
фонды существовали. Как относиться к факту их создания и функционирования? Ведь
это свидетельствует о децентрализации 41инансовых средств, которых и так стране
не хватает. М. Задорнов высказывается категорично за их расформирование и
постатейное присоединение к федеральному или региональному бюджету. Основание —
вступивший в действие с начала 2000 г. Бюджетный кодекс РФ. Однако финансовые
средства, которые находят на местах, вполне законно (см.ст.41 Закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ») могут формировать
дополнительную и порой весьма весомую финансовую среду местной власти. Кроме
того, очевидно, что федеральная или региональная власть вряд ли смогла бы
обеспечить получение этих средств своими способами. Ведь в основном это деньги
спонсоров, плата за услуги местной администрации и другие средства, являющиеся
большей частью следствием добровольных платежей. Следует отметить, что именно
эти средства во многом спасли ситуацию сразу после 17 августа 1998 г. Уроки
этого кризиса подтолкнули местную власть к развитию и совершенствованию
партнерских взаимоотношений с хозяйствующими субъектами на местах, что
положительно сказалось и на тех, и на других. Местная власть всерьез занялась
маркетингом, конкретной экономикой и стала содействовать, консультировать,
зарабатывать, смягчая острую порой социально-экономическую ситуацию на местах.
Ведь в некоторых муниципальных образованиях доля внебюджетных фондов достигает
чуть ли не 10% собственной доходной базы местных бюджетов. По-видимому в
условиях кризиса и становления экономики эти фонды имеют право на жизнь. Но
они автоматически исчезнут, когда бюджетных средств местным властям будет
достаточно для финансового обеспечения всех утвержденных статей расхода
местного бюджета. «Достаточно» — понятие относительное и переменчивое. Но речь
идет о расчете в соответствии с современными научно обоснованными стандартами.
В свою очередь, внедрение последних должно привести к отрегулированию
межбюджетных отношений по всей вертикали. И наоборот, правильная и, главное,
реализованная концепция межбюджетных отношений отрегулирует, упорядочит
течение финансовых потоков, а внебюджетные фонды перестанут быть
палочкой-выручалочкой.
Главная Каталог раздела Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip