|
Cначала индустриальной революции - уже 200 лет - сельские жители направляются в города в поиске лучших условий проживания. После того, как они в XIX столетии наводнили такие города, как Лондон и Нью-Йорк, они оказались в исключительно тяжелых условиях, поскольку власти этих городов не имели необходимого опыта управления при таком интенсивном росте населения. Необходимо было создать новые механизмы управления: законы планирования; жилищные кодексы и районирование земель для регулирования строительства; пожарные кодексы; лицензирование законов для специалистов; инструкции по работе канализации, очистке сточных вод, удалению мусора и по обработке продовольственных продуктов в ресторанах; законы, устанавливающие условия работы женщин и детей; условия проведения референдумов, которые позволяют учитывать общественное мнение при принятии решений. Сегодня либерализация торговли и финансов, наряду с имеющимися проблемами в сельских районах, способствует миграции сельского населения в города развивающихся стран. В то время как в Европе, Северной Америке и Латинской Америке доля городского населения стабилизировалась и составляет 75-80% от всего населения этих стран, Африка и Азия, которые по-прежнему являются преимущественно аграрными регионами, стоят перед демографическим взрывом. Здесь ожидается резкое повышение миграции сельского населения в города, что делает эти континенты зонами наиболее быстрой в мире урбанизации.
|
Рост в развивающихся странах больших городов сопровождается повышением в них нищеты. Так же, как на Севере в XIX столетии, национальные и местные власти недостаточно подготовлены к тому, чтобы устойчиво и целенаправленно управлять градостроительством. Без основных услуг, обеспечения гарантий от необоснованного выселения и возможностей для трудовой деятельности бедные слои городского населения вынуждены жить в ужасных трущобах, которые не дают им надежд на улучшение условий жизни. Развивающиеся страны повторяют негативный опыт раннего периода индустриальной революции: в городах - бесчеловечная нищета, неконтролируемое загрязнение окружающей среды и распространение эпидемий. Городская беднота -категория людей самого большого риска. Они живут в перенаселенных домах и районах в условиях высокой опасности инфекционных болезней, в частности туберкулеза и СПИДа. Они чаще других подвергаются незаконным принудительным выселениям.
На недавно прошедшем Всемирном форуме городов, организованном ООН-ХАБИТАТ, его участники отмечали, что никакие проблемы урбанизации или развития невозможно решать, если не обращать внимания на тендерные проблемы и проблемы нищеты. Форум был открыт для всех и предназначен для того, чтобы поощрить диалог по Повестке дня Хабитат. Его участники сосредоточились на выработке коллективного понимания ключевых моментов устойчивой урбанизации. В дальнейшем этот форум мог бы быть вовлечен в процесс подготовки организации Всемирного саммита по устойчивому развитию (ВСУР). Участники прошедшего форума, в том числе примерно 200 обитателей трущоб, обратили внимание на то, что устойчивая урбанизация заключается в установлении партнерства с бедными слоями городского населения, а не в борьбе с ними путем принудительного выселения или явного пренебрежения к их проблемам.
Моя искренняя надежда - что ВСУР поддержит и усилит обязательства правительств, направленные на создание в наших городах здоровых, безопасных, обеспечивающих занятость, равных и демократических условий жизни для всех слоев населения. Некоторые статьи этого выпуска "Дебатов Хабитат" иллюстрируют мысль, что никакой процесс урбанизации не может быть устойчив, если нет политической воли у всех его участников проводить серьезные изменения ради нынешнего и будущих поколений.
|
Анна Каджумуло Тибайджука, Исполнительный директор ООН-ХАБИТАТ
|
ПО ПУТИ УСТОЙЧИВОЙ УРБАНИЗАЦИИ
|
"Немногие вопросы в последние десятилетия вызывали при их обсуждении столько пыла и страсти, как вопрос о роли городов в обеспечении устойчивости жизни на Земле. Немногие проблемы в последние годы приводили к столь большим спорам между развитым и развивающимся миром, как тезис, что развитие городов якобы ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои насущные потребности".
(Дэвид Хейлз, экс-директор Отдела охраны окружающей среды Агентства по международному развитию, США)
С принятием в 1992 г. Повестки дня XXI века города стали играть важную роль в процессе социально-экономических изменений и устойчивого развития. Половина населения мира живет теперь в городах и городских поселениях, другая половина тоже все больше зависит от больших и малых городов в своей борьбе за средства существования и экономическое выживание. По расчетам, в последующие 30 лет население городов мира удвоится и превысит 5 млрд жителей, причем практически весь этот рост придется на развивающиеся страны. В то время как этот демографический сдвиг предсказывался в 1992 г., важная роль городов в процессе устойчивого развития мира за последнее время еще более усилилась под влиянием и других факторов, таких как глобализация и демократизация общественной жизни.
Города приобретают ведущую роль в привлечении инвестиций и при этом достигают беспрецедентных успехов в росте эффективности производства. Они являются центрами всех нововведений и двигателями развития стран. Общепризнанно, что города обладают самыми перспективными возможностями для обеспечения социального и экономического прогресса и мероприятий по улучшению условий окружающей среды на местном, национальном и глобальном уровнях.
Но, резко омрачая такие многообещающие перспективы,
во многих городах, особенно развивающихся стран,
концентрируется огромное число бедного населения, что вызывает большую тревогу. По некоторым оценкам, около 1 млрд горожан обитают в угрожающих их жизни жилищах и в условиях деградации окружающей среды. Глобальные тенденции указывают на то, что к 2025 г. это число, по-видимому, удвоится. Эти тенденции свидетельствуют о вероятной перспективе "урбанизации бедности". Безработица, низкий уровень социальных услуг, полное отсутствие адекватного жилья и основной инфраструктуры в сочетании с все возрастающим неравенством приводят в результате к высокой степени неравноправия в городах, которое стало главной причиной социальных конфликтов, преступлений и проявлений насилия.
Однако имеются убедительные доказательства того, что бедность, лишения и ухудшение окружающей среды не являются обязательными следствиями быстрого роста городов. Существующий опыт показывает, что главные и самые непосредственные трудности на пути их устойчивого развития связаны не только с отсутствием необходимой техники, финансирования или международных соглашений, хотя все это существенно. Они также объясняются недостаточными местными возможностями для правильного управления и реализации принимаемых решений. Эта проблема затрагивает такие вопросы, как децентрализация власти, проведение институциональных реформ, подготовка кадров и управление на основе широкого участия в нем всех, кто заинтересован в устойчивом развитии и может внести свой
вклад, в том числе групп населения, подвергающихся дискриминации, и среди них - женщины и малоимущие. С учетом этих обстоятельств, каковы должны быть важнейшие условия продвижения к устойчивому развитию городов? Являясь агентством ООН по городам и другим населенным пунктам, ответственным за жилищные и городские аспекты Повестки дня XXI века и
Повестки дня Хабитат, и головной организацией ООН для местных властей, ООН-ХАБИТАТ обращает внимание на 3 главные в этом отношении проблемы:
• тот существенный вклад, который города и другие населенные пункты способны внести в социальное и
экономическое развитие и экологическую устойчивость, все еще
далек от реализации;
• участникам процесса на местном уровне, особенно местным органам власти и их партнерам, часто
не удается играть эффективную роль в процессе устойчивой урбанизации;
• внешняя поддержка процесса формирования возможностей на
местном уровне не скоординирована и неэффективна.
Из этого следует необходимость первоочередных действий в 3 областях. Во-первых, городам необходимо предоставить возможность реализации их вклада в процесс устойчивого развития. Чтобы помочь им, международное сообщество приняло ряд конкретных обязательств, которые реализуются через такие организации, как ООН-ХАБИТАТ, обеспечивающая действенную поддержку городов посредством своих региональных бюро, через специализированные глобальные программы и кампании, проводимые в нескольких приоритетных областях. Среди них такие, как рациональное управление городами, водоснабжение и канализация, ликвидация трущоб, вопросы подготовки к чрезвычайным ситуациям и устранение последствий стихийных бедствий, восстановление нормальной жизни в сообществах, разделенных военными конфликтами, а также охрана окружающей среды и экологическое планирование.
Во-вторых, участники процесса на местном уровне, особенно местные органы власти и их партнеры, нуждаются в помощи для расширения своих возможностей при управлении и планировании. В этом отношении международное сообщество также приняло конкретные обязательства. Поддержку городам предоставляют такие организации, как ООН-ХАБИ-ТАТ и его партнеры. Конкретными вопросами здесь являются популяризация используемых стратегий достижения поставленной цели, показ и документирование лучших стратегий и их применения на практике. Одновременно система ООН совместно с Программой ООН по населенным
пунктам как своим агентством использовала специальное партнерство с местными органами власти и их ассоциациями для поддержки инициатив по расширению возможностей координации деятельности городов и местных органов власти. Эта работа проводилась при поддержке Всемирной ассоциации WACLAC и Консультативного комитета ООН в поддержку местных органов власти. В-третьих, существует потребность в механизмах для объединения действий и повышения эффективности международной поддержки расширению возможностей на местном уровне. И в этом отношении международное сообщество приняло конкретные обязательства. Ни одно учреждение и ни одна неправительственная организация не могут претендовать на то, что они являются единственными участниками диалога с
местными органами власти по вопросам устойчивого развития или единственными помощниками по расширению возможностей власти на местном уровне.
Программа ООН-ХАБИТАТ обнаружила большое разнообразие местных подходов к расширению диапазона средств и источников международной поддержки. Подходы эти направлены на устранение возможных накладок и использование эффекта усиления за счет совместных действий. Координация действий ООН-ХАБИТАТ с ассоциацией WACLAC по вопросам децентрализации и сотрудничества городов является новым механизмом для продолжения диалога с местными органами власти и организациями международной поддержки для определения приоритетов при принятии политических решений и согласования этих приоритетов.
Кладбище в Куинсе (Нью-Йорк).
Приблизительно 1 млрд городского населения планеты проживает в опасных для жизни условиях,
вызванных ухудшением окружающей среды.
© ООН/Джон Исаак
|
ВСЕМИРНЫЙ САММИТ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ: ПРОГРЕСС НА ОСТРОВЕ БАЛИ?
4-я сессия Подготовительного комитета Всемирного саммита по устойчивому развитию (ВСУР) была безупречно организована правительством Индонезии в раю элитарного туризма на острове Бали. Однако с точки зрения подготовки содержательного саммита эта сессия комитета, подобно 3 предыдущим, рассматривалась большинством из 2 тыс. участников как еще одно разочарование. В кулуарах говорили о "Рио минус 10".
Работа над "обязательством по реализации партнерства" - согласно программе, главным вопросом 4-й сессии Подготовительного комитета - не вышла за рамки консультаций об основных соображениях и о правилах их подготовки. Согласованный в процессе переговоров текст "Плана реализации", который должен был быть подготовлен уже к концу 3-й сессии комитета, все еще не готов. Итогом 4-й сессии должно было стать принятие "Политической декларации", однако в настоящее время едва только началось обсуждение внесенных проектов. Остающейся работой по подготовке ВСУР вынуждены будут заняться правительства в Йоханнесбурге, и эта работа займет часть заседаний в Сандтоновском центре конференций, который мог бы быть использован для других официальных мероприятий саммита.
В период диалогов представителей учреждений ООН с другими партнерами на протяжении 2 недель 4-й сессии, параллельно с этими диалогами представители правительств обсуждали текст, и этот второй процесс представлялся совершенно изолированным от первого. Часть
текста, включая параграф 10, который имел особый интерес для партнеров по Повестке дня Хабитат, обсуждался даже за неделю до начала сессии. Оказывающие поддержку партнеры чувствовали себя исключенными из процесса подготовки текста. Некоторые правительственные делегации отмечали необходимость большего участия в этой работе учреждений ООН. Ряд организаций полагали, что их полностью игнорируют и, таким образом, препятствуют предложениям партнеров, так как каждое "партнерство с ВСУР требует связи с конкретным параграфом "Плана реализации" - "результатом типа 1"".
Если говорить об интересах партнеров по Повестке дня Хабитат, они относительно хорошо отражены в рассматриваемом тексте. Хотя он еще не содержит всех положений, на которые мы рассчитывали и которые мы согласовали с Комитетом постоянных представителей ООН-ХАБИТАТ и с участниками Всемирного форума городов, тем не менее, текст в его нынешнем виде имеет несколько существенных ссылок на функции и ответственность ООН-ХАБИТАТ. Эти ссылки предлагаются для всех "обязательств по партнерству" в "решении типа 2" Всемирного форума городов, озаглавленном "Коалиция за устойчивую урбанизацию". Это решение, в частности, включает ссылки на:
• ликвидацию трущоб и важную
роль местных органов власти (параграф 10);
• устойчивую урбанизацию в Африке
и реализацию Повестки дня Хабитат (параграф 63);
• ООН-ХАБИТАТ как организацию,
работающую в области расширения возможностей вместе с ЮНЕП,
ПРООН и ЮНКТАД (параграф 140);
• расширение возможностей местных органов власти и их партнеров
на других уровнях управления, "как
к этому призывает Повестка дня
Хабитат" (параграф 154).
Успех этот во многом был обусловлен интенсивным лоббированием в процессе 4-й сессии Подготовительного комитета. Следует отметить важный вклад Исполнительного директора ООН-ХАБИТАТ Анны Каджумуло Тибайджуки, которая провела несколько двусторонних встреч, пресс-конференцию и представление брошюры о Коалиции за устойчивую урбанизацию. Тема устойчивой урбанизации также поднималась ООН-ХАБИТАТ и партнерскими организациями на параллельных мероприятиях, организованных во время сессии Подготовительного комитета. Одновременно Программа ООН по населенным пунктам достигла значительного прогресса, опубликовав свои обязательства по реализации партнерства и по обеспечению - при тесном сотрудничестве с правительством ЮАР и г. Йоханнесбургом -мест для встреч в процессе ВСУР.
Йохен Айген - исполняющий обязанности руководителя Технического консультационного отдела ООН-ХАБИТАТ.
|
ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОРОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ
Вопросы, связанные с окружающей средой в городах, привлекают к себе все большее внимание. В городах развивающихся стран, и особенно в мегаполисах, эти проблемы угрожают здоровью городских жителей. Все более существенной оказывается и роль городов в экологической тематике при ее обсуждении на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Если процесс урбанизации в развитом мире остановился, то в развивающихся странах города все еще продолжают быстро расти. Например, население Дар-эс-Салама растет со скоростью 6% в год, что означает его удвоение через каждые 12 лет. Большая часть этого прироста приходится на население с низкими доходами. Столь быстрый рост городов представляет большую угрозу для устойчивой урбанизации.
Необходимо найти способы преодоления этих негативных явлений и управления процессом урбанизации в развивающихся странах. Многие из современных трудностей являются результатом плохого управления процессом урбанизации, безразличного отношения к возникающим проблемам. Следует обратить внимание на ту поддержку, которую оказывает городам международное сообщество, в том числе и Организация Объединенных Наций. Необходимо перемещение центра внимания с национального и глобального уровней на местный. Больше внимания следует уделять и той роли, которую играют города в реализации задач устойчивого развития. Следует обратиться к неотложным экологическим проблемам городов и к тому, какой важный вклад они могут внести в решение проблем окружающей среды не только в самих городах, но и за их пределами.
Администрациям городов часто приходится реализовывать политические решения по этим проблемам,
которые поступают с субрегионального, регионального и глобального уровней. Например, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) очень активна в области защиты региональных морей, таких как Средиземное море. Хотя мы обычно работаем с правительствами, нам часто приходится работать и с руководством прибрежных городов, являющихся главными источниками загрязнения моря сточными водами. Это направление нашей деятельности предусматривает обращения к прибрежным городам с предложением разработать программы уменьшения сбросов сточных вод в море.
Другой пример - защита озонового слоя. Городам направляются просьбы предпринять действия по уменьшению использования веществ, разрушающих озоновый слой,
например в секторе строительства, а
также по организации сбора опасных
веществ, в частности из холодильников и
кондиционеров. Соответствующие городские службы обращаются к жителям с просьбой собирать старые холодильники и кондиционеры, чтобы можно было извлечь из них и уничтожить фторсодержащие газы, которые разрушают озоновый слой.
Третий пример - изменение климата. Экономическая деятельность происходит, по преимуществу, в городах, поэтому они потребляют много энергии. Источниками выделяемой при этом двуокиси углерода (СО2) являются транспорт и промышленность. Для уменьшения выбросов СО2 необходимо привлечь к этой проблеме внимание городских властей.
Насколько города являются источником загрязнения окружающей среды, настолько же они являются и частью решения проблемы. Имеется очевидная необходимость привлечения городов, и в особенности мегаполисов развивающихся стран, к выработке политических решений и планов действий в этом направлении. Часто существуют ситуации с обоюдным выигрышем: решение проблем окружающей среды внутри города улучшает жизнь его жителей и одновременно вносит вклад в решение региональных и глобальных задач. Например, борьба с загрязнением воздуха, и в частности уменьшение выбросов парниковых газов, решает многие неотложные задачи местного здравоохранения, одновременно работая на сохранение климата в глобальных масштабах.
Управление устойчивой урбанизацией - это не только городская задача. Многие города получают свои природные ресурсы из окружающих их сельских районов. Эта связь города с сельскими районами очень существенна. Например, заготовка дров для отопления домов в городах и приготовления пищи не всегда компенсируется достаточным образом, что приводит к уменьшению площади лесов и другим проблемам сельских районов.
Учитывая указанную роль и влияние городов, весьма важно полностью вовлекать их в разработку инициатив, направленных на содействие устойчивому развитию. Предстоящий Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВСУР), который должен состояться в Йоханнесбурге (ЮАР), сконцентрирует внимание на вопросах осуществления устойчивого развития. Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан в своем докладе на саммите о реализации Повестки дня XXI века сделает особый акцент на том значении, которое имеют для осуществления процесса устойчивого развития города. Голос городов должен быть услышан на этом саммите, чтобы подчеркнуть, с одной стороны, ту роль, которую они могут играть в устойчивом развитии, а с другой, указать на необходимость их поддержки, без которой они не смогут исполнить эту роль. ЮНЕП, ООН-ХАБИТАТ, Международный совет безопасности по экологическим инициативам на местном уровне (ICLEI) и Секретариат ВСУР тесно сотрудничают между собой для продвижения на саммите вопросов городской составляющей устойчивого развития.
Программа ЮНЕП недавно начала расширять свою работу по вопросам устойчивой урбанизации. Она разрабатывает стратегию по проблемам окружающей среды в городах. Главное внимание будет сосредоточено на следующих вопросах:
• увеличение прямой поддержки городов при разработке стратегий
устойчивого развития и защиты окружающей среды на местном
уровне; ЮНЕП будет проводить эту работу в тесном сотрудничестве с
другими организациями, такими как ООН-ХАБИТАТ, Всемирный
банки ПРООН;
• включение городской составляю щей в проводимые мероприятия
и выполняемые программы ЮНЕП, с тем чтобы обеспечить полный
учет местных особенностей;
• поощрение участия городов в решении многих вопросов, связанных с охраной окружающей среды,
осуществляемое совместно с другими организациями, поддерживающими деятельность городов в
этом направлении и представляющими их на национальном и глобальном уровнях.
Содействие устойчивой урбанизации является важной задачей, которая обязывает всех участников к тесному взаимодействию. Поэтому ЮНЕП ищет способы дальнейшего улучшения сотрудничества с организациями-партнерами, особенно с ООН-ХАБИТАТ, дабы обеспечить города надлежащей поддержкой при выработке путей и средств достижения устойчивой урбанизации.
Роб де Йонг - сотрудник Отделения права и разработки политических решений Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
|
УСТОЙЧИВЫЕ И РАВНОПРАВНЫЕ ГОРОДА: ПОДХОД С ПОЗИЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Почему важно "устойчивое развитие городов"? То, что города играют большую роль в развитии, общепризнанно. В нашем быстро урбанизирующемся мире они стали главными источниками роста, центрами производства и катализаторами общественного прогресса на всех уровнях. Города во все большей степени концетрируют рост населения стран и дают значительную экономию средств при обеспечении людей работой, жильем и услугами.
Быстрая урбанизация может приводить к возникновению многих трудностей и опасностей, связанных с ухудшением условий окружающей среды. Конкретные движущие силы этого процесса в разных частях земного шара различны, но везде они отрицательно влияют и на здоровую городскую среду в самом широком смысле этого понятия, и на развитие и рост городов. Например, горожане современных промышленно развитых стран получили в наследство от прошлого ужасающее загрязнение окружающей среды, включая загрязнение воды и почвы, вызванное "грязными" технологиями производства и такими стереотипами потребления, которые ведут к появлению большого количества отходов. В большинстве этих стран проводятся некоторые усовершенствования, но они требуют значительных затрат.
Однако в городах развивающихся стран эти трудности и опасности значительно больше, главным образом, из-за огромных масштабов и высокого темпа идущей урбанизации. Эти города растут с такой скоростью, которой никто не ожидал и, тем более, никто не мог стратегически планировать. Среди других бед результатом такого развития является конфликт между потребностями города и имеющейся ресурсной базой вокруг него. В конечном итоге, ни население, ни природная ресурсная база оказываются не способными избежать таких негативных для развития явлений, как невосполнимое потребление ресурсов и деградация окружающей среды.
Саммит в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (Конференция ООН по вопросам развития окружающей среды) провозгласил, что человек является центральным элементом процесса устойчивого развития. Население имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в условиях гармонии с природой. Следовательно, чтобы достичь устойчивого развития, решение проблем, связанных с окружающей средой, должно стать составной частью этого процесса, и его нельзя рассматривать отдельно от этих проблем.
Накапливающийся опыт в городах и пригородных районах, несмотря на его огромное разнообразие в отношении материальных, экономических, социальных и политических условий, во все большей степени приводит к некоторым общим представлениям о необходимых изменениях и действиях при решении экологических задач. Центр их решения - концепция экологического планирования и управления (ЭПУ) городом. Чтобы помочь городам справиться с этими задачами, Программа ООН по населенным пунктам провела серию инициатив и кампаний, направленных на обучение и мобилизацию представителей государственного, частного и общинного секторов для осуществления концепции устойчивости развития городов. Одним из главных элементов этой работы ООН-ХАБИТАТ является ввод в действие и поддержка экологического
планирования и управления. Принципы ЭПУ служат ориентиром для некоторых других программ, таких, как например Программа устойчивых городов (ПУГ) - совместная программа ООН-ХАБИТАТ и ЮНЕП.
Процесс ЭПУ определяется рядом принципов и принятых точек зрения. Важнейшим из них является представление о том, что окружающая среда сама по себе не является конечной целью действий; она не есть нечто, что необходимо просто защищать. Напротив, она рассматривается как один из ресурсов, которым нужно тщательно управлять в процессе устойчивого развития.
Другими словами, развитие не только влияет на ресурсы окружающей среды; само оно тоже зависит от состояния имеющихся ресурсов. Для устойчивого развития городов крайне важно, чтобы те, кто принимает решения, отчетливо понимали и принимали эту объективно существующую двустороннюю связь. Короче говоря, задача состоит в том, чтобы на стабильной основе использовать ресурсы окружающей среды для постоянного и длительного развития с целью улучшения условий жизни людей. Вопросы, связанные с окружающей средой в городах, являются комплексными, многоаспектными, воздействующими друг на друга и изменяющимися, а также не всегда хорошо понимаемыми. Поэтому легких ответов на них не существует.
В Аккре (Гана) партнеры, участвующие в решении городских проблем, на первое место поставили экологическое просвещение и подчеркнули необходимость достижения консенсуса по комплексу проблем, связанных с лагуной Корле и ее окрестностями. В Исмаилии (Египет) жители города решили сосредоточить усилия на экологическом восстановлении озера Тимсах и выполнении многих предъявляемых к нему требований. В г. Консепсьон (Чили) решено обратить особое внимание на состояние городских озер и водных путей.
Экологические права
Недавно вступила в действие Международная конвенция Европейской экономической комиссии "О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам", известная как Аархусская конвенция. Она имеет целью достижение большей прозрачности в вопросах окружающей среды и признает права доступа гражданского общества к той экологической информации, которой владеют государственные власти. Она также признает право людей выражать свои мнения и взгляды по вопросам охраны окружающей среды и требует обязательной подотчетности тех, кто принимает решения. Конвенция предусматривает соответствующие процедуры для рассмотрения случаев нарушения этих прав.
Подход "снизу - вверх": локальные проблемы, локальные обязательства, локальные решения
Один из самых важных аспектов структуры рабочих групп, действующих по принципу "снизу -вверх", состоит в том, что при этом партнерам-участникам процесса создаются условия для диалога даже с представителями самых неимущих слоев населения, чтобы включить в дискуссии те вопросы, которые вызывают наибольший интерес, например такие, как приведенные ниже.
• Участие представителей городской бедноты и других маргинальных групп населения как полноправных партнеров в основных мероприятиях управления городом. Обеспечение подлинного представительства населения неформально и тесно заселенных районов обычно трудноосуществимо. Структура рабочих групп "снизу - вверх" обеспечивает соответствующие условия для обсуждения, при которых интересы этих групп населения будут учитываться и согласовываться с часто противоречащими им соображениями других участников, у которых может не быть ни солидарности, ни общих интересов с неимущими слоями.
• Поддержка включения вопросов
тендерного равноправия в формулировку стратегических решений
и планов действий.
• Политическая воля для изменения
позиции городской власти в разделении ответственности за обеспечение населения услугами. Структура рабочих групп позволяет формулировать политические решения
о возмещении затрат и о приватизации - в рамках их доступности по
средствам, равноправного распределения результатов экономического роста и обеспечения социальной справедливости.
• Как правило, когда городские услуги приходят в состояние упадка,
"лучше устроенные" жители поощряют такие
решения общественных
задач, в которых заинтересован частный сектор. Если эти решения
хорошо не продуманы и соответствующим образом не контролируются, услуги становятся доступными исключительно имущим и влиятельным или, в лучшем случае,
становятся неадекватными решениями для неимущих и маргинальных слоев населения, что резко
противоречит благородной цели
равноправия как одного из показателей рационального управления
городом. Такого рода решения являются довольно распространенным явлением в городах развивающихся стран, но они редко оказываются эффективными; для них используется много ресурсов и, если
они хорошо не контролируются,
они ухудшают экологическую обстановку в городах.
Вовлечение всех заинтересованных горожан в рассмотрение экологических проблем может быть одним из путей поощрения необходимого стремления к единству жителей и мобилизации огромных и неиспользуемых местных технических и финансовых ресурсов. Со временем в общинах будет развито сильное чувство "авторства" в отношении своих инициатив и будут приняты необходимые строгие обязательства по их успешному осуществлению. Сами горожане захотят влиять на эти новые принципы решения задач, включая принятие обязательств по изменению отношения к ним секторов городского обслуживания и по необходимой при этом политической позиции местной власти. Но принятие этих обязательств будет осуществляться благодаря собственным усилиям граждан, а не в результате наставлений каких-либо внешних экспертов.
Ниже в таблице показано, как принципы ЭПУ претворяются в жизнь благодаря одной из инициатив Программы устойчивого развития городов (ПУГ).
Принципы ЭПУ
|
Этапы процесса
реализации ПУГ
|
Совершенствование экологической
информации и технической
экспертизы |
Определение
круга заинтересованных, характера
их интересов, сбор информации и
проведение экспертиз, выяснение
существующих проблем, создание
экологической характеристики
города |
Совершенствование разработки
политики и стратегии и процесса
принятия решений |
Городские
консультации, рассмотрение проблем
и вариантов политических решений,
достижение консенсуса, определение
приоритетов, вовлечение партнеров,
проведение консультаций по
затрагиваемым проблемам |
Расширение
возможностей реализации
политических решений участниками
процесса на местном уровне |
Формирование
рабочих групп по конкретным
вопросам и их техническая поддержка,
разработка проектов, мобилизация
различных средств и ресурсов,
демонстрация полученных
результатов и их воспроизведение в
другом месте |
Усиление
институциональных мер и расширение
возможностей ЭПУ на местном уровне |
Усиление
общесистемного и межсекторного
потенциала ЭПУ, разработка на
широкой основе процедур с участием
общественности, определение
наилучших планов развития города и
необходимых функций по их
координации |
Повышение
эффективности использования
ресурсов при управлении процессом
внесения необходимых изменений |
Сотрудничество
различных учреждений и координация
на уровне города, создание
информационных сетей, региональный
и глобальный обмен информацией |
|
Оле Лизе - координатор Отдела городской окружающей среды Программы устойчивого развития городов ООН-ХАБИТАТ.
|
ПЕРЕВОД ПОВЕСТКИ ДНЯ XXI ВЕКА НА МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ: ПРИОБРЕТЕННЫЕ УРОКИ
|
Движение за Повестку дня XXI века на местном уровне
В главе 28 Повестки дня XXI века местные органы власти всех стран призываются к тому, чтобы развернуть процесс консультаций со своим населением с целью достичь консенсуса по Повестке дня XXI века на местном уровне. Важнейшими партнерами в этом процессе являются представители органов управления различных уровней, а также гражданского общества и частного сектора с местными органами власти в роли координатора. В Повестке дня Хабитат были еще раз подтверждены главные положения Повестки дня XXI века на местном уровне как одного из ценных подходов к согласованию развития городов с охраной окружающей среды.
Через 10 лет после Всемирного саммита
стало очевидным, что благодаря инициативам муниципалитетов достигнут значительный прогресс. Действительно, местные органы власти являются стратегически важным уровнем для поступления инициатив, направленных на разрешение конфликтов, возникающих между развитием городов и состоянием природной окружающей среды. Участие местных органов власти является главным и определяющим фактором при реализации Повестки дня XXI века на местном уровне. С 1992 г. более 200 местных органов власти в более чем 70 странах развернули кампании по выполнению Повестки дня XXI века. Большинство из них проводятся в промышленно развитом мире. Движение за реализацию Повестки дня XXI века на местном уровне стало всемирным, и в результате приобретен
большой опыт в разработке конкретных стратегических решений, методов работы, систем поддержки, а также достигнуты высокий уровень результатов и быстрота их осуществления.
ООН-ХАБИТАТ переводит Повестку дня XXI века на местный уровень
Программа перевода Повестки дня XXI века на местный уровень вместе с Программой устойчивых городов (ПУГ) составляет блок Программы ООН-ХАБИТАТ, посвященный окружающей среде городов.
Программа этого перевода предлагает систему многолетней поддержки выбранным городам среднего размера на Кубе, в Кении, Марокко и Вьетнаме для разработки их собственной Повестки дня XXI века. Выбранные города являются типичными провинциальными городами с населением от 50 тыс. до 500 тыс. жителей. Программа поддерживает разработку и реализацию в этих городах планов действий по защите окружающей среды, сосредоточенных на соответствующих конкретных аспектах муниципального управления и планирования. Программа расширяет возможности местных органов власти по объединению планов действий в общий стратегический план по стимулированию усиливающей друг друга энергии различных секторов, по привлечению внимания к решающим вопросам и выполнению местными органами власти их центральной роли среди всех государственных и частных участников процесса развития на местном уровне.
Программа реализуется совместно с партнерами на местном уровне, с тем, чтобы выработать долговременное и согласованное со всеми участниками представление о желательном направлении развития и о структуре города. Акцент делается на формировании программ повседневных действий, на процессе реализации их целей и устранении препятствий к их достижению. Участники этого процесса на всех уровнях привлекаются к принятию решений и планированию. Споры между различными слоями гражданского общества находят разрешение по ходу этого процесса.
Мультидисциплинарные местные группы, организованные при муниципальных советах, служат в качестве центров для сбора информации, обмена мнениями, для проведения исследований и разработки проектов, связанных с устойчивым развитием на местном уровне. Консультационные бюро представляют собой более широкую группу участников, которые вовлечены в выполнение планов действий по разработанным проектам или интересы которых затрагиваются этими планами. В процессе выполнения Программы перевода Повестки дня XXI века на местный уровень все возрастающее число участников на местном, национальном и глобальном уровнях переориентируются и объединяют свою деятельность. Основное финансирование Программы осуществляется Бельгийской администрацией по международному сотрудничеству, а консорциум бельгийских университетов, муниципалитетов и неправительственных организаций обеспечивает поддержку мероприятий по этой Программе.
Важность параллельной работы над планами, действиями и их координацией
В процессе выполнения Повестки дня XXI века на местном уровне важно уделять одинаковое внимание и составлению планов, и проведению конкретных действий, и поощрению связей между участниками этого процесса. Хорошее взаимодействие этих составляющих, по-видимому, и приведет к успеху. Однако часто отсутствует необходимый баланс между всеми тремя составляющими, и преобладает практика планирования и управления в различных институциональных контекстах. Планирование без параллельных действий не приводит к быстрым и ощутимым результатам. Действие без плана не создает долговременных стратегических перспектив, которые обеспечивали бы будущие поколения важнейшими ресурсами, необходимыми для достойной жизни в городе. Планирование и действия без координации и связи между участниками процесса скорее всего потерпят неудачу, так как при этом не будут учитываться стремления всего гражданского общества в целом.
В связи с различными институциональными, экономическими и политическими аспектами этой проблемы, например, в Кении,
Марокко и Вьетнаме процесс реализации Повестки дня XXI века на местном уровне привел либо к преувеличению, либо к преуменьшению роли одной из указанных составляющих. Усилия по расширению возможностей на местном уровне следует направить, прежде всего, на восстановление баланса между планированием, действиями и их координацией.
Необходимость расширения возможностей, особенно в городах среднего размера
Некоторые города, вовлеченные в процесс реализации Повестки дня XXI века на местном уровне, сталкиваются с ограниченными возможностями работников местного уровня и при планировании развития города, и при управлении им. Это особенно видно в городах среднего размера. Поскольку проблемы, связанные с ухудшением окружающей среды в этих городах находятся еще на начальной стадии, многое еще можно предотвратить, выбрав соответствующее направление устойчивого развития города. Кроме того, в городах среднего размера по сравнению с большими меньше тех внешних факторов, которые мешают развитию города, и поэтому здесь легче выделить причины ухудшения окружающей среды и оценить ее качество, а также спланировать действия по ее улучшению. Опыт показывает, что процессы реализации Повестки дня XXI века на местном уровне, идущие в городах средней величины, имеют большую вероятность достичь устойчивого воздействия на окружающую среду, чем в городах больших размеров. Для достижения такого воздействия руководству городов следует ориентироваться на те преимущества, которые дает привлечение специалистов-энтузиастов с широкими взглядами и профессионалов в вопросах планирования. Также следует обратить особое внимание на обучение кадров новейшим методам планирования и на поощрение их партнерских отношений с департаментами национальных правительств или университетами с целью восполнить определенный дефицит компетентного персонала. Однако при поощрении таких шагов необходимо постоянно оценивать и финансовые возможности города. Позволят ли они использовать все эти меры?
Совместная работа с местной властью и муниципальная политика
В общем плане Повестки дня XXI века на местном уровне нет конкретизации ни местоположения, ни взаимоотношений тех организаций, которые участвуют в реализации проекта. Эти вопросы всегда зависят от местных обстоятельств. Однако из имеющегося опыта уже ясно, что материальные и организационные взаимоотношения участников проекта и соответствующей местной власти очень важны для определения того, проявляет ли местная власть чувство сопричастности и, таким образом, принимает ли она, поддерживает ли и защищает ли концепции проекта и связанную с ним деятельность. Поэтому в плане должны быть предусмотрены также и указания относительно тех основных принципов, которые позволят избежать различных затруднений. В некоторых случаях (как например в г. Накуру, Кения) проводятся и институциональные изменения с тем, чтобы перестроить взаимоотношения между местной властью и другими участниками, включая и общественные группы.
Происходящие политические изменения несомненно приводят к некоторой задержке действий по реализации принятых планов. Так было, например, в Марокко и Кении, где в результате местных выборов политические изменения произошли спустя 2 года после начала работ над проектом. С самого начала следует сознавать, что политический фактор является одной из составляющих процесса формирования и реализации Повестки дня XXI века на муниципальном уровне. Этот фактор можно использовать конструктивно, сосредоточив внимание вновь избранных должностных лиц на ознакомлении с существующими долговременными планами и с теми действиями, которые уже были предприняты при прежнем составе местных органов власти, в то же время оставляя достаточно простора для инициатив нового состава.
Раф Туте - координатор Отдела управления городами ООН-ХАБИТАТ.
Жан-Кристоф Адриан - сотрудник по вопросам населенных пунктов Отдела развития городов ООН-ХАБИТАТ.
|
ПОВЕСТКА ДНЯ УПРАВЛЕНИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Финансовая поддержка Управлением по международному развитию (УМР) Великобритании сотрудничества в сфере международного развития составляет почти 4,7 млрд долл. США и делится в процентном отношении 60:40 между целенаправленной помощью развитию конкретных стран и многосторонней его поддержкой в целом, причем более половины этой последней суммы проходит через Европейскую комиссию.
Таким образом, хотя партнерство на международном уровне, в том числе с учреждениями системы ООН, такими как ООН-ХАБИТАТ, является весьма важным и продолжает расширяться, партнерство с национальными правительствами развивающихся стран на двусторонней основе остается главной формой помощи Великобритании развитию других стран.
УМР решило сосредоточиться в настоящее время на том виде помощи, который позволит достичь в новом тысячелетии целей развития, связанных с уменьшением бедности и обеспечением устойчивого развития как в городах, так и в сельских местностях.
Становится все более ясно, что достичь этих целей невозможно, не обратившись к проблемам, которые ставит урбанизация, включая проблему урбанизации бедности. Среди этих проблем - конкретные вопросы качества жизни обитателей трущоб и более широкий круг вопросов социального и экономического устойчивого развития с учетом состояния окружающей среды и быстрого роста малоимущего населения, живущего в больших и малых городах и вокруг них.
Устойчивая урбанизация имеет много аспектов. Очень важна так называемая "повестка дня для смуглых", т.е. для развивающихся стран. В городах развивающегося мира она означает обращение к неотложным проблемам, связанным со средой обитания бедных слоев населения. Как это установлено Декларацией
тысячелетия, цель состоит в том, чтобы к 2020 г. улучшить жизнь по меньшей мере 1 млрд обитателей трущоб.
В прошлом году УМР выпустило свое первое заявление о стратегии в области развития городов. Опубликовано оно было в одной из серий аналогичных документов, предназначенных для информации о путях достижения целей международного развития. Называется этот документ "Решение проблемы бедности в городских районах" и доступен на сайте:
www.dfid.gov.uk
Борьба за уменьшение бедности в городах - процесс многоаспектный. Необходима связь проблемы ликвидации трущоб с более широкими политическими решениями на уровне всего города, направленными на улучшение транспорта и инфраструктуры, на привлечение экономических инвестиций и на совершенствование тех законов, которые ограничивают возможности малоимущего населения в получении средств.
Но имеется еще один аспект этой повестки дня. Урбанизация - только одна из сторон индустриализации. Многие города на Севере, а теперь все больше и на Юге, страдают от загрязнения окружающей среды, от разрушения городской структуры и растущей безработицы. Справиться с этим можно, лишь проводя политику полного обновления, действуя совместно при решении задач социального и экономического развития и охраны окружающей среды.
УМР приняло документ "Подход к проблеме устойчивых заработков", который должен способствовать всестороннему рассмотрению политическим руководством стран различных систем обеспечения заработками малоимущих слоев населения. Например, в Центральной и Восточной Европе подход к проблеме заработков состоит в распространении информации о проектах подготовки кадров для бедных сельских районов, а также городских районов, которые страдают от упадка важнейших отраслей промышленности, например, горной.
Загрязнение окружающей среды транспортом является одной из нарастающих угроз для качества жизни всех горожан. Концентрация хозяйственной деятельности в городах и вокруг них также оказывает долговременное и широкое, вплоть до глобальных масштабов, воздействие на окружающую среду, что во все большей степени осознается Управлением по международному развитию и правительствами - его партнерами. Для решения многих задач, связанных с влиянием урбанизации на окружающую среду, необходимо обеспечить правильное управление городами, которое сочетает стратегические подходы к решению этих задач с привлечением к управлению других участников, а также принятие комплекса политических решений, учитывающих интересы различных секторов. УМР совместно с рядом партнеров в Комитете содействия развитию ОЭСР разработало справочник по вопросам политики в области охраны окружающей среды городов "Формирование городской окружающей среды в XXI веке".
Наконец, урбанизация является процессом, который идет повсюду, но он особенно заметен в крупных городах, являющихся центрами внутренних инвестиций, вокруг них, а также в сельских районах, где возникающие новая инфраструктура и связи с малыми и большими городами преобразуют всю сельскую экономику. Глобализация - это процесс развития городов, в котором многое происходит незапланированным образом и оказывается вне сферы полномочий какой-либо действующей местной власти.
УМР осознает огромную потребность стран, которым оказывается помощь, в информации и знаниях по урбанизации, сведениях о ее влиянии на политику, проводимую на местном и национальном уровне. Управление располагает большим объемом таких сведений и имеет соответствующую программу исследований, которая включает урбанизацию
в качестве одной из тем.
Важной частью этой программы является оказание помощи странам-партнерам в расширении возможностей проведения исследований на местном уровне. С этой целью и в духе поддержки местных инициатив УМР недавно отказалось от своих требований, чтобы такие исследования проводились лишь партнерами из Великобритании. В настоящее время эта программа открыта для проектов, выполняемых и партнерами из южного полушария.
Партнерство с правительствами
Чтобы добиться устойчивого развития и уменьшения бедности, УМР сотрудничает с правительствами-партнерами в области проведения реформ государственного сектора и укрепления местных органов власти путем проведения эффективной политики децентрализации.
Отделение УМР в Индии имеет большой опыт работы по некоторым вопросам повестки дня устойчивой урбанизации. Эта работа прошла стадии проектов на местном уровне, направленных на ликвидацию трущоб, программ уменьшения бедности в масштабах всего города и подошла к этапу новой серии программ, посвященных более широкому кругу вопросов управления городами. В штате Андхра-Прадеш УМР работает с его правительством над программой городских услуг в 32 городах с населением от 100 тыс. до 1 млн жителей. Эта программа включает муниципальную реформу, подготовку кадров и обеспечение основной инфраструктурой неимущих слоев населения города. В Калькутте имеется новая общегородская программа "Проект городских услуг Калькутты", которая также направлена на развитие местной экономики.
Чтобы партнерство с местными ассоциациями органов власти смогло сыграть сколько-нибудь значительную роль, необходимо расширить возможности местной власти и наладить эффективное демократическое управление городами с участием общественности. Восточноафриканское отделение УМР работает в Кении с правительством этой страны и с ООН-ХАБИТАТ над несколькими проектами ликвидации трущоб, а с правительствами Уганды и Танзании - над муниципальной реформой в направлении децентрализации.
УМР в настоящее время все больше переходит там, где это возможно, к непосредственной поддержке бюджетов стран - в тех областях, где оно уверено, что средства действительно будут направлены на уменьшение бедности и достижение целей устойчивого развития. Это переводит политику сотрудничества в области развития с финансирования избранных стратегических интервенций (проектов и программ, которые все еще должны играть важную роль полезных демонстраций) к такой политике, в которой УМР проявляет свою уверенность в странах-партнерах. Эти страны смогут достичь согласованных целей развития, в частности уменьшения бедности, будучи вовлечены в процесс "стратегии уменьшения бедности", поддерживаемый Всемирным банком и МВФ. В интервенциях УМР стратегические решения по уменьшению бедности в городах будут играть все возрастающую роль.
Однако нам еще многому следует научиться, чтобы понять, как это лучше делать. Поэтому мы полагаемся на всех партнеров местного, национального и международного уровней и надеемся, что у нас наладится с ними равноправное партнерство, чтобы мы смогли эффективнее реализовывать нашу повестку дня для развивающихся стран.
Тони Ллойд-Джонс - советник по материальному и городскому планированию УМР, Лондон (Великобритания).
|
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ: ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО ПУТИ
Если спросить обычных людей где-нибудь на улице о самых неотложных проблемах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, большинство из них не включит транспорт в перечень своих главных проблем. Такая реакция все еще сохраняется, несмотря на то, что люди ежедневно тратят чрезвычайно много времени, пользуясь каким-либо транспортом, ходят ли они пешком, ездят ли на велосипеде, мотоцикле, на автобусе, поезде или в личном автомобиле. Те транспортные системы, которые мы создали, характеризуются, кроме того, загрязнением окружающей среды и поразительно большим числом несчастных случаев из-за дорожных происшествий. Транспорт приводит также к потерям на производстве и, вообще, порой делает города непригодными для жизни.
Окружающая среда
Одной из самых характерных особенностей жизни в XX столетии стало увеличение числа личных автомобилей, что совершенно изменило формы жизни в городе. Хотя в течение нескольких десятилетий это относилось исключительно к развитым странам, страны менее развитые тоже примкнули к этому процессу и страдают от тех же самых печальных последствий для общества и окружающей среды. Годовой прирост числа автомобилей во многих развивающихся странах достиг 10%, что существенно выше, чем когда-либо было даже в США, которые считаются лидером в использовании личных автомобилей.
Согласно статистике, опубликованной Европейской комиссией по выбросам парниковых газов, эти выбросы от транспорта в 1997 г. по сравнению с 1990 г. увеличились на 15,3%. Это самый худший показатель из показателей 4 обследованных за этот период отраслей. Среди других отраслей, создающих наибольшие экологические проблемы, -производство энергии и промышленность. В городах развивающегося мира транспорт уже дает 70-80% всего объема выбросов, и вклад его в загрязнение окружающей среды постоянно растет. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), во всем мире выбросы двуокиси углерода, главного парникового газа, за период с 1997 по 2010 г. увеличатся на 60%, несмотря на те меры по сохранению климата, которые принимаются в последние 3 года, включая даже использование
автомобилей на водородных топливных элементах.
МЭА также констатирует, что 65% этого увеличения объема выбросов от транспорта будет приходиться на развивающиеся страны и что вклад одного Китая сопоставим с вкладом всех стран ОЭСР.
Здравоохранение
Что касается охраны здоровья, то, по данным Международной организации Красного Креста и Красного Полумесяца, к 2020 г. несчастные случаи в результате развития транспортной инфраструктуры, основанной исключительно на автомобильных дорогах, приведут к смерти или сделают инвалидами больше людей, чем войны, туберкулез и ВИЧ, которые привлекают к себе гораздо большее внимание. В настоящее время аварии на дорогах вызывают каждый год более 500 тыс. смертей и являются третьей из самых главных причин, ведущих к инвалидности или преждевременной смерти.
Согласно проведенному в 2000 г. исследованию, финансировавшемуся Европейским Союзом и опубликованному в журнале Lancet Medical Journal, только в Европе свыше 300 тыс. случаев хронического бронхита и 500 тыс. приступов астмы возникают, главным образом, из-за автомобильных выхлопных газов; около 16 млн рабочих человеко-дней потеряно из-за загрязнения воздуха транспортом. По этой же причине люди в городах живут в среднем на 1,5 года меньше, чем могли бы. Затраты на здравоохранение, связанные с загрязнением окружающей среды транспортом, составляют около 1,7% внутреннего валового продукта большинства развитых стран.
В развивающемся мире, где автомобили и топливо грязнее, а правила и средства контроля часто отсутствуют, эта проблема стоит еще более остро. И при этом именно беднейшие слои горожан, т.е. те, у кого меньше всего возможностей для своей защиты от загрязнения окружающей среды, страдают сильнее всего.
Социальное неравенство
Современная глобальная система городского транспорта в значительной степени лишает гражданских прав и маргинализирует городскую бедноту, инвалидов и стариков. Массовое строительство дорог разделяет и изолирует городские районы. Недавнее исследование ООН-ХАБИТАТ обнаружило, что инвестиции в транспортную инфраструктуру являются одной из главных причин выселений и переселений в городах, они происходят либо непосредственно из-за расширения самой инфраструктуры, либо из-за вторичного или третичного переселений, связанных с земельными спекуляциями.
Современная городская транспортная система часто является дискриминационной по отношению к женщинам, особенно в условиях развивающихся стран. Те женщины, которые должны ухаживать за детьми и выполнять другие обязанности, часто оказываются в затруднительном положении; система коммерческого городского транспорта не способна адекватно обслуживать их, потому что маршруты их поездок варьируются, а время поездок может меняться.
Увеличивается число случаев сексуальных домогательств в автомобилях общественного транспорта. Например, в Бомбее (Индия) эта проблема стала настолько острой, что вся система местных автобусов была разделена по тендерному признаку. Однако непредвиденным следствием этого стало практическое банкротство системы перевозок из-за высоких эксплутационных расходов при таком ее разделении.
Экономическая неэффективность
Достижение эффективности и устойчивости транспортной системы означает обеспечение большого разнообразия транспортных средств для разных по длине маршрутов, для поездок с различными целями в разное время и по разным ценам. Как экологическая система является наиболее жизнеспособной в том случае, если она обладает большим разнообразием и специализацией, так и транспортная система более устойчива и менее склонна к отказам, когда имеет некоторое разнообразие вариантов, включая пешую ходьбу, велосипед, мотоцикл или мотороллер, общественный транспорт, рельсовый или автобус, автомобили и пр. Однако современная глобальная обстановка такова, что все разнообразие возможностей использования транспорта свелось к небольшому числу дорогостоящих альтернатив, среди которых одна из главных - личный автомобиль. Это означает, что другие формы транспорта, которые более доступны большинству людей и обычно экологически более чисты,
вообще не берутся в расчет.
Общественный транспорт и "пара-транспорт", как например "мататус" или миниавтобусы в Найроби, выполняют несколько функций и делают города более устойчивыми в их развитии. Если спрос достаточно высок, чтобы обеспечить коммерчески целесообразную их загрузку, эти виды транспорта при надлежащем управлении гораздо более эффективно используют городскую территорию, они расходуют меньше горючего в расчете и на одного пассажира, и на одну поездку, меньше загрязняют окружающую среду, чем другие виды транспорта.
Многие страны и города промышленно развитого мира, расточительно потратив национальные ресурсы на массовые капиталовложения в инфраструктуру автомагистралей, очень часто обнаруживают, что, как только построена новая дорога, она сразу оказывается заполненной транспортом из-за не проявлявшегося ранее спроса на него. По этой и по ряду других причин в развитых странах пересматривают не только саму концепцию инфраструктуры, стремясь сделать ее благоприятной для общественного транспорта, но и начинают признавать ту важную роль, которую может играть в городе безмоторный транспорт. Быстро увеличивается использование велосипедов. Например, в Токио 21% жителей, ежедневно ездящих из пригородов на работу в город и обратно, пользуются велосипедами, по меньшей мере, на некоторой части своего пути, и число таких людей увеличивается.
Выбор устойчивого пути
Представьте себе город, в котором вы, разговаривая, не должны кричать, чтобы преодолеть шум транспорта. Представьте себе город, в котором можно безопасно достичь нужного места пешком или на велосипеде. Представьте город, где вы можете попасть на работу, пользуясь безопасным и удобным общественным транспортом, не полагаясь на автомобиль, требующий больших затрат и загрязняющий окружающую среду. Подобные города уже существуют, хотя их немного, и они расположены далеко друг от друга. От нас зависит выбор того типа города, в котором мы хотели бы жить.
Брайан Вильяме - сотрудник Центра по транспорту при ООН-ХАБИТАТ.
|
ЕЗДИТЬ ИЛИ НЕ ЕЗДИТЬ - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
Центральным вопросом любой модели устойчивого, обеспечивающего равноправие, гуманного развития города является признание того обстоятельства, что личный автомобиль приводит к социальным и экономическим издержкам, требует затрат на охрану окружающей среды, и его использование следует ограничить, если не запретить совсем. В конце концов, почему большинство пользующихся городским транспортом должно соглашаться с выбором меньшинства в пользу личного транспорта, который требует больших общественных затрат?
К счастью, в отличие от развитых стран, большинство людей в городах развивающегося мира не пользуется личными автомобилями для своих ежедневных поездок. Это не только хорошо, это должно активно поощряться.
Недостаточно, конечно, просто предложить в качестве альтернативы хороший общественный транспорт. Опыт всего мира показывает, что даже при самых лучших транспортных системах не удается избежать все увеличивающегося использования автомобилей. Кроме ограничений, накладываемых на пользование автомобилями, города развивающегося мира должны иметь широко развитую и высококачественную инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов. Она должна быть благоприятной и для детей, и для малоимущих граждан. Если инфраструктура, предназначенная для автомобилей, может приводить в городах развивающихся стран к неблагоприятному воздействию на их развитие, то создание в городе условий для пешеходов способствует большему проявлению в обществе чувства солидарности и равноправия. И люди должны иметь возможность высказывать свое мнение по этому вопросу.
В Боготе (Колумбия) мы провели референдум, спросив у горожан, хотели бы они запретить, начиная с 2015 г., пользование автомобилями ежедневно в течение 6 дневных часов. Большинство ответило положительно. Голосовавшие высказались также в пользу ежегодного буднего дня "без автомобилей". Однако идет спор о законности этого референдума, о том, было ли достигнуто участие в голосовании необходимых 33% жителей. Велась финансировавшаяся бизнесом кампания с призывом к жителям отказаться от голосования, чтобы сделать референдум неправомочным.
Это показывает, что политика в области транспорта - политическая, а не техническая проблема. Вопрос заключается в том, будет ли найден наиболее экономный и устойчивый вид транспорта или дети и старики останутся привязанными к тем районам, где они живут, и будут зависеть в своей возможности перемещаться по городу от других людей.
|