Уважаемый читатель! Вашему вниманию предлагается очередной выпуск российской версии информационного бюллетеня "Дебаты Хабитат" - том 8, № 3. |
Содержание |
|
|
В предстоящие 30 лет ожидается увеличение городского населения почти вдвое. Оно приблизится к 5
млрд. жителей, учитывая прирост населения, имеющий место в развивающихся странах. Расчеты показывают, что к 2015 г. будет 360 городов с населением более 1
млн. жителей, из них только в Азии - 150, и приблизительно 30 мегаполисов с населением более 10
млн. жителей. Хотя этот демографический рост был предсказан еще 10 лет назад, но такие факторы, как глобализация и демократизация укрепили значение городов в качестве центров производства, потребления, а также социальных и политических перемен. |
Города не только конкурируют друг с другом за роль лидерства в различных секторах экономики, они также начинают осознавать преимущества совместной работы для достижения общих целей. Например, Международный совет местных инициатив по вопросам окружающей среды (ICLEI) вовлек в свою работу около 400 местных органов власти, проводя кампанию по уменьшению вредных выбросов в атмосферу, которые загрязняют воздушное пространство и вносят свой негативный вклад в процесс глобального потепления. |
|
Анна Каджумуло Тибайджука, Исполнительный директор ООН-ХАБИТАТ |
|
В последнее десятилетие города все больше утверждаются как важнейшие участники процесса глобализации мира. Ведущее положение городов в современной мировой экономике и глобальная тенденция в направлении демократизации и децентрализации управления повышают их роль и значение. Эти тенденции изменяют также наше представление о местном и национальном развитии и о международном сотрудничестве; теперь сюда включаются планирование и управление при широком участии общественности, создание информационных сетей и взаимный обмен "по горизонтали" знаниями, информацией и опытом.
Проект поддержки одаренных детей, осуществляемый в рамках сотрудничества между городами Китая
|
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ИНИЦИАТИВАМ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ (МСЭИМУ): РАБОТА С ГОРОДАМИ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
Сотрудничество городов имеет давние традиции. На протяжении многих столетий соседние города часто вступали в различные формы сотрудничества для решения общих задач, например, для организации совместного водоснабжения, общих систем обработки сточных вод или для совместного управления общественным транспортом. После второй мировой войны города принимали все большее участие в движении городов-побратимов, для которого не существует государственных границ и которое стремится к расширению межкультурного обмена, несмотря на различия политических идеологий. Всемирная федерация объединенных городов (UTO) является одним из средств поддержки таких связей между городами-побратимами. Как ЛЛСЭИЛЛУ инициирует и поддерживает сотрудничество городов?
Во-первых, города должны знать друг друга и иметь возможность выявить таких партнеров, которые имеют аналогичные с ними интересы и решают аналогичные задачи. Во-вторых, города должны найти соответствующие возможности для обмена информацией, опытом и решениями задач и организовать личные связи с партнерами в других городах.
Достижение обеих этих целей облегчается благодаря различным мероприятиям, проводимым МСЭИМУ, таким как нижеследующие. Кампания "Города за сохранение климата"
Кампания "Города за сохранение климата" (ГСК), действующая с 1992 г., включает в себя те города, которые принимают политические решения и реализуют на местном уровне практические меры по значительному снижению выбросов парниковых газов, улучшению качества воздуха и обеспечению устойчивости развития и благополучия городской жизни. Эта кампания в настоящее время включает более 550 муниципалитетов, в которых суммарный объем выбросов антропогенных парниковых газов составляет 8% мирового объема. Национальные кампании ГСК проходят сейчас в Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Чили, Индии, Индонезии, Италии, на Филиппинах, в ЮАР, Великобритании и США. Одним из исключительно успешных примеров является кампания ГСК в США, которая в настоящее время охватывает 125 местных органов власти. Они используют различные стратегические решения по уменьшению количества выбросов парниковых газов и добились его снижения более чем на 10
млн. тонн двуокиси углерода в год. Их совместные действия не только оказывают значительное влияние на углеродный баланс земного шара, но также прокладывают путь к тому, чтобы включить проблему происходящего изменения климата в ряд главнейших политических тем. Кампания по Повестке дня на XXI век на местном уровне
Проводимая МСЭИМУ кампания по Повестке дня на XXI век на местном уровне (кампания LA21)
ориентирована на работу с общинами по достижению устойчивого развития посредством планирования необходимых действий и их реализации при участии общественности и многочисленных партнеров. С 1991 г. в кампании LA21, возглавляемой МСЭИМУ, участвует более 250 городов из 52 стран. Расширению возможностей на местном уровне и обмену знаниями способствует реализация специальных проектов, таких как "Сеть африканских устойчивых городов", программа "Разделы Повестки дня на XXI век на местном уровне" и "Сеть Повестки дня на XXI век на местном уровне для Латинской Америки". Европейская инициатива "За экологически благоприятные покупки"
Используя свои экономические возможности для закупок экологически чистых товаров, местные органы власти могут содействовать улучшению окружающей среды, послужить примером для своих общин, поощрить производителей экологически чистых товаров и повлиять на ситуацию на рынке. Посредством европейской инициативы "За экологически благоприятные покупки" МСЭИМУ организует подготовку кадров, проводит совещания рабочих групп,
конференции и предоставляет доступ к сети "Покупай зеленое" (BIG-Net).
Конрад Циммерманн -генеральный секретарь Службы информации и членства Международного совета по экологическим инициативам на местном уровне (МСЭИМУ). Карен Алебон - международный координатор той же организации |
|
СЕТЬ ГОРОДОВ (CITYNET): ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСТВА БЛАГОДАРЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ ГОРОДОВ
Важнейший успех в сотрудничестве городов Местные органы власти, участвующие в сотрудничестве городов, осознают, что это сотрудничество может помочь им в преодолении некоторых из указанных трудностей. Сотрудничество городов обычно основано на взаимных интересах и проходит в небольших масштабах и при небольших затратах. "Хотя эта форма сотрудничества связана со значительными взаимными обязательствами, я считаю, что она более устойчива, чем проекты на основе поддержки их донорами", - говорит в своем комментарии специалист из Иокогамы, участвующий в двух проектах сотрудничества: городов Пенанга и Иокогамы и еще в одном двустороннем проекте, поддерживаемом донорами. Благодаря сотрудничеству городов Пенанг успешно перенял у Иокогамы методы и опыт управления в области строительства дорог и обеспечения безопасности движения, благоустройства бульваров и переработки твердых отходов. Выполнение принятой трехлетней программы по обмену персоналом доказало чрезвычайную эффективность этого вида сотрудничества. Области технического сотрудничества Члены Сети городов сотрудничают в различных областях, и виды их технического сотрудничества обычно весьма разнообразны. Благодаря исследованию, проведенному этой сетью в 2001 г., удалось установить, по каким вопросам города предлагают сотрудничество и по каким они в нем нуждаются. Национальные разделы Чтобы дополнительно поддержать сотрудничество и распространить его на города меньших размеров, которые не являются членами Сети городов, а также чтобы децентрализовать работу Сети, ее члены, относящиеся к одной стране, организуют в ней свой "национальный раздел". В его рамках города этой страны тесно сотрудничают по техническим и другим
вопросам управления городами, используя средства Сети. Например, национальный раздел Шри-Ланки расценивается мэрами этой страны как важное место для обмена информацией и обсуждения важнейших вопросов управления. Недавно создан непальский национальный раздел для укрепления сотрудничества между членами Сети в Непале и для распространения сетей такого типа на другие города страны с тем, чтобы идеи сотрудничества дошли до самых ее отдаленных городов. Комплексная сеть для городов Хотя некоторые города успешно сотрудничают в решении своих задач, еще остается много нереализованных возможностей для этого. Чтобы облегчить и расширить сотрудничество и обмен информацией между городами, необходим отбор примеров наилучшей практики на местном уровне, которыми можно было бы поделиться с другими. Методы такого отбора данных должны надлежащим образом разрабатываться и совершенствоваться, также как и соответствующие механизмы распространения полезной информации среди определенных групп (например, таких как "усвоение уроков", "возможное предоставление ресурсов" и "оказание содействия"). |
|
Женева занимает исключительное положение среди европейских городов, связанное с ее особой историей и ролью в международной жизни, что и отразилось на ее вступлении в движение сотрудничества городов. Женевская федерация для сотрудничества
Эта федерация была создана в 1966 г., ее первоначальное ядро состояло из 12 ассоциаций и неправительственных организаций. Сейчас она состоит из 50 таких организаций, все они базируются в Женеве и активно действуют в области развития. Эта федерация обеспечивает высококачественную экспертизу проектов, оказывая помощь своим членам - ассоциациям, и работает по расширению их информированности. Она способствует появлению каждый год около 50 новых проектов, обеспечивая единственную в своем роде координацию в условиях финансирования проектов 48 округами Женевского кантона. Новый этап сотрудничества
Все выборные власти Женевы как на городском, так и на кантональном уровне уже приняли решение относительно "цели - 0,7%": финансовый вклад в международное сотрудничество будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока не достигнет 0,7% действующего кантонального бюджета. Это будет означать значительное увеличение ресурсов. Вклад всех базирующихся в Женеве групп в сотрудничество в конечном итоге должен достичь 50
млн. франков в год (около 33 млн. долл. США), по сравнению с 7,7
млн. франков в 2000 г.
Город Винх Сити, Вьетнам.
Эмилио Луизони - архитектор, президент Совета учредителей Института по исследованиям проблем развития, Женева (Швейцария). |
|
ИНТЕРНАЦИОНАЛ ПОРОДНЕННЫХ ГОРОДОВ
Интернационал породненных городов М(ИПГ) - это некоммерческая информационная сеть народной дипломатии, создающая и укрепляющая партнерство между общинами в США и во все мире. ИПГ является признанным лидером движения за развитие местных общин и деятельности добровольцев, он поддерживает инициативы частных граждан, муниципальных служащих, руководителей общин и предоставляет им полномочия для выполнения долговременных программ, представляющих взаимный интерес в рамках сотрудничества городов. Тим Хони - исполнительный директор Интернационала породненных городов. |
|
ИНТЕРНАЦИОНАЛ ПОРОДНЕННЫХ ГОРОДОВ И ООН-ХАБИТАТ ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОРОДОВ
Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-ХАБИТАТ), ответственная за устойчивую урбанизацию в мире, избрала Интернационал породненных городов (ИПГ), базирующийся в Соединенных Штатах Америки, в качестве центра празднования Всемирного дня Хабитат (7 октября 2002 г.). В этом году Всемирный день Хабитат был посвящен теме "сотрудничество городов" и имел целью поощрить партнерство между городами и местными органами власти во всем мире как один из оправдывающих затраты и важных способов содействия устойчивому развитию городов. |
|
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ПРЕМИЮ ДУБАЯ 2002 ГОДА ЗА НАИЛУЧШУЮ ПРАКТИКУ
Перечисленные ниже 10 инициатив, удостоенных премии, выбраны независимым международным жюри по присуждению Международной премии Дубая 2002 года за наилучшую практику в области улучшения условий жизни. По приглашению правительства Италии, провинции Неаполя, города Неаполя и Университета Неаполя заседания жюри прошли в этом городе 24-26 июня 2002 г.
Гуманитарное агентство новостей (Аргентина) - информационная сеть, сосредотачивающая свое внимание на проблемах, представляющих интерес для большинства общин, а также проблемах социально обездоленных и неимущих граждан, защищая их интересы средствами прессы и телевидения. Результатами работы агентства стали многочисленные действия добровольцев в таких сферах, как борьба с пандемией ВИЧ/СПИД, бездомностью, помощь беспризорным детям и молодым людям, находящимся в состоянии, опасном для жизни.
Программа "Оздоровление и охрана окружающей среды" (Бенин) - партнерство под руководством общин между районными ассоциациями, частными и государственными секторами, организованное для улучшения жилищных условий, создания рабочих мест и микропредприятий по сбору и переработке отходов. Это партнерство не только открыло новые возможности для получения людьми работы и при этом оздоровило жилую среду, но и позволило организовать микропредприятия с возможностью получения небольшого кредита, что важно особенно для малоимущих женщин города.
Программа гражданства и тендерного равноправия (г. Санто-Андре, Бразилия) - объединенная междепартаментская концепция тендерного и социального равноправия при предоставлении муниципальных услуг. Концепция эта благодаря обучению, доступу к кредиту, а также большему участию в принятии решений представителей малоимущих слоев горожан, особенно женщин, привела к улучшениям в области охраны здоровья и питания, расширению возможностей для получения работы и увеличения доходов граждан.
Стратегический план для У./ЖИЛЫХ районов Большого Ванкувера (Канада) - общая концепция и стратегия региона Большого Ванкувера, разработанные совместно 21 муниципальным районом, которые до этого были конкурентами. Реализация стратегического плана привела к сохранению зеленых зон, созданию более совершенных жилых районов, ограничению беспорядочного разрастания города и к появлению более широкого выбора средств передвижения; все это идет на пользу устойчивой урбанизации.
План действий для устойчивого развития г. Гуанчжоу (Китай) — стратегическая концепция, преследующая две цели: улучшение качества жизни и повышение экономической конкурентоспособности большого и ранее перенаселенного города. Путями достижения этих целей являются создание объединенной транспортной системы и системы управления движением в городе и его озеленение. Это привело к реконструкции города, появлению нового, лучшего жилья, удвоению площадей зелени в расчете на душу населения и существенному уменьшению как заторов на дорогах, так и перенаселенности и загрязнения окружающей среды.
Переселение обитателей дворов (Намибия). В результате быстрого развития рыболовного промысла в г. Уолфиш-Бей все большее число сельских мигрантов самовольно создают неформальные поселения, что приводит к скученности населения при отсутствии необходимых санитарных условий и медицинских услуг. Комплексный подход, включающий изменения в принимаемых политических решениях, законах и подзаконных актах, дал этим скваттерам возможность официально оформить их жилища, а также пользоваться городской инфраструктурой и основными услугами.
Вклад женщин в устойчивое развитие сельских районов (Ливан) — информационная сеть групп беднейших слоев женщин, живущих в долине Бекаа и доведенных до нищеты в результате 20 лет войны, рассчитанная на расширение прав этих женщин и их возможностей. Достигается это благодаря их информированию, образованию и профессиональной подготовке, что позволяет им проявить себя в таких областях, как пищевая промышленность, общественное питание, несельскохозяйственные работы, экспорт кустарных изделий, образование и уход за детьми.
Международная сеть центров матерей (Германия). Родоначальником этой сети был базирующийся в Мюнхене Центр беднейших матерей, имевший целью увеличение возможностей и вклада гражданского общества в возрождение местных районов и пробуждение общественной жизни в общинах. Сейчас эта растущая сеть поддержки и солидарности действует в городах Чешской и Словацкой республик, в Болгарии, России, Грузии, в Боснии и Герцеговине, в Африке и Северной Америке. Ее результатами стали профессиональная подготовка и возвращение к трудовой деятельности малоимущих городских женщин, создание предприятий, принадлежащих женщинам, и приобретение ими права решающего голоса при принятии таких решений, которые влияют на их заработки.
Исчисление налога на земельную собственность исходя из величины площади (г. Патне, Индия) — простой, но эффективный подход к решению давнишней проблемы, поддержанный многими муниципалитетами, изменение несправедливой и неработающей системы сбора налога на собственность. Этот новый подход основан на упрощенном налогообложении с выделением зон, имеющих сходные социально-экономические характеристики, и исчислении налога в зависимости от зоны и размера участка. В результате значительно снижены ставки налога, существенно уменьшилась скупка земель собственниками и увеличился сбор налога - с 315 000 до 1 340 000 долл. США в год. Тем самым расширились возможности местных органов власти в предоставлении услуг.
Охрана и реконструкция исторической местности (г. Сантьяго-де-Компостела, Испания) — экологически правильный и социально равноправный подход к сохранению культурной среды одного из исторических городов. Осуществляется он благодаря комплексу мер, включающих подготовку кадров и создание рабочих мест в городе, облегчение доступа граждан к приемлемому по стоимости жилью, использование строительных материалов, не требующих высоких энергозатрат, применение таких методов реставрации, которые позволяют сохранить архитектурное наследие, а также озеленение города и организацию пешеходных зон.
В дополнение к приведенному выше жюри рекомендовало, чтобы Центральный совет инвалидов Шри-Ланки был особо отмечен за его выдающиеся достижения и достойный подражания подход к расширению возможностей инвалидов. Путями достижения этого являются, среди прочего, увеличение их информированности, профессиональная подготовка, предоставление возможностей для труда и создание новых предприятий. Жюри также рекомендует, чтобы ООН-ХАБИТАТ и муниципалитет Дубая привлекли внимание соответствующих учреждений и организаций к высокой степени воспроизводимости этой инициативы и возможности использования ее в других местах. Международные премии Дубая за наилучшую практику с начала их присуждения в 1996 г. дали более 2000 документированных и отрецензированных примеров практики по улучшению жилой среды. Такое большое число успешных результатов говорит о возможности людей, общин городов, органов власти и частного сектора вносить свой вклад в более устойчивую в социальном, экономическом и экологическом отношении урбанизацию.
За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь по адресу: Best Practices and Local Или: Municipality of Dubai, United Arab |
|
ДОНОРЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ, ЧТОБЫ СПЛАНИРОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШУЮ ПОДДЕРЖКУ ДИРЕКТОРАТА ПО ЖИЛЬЮ И СОБСТВЕННОСТИ
Консультативная сессия по планированию, в которой участвовали представители 12 стран-доноров, состоялась 21 июня в отделении ООН-ХАБИТАТ в Брюсселе. Сопредседателями сессии были Анна Тибайджука, Исполнительный директор ООН-ХАБИТАТ, и Том Кенигс, заместитель специального представителя Генерального Секретаря ООН. Г-жа Тибайджука в своем обращении к собравшимся заявила: "Директорат по жилью и собственности (ДЖС) является организацией, созданной ООН-ХАБИТАТ от имени Миссии ООН в Косове, чтобы решить беспрецедентную по своей сложности задачу - решение вопросов, связанных с утратой жилой собственности в результате дискриминации и ее незаконного захвата. Решение этого вопроса возложено на Директорат по жилью и собственности и Комиссию по претензиям, и мы гордимся тем, что способствовали принятию этого решения. Мы благодарны за то значительное финансирование, которое к настоящему моменту поступило из Канады, Норвегии, Швейцарии, Ирландии, Финляндии и Европейского агентства по восстановлению в сумме 10 млн долл. США. Это финансирование используется ООН-ХАБИТАТ для обеспечения подготовки, проверки и развертывания на месте необходимого обученного персонала, оборудования и программного обеспечения для бюро ДЖС в Косове, Сербии и Черногории. Зарегистрированы более 17 000 претензий и небольшой, но заметный объем уже удовлетворенных исков, а также имеющееся существенное воздействие этих результатов на обстановку на местном и региональном уровнях. Успешное завершение работы ДЖС очень важно как в отношении разрешения местных конфликтов, так и для обеспечения стабильности во всем регионе". Г-н Кенигс подчеркнул особое внимание Миссии ООН в Косове к проблеме возврата беженцев. Он указал на крайнюю важность содействия квалифицированному и эффективному выполнению ДЖС своего мандата по обеспечению организованного возврата в Косово беженцев и перемещенных лиц внутри страны. Кроме того, г-н Кенигс сообщил, что Миссия ООН в Косове в настоящее время ведет подготовку к введению временных органов самоуправления; при этом будут использованы преимущества установившегося климата сотрудничества между жителями Косова для принятия необходимых мер по ускорению процесса разрешения спорных вопросов собственности. Миссия ООН в Косове и ООН-ХАБИТАТ совместно предупредили представителей доноров, что ДЖС, несмотря на его значительные достижения к настоящему времени, находится под угрозой краха из-за недостаточного финансирования, и обратились к присутствующим с просьбой о незамедлительной и долговременной поддержке. Представители доноров выразили высокую оценку проделанной работы и свою общую поддержку ДЖС, а также Норвегии, которая обещала сделать дополнительный вклад в 1 млн норвежских крон (125 000 евро), Швеции, Великобритании, США, Швейцарии и Европейской комиссии, проявивших заинтересованность в поддержке реализации мандата ДЖС как важнейшего звена, обеспечивающего непрерывность процесса возвращения беженцев. |
|
Дэвид Дрискелл в сотрудничестве с разработчиками Проекта роста городов. Создание лучших городов с участием детей и молодежи. Практическое руководство. Изд. Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Эртскан Паблишингс Лтд. 2002 г. Это пособие является практическим руководством для концептуализации, структурирования и поддержки участия молодых людей в процессе развития сообщества. Это важный инструмент для городских планировщиков, муниципальных должностных лиц, кадровых структур, неправительственных организаций, педагогов, молодежных организаций, защитников молодежи и других групп, вовлеченных в процессы развития общества. Основные идеи и организационные методы были апробированы в широком диапазоне городских поселений как в развивающихся, так и индустриальных городах посредством работы ЮНЕСКО в рамках Проекта роста городов. Насилие: принудительные выселения женщин в Палестине, Индии и Нигерии. Изд. Центра по правам на жилье и выселениям (COHRE). 2002 г.
Для большинства женщин дом является самым главным местом в жизни. Помимо того, что он является местом жительства, здесь они растят детей, это - место их занятости, которое приносит доход, а также место, которое обеспечивает защиту от насилия. Для некоторых женщин дом - это единственное место, где они могут принимать участие в социальных видах деятельности. Поэтому состояние жилья женщин тесно связано с образом их жизни и деятельностью. Привязанность их к своему жилью означает, что практика принудительного выселения влечет для женщин не только материальные последствия, но и оказывает на них сильное психологическое воздействие. В приведенной публикации подробно разъясняется эта идея, при этом рассматриваются 3 группы женщин, которые испытали на себе практику принудительного выселения: в Палестине, Индии и Нигерии. Приведена информация относительно создания женских сообществ, дан краткий обзор и анализ результатов этих исследований, а также рекомендации для последующих действий.
Глобальная база данных городских индикаторов. Версия 2. Изд. ООН-ХАБИТАТ. Найроби, 2002г.
Устойчивая урбанизация:
осуществление Повестки дня XXI
века.
В
этой публикации, адресованной заинтересованным организациям на всех уровнях, изложены некоторые проблемы и определены ожидаемые результаты устойчивой урбанизации. Эти вопросы были включены во многие доклады, представленные на первом Форуме городов, который состоялся в штаб-квартире ООН-ХАБИТАТ (г. Найроби) в апреле - мае 2002 г. На этом форуме был представлен широкий спектр партнеров Повестки дня Хабитат, которые собрались, чтобы разработать концепцию устойчивой урбанизации и обсудить пути ее осуществления. Публикация предназначена для подготовки совместного заявления на Всемирном саммите по устойчивому развитию и была рассмотрена в Йоханнесбурге в августе - сентябре 2002 г.
Принципы и реалии управления городским хозяйством в Африке. Изд. Глобальной кампании ООН-ХАБИТАТ по вопросам рационального руководства городами. Найроби, 2002 г.
Все шире распространяется мнение, что качество городского управления является единственно важным фактором, влияющим на решение вопросов искоренения бедности. Эта публикация рассматривает возможности рационального управления в реальных условиях африканских городов. При этом принимается во внимание, что города, имеющие значительные особенности с исторической точки зрения, имеют и свои позиции, связанные с лучшим пониманием тех социальных и культурных обстоятельств, которые продолжают подрывать прозрачность и подотчетность городского управления африканскими городами.
Устойчивая урбанизация. Слияние двух Повесток дня: для "зеленых" и для "смуглых".
XXI столетие должно стать залючительным периодом неизбежного и необратимого перехода человеческого общества к более урбанизированному миру. Вместе с ускоряющимся темпом глобализации этот переход отмечен быстрыми изменениями в производстве и потреблении товаров и услуг и в распределении социальных и экономических возможностей. Эта тенденция также свидетельствует о том, что традиционное разделение между "зеленой" (или экологической) и "смуглой" (или городской) повестками дня становится несущественным и что поиски устойчивого развития являются в действительности поисками более устойчивой урбанизации. Эта книга рассматривает широкий спектр разнообразных инициатив и решений, которые помогут городам и партнерам гражданского сообщества объединиться для решения этих проблем.
Для получения
дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь по адресу: |
|
ДОКЛАД ПРООН 2002 ГОДА: ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЕГО СОДЕРЖАНИЕМ И ВЫВОДАМИ
"Доклад 2002 года о социальном развитии: углубление демократии в разделенном мире" Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) опубликован издательством Оксфорд Юнивесити Пресс в Нью-Йорке в 2002 г. (ISBN 0-19-521915-5). В последние годы почти все учреждения ООН совместными усилиями поддерживают концепцию хорошей организации управления как средства решения проблем бедности. В этом издании, одном из главных изданий ПРООН, посвященных социальному развитию в мире, исследуются вопросы участия общества в принятии и реализации политических решений как одной из сторон социального развития. В докладе отмечается, что "демократия должна расширяться и углубляться", если политики и политические организации намерены содействовать социальному развитию и защите прав, свобод и достоинства личности. В докладе утверждается, что демократия отнюдь не является роскошью для развивающихся стран, и ее стратегическое значение для обеспечения безопасности и стабильности выводит участие общества в обсуждении политических вопросов на самое первое место повестки дня социального развития. • Доклад исследует задачи, стоящие перед старыми и молодыми демократиями, по расширению участия общественности в политической жизни и закреплению принципа подотчетности; если их не решить, то демократии грозит гибель. • Доклад призывает к использованию более демократических принципов во всемирных организациях и при переговорах, чтобы не допустить дальнейшего раскалывания мира на части. • В докладе утверждается, что демократическое управление силами безопасности является способом расширения возможностей для достижения устойчивого мира. • Исходя из общепринятой точки зрения на организацию правильного управления, доклад предлагает использовать одну из приводимых в нем принципиальных схем, которая не только целесообразна и действенна, но также справедлива и способствует социальному развитию. • В докладе приводится обзор основных средств для измерения уровня гражданских и политических свобод и их связь с используемым в докладе показателем социального развития (ПСР). • Впервые за всю историю в докладе приводятся рейтинги различных стран по степени их продвижения к целям развития на рубеже нового тысячелетия. В докладе отмечается также, что мир становится все более разделенным, причем составляющая 1% самая богатая часть населения получает больший годовой доход, чем самая его бедная часть, составляющая 57%. Тем не менее, в ряде областей имеется заметный прогресс. Например: • доля населения мира, живущего в условиях крайней нищеты, уменьшилась с 29% в 1990 г. до 23% в 1999г.; • в 10 странах более 30% парламентариев - женщины; • с 1990 г. 800 млн. чел. получили до ступ к водопроводу, а 750 млн. -к канализации; • с 1980 г. 81 страна предприняла значительные шаги в направлении демократии, причем в 33 военные режимы сменились гражданскими правительствами; • 140 стран мира (из общего их числа - 200) проводят в настоящее время многопартийные выборы; это больше, чем когда-либо в истории. Однако этот доклад ПРООН содержит опасность переоценки достоинств демократии как средства решения проблем, стоящих перед человечеством. Хотя главный администратор ПРООН Марк Маллох Браун сам признал, что "одни только много партийные выборы еще не делают демократии" и что демократическая культура основывается также на других важнейших установлениях, таких как независимые суды, развитое, полное сил гражданское общество и свободная пресса, доклад в своих выводах не опирается на эти аргументы. Например, отмечая, что, хотя мир сегодня более демократичен, чем когда-либо ранее (большее число стран регулярно проводит выборы), доклад признает, что между демократией и социальным развитием нет прямой или автоматической связи. "В последние годы, - говорится там, - люди во всем мире боролись за демократию и завоевали ее в надежде получить политические свободы и лучшие социальные и экономические условия. Но сейчас многие ощущают, что демократия не обеспечивает им этого. А когда демократические правительства не отвечают на насущные требования малоимущих, общество все больше склоняется к поддержке авторитарных и популистских лидеров, которые заявляют, что ограничение гражданских свобод и политических прав ускорит экономический рост и будет способствовать прогрессу и стабильности общества". Хотя доклад и предостерегает, что нет свидетельств того, что авторитарные режимы обладают большими способностями для обеспечения экономического роста, из приведенных в нем данных о показателе социального развития (ПСР) для разных стран следует: между демократией и преуспеванием может быть еще меньшая корреляция. ПСР измеряет средние достижения стран в 3 основных аспектах социального развития: продолжительность жизни, грамотность и величина внутреннего валового продукта на душу населения. Доклад 2002 года показывает, например, что Куба, страна, которая в течение 40 лет не проводила выборов, стоит по этому показателю на 55-м месте из 173 стран - выше Индии, которая находится на 124-м месте, и даже выше посткоммунистической Российской Федерации, 60-й в этом списке. Соединенные Штаты Америки занимают 6-е место, после Норвегии, Швеции, Канады, Бельгии и Австралии.
Роль так называемой "свободной прессы" как стража интересов демократии в докладе также переоценивается. Даже в ведущих демократических странах мира самые влиятельные средства массовой информации находятся в руках отдельных семей, частных компаний или медиа-групп, имеющих собственные интересы. Например, 4 частные медиа-группы в Великобритании владеют 85% ежедневных газет, тираж которых составляет 2/3 тиража всех ежедневных газет страны. В Соединенных Штатах Америки 6 компаний контролируют большинство средств массовой информации. Хотя доклад допускает, что нажим со стороны политических и коммерческих кругов может искажать роль средств массовой информации, он ставит знак равенства между количеством выпусков СМИ и качеством дискуссии, идущей в обществе. Например, как на достижение указывается на то обстоятельство, что между 1970 и 1996 гг. количество ежедневных газет в развивающихся странах более чем удвоилось: с 29 до 60 экземпляров на 1000 жителей. Однако любой, кто проходит по улицам Найроби, скажет вам, что распространение изданий в городе не является отражением того, насколько свободно общество. Доклад, правда, выступает в поддержку организации независимых СМИ и за введение средств их саморегулирования, включая установление газетами и агентствами новостей профессиональных стандартов и внутренних правил, что является одним из способов сдерживания чрезмерного влияния на СМИ коммерческих и политических кругов.
Если конечная цель документа такого объема и с таким влиянием состоит в возбуждении споров и дискуссий и расширении осведомленности людей в важных областях, вызывающих противоречивые оценки, то доклад ПРООН 2002 года о социальном развитии мира, несомненно, достиг этой цели. Расна Вара - редактор бюллетеня "Дебаты Хабитат". |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информация о выполняемых проектах ООН-ХАБИТАТ в России
Согласно действующей Программе сотрудничества между Госстроем России и ООН-ХАБИТАТ на 2002-2003 гг. в Российской Федерации продолжается выполнение ряда проектов. В настоящее время рассматривается также вопрос о новых проектах. Ниже приведена информация о состоянии реализации этих проектов и другие данные, относящиеся к проектной деятельности Исполнительного бюро ООН-ХАБИТАТ в России.
Проект "Усовершенствование методов управления устойчивым развитием модельных городов в Ленинградской области и г. Пскова" (FS-RUS-00-S03) В целом работа по проекту осуществляется согласно намеченному календарному плану. В частности, за прошедший период были переведены на русский язык методические и учебные материалы ООН-ХАБИТАТ, необходимые для работы над проектом, проанализирована имеющаяся нормативно-правовая база по вопросам развития Пскова, выполнен анализ экономической, экологической и социальной ситуации в Пскове и выявлены основные проблемы по обеспечению устойчивого развития города. С учетом актуальных проблем и насущных потребностей города администрацией и общественностью Пскова были высказаны пожелания об определенном изменении приоритетов работы над проектом, о большей поддержке демократизации процессов местного самоуправления в городе и придания практической направленности стратегическому обоснованию градостроительных решений, обеспечивающих устойчивое развитие территории.
Учитывая, что данные предложения во многом перекликаются с решениями, содержащимися в Московской декларации и резолюции Всероссийского совещания "Обеспечение устойчивого развития городов России" (состоявшегося 5 июня 2002 г.), возможность их отражения в проекте в настоящее время изучается авторским коллективом.
Проект "Информационное обеспечение заинтересованных организаций Российской Федерации и стран СНГ материалами Программы ООН по населенным пунктам ООН-ХАБИТАТ (FS-RUS-02-SO4)
За истекший период Исполнительным бюро ООН-ХАБИТАТ в Москве был подготовлен и издан очередной номер российской версии информационного бюллетеня "Дебаты Хабитат" - том 8, № 2, центральной темой которого стал Всемирный саммит по устойчивому развитию "Рио+10", состоявшийся в августе - сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР). В бюллетене также освещались основные итоги работы Всемирного форума городов, прошедшего под эгидой Программы ООН по населенным пунктам 29 апреля - 3 мая 2002 г. в Найроби (Кения).
В данном выпуске бюллетеня нашли также отражение вопросы негативного воздействия городов на окружающую среду, политические и экономические планы действий и инициативы общественных организаций, направленные на решение экологических проблем, совместные действия ООН-ХАБИТАТ и ЮНЕП в этом процессе и многие другие вопросы. В приложении к бюллетеню были опубликованы материалы Исполнительного бюро ООН-ХАБИТАТ в Москве о проектах, реализуемых на территории Российской Федерации, а также пресс-релиз ООН-ХАБИТАТ, посвященный избранию Исполнительного директора ООН-ХАБИТАТ г-жи А. Тибайджуки на пост Заместителя Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций, состоявшемуся на 109-м пленарном заседании 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Проект "Обеспечение устойчивого развития населенных пунктов и защита городской окружающей среды с использованием струнной транспортной системы" (FS-RUS-02-S03)
Организация - исполнитель проекта завершила изучение транспортных комплексов городов-моделей и подготовку предложений для решения их транспортных проблем. Города-модели (Калининград, Анапа, Тольятти) представляют собой весьма репрезентативную выборку для целей транспортного обследования населенных пунктов европейской части Российской Федерации. Проведенный в рамках выполняемого проекта анализ транспортных проблем и способов их решения в выбранных городах могут быть в определенной степени распространены на остальные города европейской территории России. Выводы будут представлять интерес и для городов российского Севера, Сибири и Дальнего Востока, однако в этих регионах СТС принесет значительно больший эффект в качестве магистрального транспорта большой протяженности и провозной способности. В настоящее время ведется работа по проведению расчетов отчуждения земельных угодий у землепользователей при строительстве трассы СТС с учетом результатов, полученных на испытательном полигоне. Инициируется запланированное графиком работ по проекту создание программы испытаний для отработки всех аварийных ситуаций, которые могут возникнуть при эксплуатации СТС: повреждений путевой структуры, схода транспортного модуля с пути, повреждений поддерживающих и анкерных опор и т.п. Необходимость таких испытаний для обеспечения безопасности пассажирских и грузовых перевозок очевидна. Готовится отчет по рассмотрению исходных данных для проведения экономического и экологического анализа использования СТС, включая показатели выброса в атмосферу СС-2 и прочих вредных веществ, электромагнитных полей, уровень шумов и другие показатели, определяющие необходимую степень защиты окружающей среды в городах и пригородах. * * * Исполнительным бюро ООН-ХАБИТАТ в Москве разрабатывается программа сотрудничества Российской Федерации с ООН-ХАБИТАТ на 2003-2004 гг. В рамках данной программы планируется реализовать ряд новых проектов, о которых сказано ниже. После успешного завершения работ по проекту "Создание сети местных городских обсерваторий и национальной обсерватории в Российской Федерации для мониторинга реализации Повестки дня Хабитат" участники проекта и представители администраций городов Пскова и Астрахани достигли договоренности о целесообразности продолжения работ по обсерваториям в рамках нового проекта "Организация работы национальной городской обсерватории в Москве, городских обсерваторий в Астрахани и Пскове для мониторинга реализации Повестки дня Хабитат".
С целью реализации основополагающих положений Повестки дня Хабитат и Московской декларации Кремлевского совещания 2002 г. -положений, относящихся к безопасности населения в связи с возможными природными и техногенными катастрофами - на территории Российской Федерации планируется осуществить проект "Устойчивое развитие городов в условиях сейсмической угрозы: создание типового сценария бедствия и плана превентивных мероприятий". В проекте намечено участие как национальных, так и заинтересованных зарубежных партнеров с привлечением высококвалифицированных специалистов в области сейсмических и градостроительных исследований. Участие в реализации данного проекта зарубежных организаций и отдельных ученых под эгидой Программы ООН по населенным пунктам будет способствовать решению задач гуманитарного характера и обеспечению безопасного устойчивого развития городов. Проект предусматривает прогнозирование природных катастроф, а также преодоление их последствий. Он соответствует основным направлениям Повестки дня Хабитат, Декларации о городах и других населенных пунктов в новом тысячелетии и Московской декларации Всероссийского совещания по устойчивому развитию городов России. В рамках проекта будет разработан типовой для выбранных городов сценарий вероятных бедствий в результате природных сейсмических катастроф, включая анализ необходимых предшествующих им и последующих за ними действий. На основании сценариев и анализа сейсмического риска будут подготовлены для рассмотрения Госстроем России рекомендации по реализации проекта в конкретных условиях 1 -2 российских городов. По инициативе общественных и неправительственных организаций Российской Федерации, а также при поддержке Госстроя России и Исполнительного бюро ООН-ХАБИТАТ в Москве в секретариат Программы ООН по населенным пунктам было направлено предложение о возможности инициировать проект "Реализация Глобальной кампании ООН-ХАБИТАТ по поддержке социально-экономической программы в Российской Федерации по обеспечению доступа к адекватному жилью". В рамках данного проекта будут рассмотрены вопросы обеспеченности адекватным жильем, повышения уровня жизни и социальной защищенности населения городов и других населенных пунктов. Особое внимание будет уделено обеспечению устойчивого развития городов России с учетом рационального управления сферой недвижимости и жилищным фондом. |
|
ПОСЛАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ООН г-на КОФИ АННАНА ПО СЛУЧАЮ ВСЕМИРНОГО ДНЯ ХАБИТАТ
Через два поколения глобальные изменения, которые начались в прошлом веке, приведут к тому, что 2/3 населения Земли будут жить в городах. Города становятся новой средой обитания для человечества. Но вместе с тем они продолжают хранить в себе многие наши устаревшие идеи, позиции, обычаи и учреждения, препятствующие улучшению нашего собственного благополучия. Свидетельства этому можно найти повсюду, особенно в трущобах, где многие проблемы, обозначенные в Декларации тысячелетия, усиливаются вопреки общепринятым нормам морали. Для того чтобы наш урбанистический мир стал устойчивым, мы должны научиться более эффективно решать задачи по самоусовершенствованию городов. Ключевым фактором станет способность местного руководства и его партнеров улучшать систему управления в условиях быстрого роста населенных пунктов. Многие инициативы по укреплению потенциала на местах уже осуществляются как на национальном, так и на международном уровнях. Сотрудничество между городами открывает новые возможности во взаимном обогащении знаниями и опытом. В условиях растущего потенциала и влияния городов они начинают осознавать важность совместной работы по решению общих проблем. Многие города уже объединили усилия для решения таких проблем, как глобальное потепление и загрязнение атмосферы. Но существует широкий круг других проблем, как например нищета, преступность, наркомания, решение которых может быть более эффективным при расширении обмена опытом и знаниями между городами. Сотрудничество в правовой сфере также может способствовать повышению качества местного управления и созданию эффективных институтов. Если города являются коллективным будущим человечества, настало время, когда мы должны взять на себя коллективную ответственность за их будущее развитие. В этот Всемирный день Хабитат я призываю местные власти и жителей как бедных, так и богатых городов искать пути и вместе двигаться по ним к достижению устойчивой среды обитания для всего человечества. |
|
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ООН-ХАБИТАТ г-жи А. ТИБАЙДЖУКИ НА ПРАЗДНОВАНИИ ВСЕМИРНОГО ДНЯ ХАБИТАТ В БРЮССЕЛЕ
Брюссель, 7 октября 2002 г. Ваше Королевское Высочество! Уважаемые министры! Представители Жилищно-строительного фонда Великобритании! Уважаемые дамы и господа! Для меня большая честь находиться здесь в такой представительной аудитории по поводу празднования Всемирного Дня Хабитат.
Каждый год, начиная с 1985 г., когда Генеральной Ассамблеей ООН было впервые принято решение о проведении Всемирного дня Хабитат, этот день отмечается в первый понедельник октября. В этот день мы призваны рассмотреть условия, в которых проживаем, то есть нашу среду обитания, и обратить особое внимание на состояние наших населенных пунктов и те успехи, которые были достигнуты в решении старых и новых задач их устойчивого развития. В текущем году этот день было решено посвятить теме сотрудничества между городами.
Уважаемые делегаты!
Ваше Высочество! Дамы и господа! |