Rambler's Top100  ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ЕВРОПЕ - Словарь-справочник
назад к алфавитному поиску

Европейская перспектива пространственного развития; англ. - ESDP



European Spatial Development Perspective (Towards Balanced and Sustainable Development of the Territory of the European Union), ESDP

Европейская перспектива пространственного развития (К сбалансированному и устойчивому развитию территории ЕС) (ESDP) – важнейший документ (наряду с “Основополагающими принципами устойчивого пространственного развития европейского континента”) в контексте европейского пространственного развития по линии Европейского союза.

Процесс создания “Перспективы европейского пространственного развития”

Современный текст “Перспективы” является результатом диалога между государствами - членами и Европейской Комиссией по пространственному развитию. Предложение составить ESDP внесло руководство Бельгии (Неформальная встреча по региональной политике и пространственному планированию, Льеж, 12-13 ноября 1993 г.). Министры, ответственные за пространственное планирование, согласовали в Корфу (Неформальный Совет министров региональной политики и пространственного планирования, Корфу, 3-4 июня 1994 г.) структуру и начальные задачи политики пространственного развития ЕС. Главные принципы (концепции) пространственного развития по совершенствованию расселения были установлены на Встрече министров в Лейпциге (Лейпцигские принципы) (См. издание: Принципы европейской политики пространственного развития. Бонн. 1995) Впоследствии правительства Франции (Перспектива европейского пространственного развития. Неформальный совет министров, ответственных за пространственное планирование и региональные политики, Страсбург, 30 - 31 марта 1995 г.), Испании (Соглашение правительства Испании и Европейского Союза относительно пространственного планирования, Мадрид, 1996) и Италии (Европейское пространственное планирование. Встреча на уровне министров региональной политики и пространственного планирования, Венеция, 3 - 4 мая 1996 г.) развивали важные сценарии и проводили исследования для соответствующей оценки пространственного развития. Руководство Ирландии помогло обеспечить непрерывность совместной работы в пределах Комитета по пространственному развитию (состоит из делегатов национальных правительств государств-членов, ответственных в области пространственного планирования или развития, и делегатов Комиссии ЕС). Руководство Голландии представило первый проект “Европейской перспективы пространственного развития”, что сопровождалось широкими дебатами в Европе (Перспектива европейского пространственного развития. Первый официальный проект, принятый на неформальной встрече министров, ответственных за пространственное планирование государств-членов ЕС, Нордвик, 9 - 10 июня 1997 г. (Нордвикский документ)). Правительства Люксембурга (Концепция создания “Европейской сети обсерваторий пространственного планирования” (ESPON), Эхтернак, 1997) и Объединенного Королевства (Встреча министров, ответственных за пространственное планирование государств-членов ЕС, Глазго, 8 июня 1998 г. Перспектива европейского пространственного развития (ESDP), окончательный проект) внесли акценты в реализацию и применение ESDP. Кроме того, диалог, развернутый вступающими странами, был интенсифицирован руководством Австрии (Будущее европейской политики пространственного развития - CSD и ESDP после 1999 г. Доклад Правительства Австрии. Семинар CSD, организованный Федеральной Канцелярией при австрийском представительстве ЕС, 23-24 ноября 1998 г.).

Благодаря консультациям на национальном и европейском уровнях, было достигнуто широкое участие учреждений и групп, ответственных за пространственное развитие. На основе “Первого официального проекта ESDP” (Нордвикский документ, июнь 1997 г.) проходили всесторонние консультации в пятнадцати государствах - членах, с привлечением национальных правительств, организаций и общественных групп. Кроме того, Европейская Комиссия вместе с государствами - членами организовала ряд общественных семинаров по ключевым вопросам, содержащимся в “Перспективе”. Дополнения европейских учреждений (Европейского Парламента (Резолюция по региональному планированию и концепции европейского пространственного развития от 2 июля 1998 г. Официальный бюллетень A4 - 0206/98), Комитета регионов (Решение Комитета регионов от 14 января 1999 г. относительно Перспективы европейского пространственного развития. Первый официальный проект. Брюссель, 25 января 1999 г.), Экономического и Социального Комитета (Перспектива европейского пространственного развития (ESDP) (собственная инициатива), Брюссель, 9 - 10 сентября 1998 г.)) и межуровневые консультации Европейской Комиссии также внесли важный вклад в создание ESDP.

Окончательный полный вариант “Перспективы” принят европейскими министрами пространственного планирования в Потсдаме 10-11 мая 1999 года.

Основные цели ESDP

В п. 3 документа отмечается, что цель политик пространственного развития состоит в “служении делу сбалансированного и устойчивого развития территории Европейского Союза. По мнению министров, важно обеспечить одинаковое достижение во всех областях ЕС трех фундаментальных целей европейской политики:

  • экономическое и социальное согласие;
  • сохранение и управление природными ресурсами и культурным наследием;
  • сбалансированная конкурентоспособность европейской территории”.

ESDP в этом смысле является “устойчивой политической структурой” для отраслевых политик Сообщества и государств – членов, оказывающих пространственные влияния  (т.е. вызывающих пространственные изменения), а также для региональных и местных властей, ориентированных на достижение сбалансированного и устойчивого развития европейской территории.

ESDP мыслится как уважающий принцип субсидиарности “справочный документ для поддержания сотрудничества” (п. 4). Документ не предусматривает никаких новых обязательств на уровне Сообщества. Он лишь, как уже отмечено, служит политической структурой для государств - членов, их регионов, местных властей и Европейской Комиссии в их собственных соответствующих сферах ответственности (п. 5).

Постулируется, что проекты развития государств - членов лучше дополняют друг друга, если они направлены на общие цели пространственного развития (п. 3). В этой связи национальные политики пространственного развития государств - членов и отраслевые политики ЕС требуют ясных “пространственно универсальных” (spatially transcendent) руководящих принципов развития.

Кроме того, “Перспектива” учитывает долгосрочные тенденции пространственного развития, а также обеспечивает возможность расширения управленческого горизонта за пределы исключительно отраслевых политик, сосредотачиваясь на общей ситуации европейской территории, одновременно принимая во внимание возможности развития отдельных регионов (п. 8).

В п. 17 отмечается, что “Европейская перспектива пространственного развития” основана на цели ЕС по достижению сбалансированного и устойчивого развития, в особенности, путем усиления экономического и социального согласия (Тема 1, Ст. 2 версии Договора по ЕС, объединенного с Амстердамским договором) В соответствии с определением, принятым в Докладе Брундтланд (“Наше общее будущее”. Нью-Йорк. 1987), “устойчивое развитие охватывает не только экологически сообразное экономическое развитие, сохраняющее существующие ресурсы для использования будущими поколениями, но также включает и сбалансированное пространственное развитие”. Это подразумевает, в частности, урегулирование социальных и экономических требований по пространственному развитию с экологическими и культурными функциями территории.

Политики пространственного развития поддерживают устойчивое развитие через сбалансированную пространственную структуру. Уже 1994 г. министры пространственного планирования, достигли соглашения по трем руководящим принципам политики пространственного развития ЕС:

  • развитие сбалансированной и полицентрической городской системы и новых сельско- городских отношений;

  • обеспечение равенства в доступности инфраструктуры и знаний;

  • устойчивое развитие, благоразумное управление и защита природы и культурного наследия.

Концепции и цели ESDP (п. 21) “составляют общий источник рекомендации для действий с пространственным влиянием, принятый общественными и частными принимающими решение субъектами. Кроме того, они должны действовать в качестве позитивного показателя широкого общественного участия в политических дебатах в отношении решений на европейском уровне и их воздействия на центры и регионы ЕС”.

 

Статус ESDP

“Перспектива европейского пространственного развития” как юридически необязательный документ (legally non-binding document), является структурой политики для сотрудничества между отраслевыми политиками Сообщества (имеющими существенные пространственные влияния), и также между государствами - членами, их областями и городами. Согласно п. 22, это совместимо с политическими принципами, сформулированными в 1994 г.:

  • пространственное развитие может внести решающий вклад в достижение целей экономического и социального единства,

  • существующие компетенции учреждений, ответственных за политики Сообщества, остаются неизменными. ESDP может способствовать выполнению политик Сообщества, имеющих территориальное влияние, однако без ограничения ответственных учреждений в осуществлении их обязанностей,

  • центральная цель будет состоять в достижении устойчивого и сбалансированного развития,

  • это будет поддерживаться уважением существующих учреждений и будет юридически необязательным для государств - членов,

  • это будет соответствовать принципу субсидиарности,

  • каждая страна будет учитывать это в будущем в соответствии со степенью необходимости принимать во внимание аспекты европейского пространственного развития в своей национальной политике.

 

Содержание “Перспективы”

Часть A

Достижение сбалансированного и устойчивого развития территории ЕС: вклад политики пространственного развития

1 Пространственный подход на европейском уровне

1.1 “Территория”: новое измерение европейской политики

1.2 Различия в пространственном развитии

1.3 Основные цели ESDP

1.4 Статус ESDP

1.5 ESDP как процесс

2 Влияние политик Сообщества на территорию ЕС

2.1 Рост значения политик ЕС с пространственным влиянием

2.2 Политики ЕС с пространственным воздействием

2.2.1 Конкурентная политика Сообщества

2.2.2 Трансевропейские Сети (TEN)

2.2.3 Структурные фонды

2.2.4 Общая сельскохозяйственная политика

2.2.5 Политика в области окружающей среды

2.2.6 Исследования и технологическое развитие (RTD)

2.2.7 Действия по займам Европейского Инвестиционного Банка

2.3 К развитию пространственной последовательности политик Сообщества

3 Цели и задачи политики для территории ЕС

3.1 Пространственная ориентация политик

3.2 Полицентрическое пространственное развитие и новые сельско- городские отношения

3.2.1 Полицентрическое и сбалансированное пространственное развитие в ЕС

3.2.2 Динамические, привлекательные и конкурентоспособные города и урбанизированные регионы

3.2.3 Местное развитие, разнообразие и производительность сельских районов

3.2.4 Сельско- городское партнерство

3.3 Паритет доступа к инфраструктуре и знаниям

3.3.1 Интегрированный подход для улучшения транспортных связей и доступа к знаниям

3.3.2 Модель полицентрического развития: основание для улучшенной доступности

3.3.3 Эффективное и устойчивое использование инфраструктуры

3.3.4 Распространение инноваций и знаний

3.4 Разумное управление природным и культурным наследием

3.4.1 Природное и культурное наследие как актив развития

3.4.2 Сохранение и развитие природного наследия

3.4.3 Управление водными ресурсами - специальный вызов для пространственного развития

3.4.4 Творческое управление культурными ландшафтами

3.4.5 Творческое управление культурным наследием

4 Применение ESDP

4.1 К интегрированному пространственному развитию

4.2 Применение ESDP на уровне Сообщества

4.3 Транснациональное сотрудничество между государствами - членами

4.4 Международное и межрегиональное сотрудничество

4.5 Применение ESDP в государствах - членах

4.6 Важность ESDP для паневропейского и международного сотрудничества

5 Расширение ЕС: новый вызов для европейской политики пространственного развития

5.1 Новый территориальный обзор для ESDP

5.2 Основные возможности пространственного развития во вступающих странах

5.2.1 Население

5.2.2 Экономика

5.2.3 Транспорт

5.2.4 Окружающая среда

5.2.5 Заключение

5.3 Специальные задачи европейской политики пространственного развития в будущих государствах - членах

5.4 Пространственные эффекты расширения в регионах ЕС

5.5 Цели и задачи политики ESDP в свете расширения

5.6 Принципы интеграции задач расширения в европейское пространственное развитие и планирование

Часть B

Территория ЕС: тенденции, возможности и вызовы

1 Условия пространственного развития и тенденции в ЕС

1.1 Географические характеристики ЕС

1.2 Демографические тенденции

1.3 Экономические тенденции

1.4 Тенденции окружающей среды

2 Проблемы пространственного развития европейского значения

2.1 Тенденции изменения в европейской городской системе

2.1.1 Возникновение городских сетей

2.1.2 Изменения в городских экономических возможностях

2.1.3 Развитие урбанизации

2.1.4 Увеличение социальной сегрегации в городах

2.1.5 Совершенствование качества городской окружающей среды

2.2 Изменение роли и функций сельских районов

2.2.1 Развитие взаимозависимости городских и сельских районов

2.2.2 Различные линии развития в сельских районах

2.2.3 Сдвиги в сельском хозяйстве и лесоводстве - следствия для экономики и землепользования

2.3 Транспорт и сети

2.3.1 Пограничные и интеграционные проблемы сетей

2.3.2 Увеличение транспортных потоков и перегрузка

2.3.3 Неадекватная достижимость в ЕС

2.3.4 Концентрация и коридоры развития

2.3.5 Различия в распространении инноваций и знаний

2.4 Природное и культурное наследие

2.4.1 Обеднение биологического разнообразия и природных областей

2.4.2 Риск водных ресурсов

2.4.3 Возрастающее давление на культурные ландшафты

2.4.4 Увеличение давления на культурное наследие

3. Избранные программы и видения объединенного пространственного развития

3.1 Программы ЕС с пространственными воздействиями

3.2 Программы INTRREG II C

3.3 Пилотные действия межнационального пространственного развития в рамках ERDF Article 10

3.4 Пространственные видения


Семинары по подготовке ESDP - Сводный доклад по семинарам: http://www.inforegio.org/wbdoc/docoffic/official/sdec/sdec1_en.htm

Первый официальный доклад (Обзор и полный вариант): http://www.inforegio.org/wbdoc/docoffic/official/sdec/sdec_en.htm

European Spatial Development Perspective (ESDP) (Potsdam, May 1999): http://www.inforegio.org/wbdoc/docoffic/official/sdec/som_en.htm


Перевод "Европейской перспективы пространственного развития"


назад к алфавитному поиску
наверх | назад | вперед
© 2000-2001 ЦСИ ПФО, Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
Hosted by uCoz