|
||||||
Пространственное развитиеSpatial Development Понятие пространственного развития выделилось, с одной стороны, на фоне чрезвычайно популярных для "глобального мышления" второй половины XX века разного рода "развитий" (с определениями "устойчивое", "экологическое", "сбалансированное" и т.п.), и, с другой стороны, в рамках отраслевой терминологии, обобщив и политически трансформировав такие концепты как пространственное или региональное планирование. В современном европейском контексте это понятие обозначает комплекс организованных действий по управлению элементами и связями территорий, систему действий и политик, направленных на оптимизацию происходящих пространственных изменений (развития). Пространственное развитие осуществляется в Европе по двум основным линиям:
С известной долей условности можно также выделять политическую (геополитические аспекты и разного рода отношения), законодательную (выработка руководящих документов и решений) и проектную (осуществление программ и проектов) плоскости вопроса. Представление о субъектах пространственного развития в Европе находится также в прямой зависимости от представления об уровнях (межгосударственном, государственном, национальном, межнациональном, региональном, местном и т.д.) и способах кооперации и сотрудничества (горизонтальные, вертикальные, субсидиарные). В самом общем виде именно структура содержания ESDP и “Основополагающих принципов” может служить основой объемного представления о европейском пространственном развитии. Общий международный контекст составляют Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и Стамбуле, Повестка дня на 21 век и другие международные мероприятия. По линии Европейского союза наиболее общие современные ориентиры задают Маастрихтский и Амстердамский договоры (90-е годы), а также многие из исторических составляющих ЕС (ЕЭС, Единый европейский рынок, Единый европейский акт и др.). Осязаемое воплощение на политическом уровне пространственное развитие получает здесь в связи с деятельностью, например, Экономического и cоциального комитета и Комитета регионов. Европейский союз связывает с пространственным развитием ряд своих политик, оказывающих пространственное влияние на территорию. Такие политики поддерживаются Структурными фондами, а также многочисленными организациями и агентствами ЕС (например, Европейским агентством по охране окружающей среды) и осуществляются в виде общеевропейских инициатив и проектов. К ним относятся, с одной стороны, общеевропейские мегапроекты различных направлений, наподобие Инициатив Сообщества, Трансевропейских cетей, Еврокоридоров, Европейских экологических сетей, ЛАЙФ и др., направленные в конечном счете на внутренние нужды ЕС. С другой стороны, это инициативы, связанные с интересами Сообщества, например, в плане расширения Союза: ИСПА, МЕДА, Программа Phare, ТИНА, ТАСИС, САПАРД и т.д. Впрочем, и те и другие программы могут существовать в рамках одной оболочки, например, финансироваться по Статье 10 Европейского фонда регионального развития (Северная периферия, Альпийское пространство / Восточные Альпы, “Ворота” Средиземноморья и др.) или ИНТЕРРЕГ. Деятельность ЕС в области пространственного развития регулируется, помимо самых общих союзных, рядом важных отраслевых документов, например, Европейской стратегией биологического разнообразия Европейского Сообщества, Директивой естественной среды (среды обитания) и др. По линии Совета Европы на законодательном и политическом уровне вопросы пространственного развития затрагивает в своей деятельности, например, Парламентская Ассамблея и Конгресс местных и региональных властей Европы (в отличие от ЕС, с 1970 года). В силу того, что СЕ имеет гораздо меньший, в сравнении с ЕС, объем структурных и экономических инструментов, его вклад исчерпывается в основном созданием самого института обсуждения пространственных проблем территории Европы (СЕМАТ) и беспрецедентных в своем значении документов (помимо “Основополагающих принципов” - Европейской хартии регионального/пространственного планирования, Европейской стратегии регионального планирования, Европейской ландшафтной конвенции, Европейской хартии местного самоуправления, Европейской конвенции по защите археологического наследия (Валлеттская конвенция), Паневропейской стратегии биологического и ландшафтного разнообразия и т.д.). Историческую перспективу пространственного развития в Европе дает следующая сравнительная таблица:
|
||||||
|
© 2000-2001 ЦСИ ПФО,
Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
|