Главная Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip
Децентрализация муниципального управления
Васильев А.А. ст. преподаватель ВВАГС
Совершенствование муниципального управления в муниципальных образованиях и особенно в крупных городах, к числу которых относится и Нижний Новгород, обязательно должно сопровождаться децентрализацией управления. Это естественный путь развития местного самоуправления, что подтверждается существующей практикой. Она позволяет:
во-первых, сократить затраты и повысить эффективность управления;
во-вторых, способствует повышению социальной активности и включению широких слоев населения в управленческий процесс.
Децентрализации происходит по различным направлениям.
Первое направление – развитие бизнеса в сфере муниципальных услуг. Как правило, это делается на конкурсной основе с заключением договоров на определенный срок. У нас оно получило широкое распространение в транспортном обслуживании населения. Бизнес начинает появляться и в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в медицине и образовании.
Второе направление – развитие третьего сектора (НКО) с передачей им отдельных муниципальных функций. Это относится, прежде всего, к сфере оказания социальных услуг (помощь старикам, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам, организация детского досуга и оздоровительных мероприятий и т.д.).
Третье направление - развитие общественного самоуправления. Оно заключается в формировании в микрорайонах и отдельных поселениях органов территориального общественного самоуправления и передачи им функций по эксплуатации жилого фонда, благоустройству территории и т.д. Аналогичное самоуправление населения широко распространено, например, в деятельности существующих повсеместно ЖСК, МЖК и кондоминиумов, гаражных и дачных обществ и т.п.
Децентрализации управления крупного города является проблемой сложной, но принципиально решаемой. С этой целью следует разработать и реализовать городскую программу децентрализации управления, а для этого сначала необходимо создать в структуре администрации специальное подразделение, которое следует подчинить мэру. Что касается общественного самоуправления, то значительную помощь в этом могли бы оказать депутаты гордумы и ассоциация существующих советов самоуправления.
С проблемой децентрализации управления тесно связана проблема организации самого муниципального управления. В настоящее время оно построено по территориально-отраслевому принципу. Однако если проанализировать управленческую структуру городских районов, то видно, что она практически аналогична городской. Хотя у территориальных органов муниципального управления сейчас четко просматривается лишь несколько основных функций: охрана правопорядка, медицинское обслуживание, общее среднее образование, социальная помощь, коммунальные услуги и благоустройство территории.
При этом в процессе децентрализации две последние функции могут фактически перейти в сферу территориального общественного самоуправления. Что касается первых трех, то невысокая эффективность их реализации в настоящее время во многом определяется нерациональностью внутригородского районирования, т.к. границы между районами носят явно искусственный характер, т.к. не обусловлены объективными причинами. Часто получается так, что жителям одного района удобнее получить услугу в другом. Вероятно, мало, что можно улучшить простым пересмотром границ между районами. Некоторые услуги должны носить общегородской характер, а структуру управления в районах необходимо упростить.
Главная Предыдущая Оглавление Следующая Скачать в zip