|
||
Биологического и ландшафтного разнообразия, Паневропейская (общеевропейская) стратегияPan-European Biological and Landscape Diversity Strategy Панъевропейская (общеевропейская) стратегия биологического и ландшафтного разнообразия, продвигаемая Советом Европы, (далее Стратегия) в самом общем виде – как это указывается в различных документах - представляет собой инновационный (innovative) и действенный (proactive) подход для остановки деградации потенциала биологического и ландшафтного многообразия в Европе. Под инновационностью понимается координация всех биологических и ландшафтных инициатив в рамках одного европейского подхода (one European approach); действенность подразумевает интеграцию принципов биологического и ландшафтного разнообразия в сферы социального и экономического развития. Стратегия была принята на Панъевропейской конференции министров “Окружающая среда для Европы” в октябре 1995 года в Софии (Болгария). Стратегия призвана способствовать реализации уже существующих мер и появлению дополнительных действий, которые должны быть проведены за два будущих десятилетия. Стратегия обеспечивает структуру для продвижения общих целей национальных и региональных действий для реализации Конвенции по биологическому разнообразию (Convention on Biological Diversity). В отношении пространственного развития Стратегия упоминается в пункте 38 темы 6 “Развитие и защита природных ресурсов и природного наследия” “Основополагающих принципов устойчивого пространственного развития европейского континента”:
“Следует охранять и приумножать природные ресурсы, которые не только поддерживают баланс экосистем, но и обеспечивают привлекательность регионов, повышают их рекреационную ценность и качество жизни. В рамках политики устойчивого пространственного планирования должны быть приняты во внимание Конвенция по сохранению европейской природы и естественных сред обитания (The Convention on the Conservation of European Wildlife and Natural Habitats, 1979), и Паневропейская стратегия биологического и ландшафтного разнообразия”. В пункте 56 “Основополагающих принципов” присутствует ссылка на Стратегию (наряду с Зальцбургской конвенцией по защите Альп (Salzburg Convention on the Protection of the Alps, 1991) в вопросе о пространственном развитии горных регионов. Стратегия в отношении пространственного развития проводит два основных организационных положения: создание Паневропейской экологической сети и интеграция концептов защиты многообразия и природы в отраслевые политики (в том числе с пространственным воздействием на территорию). Европейский союз руководствуется в рамках этой темы собственными, но в целом похожими документами, например, Стратегией биологического разнообразия Европейского Сообщества (European Community biodiversity strategy, 1998). Документ “Европейская перспектива пространственного развития” (ESDP) пункте 132 темы 3.4 (Разумное управление природным и культурным наследием) подтемы 3.4.1 (Природное и культурное наследие как актив развития) содержит тезис о том, что пространственное развитие может играть важную роль в сохранении и устойчивом использовании биологического разнообразия на местном и региональном уровнях. Стратегия биологического разнообразия по линии Европейского союза также подразумевает создание экологической сети и интегрирование принципов и концепций защиты живой природы в различные отраслевые политики, что закреплено, например, в пункте 143 (Задачи политики) ESDP:
По названию Стратегия базируется на следующих концептах: Биологическое разнообразие в широком смысле включает различия между живыми организмами всех видов, экосистемами и экологическими комплексами (Статья 2 Конвенции по биологическому разнообразию). Ландшафтное разнообразие обозначает формальное выражение многочисленных соотношений, существующих в определенный период времени между отдельными объектами или обществом и топографическими определителями территории, внешний вид которой есть результат действия природных и человеческих факторов и комбинации их обоих (проект рекомендации Совета Европы по объединенному сохранению областей культурных ландшафтов как части ландшафтных политик(Council of Europe Draft Recommendation on the Integrated Conservation of Cultural Landscape Areas as part of Landscape Policies)). Контекстом появления Стратегии является проблема быстрого истощения биологического и ландшафтного многообразия Европы. Европа несет общую ответственность за сохранение природного наследия и передачу его будущим поколениям. Последние политические и социальные достижения дают ряд уникальных возможностей для действий в этом направлении. Анализ недостатков существующих инициатив и механизмов сохранения природы показывает, что эффективная работа может быть проведена в том случае, когда:
Эти соображения способствовали тому, что Совет Европы в 1994 году в сотрудничестве с другими национальными, международными, правительственными и неправительственными организациями, начал предпринимать первые усилия по развитию Стратегии. Таким образом, Стратегия - европейский ответ на задачу поддержать реализацию Конвенции по биологическому разнообразию. Стратегия была предложена в Маастрихстской Декларации по Сохранению природного наследия Европы (Maastricht Declaration Conserving Europe's Natural Heritage, 1993), и опирается на Бернскую Конвенцию (Bern Convention), Европейскую стратегию сохранения (European Conservation Strategy, 1990), результаты Добрисской и Люцернской Конференции министров (Dobrís (1991) and Lucerne (1993) Ministerial Conferences ), UNCED (1992), и ряд других инициатив и программ. Стратегия стремится укреплять применение Бернской конвенции относительно Конвенции биологического разнообразия, после Монакской декларации (Monaco Declaration). Группой разработки проекта Стратегии руководил Европейский центр сохранения природы (ECNC). Стратегия не стремится представить новое законодательство или программы, но заполнить пробелы, где инициативы в области защиты природы не были выполнены или не в состоянии достичь поставленных целей. Видение / цели Стратегии:
Стратегические принципы, лежащие в основе Стратегии: осторожное принятие решений (careful decision making), предотвращение (avoidance), предосторожность (precaution), транслокация (translocation), экологическая компенсация (ecological compensation), экологическая стабильность (ecological integrity), восстановление и (вос)создание (restoration and (re)creation), улучшение энвайронментальной технологии и практики (best available technology and best environmental practice), платежи источника загрязнения (polluter pays), общественное участие / доступ общественности к информации (public participation/public access to information). Задачи Стратегии:
Деятельностная структура: Юридическим и политическим основанием для выполнения Стратегии являются международные соглашения и договоры наподобие Конвенции по биологическому разнообразию, Бернской конвенции (которая в Монакской декларации была обозначена как основной документ для выполнения Конвенции по биологическому разнообразию в Европе), Боннской и Рамсарской конвенций (Bonn and Ramsar Conventions), и Директив Европейского Союза по естественным средам и птицам (Habitats and Birds Directives of the European Union). Приоритеты для реализаци: Стратегия пытается интегрировать принципы и цели разнообразия во все социальные и экономические сферы, например, сельское хозяйство, лесоводство, охоту, рыбную ловлю, управление водной, энергетику и промышленность, транспорт, туризм и отдых, защиту, структурные и региональные политики и городское и сельское планирование. Субъектами реализации Стратегии являются национальные власти, спонсоры, международные организации и финансовые учреждения, активные в экономическом секторе организации и ассоциации, частные предприятия, исследовательские объединения, информационные организации, частные и корпоративные землевладельцы, неправительственные организации, общественность, местные сообщества Европы и т.п. Структура действий: Стратегию формирует пятилетние планы действия, связывающие генеральную линию работы в рамках Конвенции по биологическому разнообразию с линией так называемых Национальных стратегий биологического разнообразия (National Biodiversity Strategies) в единые рабочие программы и конкретные планы и проекты. Некоторые темы действий:
|
||
|
© 2000-2001 ЦСИ ПФО,
Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
|