|
||
Общая сельскохозяйственная (аграрная) политика ЕСCommon Agricultural Policy (CAP) Общая сельскохозяйственная (аграрная) политика (ОСП) ЕС – в настоящий момент самое ресурсоемкое направление политики Европейского союза. По своей природе является политикой с пространственным влиянием (в пункте 28 “Европейской перспективы пространственного развития” (ESDP) отмечается, что снованием для действий по пространственному развитию служат некоторые темы общеевропейских документов, в частности те из них, которые являются или корреспондируют с политиками Европейского Сообщества с пространственным эффектом). Достаточно отметить, что крупнейшие статьи расходов ЕС – проведение общей сельскохозяйственной политики (45%) и деятельность Структурных фондов (Structural Funds) (36%). В прошлом общая аграрная политика поглощала 70-80% бюджета ЕС. В дальнейшем предполагается перераспределение бюджета в пользу расходов на структурные преобразования. ОСП, по Статье 33 из Договора об учреждении ЕЭС, должна гарантировать приемлемые цены для потребителей сельскохозяйственной продукции и нормальные доходы фермеров, в частности, устанавливая общую организацию сельскохозяйственных рынков и применяя принципы единых цен (на определенный вид с\х продукции), финансовой солидарности и приоритетов Сообщества. ОСП дала Сообществу возможность стать самостоятельной структурой. Однако по сей день сохраняются проблемы, связанные с высокой себестоимостью европейской с/х продукции в сравнении с мировыми ценами. В связи с расширением ЕС в 1999 году был принят новый пакет преобразований (на период 2000-2006), приоритетами которого стали безопасность продовольствия, цели, относящиеся к окружающей среде и устойчивое сельское хозяйство. Кроме этого, поставлены задачи увеличения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции ЕС, упрощения сельскохозяйственного законодательства и укрепления позиций Сообщества в этой сфере. Общей сельскохозяйственной политике посвящен раздел 2.2.4 “Перспективы европейского пространственного развития”. В частности отмечается, что около 6 млн. гектаров сельскохозяйственной земли было оставлено в результате преобразований ОСП в 1992 – 1994 гг. и области, в которых сохранялось менее интенсивное сельское хозяйство, становились неблагополучными, приводя к увеличению разницы в благополучии между отдельными сельскохозяйственными регионами (пункт 45). “Интенсификация, концентрация и специализация производства в сельском хозяйстве также оказывают отрицательное влияние на пространственное развитие: это, например, однообразные ландшафты, исчезновение традиционных методов управления, использование больших заболоченных областей, вересковых пустошей и естественных необработанных пастбищ, загрязнение грунтовых вод частым использованием пестицидов и удобрений, и сокращение биологического разнообразия. Почти два десятилетия продолжались попытки объединить сельскохозяйственную политику с более широким экономическим и социальным контекстом сельских районов. Опыт показывает, что разностороннее развитие сельского хозяйства в таких действиях, как развитие и маркетинг высококачественных продуктов, сельскохозяйственного туризма и инвестиционных проектов, связанных с окружающей средой и не задействованных до настоящего времени, может открывать новые перспективы и возможности” (пункт 47). “Ключевая часть реформы 1992 г. касалась аспектов окружающей среды в сельском хозяйстве. Примеры показывают, что программы, ведущие к понижению интенсивности животного сельского хозяйства, и увеличению соответствующих экологии методов сельского хозяйства, улучшают ситуацию с окружающей средой и приносят финансовую прибыль. Данные программы все еще составляют только 3% бюджета CAP. В настоящее время лишь 1% территории составляет экологическое сельское хозяйство; 75% получают помощь ЕС” (пункт 48). Другой причиной необходимости улучшения координации между отраслями политики (в том числе по линии пространственного развития) служит расширение ЕС и увеличение конкуренции на мировых рынках, увеличивая, таким образом, влияние на развитие производства в некоторых областях. “Это может оказывать значительные отрицательные эффекты на окружающую среду. В свою очередь, сельскохозяйственная деятельность в сельских районах со слабой экономикой продолжает быть подверженной экономическому давлению, таким образом, увеличивая потребности в лучших стратегиях пространственного развития (включая управление окружающей средой)” (пункт 49). |
||
|
© 2000-2001 ЦСИ ПФО,
Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
|