Rambler's Top100  ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ЕВРОПЕ - Словарь-справочник
назад к алфавитному поиску

Политики пространственного развития (планирования); пространственные политики, европейские



European Spatial Development (Planning) Policies (Spatial Policies)

Европейские политики пространственного развития (планирования) или просто пространственные политики – специальное название пространственного аспекта многочисленных европейских политик. В этом смысле политики пространственного развития идентичны европейским политикам с пространственным влиянием (эффектом, воздействием), точнее обозначают содержание этого пространственного влияния.

В п. 31 “Европейской перспективы пространственного развития” (ESDP), отмечается, что в большинстве случаев, цели общеевропейской политики и частных политик ЕС не несут пространственного характера (имеется ввиду отсутствие специально заданных пространственных целей и задач, вписанных в систему других целей и задач политик). Однако неоспоримо, что они оказывают существенное воздействие на территорию ЕС. Вследствие этого вводится термин “политики с пространственным воздействием (влиянием)” (policies with spatial impact). Пространственное воздействие зависит от специфики способа вмешательства. Оно может нести финансовый характер (например, денежные пособия, региональные структурные меры, отраслевые инвестиции, финансирование программ исследований), законодательный характер (регулирование экономического соревнования, либерализация рынка, законодательство по окружающей среде, рыночные инструменты), или характер планирования (например, трансевропейские транспортные сети). В том же пункте “Перспективы” говорится, что директивы планирования в ЕС, например, директивы по созданию последовательной объединенной биологической сети, подразумевают определенное вмешательство в землепользование. Кроме того, многие политики Сообщества непосредственно влияют на поведение экономических субъектов. В самом общем виде ясно, что пространственное воздействие политик Сообщества во всей совокупности разнообразных методов вмешательства невозможно свести к единому показателю, измерить или воспроизвести в другом территориальном контексте. “Перспектива европейского пространственного развития” и “Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента” могут действовать в качестве начального основания для интерпретации и оценки пространственных влияний политик Евросоюза.

Лейпцигские принципы (1994 г.) составляют три общих руководящих принципа политики пространственного развития ЕС в целом:

  • развитие сбалансированной и полицентрической городской системы и новых сельско- городских отношений;

  • обеспечение равенства в доступности инфраструктуры и знаний;

  • устойчивое развитие, благоразумное управление и защита природы и культурного наследия.

В главе 2.1 “Перспективы” (“Рост значения политик ЕС с пространственным влиянием”) отмечается, что такие документы как Единый европейский акт, Маастрихтский и Амстердамский договоры привели к появлению в ЕС территориально значимых отраслевых политик, сильно влияющих на разработку и выполнение национальных и региональных политик пространственного развития. “Пространственное воздействие” или “регионально значимый” означают в этом контексте то, что меры Сообщества изменяют пространственную структуру и возможности экономики и общества, и таким образом способствуют изменению типов землепользования и ландшафтов. Кроме того, эти меры могут влиять на конкурентоспособное расположение или пространственное значение города или региона в пределах европейской экономической системы и модели расселения.

Перечень европейских политик, содержание которых имеет отношение к пространственному развитию (т.е. эти политики имеют определенные пространственные эффекты (влияния, воздействия)) дан в п. 28 “Европейской перспективы пространственного развития”.

Таким образом, европейские политики пространственного развития получают конкретное воплощение в следующих инициативах:

В “Перспективе” отмечается (п. 29): “Специальное значение придается Структурным Фондам, Трансъевропейским Сетям и политике по окружающей среде, так как они оказывают самый прямой эффект на деятельность развития в европейских регионах. Концепции пространственного развития изложены в Соглашении по Европейскому Союзу от 7 февраля 1992 г. (специальная цель - единство), а также связаны с развитием полномочий, в частности, по Трансъевропейским Сетям (Ст. 129 б Соглашения ЕС), по экономическому и социальному единству (Ст. 130 Соглашения ЕС), по окружающей среде (Ст. 130 р-т Соглашения ЕС). В Амстердамском Соглашении, заключенном 2 октября 1997 г., гармоничное, сбалансированное и устойчивое развитие подтверждено в качестве необходимой цели Европейского Сообщества. Задачу государств - членов и Сообщества, в рамках их соответствующих компетенций, составляет содействие социальному и территориальному единству. Статья 2 Амстердамского Соглашения подчеркивает значение защиты окружающей среды и усовершенствования качества окружающей среды как задач Сообщества.

(30) Общая сельскохозяйственная политика (CAP) и Структурный Фонды и Фонд Единства являются по финансовым перспективам наиболее важными мерами политики ЕС. 83% из 80.2 млрд. экю бюджета ЕС было выделено этим двум областям в 1997 г.”


назад к алфавитному поиску
наверх | назад | вперед
© 2000-2001 ЦСИ ПФО, Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
Hosted by uCoz