|
||
Структурные фонды (Европейского союза)Structural Funds (of European Union) Структурные фонды Европейского союза – отвечают за финансовое обеспечение некоторых проектов и программ Сообщества по определенным направлениям: Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства (ФЕОГА) (European Agricultural Guidance and Guarantee Fund, EAGGF): осуществляет поддержку общей аграрной (сельскохозяйственной) политики ЕС (Common Agricultural Policy, CAP). Европейский социальный фонд (ЕСФ) (European Social Fund, ESF): финансирует переквалификацию и переобучение трудящихся и молодежи, особенно в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы. Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) (European Regional Development Fund, ERDF): ориентирован на содействие регионам, отстающим в своем развитии или пораженным структурным кризисом. Финансовый инструмент ориентации рыболовства (Financial Instrument for Fisheries Guidance, FIFG). Европейский фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Европейский фонд сплочения (конвергенции)) (Cohesion Fund): создан в соответствии с Маастрихтским договором и целиком ориентированн на развитие четырех стран с наименьшими показателями производства валового продукта на душу населения (Греция, Ирландия, Испания, Португалия). Бюджет Евросоюза на 2000 год составил 91.3 млрд. евро. Крупнейшие статьи расходов ЕС – проведение общей сельскохозяйственной политики (45%) и деятельность Структурных фондов (36%). В дальнейшем предполагается перераспределение бюджета в пользу расходов на структурные преобразования. Деятельность Структурных фондов оказывает прямое влияние на пространственную организацию Европы, а поэтому служит выражением пространственной политики ЕС. Так, в “Европейской перспективе пространственного развития” (ESDP) прямо отмечено, что снованием для действий Европейской Комиссии по пространственному развитию служат многие темы общеевропейских договоров, в частности те из них, которые являются или корреспондируют с политиками Европейского Сообщества с пространственным эффектом (пункт 28). Структурным фондам придается в этой связи (наряду с Трансевропейскими cетями (Trans-European Networks, TENs) и Политикой (защиты) окружающей среды (Environment Policy)) особое значение (пункт 29 ESDP), так как они оказывают самый прямой эффект на пространственное развитие в европейских регионах. Структурным фондам посвящен раздел 2.2.3 (Структурные фонды) ESDP. Отмечается, что они стремятся к цели экономического и социального единства (измеряемого традиционными макроэкономическими показателями) Различия между государствами - членами уменьшаются, однако увеличивается региональная концентрация экономической активности. Это связано с отсутствием механизмов пространственной координации. Последние, как отмечается, могут существенно помочь более сбалансированному распределению экономической активности. По этой причине все чаще используются пространственные типологии (например, городских областей) для участия фондов в дополнение к традиционному субсидированию. Пункт 41 посвящен мерам, предпринимаемым фондами в отношении регионов (по блокам целей) и постулирует необходимость межотраслевых мер по противодействию концентрации социальных проблем, ущербу окружающей среде, преступности и экономическому спаду в некоторых городских областях, мер, видящих городские центры частью более широких (региональных) территорий. Этот объединенный подход должен развиваться далее в следующем поколении структурных вмешательств. В части объединения усилий программа-базис системы структурных фондов предлагает возможность проектирования объединенных планов развития. Объединенный подход укрепляется принципом партнерства, который мобилизует, согласно национальным правилам и текущей практике, всех соответствующих региональных субъектов в процессе принятия решения, что улучшает координацию прямых мер содействия с невыполненными проектами (пункт 42). Пункт 43 посвящен развитию в рамках деятельности Структурных фондов прибрежных областей с конфликтам между конкурирующими практиками землепользования. Инициативы Сообщества также способствуют целям структурной политики. С точки зрения пространственного развития, Инициатива Сообщества INTERREG - наиболее существенная мера Структурных фондов, поскольку обеспечивает объединенный подход к пространственному развитию. Приоритет отдается не отдельным отраслям, наподобие судостроения, добычи ископаемых или текстиля, но связям между факторами, влияющими на территориальную организацию в объединенном подходе развития в пограничных районах и крупных межнациональных областях сотрудничества. |
||
|
© 2000-2001 ЦСИ ПФО,
Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
|