Rambler's Top100  ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ЕВРОПЕ - Словарь-справочник
назад к алфавитному поиску

Экономический и социальный комитет



Economic and Social Committee

Экономический и социальный комитет является консультативным органом Европейского союза, а также наблюдает за функционированием единого внутреннего рынка. Комитет был учрежден в соответствии с Договором об учреждении Европейского Экономического Сообщества в 1957 году для того, чтобы представлять интересы различных экономических и социальных групп. Состоит из 222 членов, относящихся к трем категориям: предприниматели, рабочие и представители специальных видов деятельности. Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года, и этот срок может быть продлен. Комитет собирается раз в месяц в Брюсселе.

С Комитетом устраиваются консультации относительно внутреннего рынка, образования, защиты потребителей, окружающей среды, регионального развития и социальных проектов. С вступлением в силу Амстердамского договора, с Комитетом необходимо консультироваться относительно более широкого диапазона проблем новой политики занятости, нового социального законодательства, здравоохранения и т.д.

Роль Экономического и социального комитета в текущей структуре и внутри расширенного Европейского Союза корректируется Межправительственной Конференцией, работающей с февраля 2000 года. Конференция может пересматривать распределение поддержки государством - членом и социально-экономических категорий с целью совершенствования Комитета в смысле представления гражданского общества.

В отношении пространственного развития Экономический и социальный комитет выступает структурой, проводящей по линии Европейского союза многочисленные консультации относительно вопросов, так или иначе соприкасающихся с проблемами пространственной организации Европы.

Упоминается, например, в пунктах 22 и 24 “Европейской перспективы пространственного развития” (ESDP): “Европейская Комиссия вместе с государствами - членами организовала ряд общественных семинаров по ключевым вопросам ESDP. Дополнения европейских учреждений (Европейского Парламента, Комитета регионов, Экономического и социального комитета) и межуровневые консультации Европейской Комиссии также внесли важный вклад в ESDP. ESDP, таким образом, является результатом общеевропейского процесса общественных дебатов”.

Таким образом, Экономическим и социальным комитем был внесен большой вклад в процесс создания “Европейской перспективы пространсвенного развития” - подготовлен документ “Экономический и социальный комитет Европейского союза (ред.). Европейская перспектива пространственного развития (ESDP) - Первый официальный проект (собственная инициатива). Брюссель, 9 - 10 сентября 1998” (Economic and Social Committee of the European Union (ed.), European Spatial Development Perspective (ESDP) (own initiative). Brussels, 9 and 10 September 1998), в котором содержатся предложения и замечания по формированию “Перспективы”.

Документ представляет собой мнение (opinion) по ESDP Секции регионального развития и городского и сельского планирования (Section for Regional Development and Town and Country Planning), которая была ответственна за подготовку работы Комитета по теме (принято 17 июля 1998 года). Докладчик – м-р Боуссат. Текст документа принят на 357-м пленарном заседании (встреча 9 сентября 1998 года) 110 голосами против двух (плюс два воздержались).

Отмечается, что ESDP – документ, который предлагает скорее показательный (indicative), чем предписывающий (prescriptive) подход, и будет регулярно обновляться. Он разработан для того, чтобы обеспечить структуру сотрудничества, которая принимает во внимание различные уровни политической и пространственной организации внутри ЕС. Он преследует три одинаково важных фундаментальных цели: (i) экономическое и социальное единство, (ii) устойчивое развитие, и (iii) сбалансированная конкурентоспособность территории ЕС. ESDP должен быть завершен в середине 1999 года (1.6).

Относительно перспектив подчеркивается, что “пространственную модель ЕС будет трудно поддерживать в будущем, поскольку население, экономическая активность и общее благосостояние сильно сконцентрированы в некоторых центральных областях Союза. Если не произойдет значительной переориентации всех политик с пространственным воздействием (и экономических и политик занятости в частности), перспектива дальнейшего расширения Союза может только усилить эту концентрацию”(2.2).

Еще раз указывается, что “потребность ЕС в политике пространственного планирования, которая бы уважала национальное распределение возможностей, логически следует из различных статей Договора о ЕС (в особенности статьи 129b, 129d, 130 и 130s), и из нескольких разделов “Белой Книги о росте, конкурентоспособности и занятости”(2.3).

Пункт 2.5 выявляет сожаление Комитета о том, что не четко осознается, что качество жизни есть основная цель любой пространственной инициативы, и содержит повторный комментарий: “качество жизни составляет и цель европейской деятельности по пространственному планированию и критериальный принцип (principle criterion) выявления соответствующих решений”.

В пункте 2.6. Комитет указывает, что “документ получился довольно академичным и декларативным по подходу, особенно в анализе пространственных проблем и в описании пространственных сил и слабостей ЕС. Комитет сожалеет, что документ не основывается на анализе основных региональных разделов (Средиземноморья, Балтики, Атлантики, Альп и т.д.), поскольку они более релевантны, нежели национальный уровень, в связи с целью определения и выполнения объединенной политики пространственного планирования; такой подход был рекомендован Комиссией непосредственно в документах Европа 2000 и Европа 2000 +”.

Отмечается (пункт 2.11), что “некоторые комментарии может быть полезно сделать уже сейчас относительно метода, используемого при создании ESDP, и ее фактического содержания. Эти комментарии основаны на принципах, которые Комитет должен сделать фундаментом первого официального проекта ESDP:

  • изучение региональной динамики, потенциала и проблем;
  • внимание к многообразию географических, социально-экономических и культурных ситуаций, составляющих фундамент региональной организации и сохранения внутреннего баланса;
  • принятие межнационального и трансграничного подхода на национальном, региональном и местном уровнях, задавая синергию между различными уровнями при обеспечении согласованности с политиками затронутых государств - членов;
  • координация решений по отраслевым политикам, влияющих на пространственное развитие (экономическая и политика занятости, Трансевропейские сети, структурная политика, политика конкурентности и т.д.);
  • сходимость "восходящих" и "нисходящих" инициатив”.

Кроме того, говорится, что “Создание ESDP должно рассматриваться прежде всего как процесс партнерства, работающий на соответствующем уровне, и включение всех заинтересованных сторон, разрешение практических задач для того, чтобы были учтены не только внешние влияния на процессы развития, но также и взаимодействия и синергия между субъектами регионального развития и лицами, принимающими решение".

Также Мнение Комитета содержит следующие разделы:

ESDP и политики Сообщества

Политика исследований и технологического развития (RTD)

Европейская сеть обсерваторий пространтсвенного планирований (ESPON)

Реализация ESDP

 


назад к алфавитному поиску
наверх | назад | вперед
© 2000-2001 ЦСИ ПФО, Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
Hosted by uCoz