|
||
Города-воротаGateway cities Города-ворота – понятие геополитики и экономической географии – обозначает особую пространственную роль городов, находящихся на границах политико-экономических зон и пересечениях важных информационных и транспортных потоков и выполняющих связывающую и пропускающую функции; в силу того, что упомянутые зоны и потоки могут накладываться друг на друга, выделение городов-ворот привязано к конкретной системе зонирования. Понятие часто употребляется в текстах по пространственному развитию. В “Европейской перспективе пространственного развития” (ESDP), в пункте 80 темы 3.2.2 (Динамические, привлекательные и конкурентоспособные города и урбанизированные регионы) отмечается: “Регионы ЕС только тогда могут быть конкурентоспособными и, следовательно, способствовать сокращению безработицы, когда города и центры, особенно за пределами зоны глобальной интеграции и столичных областей, обладают достаточным экономическим потенциалом. Сюда относятся, в частности, так называемые “города-ворота”, которые обеспечивают доступ на территорию ЕС (большие морские порты, межконтинентальные аэропорты, города торговых ярмарок и выставок, культурные центры); и малые поселения и города, являющиеся активными региональными центрами оживления заброшенных сельских областей. “Города-ворота” также включают столичные области, расположенные на периферии, что дает определенные преимущества, наподобие низких трудовых затрат или особых связей с экономическими центрами вне Европы или соседними государствами - не членами ЕС”. В пункте 88 задачей политики называется “расширение стратегической роли столичных районов и “городов-ворот”; затрагивает тему и пункт 164. О роли морских портов говориться в пункте 307: “Согласно недавней публикации Европейской Комиссии, 90% внешней торговли ЕС за пределы Сообщества осуществлялось морским транспортом. В Северо-западной Европе существует концентрация больших морских портов, которые охватывают большинство международных морских связей Европы. Функциональные внутренние районы этих портов охватывают и значительно перекрывают практически всю европейскую территорию. Эти порты находятся в сильной конкуренции друг с другом и постоянно стремятся улучшать свои индивидуальные позиции. Но большая степень сотрудничества могла бы приносить пространственные и экологические выгоды. Много портов в Атлантике и областях Средиземноморья не имеют хорошей связи с внутренними районами, которой обладают порты Северного моря, поэтому возможность для них стать межконтинентальными транспортными узлами не велика. Эти порты, однако, играют важную роль в своих региональных экономиках, и многие из их могут улучшать свой потенциал в качестве европейских портов ближнего плавания. Порты и Атлантики и Средиземноморья показывают реальное увеличение движения в прошлые годы. Развитие Северной Африки и Азии может далее расширять их экономическую функцию ворот в ЕС и стимулировать развитие внутренних районов этих портов. Это могло бы оказывать большое влияние на пространственное развитие в Европе. Большее использование морского транспорта также освободило бы нагрузки на наземный транспорт в Европе. Таким образом, могло бы лучше использоваться геофизическое положение “полуострова ЕС”. Комитет регионов, орган Европейского союза, в документе “Мнение относительно Европейской перспективы пространственного развития” (Брюссель, 13-14 января 1999, CdR 266/98) обращается к теме городов- ворот в пунктах 1.2.2, 2.1.1.1, 2.1.2.3. “Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента” - ведущий документ пространственного развития по линии Совета Европы - также затрагивает данную тему (пункт 19): “Относительно столичных областей и городов-ворот, через которые осуществляется коммуникация и торговля с иными континентальными потоками (например, городами с портами, аэропортами, торговыми ярмарками, культурными центрами), отмечается начало развития модели полицентрического общеконтинентального роста. Такие города-ворота развивались в прошлом в западных и восточных прибрежных районах Европы, благодаря развитию городов-ворот восточноевропейской периферии в наше время появились новые транспортные и энергетические коридоры в Азию”. В пункте 31 города-ворота упоминаются в связи с проблемой экономической и инвестиционной привлекательности городов и регионов. |
||
|
© 2000-2001 ЦСИ ПФО,
Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
|