Rambler's Top100  ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В ЕВРОПЕ - Словарь-справочник
назад к алфавитному поиску

Трансевропейские сети (сеть)



Trans-European Networks (TENs)

Трансевропейские сети – одно из многочисленных направлений (программ) политики Европейского союза. Часто упоминаются в документах по пространственному развитию, так как являются категорией, содержащей значительный пространственный компонент и оказывающей влияние на пространственную организацию Европы (т.е. в определенных аспектах служат выражением пространственной политики). Так, в “Европейской перспективе пространственного развития” (ESDP) прямо отмечено, что снованием для действий Европейской Комиссии по пространственному развитию служат многие темы общеевропейских договоров, в частности те из них, которые являются или корреспондируют с политиками Европейского Сообщества с пространственным эффектом (пункт 28).

Трансевропейским сетям придается в этой связи в политике Евросоюза (наряду со Структурными фондами (Structural Funds) и Политикой (защиты) окружающей среды (Environment Policy)) особое значение (пункт 29 ESDP), так как они оказывают самый прямой эффект на пространственное развитие в европейских регионах.

Юридическим основанием для создания Трансевропейских сетей является Раздел XV, статьи 154 - 156 Договора об учреждении Европейского Экономического Сообщества (XII статьи 129b - 129d) внесенные в Договор о Европейском союзе.

Идея сетей была выдвинута в начале 1990-х в некоторых документах Сообщества. Маастрихтский договор сформулировал задачу создания и развития Трансевропейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур (trans-European networks of transport, telecommunications and energy infrastructures).

Общей целью программы является экономическое и социальное единение. Одна из основных целей направлена на “связывание остров и периферийных областей, не имеющих выхода к морю, с центральными областями Сообщества”. Множество регионов ЕС зависят от систем связи и взаимодействия национальных сетей.

Основные инструменты:

Выявление “проектов общих интересов”;

Охват целей, приоритетов и направлений через предусмотренные меры.

Основные идеи содержались в “Белой Книге” Комиссии. Были выявлены 26 приоритетных проектов в транспортном секторе, 8 в энергетике и 9 в отраслях информационных систем и скоростных дорог. Политический стимулом было то, что Европейский Совет в декабре 1993, одобривший “Белую Книгу” Комиссии и проинструктировавший две рабочих группы Кристоферсена и Бангеманна (Christophersen and Bangemann groups), начал исследования выполнимости и выявление нуждающихся в финансах проектов. Группы дали рекомендации, основные пункты которых подтвердились на Европейских Советах в Корфу в июне 1994 и Эссене в декабре 1994, включая 14 приоритетных проектов в области транспорта и 10 в энергетике. Впоследствии действия начали приобретать определенную форму, опять главным образом в областях транспорта и энергетики, что менее заметно в сфере телекоммуникации.

В области транспорта:

Основной текст - Европейский Парламент и Решение Совета от 23 июля 1996 (96/1692) [European Parliament and Council Decision of 23 July 1996 (96/1692) - Codecision procedure: COD94098] о руководящих принципах Сообщества для развития трансевропейской транспортной сети. Цель состояла в разработке направлений, необходимых для создания сети и выявлении проектов общих интересов. В этой связи важны следующие проекты:

Железнодорожный транспорт: высокоскоростные маршруты Север - Юг (Нюрнберг – Мюнхен - Верона), PBKAL (Париж – Брюссель – Кельн – Амстердам – Лондон), Юг (Мадрид - Montpellier) и Запад – Восток (Париж – Karlsruhe - Мюнхен - Вена и Лион - Турин) и т.д.

Автодорожный транспорт: Патрас – Салоники, Igoumenitsa – Александрополис, Лиссабон – Валладолид (проект преобразование автострады Лиссабон - Валладолид в многоуровневую систему, соединяющую Португалию и Испанию с остальной Европой, и интегрирующую морские порты, внутренние водные пути и терминалы согласно общим руководящим принципам) и т.д.

Объединенные системы транспорта: Адриатическая ось (Мюнхен – Вена – Кипр/Мальта через Италию и Грецию), Эресунн (железная дорога) - между Данией и Швецией; Скандинавский треугольник; Ирландия – Объединенное Королевство – Бенилюкс и т.д.

В настоящее время выполняются насколько проектов для завершения в 2005 году.

В области энергетики:

Греция - Италия - электрическая сеть

Франция - Италия - электрическая сеть

Франция - Испания - электрическая сеть

Испания - Португалия - электрическая сеть

Дания – Восток – Запад - электрическая сеть

Газораспределительная сеть Греции

Газораспределительная сеть Португалии

Газовая сеть - Португалия - Испания

Проекты со странами – не членами ЕС:

Алжир – Марокко – Европейский союз - поставки газа

Россия - Польша – Европейский союз – поставки газа

Основные документы: Трансевропейские сети, ежегодный отчет 1997 года, COM (1998) 391; Сообщение Комиссии Парламенту и Совету по руководящим принципам Сообщества в области энергетических трансевропейских сетей (19 января 1994) (Commission communication to Parliament and the Council on Community guidelines in the field of trans-European energy networks (19 January 1994)); Решение Совета от 28 марта 1996 (96/391) по мерам создания более благоприятного контекста для развития трансевропейских сетей в области энергетики и т.д.

В разделе 2.2.2 (Трансевропейские сети) “Перспективы европейского пространственного развития” справедливо отмечается, что Договор по ЕС обязывает Сообщество “способствовать организации и развитию Трансевропейских сетей в сферах транспорта, телекоммуникаций и инфраструктуры поставок энергии. Это положение должно, в частности, обслуживать цели Сообщества по четкому функционированию Единого рынка, а также укреплению экономического и социального единства. Для выполнения этого положения должны совершенствоваться интеграция национальных сетей, а также доступность сетей, особенно соединением замкнутых, не имеющих выхода к морю и периферийных районов с центральным районами” (пункт 36).

В пункте 37 характеризуется соответствие транспортных мер Трансевропейских сетей политике пространственного развития в силу того, что они фокусируются на обеспечении функционирования и устойчивости транспортных систем. Отмечается, что большая часть инвестиций в транспорт (приблизительно 25% в 1996/97 гг.) в настоящее время вложена в высокоскоростные железнодорожные линии, часто соединяющие главные крупные конурбации. Города, приближенные к пунктам остановки скоростного транспорта и со сравнительно слабой до настоящего времени связью, извлекут, вероятно, наибольшую выгоду от этих инвестиций. Политика пространственного развития и меры городского развития играют весомую роль в влиянии на поведение местного бизнеса и населения по улучшению возможностей развития от дорожного передвижения к экологическим средствам транспорта, местному общественному транспорту, передвижению на велосипедах и ходьбе.

Пункт 38 посвящен телекоммуникационным сетям: “Современные телекоммуникационные технологии и услуги дают возможность поддержки развития в сельских или недоступных регионах. Они могут помочь преодолеть пространственные неудобства и улучшить образ жизни, а также местные условия экономической активности через дистанционные занятость, обучение и торговлю. Поддержка новых инновационных телекоммуникационных услуг и предложений - одна из целей трансевропейских сетей, вероятно, оказывающая влияние на пространственное развитие. Однако, первые признаки либерализации указывают, что соревнование и коммерческое использование регулируют инвестиции в областях с высоким спросом, так как они, вероятно, являются наиболее перспективными. Более отдаленным регионам с небольшим рыночным потенциалом угрожает дальнейшее угасание. Инициативы Сообщества призваны гарантировать наличие универсальных услуг разумной стоимости по противодействию таким тенденциям. Однако только возможностей информационных и коммуникационных технологий не достаточно для инициирования положительных региональных изменений. Другие предварительные условия включают, например, уровень квалификации и образования или помощи общественному пониманию возможностей информационного общества. Несмотря на значительный прогресс в последние годы, все еще существуют пространственные различия в телекоммуникациях как между регионами центральных государств - членов и стран единства, так и собственно государствами – членами”.

Пункт 39 ESDP затрагивает меры TEN в энергетической сфере: они “влияют на пространственную организацию через два главных механизма: производство и передачу энергии, влияющие на землепользование и через распределение энергии и технологии потребления, влияющие на организацию территории вызываемыми изменениями в поведении потребителей. Создание, например, линий или электростанций для электро- и газовых трансевропейских сетей, существенно влияет на местное планирование. Это может создавать трудности, связанные со сложными процедурами ратификации, изменениями технических и экологических ограничений и нежеланием со стороны населения. В дополнение, сети доставки газа требуют больших местных мощностей хранения, обычно в подземных резервуарах, расположение которых следует геологическим критериям, которые ограничивают поле выбора для пространственного развития. Особым ожиданием от перспектив пространственного развития являются возобновляемые виды энергии (они представляют в среднем 6% общего потребления ЕС). С одной стороны, они помогают уменьшать воздействие энергетической отрасли на окружающую среду. С другой, способствуют децентрализации энергетической системы и локально применимым решениям, более или менее независимым от сети распределения, укрепляя, таким образом, гибкость системы и экономичное энергоснабжение отдаленных областей”.


назад к алфавитному поиску
наверх | назад | вперед
© 2000-2001 ЦСИ ПФО, Разработка и дизайн - "ЦЭИТ"
Hosted by uCoz