Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Словарь

понятий и терминов государственного управления

Васильев А.А.

 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

 

1.      Парадокс Леонтьева - трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую и импортируют трудоемкую продукцию; страны богатые капиталом (капиталонасыщенные), напротив, экспортируют трудоемкую и импортируют капиталоемкую продукцию.

2.      Первоначальное накопление капитала - это процесс массового, принудительного, зачастую кровавого и криминального, с использованием государственной мощи отделения непосредственных производителей от ранее принадлежавших им средств производства и жизненных средств, то есть экспроприация непосредственных производителей. Природа этого явления с экономической точки зрения - перераспределение ранее созданного национального богатства в пользу заведомого меньшинства - нового правящего класса - новой буржуазии.

3.      Переключатель - функция руко­водителя организации, которая заключа­ется в фильтрации, отборе и использо­вании получаемой им информации.

4.      Перестройка - объявленный в апреле 1985 г. курс КПСС и советского правительства на перестройку, главной задачей которой провозглашалось обновление социализма на основе демократизации общественной жизни, гласности и ускорения социально-экономического развития страны.

5.      Переходная экономика - экономика стран, отказавшихся от социализма и создающих капиталистическое общество, в ней формируются рыночный конкурентный механизм распределения ресурсов и производства благ.

6.      Персонал организации - работни­ки, составляющие структуру организа­ции согласно имеющимся статусам и ролям, осознающие членство в организа­ции, подчиняющиеся нормам организа­ционной культуры и выполняющие не­обходимые функции в соответствии с разделением труда.

7.      Перспектива в управлении - взгляд в будущее, выработка соответствующей стратегии.

8.      Планирование - функция управления, процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат; процесс постановки и достижения строго определен­ных, главным образом стратегических, целей.

9.      Планово-контрактная система управления - это система, где субъектами управления являются все звенья хозяйственной системы, включая предприятия. Все они участвуют в принятии решений в соответствии со своим уровнем компетенции. Равноправие различных уровней хозяйственной системы обеспечивается принципом приоритета договора над планом. Это значит, что при наличии взаимного согласия заинтересованных хозяйствующих субъектов их решение является окончательным, даже если оно расходится с централизованно разработанными показателями.

10.  Планомерность социалистическая - способ организации общественного производства и аллокации (распределения) ресурсов в силу обобществления (огосударствления) основной массы ресурсов. Носит директивный и командный характер. Существовали плановые органы, которые определяли, оценивали объем ресурсов и общественных потребностей подавляющего большинства субъектов хозяйствования и населения, планировали и распределяли ресурсы и произведенную продукцию между отраслями и предприятиями, выдавая прямые обязательные задания, устанавливаемые больше по политическим критериям, нежели экономическим. Одним из важных следствий такой системы была почти тотальная и перманентная дефицитность подавляющего большинства потребительских благ и производственных ресурсов

11.  Плутократия - государственный строй, при котором политическая власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества; отсюда - плутократы.

12.  Плюрализм - а) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712); б) характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

13.  Подкрепление отрицательное - управленческое воздействие на членов организации, при котором реализуется стремление исключить или отодвинуть нежелательные для целей организации результаты поведения людей.

14.  Подкрепление положительное - управленческое воздействие на поведе­ние членов организации, при котором увеличивается вероятность проявления положительного или желательного пове­дения у членов социальной группы в ор­ганизации.

15.  Подсистема - часть системы, которая изучается и рассматривается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.

16.  Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

17.  Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага, в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

18.  Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.

19.  Политика занятости - совокупность мер, предпринимаемых правительством с целью снижения уровня безработицы и увеличения занятости, включает в себя программы подготовки и переподготовки кадров, увеличения числа рабочих мест в государственном секторе экономики, оказания содействия найму рабочей силы.

20.  Политика стабилизации - политика, направленная на сокращение амплитуды колебаний экономической активности в рыночной экономике, предполагает использование пакета взаимоувязанных между собой методов краткосрочной макроэкономической политики (денежно-кредитной, бюджетно-финансовой и внешнеэкономической политики).

21.  Политическая партия - один из важнейших институтов политической системы. Это специализированная политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей и ставящая своей целью завоевание государственной власти, либо участие в ней.

22.  Политическая система общества - система социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции; включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в политическом развитии общества играет церковь.

23.  Потребление - это использование благ для удовлетворения человеческих потребностей, для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.

24.  Потребности в средствах существования - являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи.

25.  Потребность - нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.

26.  Правила - совокупность обязанностей и требований, выполнение которых гарантирует создание определенных условий (дисциплины, порядка).

27.  Право - нормативное (волевое) выражение глубинных потребностей и интересов людей в упорядочении общественной и частной жизнедеятельно­сти.

28.  Правовая норма - отдельное, установленное государственными органа­ми правило поведения, состоящее обычно из гипотезы, диспозиции и сан­кции.

29.  Правовая система - совокупность внутренне согласованных, логичес­ки взаимосвязанных правовых актов.

30.  Правовое государство - в политико-юридической теории - государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство - неотъемлемый элемент демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом.

31.  Правовой акт - принятый государственными органами документ (ре­шение), содержащий правовые нормы.

32.  Правопорядок - система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве, обществе, между людьми, обеспечивающих их потребности, интересы и цели, способствующих гармонизации общест­венного развития.

33.  Праксеология — наука о принципах и методах эффективной деятельности.

34.  Предмет макроэкономики - исследование поведения экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитная сфера, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявление зависимостей между важнейшими общеэкономическими показателями.

35.  Предмет науки - это то, что исследует, изучает та или иная наука.

36.  Предпринимательство - это деятельность по координации и комбинации факторов производства с целью обеспечения необходимых результатов, т.е. при меньших затратах средств получать наибольшие результаты.

37.  Предприятие или фирма - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке, выступает как определённая совокупность материальных и нематериальных ресурсов, с другой стороны, это организационно-правовая структура, которая владеет этими производственными ресурсами и управляет ими.

38.  Представитель власти - должностное лицо, обладающее правом предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в его подчинении по службе.

39.  Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками в денежном выражении.

40.  Приватизационный чек (ваучер) - это государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности, он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации.

41.  Приватизация - передача государственной или муниципальной собственности в коллективную или частную собственность, является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

42.  Приватизация государственной собственности - процесс передачи (на возмездной или безвозмездной основе) ресурсов и предприятий, принадлежащих государству или местным органам власти частным лицам или их группам, организованным в разных юридических формах для совместного хозяйствования (товарищества и общества).

43.  Принцип «нулевой суммы» — принцип, определяющий такое положе­ние в системе, когда приращение власти в одной части системы на определенную величину неизбежно приводит к потере власти в другой части системы на ту же величину.

44.  Принцип нейтральности государственного служащего отражение противоречия при организации государственного аппарата в буржуазных государствах, заключающегося в необходимости квалифицированного и потому несменяемого профессионального государственного аппарата и одновременно действующей многопартийности, при которой после выборов различные партии сменяются у власти, но государственный аппарат обязан выполнять свои функции невзирая на смену властвующих партий.

45.  Принципы государственного управления - закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп эле­ментов государственного управления (система онтологических элементов), выраженная в виде определенного научного положения, закрепленная в большинстве своем правом и применяемая в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

46.  Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

47.  Причины кризиса и распада централизованно планируемой экономики - в конечном счете, заключаются в экономической неэффективности реального социализма. Неспособность социалистической экономики воспринимать технический прогресс, достаточно быстро повышать производительность труда и привела к экономическому, а затем и системному поражению социализма в соревновании, борьбе с капиталистической системой на современном этапе.

48.  Проблема управленческая - сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов. Проблема требует изучения, анализа проблемной ситуации, получения полной информации, выработки концепции подхода к ее решению.

49.  Прогноз - научно обоснованное суждение о возможном состоянии (состояниях) объекта или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках их достижения.

50.  Программа - а) содержание и план деятельности, работ. б) Изложение основных положений и целей деятельности политической партии, организации, отдельного деятеля. в) Краткое изложение содержания учебного предмета. г) Перечень номеров, исполнителей, действующих лиц театральных, концертных и других представлений.

51.  Программно-целевой метод управления - совокупность приемов и способов согласования целей с имеющимися ресурсами. Разработка программы предполагает: построение дерева целей, мероприятий, определение ресурсов, сравнение альтернативных вариантов и выбор наилучшего.

52.  Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс.

53.  Проект социальный - совокупность расчетов для построения социального объекта по его модели. Реализация проекта требует наличия: а) замысла плана; б) управленческой концепции; в) разработки совокупности действий, исполнителей и средств не только определения целей, но и их достижения.

54.  Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Она включает в себя грузовой транспорт, дороги, электро-, газо- и водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание.

55.  Производство - это процесс создания благ (продуктов и услуг), необходимых человеку  и обществу для существования и развития.

56.  Пропаганда - распространение политических, философских, научных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.

57.  Протекционизм - экономическая политика государства, способствующая развитию национальной экономики путём ограждения её от иностранной конкуренции. Политика протекционизма предполагает, в частности, установление высоких таможенных пошлин на импортируемые товары, стимулирование экспорта местной продукции.

58.  Противоречие диалектическое - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития природы, общества и познания.

59.  Процесс - последовательная смена состояний, явлений, известная со­вокупность решений, действий, событий, приводящая к определенному ре­зультату, итогу.

60.  Процесс социальный - совокуп­ность однонаправленных и повторяю­щихся действий, которые можно выде­лить из множества других социальных действий.

61.  Процесс управления - управленческая деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленная на достижение определенных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих принципов и методов управления.

62.  Прямое государственное регулирование экономики - законотворчество и административное вмешательство, управление государственной собственностью.

63.  Прямые методы государственного регулирования цен - это непосредственные методы воздействия на субъекты ценообразования и уровни цен, это главным образом административно-правовые методы.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

 

 



Hosted by uCoz