Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Словарь

понятий и терминов муниципального управления[1]

Васильев А.А.

Нижний Новгород

2005

 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

1.       Кадастровый и технический учет (инвентаризация) (далее также - учет) объекта недвижимости - описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.

2.        Кадровая политика — а) в широком смысле — это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией муниципальных органов; б) в узком смысле — это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознаваемых), реализуемых, как в процессе непосредственных взаимодействий между муниципальными служащими, так и во взаимоотношениях между ними и муниципальными органами в целом.

3.       Кадровая служба – отдельная структура или совокупность специализированных структур и подразделений, включая их служащих, призванные управлять муниципальным персоналом в рамках избранной кадровой политики.

4.        Кадровый менеджмент - одно из направлений современного менеджмен­та, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового по­тенциала. В системе кадрового менеджмента можно выде­лить: оперативный уровень управления (доминирует кадровая работа), тактический уровень управления (доминирует управление персоналом, стратегический уровень управления (доминирует управление человече­скими ресурсами), политический уровень управления муниципальной организацией (раз­работка и контроль за реализацией кадровой политики).

5.       Кадровый потенциал местного сообщества - состав квалифицированных специалистов, из которого в процессе самостоя­тельного решения местных проблем под свою ответственность отбира­ются, обучаются и с согласия населения выдвигаются кадры на муни­ципальную службу.

6.       Кадровый резерв — группа муниципальных руководителей и служащих, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требовани­ям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.

7.       Кампания экологическая – это система коллективных, организованных во времени и пространстве действий, с целью разрешение определенной экологической проблемы или конфликта на территории муниципального образования.

8.       Капитальный ремонт - ремонт, который вызван существенным разрушением, порчей либо износом основных составных частей, узлов или агрегатов имущества.

9.       Карта народонаселения - тематическая карта, отображающая социальный и экономический характер населения. Различают: а) карты размещения: людность поселений, плотность населения и т.п.; б) демографические карты: половой и возрастной состав, перемещения и естественное движение и т.п.; в) карты социальной структуры; г) этнологические карты: национальный состав, культура, быт, антропологические и лингвистические особенности и т.п.; д) карты расселения: размещение городских и сельских населенных пунктов и т.п.; е) социально-экономические карты: состояние и распределение трудовых ресурсов, социальный состав населения, уровень жизни и т.п.

10.   Карьера муниципального служащего – способ рационального использования персонала муниципальных органов и потенциала конкретного муниципального служащего, удовлетворения его потребностей по мере повышения уровня квалификации, опыта, развития способностей, изменения системы мотивов и потребностей.

11.   Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение, уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.

12.   Категории муниципального управления – это общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения муниципального управления.

13.   Категории регулирования государственными и муниципальными органами – можно выделить следующие три категории регулирования: а) экономическое регулирование, которое непосредственно влияет на принятие рыночных решений, таких как установление цен, конкуренция, вход на рынок и выход с рынка; б) социальное регулирование, которое направлено на защиту здоровья и безопасности населения, на охрану окружающей среды и обеспечение единства общества; в) административное регулирование, представляет собой набор формальных административныхз требований, с помощью которых государство собирает информацию и осуществляет воздействие на принятие индивидами экономических решений. Эти формальные требования могут оказывать существенное влияние на функционирование частного сектора.

14.         Качество - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую, предметы перестают быть тем, что они есть.

15.   Качество жизни – степень развития и удовлетворения потребностей и интересов людей. В оценочной форме выражается как высокая, средняя и низкая, охватывает фактически все стороны человеческого существования, включая содержание, формы и результаты трудовой деятельности, уровень благосостояния, реализацию свободы личности, демографические, этнографические и экологические условия, состояние здравоохранения, доступ граждан к участию в общественно-политической жизни, состояние образования, условия отдыха, использование свободного времени; благополучие семьи, возможность воспитания потомства и др.;  – это качественная сторона удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в сопоставлении с уровнем или стандартом жизни.

16.   Качество муниципального управленческого решения – это совокупность свойств, обеспечивающих его способность выполнять свое назначение в процессе муниципального управления.

17.   Качество управления - комплекс характеристик управления, отражающих потребность и возможность высокой социально-экономи­ческой эффективности управления.

18.   Квалификационная характеристика – краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемым к муниципальным должностям.

19.   Квалификация – уровень освоения профессии или специальности, характеризуется по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенной сложности; - степень профессиональной готовности к вы­полнению определенных видов деятельности.

20.   Квартал - часть городской (поселковой) земли, ограниченной проездами (улицами, переулками), бульварами, площадями и др. Используется для проживания, хозяйственных, культурных и других потребностей населения.

21.   Квартал (жилая группа) - часть микрорайона, представляющая собой группу жилых домов с необходимым набором объектов и площадок коммунального назначения. Границы квартала (жилой группы) определяются генеральным планом микрорайона или схемой застройки квартала.

22.   Квартальный комитет - выборный орган ТОС, координирующий деятельность домовых (уличных) комитетов и осуществляющий непосредственную деятельность в пределах своей компетенции на самоуправляемой территории. Является основным звеном в системе ТОС и составной частью местного самоуправления населения.

23.   Кейс-стади (case study) – активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных ситуаций из практики будущей деятельности слушателей. Широко используется в повышении квалификации муниципальных служащих.

24.   Кибернетика – наука о системах управления в технических устройствах, живой природе, обществе; базируется на взаимодействии наук (математической логике, теории вероятностей, информатике и др.), общности функций и структур у живых организмов и искусственных устройств, формализуемых с помощью математического описания.

25.         Классификация - система соподчиненных понятий некоторой области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Она используется в теории муниципального управления.

26.         Классы - это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

27.         Климат (социально-психологический) - комплекс­ная характеристика социально-психологических отношений, существу­ющих в органах местного самоуправления и местном сообществе.

28.   Коалиция – это совет общественного самоуправления (СОС), структурно состоящий из первичных органов ТОС (домкомов, уличкомов и др.), ТСЖ (МЖК, кооперативов), ООС (женсоветов, многодетных, ветеранов, инвалидов и др.).

29.   Коллегия администрации – консультативный совещательный орган, образованный при главе муниципального образования в составе руководителей структурных подразделений администрации. Она создается по двум причинам. Во-первых, нередко бывает так, что цели четко не определены, а оперативные задачи подразделений - противоречивы, а когда цели неясны и несовместимы, руководители не могут прийти к единому мнению о приоритетах проблем. Поэтому они непременно должны собраться вместе, и решить за какие проблемы следует браться в первую очередь. Второй причиной создания коллегии является то, что каждый из руководителей, конечно же, стремится быть рациональным, но, тем не менее, ему не избежать ограничений, связанных с факторами, описанными выше. Они не обладают достаточным временем, средствами или интеллектуальными возможностями, чтобы идентифицировать все показатели и воспринять всю информацию, относящуюся к решаемой проблеме.

30.   Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) – социальная общность или группа людей, объединенных на основе общественно значимых целей, определенной ориентации, совместной деятельности и общения. Может быть производственным, общественным и территориальным.

31.    Коллективные обращения - обращение двух и более лиц в письменном виде, принятое на митинге или собрании подписанное ими и имеющее общественный характер.

32.   Комитет общественного самоуправления (КОС) - орган ТОС, формируемый в результате назначения органами местного самоуправления или кооптации его членов (без выборов непосредственно населением).

33.    Коммерческая организация - организация, преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и ее распределения между своими участниками, является частью экономической сферы муниципального образования.

34.   Коммунальная организация - организация: а) осуществляющая электроснабжение, отопление, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, озеленение, благоустройство и очистку стоков и санитарно-гигиеническую очистку придомовых территорий; б) обслуживающая объекты коммунальной инженерной инфраструктуры.

35.   Коммунальное (местное) самоуправление Германии - правовой основой формирования местного самоуправления в Германии явился прусский Устав городов, введенный фон Штейном в 1808 году. Он предполагал развитие системы Общинного самоуправления: наряду с представительным городским органом образовывался коллегиальный исполнительный орган – магистрат. Его возглавлял бургомистр, который являлся одновременно и председателем представительного органа власти. Уже в реформе местного самоуправления прослеживается идея устранения параллелизма органов правительственных и органов местного самоуправления, спивающихся как бы в одну целостную организацию. Согласно уставу органы местного самоуправления получили обязанность решать местные дела не только от своего имени, но и по поручению государства. Местные органы власти в настоящее время образуются в районах, городах в ранге районов и общинах. Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли, таким образом, являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций. В отличие от англо – саксонской модели местного самоуправления на германские коммуны распространяется принцип общей компетенции.

36.   Коммунальное предприятие - предприятие, обеспечивающее население водой, электроэнергией, газом и другими товарами и услугами первой необходимости. Как правило, является естественными монополистом на местном уровне, и его деятельность регулируется региональными и местными органами.

37.   Коммунальные платежи - платежи населения и арендаторов помещений за пользование коммунальными услугами.

38.   Коммунальные услуги - водоснабжение и канализация, подача электрической и тепловой энергии (отопление, горячее водоснабжение), газа, вывоз бытовых отходов;  - доводимые до потребителя в жилище услуги по электроснабжению, водоснабжению и водоотведению, газоснабжению, теплоснабжению. Они: а) создают комфортность проживания; б) способствуют осуществлению жизнеобеспечения и поддержания необходимого санитарного состояния городов и иных поселений.

39.              Коммуникация  (от лат. Communicato – связь) это процесс (совокупность процессов) передачи сообщения (информации) от источника к приемнику (получателю) по каналам связи. Коммуникация позволяет информации выполнять ее управленческую функцию;

40.    - информационное взаимодействие субъектов (личностей и организаций), характе­ризуемое следующими признаками: суверенитетом участников взаимо­действия; суверенитетом их ценностных ориентации, интересов, пред­ставлений об объекте взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью каналов равноправного информационного об­мена; технологической обеспеченностью равного уровня информаци­онной полноты о предмете взаимодействия; - процесс взаимодействия людей посредством информации с участием тех человеческих качеств (долга, ценностей, интересов, мотивов и пр.), которые определяют деятельностное вос­приятие информации.

41.         Компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений - это: 1) учет муниципального жилищного фонда; 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; 9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; 10) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

42.              Компетенция – совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного муниципального органа, определяющих его место в системе муниципальных органов; - комплекс необходимых знаний, навыков и информации для решения местных проблем.

43.              Компетенция местного самоуправления и ОМС – это совокупность их полномочий, установленных Конституцией, законами и другими нормативно-правовыми актами, в соответствии и в рамках которых они осуществляют свою деятельность в тех или иных сферах местной жизни, в пределах соответствующих муниципальных образований.

44.   Компетенция органов местного самоуправления – это совокупность их полномочий, установленных Конституцией, законами и другими нормативно-правовыми актами, в соответствии и в рамках которых они осуществляют свою деятельность в тех или иных сферах местной жизни, в пределах соответствующих муниципальных образований. Здесь под полномочиями понимаются предметы ведения МС и тот круг юридических прав и обязанностей, который закреплен за органами МС законом. (ст. 71, 72, 73 Конституции РФ; ФЗ 131 гл. 3,4)

45.    Компромисс (от лат. compromissum) - это соглашение на основе взаимных уступок.

46.   Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, причем отдельные части этого комплекса (например, квартиры) находятся в частной собственности отдельных граждан или юридических лиц, а остальные части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности всех домовладельцев в доме. Общее имущество включает в себя: межквартирные площадки, лестничные клетки, лестницы, лифты и лифтовые шахты, крышу, технические этажи и подвалы, исключая нежилые помещения, прилегающие к здания земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, в также иные объекты, предназначенные для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества кондоминиума и служащие его использованию.

47.    Конечный показатель деятельности    количественный или качественный общественно значимый результат деятельности муниципального органа или муниципальных услуг, оказываемых этим органом.

48.   Конкуренция - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - важный элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Конкуренция - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Конкуренция – соперничество субъектов (личностей или организаций), стремление к деловому превосходству или доминированию. Особенно ярко проявляется в период выборов между кандидатами. Имеет место и между муниципальными образованиями за инвестиции.

49.   Конкурс – а) порядок подбора муниципальных служащих на определенные должности в муниципальных органах; б) способ приватизации; в) способ реализации муниципального заказа или гранта.

50.   Конкурсная комиссия по муниципальным грантам  - это временный коллегиальный орган, образуемый грантодателем, осуществляющий выбор грантополучателей на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством, а также, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

51.   Консенсус - достижение согласия по спорным вопросам.

52.   Консьюмеризм - организованное движение граждан и государственных (муниципальных) организаций за расширение прав покупателей и усиление возможности их воздействия на продавцов и производителей товаров.

53.   Контингент дохода - сумма конкретного вида налога либо иного платежа, взимаемого на территории муниципального образования

54.   Контроль - одна из основных функций управления, предполагающая наблюдение за управляемыми процессами, проверку качества, установле­ние отклонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации.

55.   Контроль муниципального управления – один из необходимых этапов управленческого цикла, назначение которого – выявление отклонений фактических параметров управляемой системы от желаемых (цели, задания, нормы и т.д.).

56.   Контрольно - ревизионная комиссия (КРК) ТОС - выборный орган ТОС, обладающий полномочиями по контролю за деятельностью органов ТОС и его формирований по вопросам финансово-экономической деятельности и законности принимаемых ими решений.

57.   Конференция – сбор представителей (по установленной квоте) правоспособного населения определенной территории для обсуждения и решения местных вопросов (в том числе и выборов органов ТОС).

58.   Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне, сделать то же самое; - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. При анализе конфликта выделяют: а) субъектов конфликта - участников конфликтного взаимодействия; б) объект конфликта - предмет противодействия у участников конфликта; в) инцидент - причина столкновения интересов. Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент; - столкновение различных интересов противоборствую­щих лиц, дезорганизующих социальное пространство местного сообщества.

59.   Конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период.

60.   Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) - это система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования или деятельности и указываются пути их достижения.

61.   Концепция “инновационного обучения” предполагает не только школьное, профессиональное или высшее образование, но и широкий общий подход к жизненному поведению и мировоззрению муниципального служащего, основанный на “человеческой инициативе”. Воспитание и развитие сознания должно быть “опережающим” вместо нынешнего “запаздывающего”, которое не соответствует духу времени, а лишь адаптирует его к уже свершившимся фактам. Необходимо обучать муниципальных служащих адекватному поведению в условиях новых ситуаций, предвидению будущего, оценке последствий принимаемых решений, активному участию в формировании будущего.

62.   Концепция развития местного сообщества - опре­деленный характер понимания местных проблем, обоснование и виде­ние центральной идеи - целостного развития местного сообщества. На ее основе разрабатываются стратегии. Концепция задает стратегии достижения цели, она обеспечивают их реализацию, разрабатывает техно­логии получения оптимального результата при наименьших затратах.

63.   Кооперация труда – это форма организации сложной  деятельности основана на привлечения в единый, взаимосвязанный трудовой процесс работников (группы, подразделений), специализирующихся на различных видах деятельности, в результате процессов разделения труда, специализации и интеграции разнородных социальных групп (отдельных людей) и координации их работы, в результате чего возникает синергический эффект (умножение потенциалов). Характерна для муниципальных органов.

64.   Координация — функция управления, содержанием которой является упорядочение поведения системы во внешней среде; - обеспечение и поддержание взаимодействия между различными частями организации или различными организациями для достижения большей согласованности деятельности; согласование действий элементов внутри социальной системы (ТОС) и внешних систем (ОМС) по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей.

65.   Корпоративная (организационная) культура местного сообщества - система формальных и неформальных пра­вил, норм жизнедеятельности, обычаев, нравов, традиций, инди­видуальных и групповых интересов, особенностей поведения жителей, отличающаяся показателями удовлетворенности условиями жизни, уровнем взаимного сотрудничества, идентифицирование людей с со­обществом и целями его развития.

66.         Корпоративные (ассоциированные) доноры - финансируются из средств компании, с которой они ассоциированы. (Xerox Foundation, Apple, Hewlett-Packard, GM и др.). Обычно предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании. Иногда сами корпорации проводят грантовые конкурсы (Ford).

67.   Корпоративный сектор - сектор экономики, охватывающий хозяйственную деятельность предприятий.

68.   Корпоратизм — принцип организации общественной жизни на основе свободного взаимодействия людей в социальной организации, синтез новейших достижений капиталистического и социалистическо­го образа жизни, вбирающий в себя жизнеспособные элементы част­ного и общественного способов производства, утверждающий баланс интересов в обществе и открывающий простор инициативе разных субъектов социального действия.

69.   Корпорация - а) объединение или сообщество, созданное для реализации специфических интересов, которые отражены в нормах и прин­ципах совместной деятельности; б) акционерное общество, созданное для объединения капитала и организации экономической деятельности.

70.   Коттедж - городской или сельский одноквартирный жилой дом с прилегающим участком земли. Обычно коттеджи объединены общественным бассейном, зеленой зоной и автостоянкой.

71.   Коэффициенты воспроизводства населения - показатели, дающие обобщенную количественную оценку интенсивности процесса замещения поколений.

72.   Коэффициенты интенсивности демографических процессов - показатели, характеризующие течение демографических процессов в населении в целом и в отдельных поколениях. Различают коэффициенты рождаемости и смертности, прибытий и выбытий, брачности и разводимости.

73.   Коэффициенты скорости изменения населения - демографические показатели, характеризующие скорость изменения населения в целом как совокупности людей, постоянно изменяющейся под влиянием демографических событий, увеличивающих или уменьшающих совокупность. Различают коэффициенты роста, прироста, общего прироста, естественного прироста, миграционного прироста населения.

74.   Красная линия - условная граница, отделяющая территорию магистралей, улиц, проездов и площадей от территорий, предназначенных под застройку; – линия, которая устанавливается посредством проектов планировки, совмещенных проектов планировки и межевания и обозначает границы земельных участков общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные) и линейных объектов (включая магистральные трубопроводы, внеплощадочные сети инженерно-технического обеспечения).

75.   Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) – это крайнее обострение противоречий развития организации; нарастающая опасность банкротства, ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, политической и др. подсистем муниципального образования; переломный момент в процессах изменений. По этой причине появилось новое направление в муниципальном управлении - антикризисное.

76.   Критерии оценки эффективности муниципального управления - конкретные признаки, на основе которых производится оценка состо­яния местного сообщества, уровня его социального, экономического и духовного развития.

77.   Критерии эффективности управления - это признаки, грани, сто­роны, проявления муниципального управления, посредством анализа которых можно определять его уровень и качество, и соответствие по­требностям и интересам местного общества. В этом их главное отличие от показате­лей, раскрывающих меру, количественные параметры соответству­ющих признаков.     

78.    Критерий - это некоторая функция от состояния муниципального образования, отражающая цели его функционирования в определенный отрезок времени.

79.   Критерий качества  - создание (абстрактное) некоторой функции риска в управлении, которая должна быть в процессе оптимизации минимизирована (как экстремальная задача).

80.         Культура - это процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни; - это мера человеческого в человеке; - система ценностей, господствующих в обществе, корпорации или коллективе. Совокупность отношений, определяемых ценностями, традициями, социальными нормами поведения, коллек­тивными привычками и установками.

81.   Культура муниципального управления – системная, обобщенная характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности муниципальных служащих.


[1] В данном перечне основных понятий и терминов, некоторые заимствованы из действующих нормативных актов, некоторые – у ученых–специалистов в соответствующих областях. Часть, являются авторскими. Все термины и понятия рассматриваются применительно к теории и практике муниципального управления.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Дискусия: купить соль для животных. Где купить соль оптом в Украине?
Hosted by uCoz