Главная Предыдущая Оглавление Следующая
понятий и
терминов муниципального управления[1]
Васильев А.А.
Нижний Новгород
2005
А Б В Г
Д Е Ж З
И Й К Л М Н
О П Р
С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
1. Маневренный фонд - разновидность жилищного фонда временного пользования,
предоставляемого на основании двухстороннего договора, основанного на срочном и
безвозмездном пользовании недвижимым имуществом, принадлежащим собственнику.
2. Маркетинг - управление, ориентированное на рынок и построенное
на анализе рыночных процессов, разработки вариантов поведения организации на
рынке.
3.
Маркетинг ТОС –
осуществляемое органом ТОС управление спросом на результаты своей деятельности.
Включает в себя: исследование и анализ потребностей в ней, ряд основанных на
результатах этого анализа действий, направленных либо на приспособление к этим
потребностям, либо на манипулирование ими и поведением потенциальных
потребителей, либо на то и на другое одновременно. Может быть прямой маркетинг
(маркетинг результатов труда – товаров и услуг) и непрямой маркетинг
(маркетинг имиджа органа ТОС и реализуемых программ).
4. Маркетинговая антикризисная программа — комплекс мероприятий, которые следует
выполнить какой-либо организации или муниципальному образованию, для
стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса неплатежеспособности
(неуправляемости, неконкурентоспособности).
5. Мегалополис - наиболее крупная форма расселения,
образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.
Мегалополис не представляет собой сплошной застройки, 9/10 его территории -
открытые пространства. В застроенных частях мегалополиса плотность населения
очень высока, и все части связаны экономически. Наиболее известными
мегалополисами являются: а) Токайдо: Токио - Осако (Япония); б) нижнее и
среднее течение Рейна (Германия, Нидерланды); в) Лондон-Ливерпуль
(Великобритания); г) район Великих Озер (США, Канада); д) Сансан: Сан-Франциско
- Сан-Диего (США); е) Босваш: Бостон - Вашингтон (США).
6.
Межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений.
7. Менеджер – нанятый по контракту управляющий предприятием, учреждением, организацией, их
структурными подразделениями; профессионал в сфере управления, наделенный исполнительной властью.
8. Менеджер по персоналу — специалист, призванный эффективно
использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии
организации.
9. Менеджмент
(от англ. management - управление, заведование, организация) - теория и
практика управления организацией в интересах достижения ее целей. Успех
менеджмента в предпринимательстве породил потребность его применения в
социальных организациях, не связанных с бизнесом, в т. ч. в местных
сообществах, в органах местного самоуправления; – совокупность принципов, форм,
методов, приемов и средств управления производственным процессом и персоналом с
использованием достижений науки управления.
10. Менталитет - характеристика индивидуального и общественного
сознания, образ мыслей, определяющий модели поведения, отношение к действительности,
восприятие идей. Определяет многие особенности муниципального управления.
11.
Мероприятия по организации социальной
защиты -
а) индексация цен и доходов населения; б) компенсационные выплаты и пособия
наименее защищенным слоям населения; в) установление минимального заработка и
др.
12. Местное самоуправление – самостоятельное и под свою ответственность,
непосредственно или через органы муниципального управления (местного
самоуправления) деятельность населения по решению местных вопросов, исходя из
интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
13. Местное
сообщество - население, проживающее в муниципальном образовании,
объединенное общей территорией, едиными условиями жизни и общими интересами в
самостоятельном (под свою ответственность) решении вопросов местного значении;
.– это население муниципального образования, имеющее
недвижимую собственность на его территории и уплачивающее налоги в местный
бюджет; - составляет население, постоянно
проживающее на территории муниципальных образований, объединенное общими
интересами в решении вопросов местного значения через свои представительные и
иные органы. Муниципальные образования являются территориальными объединениями
местных сообществ.
14. Местное
управление – управление определенной
территорией органами, назначаемыми из регионального
центра.
15. Местное хозяйство
- хозяйственная деятельность, связанная с преобразованием материальной среды,
среды обитания на территории муниципального образования. Субъектами местного хозяйства
выступают: домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления,
общественные некоммерческие организации граждан. Их цель — жизнеобеспечение
граждан, благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества.
16.
Местной
чрезвычайной ситуацией является та, в результате которой пострадало свыше 10, но
не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не
более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более
5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной
ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта,
города, района.
17. Местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
18. Местные власти - население соответствующей локальной территории (муниципального
образования), обладающее собственными властными полномочиями в отношении этой
территории и реализующее указанные полномочия как непосредственно, так и через
делегирование их своим представителям — муниципальным органам власти.
19. Местные налоги и сборы – налоги и сборы, вводимые в действие нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления и
обязательных к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
20. Местные финансы -
совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов
местного значения.
21. Местный бюджет
- бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение
которого осуществляют органы местного самоуправления.
22. Местный интерес – коллективный, корпоративный, общий
интерес местного сообщества.
Местный (публичный) интерес начинается
там и тогда, где и когда удовлетворение потребностей и реализация способностей
индивидов превосходит возможности самих индивидов. Местный (публичный) интерес заканчивается там и тогда, где и
когда удовлетворение потребностей и реализация способностей индивидов выходят
за пределы возможностей местного сообщества.
23. Местный референдум - высшее непосредственное выражение власти местного сообщества,
выявление путем местного голосования воли населения по вопросам местного
значения; – непосредственное выражение воли населения по вопросам местного
значения и обязательное для исполнения муниципальными органами.
24.
Метод - способ
построения и обоснования систем знания; совокупность приемов и операций
практического и теоретического освоения действительности.
25. Метод исследования – это способ применения старого знания для получения нового знания.
Является орудием получения научных фактов.
26. Метод управления - способ воздействия на
человека и группу, который определяется выбором и использованием действующих
рычагов и их ролью в деятельности человека. Необходимо отличать методы
управления от методов, используемых в процессах управления (методов анализа,
расчета, моделирования, оценки и пр.).
27. Метод экспертных оценок – метод прогнозирования, основанный на достижении
соглашения группой экспертов.
28.
Методология - система
принципов и способов организации и построения теоретической и практической
деятельности; учение об этой системе.
29. Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах
научно-исследовательской работы.
30. Методология - а)
учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; б) принципы построения методов, их
научное обобщение; например, “методология управления”, “методология
планирования”, “методология учета”, “методология контроля”.
31. Методы муниципального права - это преобладание публично-правовых методов
правового регулирования, но в сферах правового регулирования местного
самоуправления, которые касаются деятельности его органов как юридических лиц,
управлении муниципальной собственностью, местными финансами, используются, как
правило, частноправовые методы. В муниципальном праве характерно использование
в механизме правового регулирования таких способов правового воздействия как дозволение и обязывание.
32. Методы муниципального управления - способы и приемы управленческой деятельности
муниципальных органов, направленные на обеспечение жизнедеятельности населения
муниципального образования; - совокупность приемов и способов воздействия на
управляемые объекты местного сообщества для достижения поставленных целей. К
ним относятся: самоуправление, социально-экономические, социально-психологические,
организационно-административные методы.
33. Методы оценки труда - способы количественного и качественного
измерения трудового участия служащих в деятельности муниципальной организации
и сопоставления с заданными нормами труда. Для оценки труда могут
использоваться различные подходы, ориентированные на анализ поведения
служащих, измерение объема производственного продукта, соблюдение заданных
правил и норм, соответствие должностной инструкции.
34. Механизм муниципального управления – это совокупность органов и учреждений, посредством
которых осуществляется управление муниципальным образованием.
35. Механизм территориального самоуправления – способ организации
самоуправления общественными делами территории, где эффективно взаимосвязаны методы,
средства и принципы самоуправления, что обеспечивает реализацию задач и
достижение целей самоуправления.
36. Меценатство – добровольная бескорыстная деятельность
физических лиц по материальной, финансовой и другой поддержке приобретателей благотворительной
помощи.
37.
Микрорайон – самостоятельная часть
жилого района, представляющая собой комплекс объектов жилого, социально -
бытового, рекреационного, коммунального назначения и объектов инженерной
инфраструктуры для удовлетворения каждодневных потребностей жителей. Границы
микрорайона определяются проектом детальной планировки (ПДП) жилого района; -
структурно-планировочная единица членения территории города, состоящая из жилых
зданий и учреждений обслуживания.
38. Микроэкономика - один из двух основных разделов
экономикс, изучающий поведение отраслей, фирм, домохозяйств и других
экономических единиц, а также их взаимодействие на рынках, в результате
которого формируются цены на конкретные товары и услуги и на факторы
производства.
39. Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных
услуг в денежном выражении, предоставляемых на душу населения, за счет средств
бюджета.
40. Минимальные
государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на
безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех
уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов)
гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей
территории РФ.
41. Минимальные социальные стандарты - муниципальные услуги, предоставление которых
гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из
бюджета муниципального образования гарантируется государством на определенном
минимально допустимом уровне.
42. Минимальный местный бюджет – расчетный объем доходов и расходов местного
бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты.
43. Миссия (стратегические установки,
предназначение) муниципального образования – основное назначение, определяющее смысл его
существованию: то главное, что оно предоставляет и обеспечивает своему
населению сейчас и в последующем его потомкам, памяти предков, а также
региону и Российской Федерации.
44. Миссия муниципальной организации — утверждение, раскрывающее смысл ее
существования, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства
перед населением.
45. Многоквартирный
жилой дом - жилой дом,
жилые ячейки (квартиры) которого имеют выход: а) на общие лестничные клетки; б)
на общий для всего дома земельный участок. В много квартирном доме квартиры
объединены: а) вертикальными коммуникационными связями: лестничные клетки,
лифты; б) горизонтальными коммуникационными связями: коридоры, галереи.
46. Модели кадрового менеджмента — описание трех, исторически последовательно
возникавших, способов деятельности менеджера по персоналу: а) как попечитель
своих работников, помогающий линейным руководителям проводить эффективную
политику организации в отношении наемных работников; б) как специалист по
трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры, отвечающий за
осуществление административного контроля за соблюдение наемными работниками
условий трудового договора, учет должностных перемещений, а также регулирование
трудовых отношений при переговорах с профсоюзами; в) как «архитектор кадрового
потенциала» организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации
долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационное и
профессиональное единство составляющих кадрового потенциала организации.
47. Модели ТОС – зависят от выполняемых функций; выделяются три
модели: ТОС - как общественная
организация, как полномочный орган территории, как полноценный субъект местного
самоуправления.
48. Модель –
условный образ или представление предмета, системы или
идеи в форме, отличной от формы целого (предмета, системы, идей и т.п.). Модели
могут быть логическими, физическими, экономико-математическими; - аналог
определенной части действительности, объекта, его заместитель. Создается для
изучения объектов, которые труднодоступны, или их изучение связано с серьезными
затратами.
49. Мозговая
атака - метод разработки
нетрадиционных управленческих решений, построенный на стимулировании
интеллектуальной и творческой активности участников принятия решения.
50. Мониторинг -
наблюдение, оценка,
анализ и прогноз состояния отдельных процессов в муниципальном образовании, а
также природной и общественной среды в целом; - систематическое отслеживание процессов или тенденций, постоянное
наблюдение с целью своевременной оценки возникающих ситуаций.
51.
Монополистическая
деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству
действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение,
ограничение или устранение конкуренции.
52. Мораль — совокупность принципов и норм,
усвоенных человеком и служащих для внутренней оценки своих поступков.
53.
Мораль, нравственность (от лат. moralis —
нравственный, mores — нравы) — образцы поведения, принятые в обществе. Термины
М. и Н. обычно употребляются как синонимы. К Гегелю восходит попытка их
разведения. В этом случае под Н., обычно, понимается объективная, вневременная,
общечеловеческая совокупность идеальных норм поведения, общения и
взаимоотношений, а под М. — исторически изменчивое, несовершенное воплощение Н.
норм во времени и пространстве.
54. Мотив - побудительная причина поведения и действий
человека: а) возникающая под воздействием его потребностей и интересов; б)
представляющая собой образ желаемого человеком блага.
55. Мотивация – это: а) динамический процесс
физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий
его направленность, организованность, активность и устойчивость; б) как функция
управления - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к
действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им
обязанностями и сообразно с планом; -
побуждение человека или группы к активной и эффективной деятельности,
использование мотивов поведения человека в управлении его деятельностью.
Мотивация является одной из важнейших функций муниципального управления.
56. Муниципализация собственности - это процесс передачи государственной или иной
собственности в муниципальную, т. е. передачу собственности от
государственного сообщества местному
сообществу, с одной стороны, и передачу местному сообществу
собственности частного предприятия
или группы частных предприятий с тем, чтобы освободить последних от
коммерческого способа управления и
организовать управление ею в
соответствии с требованиями местных
интересов, с другой.
57.
Муниципалитет
– в муниципальном праве европейских
государств – единица социально-территориальной структуры общества, обычно город и прилегающие к нему местности,
охваченной единой системой управления.
В муниципальном праве России
применяется адекватное понятие - “муниципальное
образование”.
58. Муниципальная власть – это система отношений по поводу местной власти, реализующая
муниципальные функции, основанная на аппарате принуждения. Она является
разновидностью как социальной, так и публичной власти, действует в пределах
муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами
муниципального управления и основана на нормах муниципального права.
59. Муниципальная гарантия -
способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого
соответственно муниципальное образование - гарант - дает письменное обязательство
отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается
государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими
лицами.
60. Муниципальная градостроительная политика – деятельность
муниципальных органов по управлению развитием и регулированию
строительно-инвестиционных процессов на территории муниципального образования в целях
формирования благоприятной среды обитания.
61. Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального
образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного
значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.
62. Муниципальная жилищная политика
реализуется по следующим направлениям: а)
содействие новому строительству. Сюда также относится
строительство жилья для сдачи его в аренду, стимулируемое государством
в целях выравнивания региональных и структурных различий в обеспечении жильем и
целевого пополнения жилищного фонда. Содействие жилищному строительству
может осуществляться как прямо (через выделение соответствующих ассигнований),
так и косвенно (например, через налоговые льготы застройщикам). При этом важным
элементом является поддержка индивидуальных застройщиков; б) политика в отношении имеющегося жилищного
фонда. Сюда относятся ограничение роста квартплаты, затруднение расторжения
существующих договоров об аренде жилья, защита прав квартиросъемщиков, запрет
отчуждения квартир под офисы, введение штрафов в отношении квартиросъемщиков,
которые без должных оснований используют принадлежащий общинам жилой фонд для
малоимущих, содействие модернизации жилого фонда, мероприятия по реставрации и
развитию города; в) муниципальное пособие
для покрытия расходов на наем жилья. Оно является основным элементом системы
поддержки малоимущих квартиросъемщиков и позволяет им арендовать помещения у
домовладельцев. Основой для установления ставок квартплаты могут быть таблицы
стоимости найма квартир, подготавливаемые и регулярно обновляемые органами
местного самоуправления. Приведенные в них размеры ставок рассчитываются по
определенным характеристикам жилищного фонда, таким, как размер, состояние,
месторасположение, срок эксплуатации жилья; г) надзор за жилищной сферой, который нацелен на обеспечение
гарантированного стандарта качества жилья и оказание помощи в критических
ситуациях.
63. Муниципальная земельная политика - деятельность
муниципальных органов по распоряжению своей территорией в соответствии с
различной градостроительной ценностью земель в целях достижения условий
комфортного проживания, производственной деятельности и социокультурного
развития для большинства местных жителей.
64. Муниципальная информационная система –
организационно оформленная совокупность видов информации, каналов связи и
технических средств, обеспечивающих взаимосвязь между элементами муниципальной
системы управления в целях ее эффективного функционирования и развития.
65. Муниципальная казна – средства муниципального бюджета, а также иное муниципальное
имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
66. Муниципальная
культурная политика -
совокупность принципов и норм, которыми руководствуются местные органы в своей
деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама
их деятельность в области культуры.
67. Муниципальная логистика – это одно из направлений муниципального
управления, представляющее систему организации, планирования и управления
материальными и информационными потоками в различных подсистемах и сферах
муниципального образования.
68. Муниципальная
политика – это искусство
управления муниципальным образованием, ведение муниципальных дел, содержание
деятельности муниципальных органов власти; - это цели и задачи деятельности
муниципальных органов в различных сферах муниципального образования; - основные
принципы, нормы и деятельность местных органов по реализации муниципальной
власти. По отношению к муниципальному образованию различают внутреннюю и
внешнюю политики; - система принципов,
методов и ключевых направлений действий органов государственного управления и
местного самоуправления, ориентированных на создание взаимосвязанных
нормативно-правовых, финансово-экономических, организационных и социальных
условий жизнедеятельности местного сообщества, а также эффективных стимулов его
развития.
69. Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах
муниципального управления (местного самоуправления) по исполнению их
полномочий.
70. Муниципальная собственность - все имущество, находящееся в собственности
муниципального образования. Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 215,
пункт 1 определяет муниципальную собственность как «имущество, принадлежащее
на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным
образованиям»; – это собственность местного сообщества (территориального
коллектива) составляющего городское, сельское поселение, другое муниципальное
образование, представляет разновидность публичной собственности.
71. Муниципальная социальная политика – это формирование жизненного уровня населения, влияние
на воспроизводство человеческого капитала, оказание социальных услуг и развитие
социальной инфраструктуры на местном уровне.
72. Муниципальная статистика – направление деятельности органов местного самоуправления, связанное с организацией и
содержанием органов местной статистики.
73. Муниципальная целевая программа – увязанный по исполнителям, ресурсам и срокам
исполнения (в том числе с другими программами) комплекс производственных,
социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение
различных задач в области экономического, экологического, социального и
культурного развития муниципального образования.
74. Муниципальная
экономика - развивающаяся
в границах муниципального образования на базе сложившихся производительных сил
и производственных отношений стратегия и тактика хозяйственной деятельности
местных органов, охватывающие все звенья товарного производства, распределения,
товародвижения и потребления материальных благ; - особого рода экономические отношения граждан местного сообщества по
поводу производства, распределения и потребления товаров, продуктов и услуг,
которые производятся на данной территории.
75. Муниципальная
экономическая политика -
это взаимосвязанная совокупность
экономических целей и установок, а также способов их достижения, разработка и
реализация которых осуществляется местным сообществом и муниципальными
органами; - это деятельность и совокупность мер, проводимых местными органами
от лица местного сообщества в области производства, распределения, обмена,
потребления, накопления, экономического продукта (товаров и услуг) в
муниципальном образовании. Она включает в себя структурную, инвестиционную,
денежно-кредитную, социальную, научно-техническую, налоговую, бюджетную
политику; - система принципов, методов и
ключевых направлений действий органов муниципального управления,
ориентированных на обеспечение стабильного и многоукладного развития экономики
местного сообщества, позволяющего создать комфортные условия проживания
населения на определенной территории.
76. Муниципальное образование (правовое) - городское или сельское поселение, муниципальный
район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
77. Муниципальное образование (системное) - это сложная социально-экономическая
система, состоящая из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных
элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и
жизнеобеспечивающей подсистемы, обслуживающей функционирование, сохранение и
развитие муниципального образования
78. Муниципальное право
- отрасль права, совокупность правовых норм и институтов,
регулирующих определенные общественные отношения в области местного
самоуправления.
79. Муниципальное право как наука – это совокупность знаний, разработок,
исследований, опыт международного права в области местного самоуправления.
80. Муниципальное предприятие – это предприятие, находящееся в муниципальной
собственности и используемое в качестве инструмента экономической деятельности
органов муниципального управления.
81. Муниципальное унитарное предприятие – коммерческая организация, обладающее правом
хозяйственного ведения муниципальным имуществом, которое является неделимым и
не может быть распределено по вкладам (долям, паям).
82. Муниципальное управление - это
составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим
воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на
муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни его
населения.
83. Муниципальное управление как научная дисциплина – раздел управленческой науки, который на данном
уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей
школы.
84. Муниципальное управление как научная теория – система понятий, категорий и утверждений, которые
представляют собой отображение существующего управления муниципальным
образованием.
85. Муниципальное хозяйство – это комплекс расположенных в муниципальном
образовании предприятий, учреждений и организаций различной формы
собственности, удовлетворяющих социально-бытовые потребности населения; - это
совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории
муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение
коллективных (общественных) потребностей населения.
86. Муниципальное
экономическое развитие (МЭР) - структурная перестройка муниципальной экономики в соответствии
с потребностями населения. Основными показателем МЭР муниципального образования
считается увеличение показателей бюджета на одного жителя, свидетельствующее:
а) о росте эффективности использования имеющихся ресурсов; б) о росте среднего
благосостояния его жителей.
87. Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального
права общественные отношения, связанные с организацией и функционированием
местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других
муниципальных образованиях.
88.
Муниципальную
систему социальных служб составляют муниципальные предприятия и учреждения
социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного
самоуправления.
89. Муниципальные выборы – высшее непосредственное выражение воли населения
муниципального образования по поводу организации муниципальной власти.
90. Муниципальные гранты – денежные и иные средства местного бюджета, передаваемые безвозмездно
и безвозвратно гражданам и юридическим лицам, получившим по конкурсу право на
их получение, для реализации социальных проектов на территории муниципального
образования.
91. Муниципальные доходы – налоговые и
неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично
на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской
Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления
в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в
местные бюджеты.
92. Муниципальные заимствования - это привлекаемые заемные средства, в том
числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном местным
представительным органом в соответствии с требованиями федеральных законов и
иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
93. Муниципальные займы – это денежные ресурсы, привлеченные для покрытия
дефицита муниципального бюджета от физических и юридических лиц на основании
заключенных договоров, по которым возникают долговые обязательства
муниципальных образований как заемщиков или гарантов.
94. Муниципальные нужды - потребности муниципального
образования в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет бюджетных
средств, в т.ч. местного бюджета, и внебюджетных источников финансирования.
95. Муниципальные органы управления – это комплексная организация, представляющая собой
сложную многоэлементную систему, характеризующуюся тем, что каждый ее орган
взаимодействует со своим элементом муниципального образования, используя свои
стратегии преодоления неопределенности, а также структуру, принципы и методы
управления.
96. Муниципальные услуги – это общественно полезные функции, осуществляемые
органами муниципального управления, бюджетными учреждениями, а также блага и
услуги, предоставляемыми ими гражданам и юридическим лицам.
97. Муниципальные финансы – совокупность денежных средств, формируемых и
используемых для решения вопросов местного значения; - совокупность денежных
средств, которой располагает муниципальное образование для решения задач
экономики и местной социальной политики, возложенных на муниципальные органы
государством.
98. Муниципальные ценные бумаги – облигации, жилищные сертификаты, займы и другие
ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления.
99.
Муниципальные
центры социального обслуживания - это учреждениями муниципального
сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на
подведомственных территориях и находятся в их ведении.
100. Муниципальные экономические отношения - это отношения
членов местного сообщества в сфере производства, распределения и потребления
материальных продуктов и услуг на данной территории, особый способ производства
материальных и духовных благ, основанный на местных средствах (предметы и
орудия труда, местные работники).
101. Муниципальный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов
отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение,
а также контроль, за исполнением которого осуществляют органы муниципального
управления самостоятельно.
102. Муниципальный бюджетный процесс - регламентированная нормами процессуального
бюджетного права деятельность органов муниципального управления (местного
самоуправления) по составлению, утверждению и исполнению муниципального
бюджета, а также отчету о его исполнении.
103. Муниципальный
грант - целевое
финансирование, предоставляемое в денежной форме из средств местного бюджета на
безвозмездной конкурсной основе соискателям гранта для выполнения отдельных
социально значимых проектов с обязательным последующим отчетом о выполнении
проектов и об использовании предоставленных средств.
104. Муниципальный долг - обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), гарантий
(поручительств) по обязательствам третьих лиц, принятых на себя муниципальным
образованием, другие обязательства, а также принятые на себя муниципальным
образованием обязательства третьих лиц, обеспечиваемых муниципальным
имуществом, составляющим муниципальную казну.
105. Муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность муниципального образования
денежных средств, которые муниципальное образование обязуется возвратить в той
же сумме, а также платы (процента) на сумму займа.
106. Муниципальный заказ – соглашение между органом местного самоуправления и подрядной
организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет
средств местного бюджета; - правовое регулирование договоров по решению
местных проблем с целью достижения максимальной экономической эффективности
использования бюджетных средств и стимулирования развития конкурентных
отношений.
107. Муниципальный
заказ на жилищно-коммунальное обслуживание - это поручение (муниципального) заказчика а) по
производству и предоставлению жилищно-коммунальных услуг, б) по обеспечению
надежности объектов инженерной инфраструктуры с использованием средств бюджета.
108. Муниципальный
заказчик на жилищно-коммунальное обслуживание - орган или должностное лицо местного самоуправления,
уполномоченные формировать и размещать (муниципальный) заказ на предоставление
жилищно-коммунальных услуг на территории всего населенного пункта с
использованием средств бюджета.
109. Муниципальный
или местный и словосочетания с
этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других
объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного
самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением
местного самоуправления.
110. Муниципальный
конкурс (тендер) на социальный заказ - это публичное объявление о выплате
денежного вознаграждения или выдаче иной награды за лучшее выполнение работы
или достижение иных результатов.
111. Муниципальный консалтинг – это одно из направлений муниципального управления,
связанное с использованием научного знания, с целью повышения его эффективности.
112. Муниципальный контракт – это договор, заключенный органами муниципального
управления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организациями от
имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях
обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах муниципального
бюджета.
113. Муниципальный маркетинг – это одно из направлений муниципального управления,
представляющий систематизированный процесс, направленный на определение,
прогнозирование и удовлетворение социальных потребностей населения
муниципального образования.
114. Муниципальный менеджмент – это одно из
направлений муниципального управления, связанное с использованием инструментов
менеджмента (современных принципов, методов, средств и форм управления) с целью
повышения его эффективности; - способ управления, отрасль знания и
профессиональной специализации управляющих, менеджеров, входящих в
администрацию муниципального образования. Принципы муниципального менеджмента:
точность, пунктуальность, верность слову и взятым обязательствам, высокая
компетентность, ориентация на прибыль, доходность, на различные новации.
115. Муниципальный облигационный заем - форма привлечения денежных средств юридических и
физических лиц для финансирования программ и проектов развития муниципального
образования.
116. Муниципальный орган - представляет собой отдельную
структуру муниципальной власти, созданную населением для достижения целей и
реализации функций местного самоуправления.
117. Муниципальный
правовой акт - решение по вопросам
местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального
образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или)
должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное,
обязательное для исполнения на территории муниципального образования,
устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее
индивидуальный характер.
118. Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных
территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное
самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения
межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и
иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные
государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
119. Муниципальный
служащий - гражданин РФ, исполняющий
обязанности по должности в муниципальной службе за денежное вознаграждение из
местного бюджета.
120.
Муниципальный
социальный жилищный фонд – это жилые дома и
жилые помещения для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе
специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного
проживания и социального обслуживания указанных граждан. Он является составной
частью муниципального сектора социального обслуживания.
[1] В данном перечне основных понятий и терминов, некоторые заимствованы из действующих нормативных актов, некоторые – у ученых–специалистов в соответствующих областях. Часть, являются авторскими. Все термины и понятия рассматриваются применительно к теории и практике муниципального управления.
Главная Предыдущая Оглавление Следующая