Главная Предыдущая Оглавление Следующая
понятий и
терминов муниципального управления[1]
Васильев А.А.
Нижний Новгород
2005
А Б В Г
Д Е Ж З
И Й К Л М Н
О П Р
С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
1. Область социальной сферы – составная часть социальной сферы,
отражающая определенные социально значимые потребности, которые реализуются в
соответствующих отраслях социально-экономического и культурного развития
общества.
2.
Обобщение - мысленный переход от
отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой
- более общей. Используется в теории муниципального управления.
3. Образ жизни – это категория, обозначающая совокупность типичных
для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая
содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах
социальной и культурной жизни муниципального образования.
4. Образование –
это сфера деятельности муниципальных органов по обеспечению прав населения на
достижения различных установленных государством образовательных уровней
(образовательных цензов).
5. Обращения - это изложение в устной или письменной форме предложения,
заявления, жалобы, ходатайства
индивидуальные или коллективные в органы и к должностным лицам местного
самоуправления по вопросам местного значения.
6. Обременения - это
право на недвижимость, включающее право на залоги, аренду, сервитут,
ограничения, обязательства по договору, право удержания имущества, решения суда
об аресте имущества, передачу прав и другие установленные законодательством
права, налагаемые на недвижимость.
7. Обучение – двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, умений,
навыков, способа познавательной деятельности, осуществляемый обучающим и
обучающимся. Может происходить как в муниципальной организации, так и в
специальном учебном заведении; - целенаправленный и планомерный процесс
передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной
деятельности человека. Обучение - относительно постоянное изменение в
человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта.
8. Обучение персонала — кадровая программа развития персонала,
ориентированная на передачу новых знаний по важным для муниципальной
организации направлениям, умений разрешать конкретные ситуации и опыта поведения
в нестандартных ситуациях.
9. Общая теория
систем - фундаментальная наука,
формирующая методологические основания как системного подхода в целом, так и
теоретическую базу системного анализа конкретных системных объектов -
муниципального образования, его различных сфер.
10. Общее
имущество - в
домовладениях - неделимое имущество: а) находящееся в общей долевой
собственности домовладельцев или застройщиков; б) обслуживающее более одного
лица.
11. Общее собрание жилищного товарищества - высший орган управления жилищным товариществом,
действующий в соответствии с Уставом. Общие доходы - любые доходы ТСЖ,
получаемые им от совместного владения или управления любым видом коммерческих
предприятий или объектов, включая, без ограничений, доходы от совместного
владения любыми нежилыми помещениями или другой недвижимостью как частью
объектов совместного пользования.
12.
Общественная
необходимость - это характеристика вполне определенного, закономерного и по существу
упорядоченного состояния и развития общества, зависящая от совокупности
природных и социальных условий; - это проявление в жизни общества действия
объективных законов.
13. Общественная организация – объединение граждан для удовлетворения
и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных,
спортивных и других общих интересов.
14.
Общественная поддержка –
добровольная помощь, оказываемая различными социальными силами и группами
(населением, органами власти, политическими партиями, другими социальными
движениями и т.п.). Может быть моральной, финансовой, материально-технической и
др.
15.
Общественное бытие - это материальная
жизнь общества в совокупности ее условий и материальных отношений людей к
природе и друг к другу.
16. Общественное
мнение – совокупность свободно
выраженных суждений, взглядов, позиций и точек зрения множества людей
(несомненно, учитываемое муниципальными органами в своей деятельности).
17. Общественное
объединение -
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе граждан: а) объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения; и
б) законно реализующих право на свободу ассоциации. Общественные объединения
являются свободными коллективными образованиями, осуществляющими взаимодействие
гражданского общества и государства.
18.
Общественное
производство - это необходимый исторически обусловленный процесс формирования и
развития человека как общественного существа, включающий производство самого
человека, материальное и духовное производство. Как правило, происходит к
конкретном муниципалом образовании.
19.
Общественное сознание - это духовная жизнь
общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих
общественное бытие и влияющих на него.
20. Общественное
участие в принятии властных решений -
это
непрерывный процесс взаимодействия между общественностью и органами
муниципальной власти, на этапах подготовки и принятия, исполнения и контроля
решений.
21.
Общественные инициативы – это деятельность населения, реализуемая в формах
митингов, демонстраций, пикетирований и шествий в целях решения вопросов
местного значения.
22. Общественные
науки - совокупность
наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества.
23.
Общество - это форма совместной
жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же
время неразрывно с ней связанной. Проявляется на различных территориальных
уровнях
24. Община (родовая) – первичная форма социальной организации, возникающая на основе
кровнородственных связей. Община – носитель всей совокупности общественных
функций – производственной, семейно-бытовой, культурной и коллективистской.
25. Община (территориальная) – добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства
некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан – жителей
микрорайона, квартала, улицы, двора, или иного жилого комплекса, объединившихся
на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.
26. Общинная
собственность -
собственность, принадлежащая всему населению как целому.
27. Объект
- предмет, явление,
процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на
которые направлена деятельность, мысль, чувство и т.д. Объект противостоит
субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
28. Объект муниципального управления - муниципальное образование.
29. Объект социального заказа – социальная проблема (комплекс
социальных проблем), которая отражает социальные потребности определенной
целевой социальной группы.
30.
Объект ТОС –
это самоуправляющееся территория.
31. Объекты налогообложения - жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в
садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера,
яхты и другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства,
ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней
и лом таких изделии, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных
и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях
банков и других кредитных учреждениях, средства на именных счетах физических
лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности н
ценные бумаги в их стоимостном выражении.
32. Объем управления – количество сотрудников находящихся в непосредственном подчинении
руководителя.
33.
Обязанность ТОС
– это деятельность, которую оно выполняет, согласно уставу муниципального
образования, положения о ТОС и своего устава.
34. Ожидаемая
продолжительность жизни при рождении - для человека - среднее количество лет, которое прожил бы
новорожденный младенец при условии, что в каждом возрасте условия для
сохранения его жизни оставались такими, какими они были для соответствующей
возрастной группы в год его рождения. Показатель ожидаемой продолжительности
жизни отражает состояние окружающей среды на определенной территории, здоровье
ее населения, бытовые и прочие условия жизни, а также качество доступной
медицинской помощи по состоянию на определенный год.
35. Оперативное
управление – это решение текущих
вопросов.
36. Операция – непосредственно
практический акт решения определенной задачи в рамках данной процедуры в
процессе (фазе, этапе) управленческой технологии.
37. Операция с недвижимостью - это процедура, посредством которой права на
недвижимость устанавливаются, изменяются, передаются и прекращаются. Операции с
недвижимостью должны совершаться в соответствии с законами, действующими в
настоящее время в Российской Федерации.
38. Оплата жилья
- плата за выполнение работ по эксплуатации, текущему ремонту, санитарному
обслуживанию строения, оборудования, территории при найме жилья в домах
государственного и муниципального жилищного фонда.
39. Оплата услуг по
техническому обслуживанию - плата за
выполнение работ по эксплуатации, текущему ремонту, санитарному обслуживанию
строения, оборудования, территории в частном фонде.
40.
Опрос -
определение мнения населения на самоуправляемой территории по вопросам местного
значения с целью принятия решения органом ТОС или МС.
41. Опыт - совокупность знаний и умений,
приобретенных муниципальным служащим на основе и в процессе непосредственного
практического взаимодействия с коллегами и организациями по решению различных
вопросов.
42. Орган
общественной самодеятельности (ООС) –
это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является
совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту
жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей
неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и
реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его
создания.
43. Организатор
конкурса муниципальных грантов – структурное подразделение администрации муниципального
образования.
44. Организационная
культура муниципального предприятия -
совокупность ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, ориентиров,
разделяемых его персоналом.
45. Организационная
основа ТОС – это порядок образования
ТОС, формы, структуры и состав ТОС,
функции ТОС.
46. Организационная структура муниципального управления - состав, взаимосвязи и соподчиненность совокупности
структурных подразделений органов муниципального управления, выполняющих различные функции.
47. Организационное
поведение - поведение
человека, определяющееся его положением в организации (объем и масштаб
полномочий, функции, лидерство, роли, мотивация, удовлетворенность работой и
пр.).
48. Организационно-кадровый аудит — оценка соответствия структурного и
кадрового потенциала муниципальной
организации ее целям и стратегии развития.
49.
Организационно-правовые
формы деятельности – это формы, в
которых ОМС определенными методами и в определенном порядке реализуют свои
разнообразные функции и полномочия.
50. Организационно-распорядительные
технологии - способы формирования
мотивов поведения людей: а) осознанной необходимости общественной и трудовой
дисциплины; б) чувства долга и ответственности; в) причастности к принятию
решений на производстве и т.д. Организационно-распорядительные технологии
опираются на нормативно-правовые документы, и их базой служат организационные
воздействия.
51.
Организационные
методы деятельности – это приемы,
способы работы ОМС и должностных лиц местного самоуправления, с помощью которых
достигаются и решаются поставленные перед ними цели и задачи, т.е. каким
образом в рамках той или иной организационно-правовой формы реализуются
конкретные полномочия тех или иных ОМС и должностных лиц МС.
52. Организационные
основы социальной защиты
- управленческие и функциональные учреждения по работе с населением.
53. Организационные отношения – взаимодействие или противодействие между элементами
организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и
ликвидации организации.
54. Организационные формы муниципального управления - различные сочетания органов муниципального
управления с соответствующим распределением полномочий и методов взаимодействия
между ними.
55.
Организационные формы ТОС - определяются сочетанием способа избрания,
распределения полномочий и методов взаимодействия между органами ТОС.
56. Организация (от лат. Organizo – сообща, стройный ряд,
устраиваю) - в широком смысле - социально-экономическая система, созданная для
достижения коммерческих или некоммерческих целей; - в узком смысле - объединение людей, совместно
реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и
процедур; - одна из основных функций муниципального управления, заключающаяся в
упорядочении деятельности людей путем установления регламентов, нормативов,
дисциплинарных требований и ответственности. В основе организации
муниципального управления — разделение труда, распределение функций и
полномочий.
57. Организация муниципального управления - создание благоприятных условий для деятельности
органов муниципального управления (местного самоуправления), соответствующей
интересам населения муниципального образования.
58. Организация, как процесс – это совокупность действий,
ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
как явление – это объединение элементов для реализации программы или цели и
действующих на основании определенных правил и процедур. Организация – это
социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг,
информации и знаний.
59. Органический подход к управлению — рассмотрение муниципальной организации аналогично
живой системе, существующей в окружающей среде.
60. Органическое
развитие – это системное и
взаимозависимое развитие, когда ни одна подсистема не может изменяться в ущерб
другой и прогресс в одной из них возможен только при условии прогрессивных процессов
в других.
61.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или)
образуемые представительным органом муниципального образования органы,
наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
62. Органы муниципального управления – выборные и другие органы, осуществляющие управление
муниципальным образованием.
63.
Органы территориального общественного самоуправления - выборные и иные органы, наделенные полномочиями в
соответствии с уставом ТОС по решению вопросов местного значения (в принципе
являются органами местного самоуправления).
64.
Основные
организационные методы принятие решений - это: а) организация
исполнения решений; б) контроль за их исполнением; в) подбор, расстановка,
подготовка, переподготовка, аттестация кадров муниципальной службы; г)
координация деятельности; организационное планирование; д) информационное
обеспечение; е) подготовка и проведение разнообразных организационных
мероприятий; и т.п.
65. Основные ресурсы социального заказа – финансовые, материальные и иные
ресурсы, которыми от имени субъекта, ответственного за решение социальной
проблемы, распоряжается заказчик социального заказа. По условиям социального
контракта объем основных ресурсов, как правило, является лишь частью всего
объема ресурсов, направляемых на осуществление социального заказа.
66. Основы ТОС –
это определенные предпосылки и условия (правовые, организационные,
экономические и территориальные), позволяющие организовать реальное и
эффективное территориальное общественное самоуправление.
67. Особняк - комфортабельный, одно-двухэтажный,
многокомнатный городской жилой дом, предназначенный для одной семьи. Обычно
особняк располагается на отдельном участке, включающем двор со службами и сад.
68.
Ответственность -
философско-социологическое понятие, отражающее объективный,
исторически-конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом и
обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним
взаимных требований.
69.
Ответственность органов ТОС – она возникает согласно действующему
законодательству, положению о ТОС и собственному уставу за неправомерные
действия или бездействие как перед населением и муниципальными органами, так и
перед физическими и юридическими лицами.
70. Открытая кадровая политика - характеризуется прозрачностью
муниципальной организации для потенциальных сотрудников на любом уровне
иерархии и готовностью принять на работу любого специалиста, если он обладает
соответствующей квалификацией, без учета того, работал ли он ранее в данной или
родственных ей организациях.
71. Открытость
системы – это, когда она
имеет возможность непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с
окружающей средой. Причем возможности такого обмена существуют в каждой точке
системы, а не только через фиксированные каналы. Еще одним свойством открытых
систем является возможность управления всеми ресурсами системы из любой ее
точки. Так должна выглядеть открытая система в идеале. На практике же мы
встречаемся с целой гаммой переходных состояний: от полной открытости до полной
изоляции.
72. Отношения
координации - вид
управленческих отношений, которые выражают связи не подчиненных
непосредственно друг другу субъектов управления и самоуправления,
взаимодействие которых характеризуется согласованием своих целей с общей
целью. Такое взаимодействие во многом выступает проявлением самостоятельности
субъектов управленческих отношений, установлением горизонтальных связей между
ними.
73. Отрасль - в стратегическом управлении: совокупность всех продавцов
какого-либо продукта или производителей, предлагающих какой- либо продукт или
группу продуктов, полностью заменяющих друг друга.
74. Отсталый
район – часть региона,
характеризуемый гораздо более высоким уровнем безработицы и более низким
уровнем дохода на душу населения, чем в среднем.
75. Оценка деятельности – определенная процедура оценки работы сотрудника, структурного
подразделения и в целом муниципального образования на основе сбора информации о
выполнении поставленных задач.
76.
Оценка деятельности ТОС – процесс
определения полезности и эффективности работы органов ТОС. Виды оценки: а)
внешняя (проводится приглашенным экспертом) и внутренняя (самооценка); б)
промежуточная (диагностическая), завершающая (по результатам деятельности) и
оценка “постфактум” (устойчивы ли полученные результаты с течением времени).
77. Оценка
труда — мероприятия по
определению соответствия количества и качества труда персонала требованиям
технологии муниципального управления.
[1] В данном перечне основных понятий и терминов, некоторые заимствованы из действующих нормативных актов, некоторые – у ученых–специалистов в соответствующих областях. Часть, являются авторскими. Все термины и понятия рассматриваются применительно к теории и практике муниципального управления.
Главная Предыдущая Оглавление Следующая