Главная Предыдущая Оглавление Следующая
понятий и
терминов муниципального управления[1]
Васильев А.А.
Нижний Новгород
2005
А Б В Г
Д Е Ж З
И Й К Л М Н
О П Р
С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
1. Самообложение налогом – форма привлечения на добровольной
основе по решению собрания граждан по месту жительства средств населения
соответствующей территории для финансирования разовых целевых мероприятий
социально-бытового характера.
2. Самоорганизация - понятие, выражающее способность сложных
систем к упорядочению своей внутренней структуры. Самоорганизация в сложных и
динамичных открытых системах возможна лишь при наличии достаточно большого
числа взаимодействующих элементов. Причем поведение взаимодействующих элементов
должно быть кооперативным и когерентным. Это относится к природе и к обществу.
Самоорганизация в открытых нелинейных системах не исключает развития системы,
перехода ее в
новое качество.
3. Самоуправление – самостоятельность социальных организаций,
заключающаяся в реальной возможности и праве самостоятельно, под свою
ответственность, решать важные вопросы своей жизнедеятельности и принимать
управленческие решения для достижения конечных результатов. Самоуправление
связано с децентрализацией власти в системе управления; – а)
самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении
собственными делами; б) признаваемое и гарантируемое конституцией или
законодательством право населения муниципальных образований самостоятельно и
под свою ответственность решать вопросы местного значения; в) деятельность
органов местного самоуправления по реализации предоставленных им полномочий.
Оно предполагает самостоятельный выбор цепей и путей их достижения
самоуправляющимися системами при сохранении взаимодействия со смежными и
иерархически иными структурами.
4. Санитарное содержание жилищного фонда - комплекс мероприятий по обеспечению нормативных
требований к санитарному состоянию жилых зданий и прилегающих территорий.
5. Санитарное
содержание придомовой территории - комплекс базовых работ и услуг по поддержанию состояния
придомовой территории в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и
экологическими нормами и требованиями.
6. Санитарно-защитная зона - зона
пространства и растительности, специально выделенная между промышленными
предприятиями и селитебными районами в целях охраны здоровья людей; - озелененная территория специального
назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия,
размеры и организация которой зависят от характера и степени вредного влияния
промышленности на окружающую среду.
7. Санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения -
состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует
вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются
благоприятные условия его жизнедеятельности.
8. Сбор - под сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним
из условий совершения в
отношении плательщиков сборов органами
местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
9. Сбор
и вывоз мусора - комплекс
базовых работ и услуг по сбору мусора, очистке мусоропроводов и вывозу мусора.
10. Сброс сточных вод -
сброс в окружающую среду неочищенных вод промышленного и бытового
происхождения. Существует показатель предельно допустимого сброса (ПДС) -
максимально допустимой массы загрязняющего вещества, определяемый в
соответствии с установленным режимом в данном месте в единицу времени с целью
обеспечения норм качества окружающей среды в контрольном пункте.
11. Свободные бюджетные средства - свободный остаток средств бюджета, образовавшийся
на начало очередного финансового года, доходы бюджета, дополнительно получаемые
в ходе исполнения бюджета, сумма превышения доходов над расходами, образующаяся
в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах.
12. Свободные
пространства - в зеленом
строительстве - не застроенные участки города, района, микрорайона, на которых
предусматриваются объекты озеленения различного назначения.
13. Сводный финансовый баланс - совокупность финансовых ресурсов муниципального
образования, отражающая их образование, распределение и использование.
14. Связи между элементами системы - они могут быть материальными или информационными и
представляет ее структуру.
15. Связующий процесс – это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации,
мотивации и контроля. Основные связующие процессы – это принятие решений и
общение (коммуникация). Руководство также является связующим процессом.
16. Секвестр -
пропорциональное снижение расходов (на определенное количество процентов)
ежемесячно по всем статьям бюджета, за исключением защищенных, в течение
оставшегося времени текущего финансового года.
17. Сектор
экономики - крупная часть
экономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить
ее других частей экономики в теоретических или практических целях. По формам
хозяйствования различают частный, государственный (региональный, муниципальный)
и некоммерческий. По виду производимой продукции различают первичный,
вторичный, третичный и четвертичный секторы экономики.
18. Селитебная
территория - часть
планировочной структуры города, территория включающая: а) жилые районы и
микрорайоны; б) общественно-торговые центры, улицы, проезды, магистрали;
в) объекты озеленения. В селитбельной зоне могут размещаться отдельные
коммунальные и промышленных объекты, не требующие устройства санитарно-защитных
зон.
19. Селитебные земли: а) застроенные земельные
участки, включая застройку под промышленные и другие предприятия и организации,
а также земельные участки, предназначенные под застройку; б)
земли общего пользования: - территории, расположенные между жилыми кварталами и
смежные с ними, занятые улицами, площадями, набережными и т.д.; в)
земли специального назначения: - стрельбища, крепости, казармы и др.;
заповедники и подсобные земли, изъятые из непосредственного ведения местной
администрации.
20. Сельское
поселение - один или
несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел,
станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов),
в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и
(или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
21. Семейная
политика - часть
социальной политики, основным объектом которой является семья.
22. Семейная
собственность - вид
частной собственности; собственность, принадлежащая на общих началах членам
семьи.
23. Семейный
бюджет - роспись денежных
доходов и расходов семьи, обычно составляемая на месячный срок; баланс семейных
расходов и доходов.
24. Семья - малая социальная группа, основанная на
браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями
взаимопомощи и взаимной ответственностью. Выделяют репродуктивную,
хозяйственно-экономическую, воспитательную и досуговую функции семьи.
25. Сервитут - право ограниченного
пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода,
прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут
быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на
здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием
земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав
которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.
26.
Синергетика (от греч. synergeia
- совместное действие, сотрудничество). Синергетика, как правило, имеет дело с
процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей.
Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства
целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое; -
новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого
изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы
самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной
природы.
27. Синергизм (синергия) — стратегические преимущества, которые
возникают при соединении двух или большего числа элементов в одних руках.
Повышается их эффективность, что проявляется в росте производительности и (или)
в снижении затрат; эффект совместных действий выше простой суммы
индивидуальных усилий. Термин «синергия» происходит от понятия «синергизм»,
которое в биологии означает сотрудничество между различными органами. Термин
«синергия» был введен в обиход И. Ансоффом для обоснования групповых
структур и организации компании. В настоящее время в экономической литературе
оба термина используются как синонимы. Преимущества синергизма определяются как
2 + 2 = 5, иначе говоря, суммарная отдача сложения усилий власти, бизнеса и
общественности выше, чем сумма показателей отдачи по их отдельным усилиям по
решению местных проблем, без учета преимуществ использования общих ресурсов и
взаимодополняемости. Наблюдается при проектном методе муниципального
управления.
28. Синергия –
(содействие, сотрудничество) – процессы взаимодействия частей системы,
сопровождающиеся кооперативным эффектом и самоорганизаций.
29.
Синтез - соединение различных
сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом
особенностей сторон. Метод теории муниципального управления.
30. Система (греч. – «составленное из частей», «соединение», от
«соединяю, составляю») – объективное единство закономерно связанных друг с
другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе (БСЭ. Т.39. С 158.).
В системе действуют иные законы, чем в окружающей среде, они определяют ее
функционирование; - совокупность элементов, находящихся в
отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность,
единство; —
совокупность элементов, взаимосвязанность которых определяет ее целостность,
устойчивость и адаптивность.
31. Система муниципального управления - совокупность организационных форм,
структур и объектов (элементов и подсистем) муниципального управления, включая
взаимосвязи между ними и с внешней средой в процессе достижения поставленных
целей муниципального управления; - совокупность скоординированных мер и
регулирующего воздействия всех субъектов управления на муниципальные процессы с
целью достижения устойчивого развития местного сообщества, создания
благоприятных условий жизнедеятельности населения за счет рационального
использования местных ресурсов.
32. Система обратной связи – любой механизм, обеспечивающий получение данных о
результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки
отклонений от намеченного плана.
33. Система сдержек и противовесов -
система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь
власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие).
34. Система
социальной безопасности -
в широком смысле - все виды социальных расходов, направляемые малообеспеченным
слоям населения. В узком смысле - система денежных пособий, выплачиваемых в
целях борьбы с бедностью.
35. Система ТОС
- это совокупность организационных форм ТОС, посредством которых обеспечивается
решение вопросов местного значения.
36. Система управления — множество закономерно связанных друг с
другом элементов управления (целей, структуры, задач, технологии, персонала),
объединенных в механизм, дающий возможность достигать поставленных целей,
принимать скоординированные и эффективные решения; - представляет совокупность всех элементов, подсистем и
коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное
функционирование организации.
37. Системный анализ – это взаимосвязанное и комплексное рассмотрение всех
вопросов, относящихся не только к организации, функционированию и ликвидации
муниципальных образований, но и к методам руководства всеми этими этапами с
учетом правовых, экономических, природно-географических, политических и других
аспектов.
38. Системный подход – это общенаучная концепция, реализующая системность
в принципах и методах решения сложных проблем муниципального управления; – это направление
методологии познания и социальной практики, в основе которого лежит
исследование объектов как систем, т. е. элементов, объединяемых определенной
структурой.
39. Ситуационный подход – концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция
факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде
(внешние переменные).
40. Ситуация — состояние управляемой системы,
оцениваемое относительно цели.
41. Смета ТОС –
это финансовые средства, которые получает ТОС для реализации собственных
полномочий и инициатив; составление, согласование и исполнение которого осуществляют
органы ТОС.
42. Собрание –
сбор всего правоспособного населения определенной территории для решения
местных вопросов.
43. Собрание (конференция), сход - непосредственное участие жителей в решении вопросов
местного значения; высший (представительный) руководящий орган территориального
общественного самоуправления.
44.
Собственность ТОС – это коллективная неделимая собственность населения самоуправляющейся
территории (локального территориального коллектива, сообщества), используемая
для реализации задач и достижения целей ТОС.
45. Собственные
местные доходы -
налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью
или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов
Российской Федерации, а также вводимые представительными органами местного
самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и
направляемые в местные бюджеты.
46. Совет общественного самоуправления (СОС) - выборный орган ТОС
микрорайона, координирующий деятельность других органов ТОС (домкомов,
уличкомов и др.) и ОС, и осуществляющий непосредственную деятельность в
пределах своей компетенции на самоуправляемой территории. Является высшим
звеном в системе ТОС и составной частью самоуправления в муниципальном
образовании.
47. Соискатели
гранта - некоммерческие и
коммерческие организации, подавшие заявки на участие в конкурсе муниципальных
грантов;
48. Соисполнитель социального заказа — юридическое или физическое лицо, привлекаемое
исполнителем на договорных началах для выполнения определенных работ по
осуществлению социального заказа.
49. Сообщество (community) -
группа людей, объединенная географически, разделяющая общую культуру, ценности,
обладающая общими расовыми, национальными, социальными признаками.
50. Соотношение целей и средств – модель руководства, согласно которой руководители
должны реализовывать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной
ситуации.
51. Состояние муниципального образования - это
совокупность значений параметров его описания, зафиксированное на какой-либо
момент времени.
52. Состояние целевой социальной группы – обобщенная оценка социальных
характеристик представителей социальной группы по таким основным показателям,
как социальный статус, материальная обеспеченность, состояние здоровья, условия
жизни, духовные потребности и др.
53. Сотрудничество - форма совместной деятельности населения
и органов муниципального управления, отражающая согласованное взаимодействие,
основанное на понимании значимости и необходимости решения вопросов местного
значения, на стремлении помочь друг другу в выполнении общего дела; включает в
себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, достижение
согласия и желаемого результата.
54. Социальная
активность местного сообщества - сознательная, целенаправленная деятельность населения,
ориентированная на социальное обустройство и создание благоприятных условий
жизни в экодиалоге человека и природы.
55. Социальная
гарантия - совокупность
социально-экономических и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену
общества реализацию его важнейших социально-экономических прав и свобод.
56. Социальная
гармония - бесконфликтное
сосуществование всех элементов социальной общности.
57. Социальная
группа - совокупность
людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п. Люди
живут в группе в состоянии постоянной взаимозависимости. Члены одной группы
имеют общие нормы и преследуют общие цели. Группы имеют неодинаковые функции.
Индивиды участвуют во многих группах. Все группы оказывают давление на своих
членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы. Различают: а)
постоянные, временные и случайные группы; б) свободные и обязательные группы;
в) формальные и неформальные рабочие группы.
58. Социальная
защита - в широком смысле
- деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач
социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных
экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену
общества соблюдение важнейших социальных прав. В узком смысле - комплекс
целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и
организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения; –
комплексная система организационно-правовых, экономических и других мер,
направленных на обеспечение необходимого качества жизни каждого члена общества
в конкретных социально-экономических условиях. Включает социальное обеспечение,
социальное страхование, социальную помощь, социальную поддержку и правовую
защиту.
59. Социальная
защищенность - обобщенная
характеристика эффективности: а) системы мер социальной защиты; б) деятельности
органов государственного управления по реализации социальной политики; в)
действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных
гарантий.
60. Социальная
норма площади жилья -
норматив, исходя из которого применяются предусмотренные законом формы
содействия гражданам в улучшении жилищных условий и оплате жилья и коммунальных
услуг.
61. Социальная
общность - совокупность
индивидов, характеризующаяся: а) относительной целостностью; б) выступающая как
самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения; в)
выполняющая ту или иную совместную деятельность. Социальными общностями
являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и
др.; - это объективно сложившееся в обществе
исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа
жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью
в общественной жизни.
62. Социальная поддержка – меры социально-психологической и
духовной поддержки, содействие общественной активности и активному долголетию
граждан.
63. Социальная политика – целенаправленная деятельность
государства и его институтов по совершенствованию и развитию социальной сферы
общества, его социальной структуры, по регулированию положения, отношений и
взаимодействия социальных групп, удовлетворению их потребностей, согласованию
их интересов с интересами общества. Социальная политика охватывает все сферы
жизнедеятельности людей – производственную, социальную, политическую, духовную
– и регулирует отношения между обществом, коллективом и личностью в каждой из
этих сфер и в зонах их взаимодействия.
64. Социальная
политика местного сообщества - достижение социальных целей на основе сбалансированности в социальной
сфере, снятия социальных деформаций и своевременного разрешения социальных
конфликтов, обеспечения достойной жизни граждан.
65. Социальная помощь – материальная и натуральная помощь,
помощь в виде социально-бытовых, медико-социальных и других видов социальных
услуг, социального ухода; - поддержка в денежной и/или натуральной форме,
предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному
обеспечению. Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов
власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания
дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и/или нетрудоспособным
гражданам и семьям с детьми.
66. Социальная проблема – неудовлетворенные социальные
потребности и интересы членов территориальной общности, сформулированные в
обобщенном виде в качестве социальной задачи для решения.
67. Социальная
система - целостное образование,
основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи,
взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе
совместной деятельности людей.
68. Социальная
стабильность - устойчивое
состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и
развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою
структуру и основные качественные параметры. Механизмами, обеспечивающими
социальную стабильность являются социальные институты государства и
гражданского общества.
69. Социальная сфера – составная часть жизни общества (наряду
с экономической, политической, духовной), непосредственно связанная с
удовлетворением материальных и духовных потребностей людей, качеством их жизни,
условиями труда, быта и досуга, с реализацией интересов различных социальных
групп, этнонациональных общностей.
70. Социальная сфера муниципального
образования - это совокупность объективно
сформировавшихся общностей его населения и взаимоотношений между ними; - это область общественной
жизни, характеризующая возникновение и развитие различных социальных групп
людей (социальных общностей), взаимодействие друг с другом и их роль в местном
обществе.
71. Социальная
тенденция - наблюдаемое
или выявленное в процессе научного анализа постепенное и устойчивое изменение
поведения социальных слоев, групп, систем и т.д. в течение определенного
периода времени.
72. Социальная
технология - на
макроуровне это метод управления или регулирования социальных процессов,
обеспечивающий надежное достижение поставленных целей. На микроуровне - способ
осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры
и операции с их последующей координацией, синхронизацией при выборе оптимальных
средств и методов выполнения. Появление социальных технологий связано с
потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов
общественной деятельности, их освоения молодым поколением; – совокупность форм,
методов и процедур практического осуществления нововведений, направленных на решение
социальной проблемы (комплекса социальных проблем); – это совокупность последовательных операций, процедур
целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов
(программ, проектов) и получения
оптимального социального результата; – формально описанная целенаправленная система
действий, связанных с изменениями и (или) преобразованиями социального объекта,
и приносящая измеряемый результат; – способ решения социальной задачи, а именно
формально описанная система действий, приводящих к изменению социального
объекта в заданном направлении.
73. Социально
значимый проект -
разработанный соискателем комплекс некоммерческих мероприятий, направленных на
достижение конкретной цели в сфере социального, культурного, экономического
развития МО, улучшение качества жизни населения.
74. Социальное
обеспечение -
государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных.
Оно составляет систему социально-экономических мероприятий, гарантирующих: а)
материальное обеспечение граждан в старости, в период временной
нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; б) обеспечение пособиями и
предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими
среднедушевыми доходами и др.
75. Социальное
развитие - совокупность
экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в
обществе.
76. Социальное
страхование - система
отношений по распределению и перераспределению национального дохода,
заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц,
не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются
из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и
работающими гражданами. Оно представляет систему денежных пособий: по
безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по
старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
77. Социальное
управление -
сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее
отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных
закономерностей и тенденций. Оно имеет своей целью упорядочение организации
системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление
поставленной цели.
78. Социально-психологическими
методы муниципального управления -
это способы и приемы воздействий, основанные на использовании социальной
психологии. Социальные методы управления реализуют закономерности
функционирования и развития коллективов и сообщества в целом. Психологические
методы направлены на урегулирование отношений между людьми путем создания
оптимального социально-психологического климата; —
способы воздействия, опирающиеся на социально-психологические рычаги,
социальные интересы, нормы поведения, психологические особенности населения.
79. Социально-экономическая
система (СЭС) – это любое
социально-экономическое образование, в том числе муниципальное, обладающее
определенной свободой выбора формы деятельности
и представляющее собой единую организационную структуру, элементы
которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общей цели.
80. Социально-экономическая
структура населения -
соотношение социальных групп, различных видов общностей людей, а также сеть
устойчивых и упорядоченных связей между ними, определяющая целостность
народонаселения страны или района. Социально-экономическая структура населения
включает отраслевую структуру занятости, профессиональную структуру,
образовательную структуру и др.
81. Социально-экономический паспорт ТОС – документ, показывающий
социально-экономическое положение территории в определенных показателях на
определенный момент времени.
82. Социальные активы - объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства,
переданные с баланса промышленных предприятий в коммунальную собственность
органов местного самоуправления.
83.
Социальные законы - это объективные,
существенные, необходимые и повторяющиеся связи основных элементов общества,
обусловливающие его упорядоченное функционирование и развитие.
84. Социальные нормы – показатели необходимой обеспеченности
населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими
услугами в натуральном и денежном выражении.
85. Социальные потребности – совокупность потребностей и интересов
граждан, объединенных по территориальному, возрастному, социальному или иным
признакам.
86. Социальные
технологии - методы
решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и
развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью
обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его
потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы
ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим
развитием. По практической направленности
социальные технологии подразделяют на: а) социально-экономические, б)
организационно-распорядительные, в) медико-социальные, г)
психолого-педагогические. По способам
реализации различают социальные технологии: а) основанные на
государственном патернализме; б) основанные на самозащите каждой отдельной
личности; в) совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и
самозащиту личности.
87. Социальный заказ – комплекс мер организационно-правового
характера по реализации общегосударственных и местных целевых социальных
программ и социальных проектов за счет бюджетных и иных средств путем заключения
социальных контрактов на конкурсной основе.
88. Социальный контракт – договор, заключаемый заказчиком от имени
субъекта, ответственного за решение социальной проблемы, с исполнителем
социального заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства
сторон и регулируются взаимоотношения заказчика и исполнителя.
89. Социальный
контроль - совокупность
органов, форм, методов, средств и приемов, с помощью которых местное
сообщество гарантирует, что поведение его членов, субъектов муниципального
управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с
провозглашенными целями, установленными нормами и ценностями.
90. Социальный
норматив - количественный
или качественный ориентир оптимального состояния социального процесса.
91. Социальный
показатель - качественная
или количественная характеристика отдельных свойств и состояний социальных
объектов и процессов, совокупность которых отражает их особенности в статике и
динамике. Социальными показателями являются: а) уровень и качество жизни; б)
уровень занятости и безработицы; в прожиточный минимум; г) показатели
смертности и рождаемости; д) текучесть персонала в организации; е) уровень
конфликтности в коллективе и т.д.
92. Социальный
приоритет - социальная
задача, признающаяся группой или обществом в качестве наиболее неотложной,
требующей первоочередного решения.
93. Социальный
прогноз - научное
обоснование предполагаемых изменений социальных отношений и социальных
процессов или их элементов.
94. Социальный проект – комплекс взаимоувязанных по срокам,
ресурсам и исполнителям мероприятий, направленных на решение одной из задач
целевой социальной программы либо локальной задачи, имеющей самостоятельное
социальное значение.
95. Социальный
процесс - развертывание
во времени, того или иного социального явления. Выделяют парные социальные
процессы: а) интеграция и дезинтеграция социальной системы; б) сплочение и
конфликты группе; в) текучесть и стабильность персонала в организации; г)
эмиграция и иммиграция; д) усиление социальной однородности общества и
социальная дифференциация; е) занятость и безработица и т.д.
96. Социальный стандарт - это совокупность социальных потребностей населения, а также
потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из
бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном
– выражаемом в социальных нормах и нормативах.
97.
Спланированный земельный участок – земельный участок, применительно к которому
утвержден план земельного участка.
98. Спонсор социального заказа — юридическое или физическое лицо, участвующее
на благотворительных началах в осуществлении социального заказа, предоставляя
для этого дополнительные ресурсы на основе договора с исполнителем социального
заказа.
99.
Спонсорство – добровольное бесприбыльное участие физических и
юридических лиц в материальной поддержке благотворительной деятельности с целью
популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки; – передача
средств на нужды или программы другой организации с получением определенной
коммерческой выгоды.
100. Способности - индивидуально-психологические
особенности личности необходимые для освоения определенной деятельности и ее
успешного осуществления. Считается, что процесс формирования способностей
происходит на основе задатков. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей
являются тесты; - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными
условиями осуществления определенного рода деятельности, например, познавательной; — индивидуально-психологические свойства человека, определяющие
возможность овладения какими-либо определенными видами деятельности.
101. Способность – качественное состояние умений и
возможностей, позволяющее индивиду успешно действовать в той или иной области
знаний.
102. Спрос - конкретная потребность, подкрепленная
покупательной способностью. Спрос - количество товаров и услуг, которое может
быть реализовано в заданный период на рынке при существующем уровне цен.
Различают: потенциальный, снижающийся, колеблющийся, негативный, полный,
чрезмерный и иррациональный виды спросов.
103.
Сравнение - операция
сопоставления предметов с целью выявления их возможных отношений, способ
выявления единства и разнообразия вещей. Как метод используется в теории
муниципального управления.
104. Среда косвенного воздействия — факторы внешней среды, которые не
оказывают непосредственного воздействия на деятельность муниципального
образования, но косвенно влияют на процесс формирования стратегии; к ней
относятся экономические, политические, технологические и социальные факторы.
105. Среда прямого воздействия — совокупность факторов среды,
непосредственно влияющих на деятельность муниципального образования: бизнес,
население, другие муниципальные образования, муниципальные служащие,
воздействие учреждений гоcyдарственной и региональной власти.
106. Средний
возраст - обобщающая
характеристика возрастной структуры населения или распределения демографических
событий по возрасту. Средний возраст вычисляется как среднее арифметическое или
медиана значений возрастов: а) всех людей в данном населении или поколении; или
б) возрастов людей, в жизни которых произошло то или иное демографическое
событие.
107. Стадии жизненного цикла социального заказа – последовательно осуществляемые
комплексы организационно-управленческих процедур, обеспечивающих необходимые
условия для формирования, размещения и реализации социального заказа.
108. Стадия и цикл развития организации — характеристики муниципальной
организации, рассматриваемой в последовательности развития, фиксирующие
особенности целей и ценностей, присущие в определенный период своего развития.
109. Стандарт -
санитарные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законом
устанавливают обязательные требования к качеству услуг по вывозу бытовых
отходов.
110. Стандарты
и нормативы предоставления жилищно-коммунальных услуг - установленные или согласованные
органами исполнительной и обязательные для соблюдения: а) потребительские
характеристики качества жилищно-коммунальных услуг, выраженные в количественных
измерителях; б) требования по обеспечению устойчивого функционирования объектов
инженерной инфраструктуры, безопасности условий проживания и окружающей среды,
111. Стиль муниципального управления - это система способов и средств, форм и методов повседневной
деятельности должностных лиц и органов
муниципальной власти, основанная на соответствующих принципах и
обеспечивающая рациональное и эффективное ведение местных дел.
112. Стиль руководства – способ, каким руководители управляют организацией, подчиненными в
процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический, либеральный).
113. Стимул - заинтересованность человека в
выполнении какой-либо работы, достижении цели или результата.
114.
Сторонники и противники –
социальные группы и отдельные личности (должностные лица ОМС), поддерживающие
или противостоящие деятельности ТОС.
115. Стратегические цели – главные социально
значимые цели муниципального образования на среднесрочный и долгосрочный
периоды.
116. Стратегический выбор – совокупность приоритетных функций,
выполняемых муниципальными органами в рассматриваемой перспективе, реализация
которых должна обеспечить достижение главных целей комплексного
социально-экономического развития муниципального образования; - формирование и
оценка альтернативных направлений развития местного сообщества.
117. Стратегическое
муниципальное управление
- управление, ориентированное на долгосрочные изменения, учет и использование
всех возможностей для развития, преодоление жесткого детерминированного курса
поведения, с опорой на приоритетное использование интеллектуальных и
человеческих ресурсов.
118. Стратегическое планирование – это одно из направлений муниципального управления,
представляющее собой управленческий процесс создания и поддержания
стратегического соответствия между целями муниципального образования, ее
потенциальными возможностями. Оно
включает в себя разработку муниципальных политик в различных сферах,
определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов,
прогнозирование и программирование социально-экономического развития.
119. Стратегическое управление муниципальным образованием – одно из направлений муниципального управления,
представляющее собой совокупность инструментов, подходов, принципов,
составляющих технологию управления муниципальным образованием в условиях
повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды. Способности к
стратегическому управлению предполагают наличие пяти элементов: а) умение
смоделировать ситуацию; б) умение выявить необходимость изменений; в) умение
разработать стратегию изменений; г) умение использовать в ходе изменений
надежные методы; д) умение воплотить стратегию в жизнь.
120. Стратегия — обобщающая модель действий, необходимых для
достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения
ресурсов муниципального образования. По существу, стратегия есть набор правил
для принятия решений. Процесс разработки стратегии включает: а) определение
миссии; б) конкретизацию видения и постановку целей; в) формулировку и
реализацию стратегии, направленной на достижение целей.
121. Стратегия дифференциации — в
стратегическом управлении — одна из общих стратегий муниципального
образования, направленных на создание конкурентных преимуществ. Дифференциация
заключается в стремлении муниципального образования к уникальности в каком-либо
аспекте, который привлекает большое количество инвесторов. Муниципальное
образование выбирает одного или несколько таких инвесторов и осуществляет свою
деятельность таким образом, чтобы удовлетворить запросы населения. Это в
конечном итоге приводит к повышению затрат. Дифференциация может принимать
различные формы: имидж территории, признанное содействие бизнесу, общий вид
муниципального образования, наличие инфраструктуры. Параметры дифференциации
специфичны для каждой территории.
122. Стратегия муниципального
управления - обобщенная модель долгосрочных действий местного сообщества,
органов местного самоуправления, необходимых для достижения социальных целей.
123. Стратегия управления персоналом — специфический набор основных принципов,
правил и целей работы с персоналом, конкретизированный с учетом типов
организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также
типа кадровой политики.
124.
Строительная деятельность – деятельность физических и юридических лиц по
созданию, изменению (в том числе путем сноса и реконструкции) объектов
недвижимости – зданий, строений, сооружений, их частей, осуществляемая на
основе разрешений на строительство и завершаемая приемкой объектов в
эксплуатацию.
125. Структура - расположение и связь частей,
составляющих целое. Структуры различаются:
а) по сфере существования на материальные (физические, биологические,
химические) и идеальные (психические, познавательные, логические); б) по
характеру связи на порядковые, композиционные, топологические; в) по
направленности на субстанциальные и функциональные; г) по разнообразию связей
на простые и сложные; – элементы
какого-либо объекта или процесса и взаимосвязи между ними, что остается
неизменным в системе при переходе ее из одного состояния в другое; - это совокупность
устойчивых отношений и связей между элементами.
126. Структура бюджета – это направления расходования средств и их источников, т.е. статьи
расходов и доходов.
127. Структура
населения - выраженное
демографическими показателями распределение населения: а) по территории; б) по
отдельным возрастным, половым, этническим и социально-экономическим группам.
128. Структура ОМС – она определяется
самостоятельно муниципальным образованием. Структура определяется: а)
численностью населения; б) размером территории; в) конфигурацией территории; г)
инфраструктурой; д) наличием
финансово-экономических ресурсов; е) историческим, географическими и другими
особенностями; ж) составом населения, этническими и национальными
характеристиками.
129. Структура органа муниципального управления – это совокупность его подразделений, а в них
должностей, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на
орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей.