Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Словарь

понятий и терминов муниципального управления[1]

Васильев А.А.

Нижний Новгород

2005

 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

1.  Абстракция - формирование образов реальности посредством отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из исходных данных. Она используется в теории муниципального управления.

2.  Авантюризм – поведение, не учитывающее объективные условия и ситуацию. Авантюрное поведение, как правило, снижает доверие и репутацию муниципального руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Авария - опасное происшествие на жилом объекте или создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению жилых и нежилых помещений и сооружений, повреждению или уничтожению имущества собственников, оборудования, механизмов, транспортных средств, к нарушению эксплуатации жилых домов и нанесению ущерба окружающей среде. Вся работа муниципальных служащих направлена на то, чтобы исключить данное происшествие из повседневной деятельности.

 

 

4.  Автократический руководитель – руководитель, навязывающий свою волю исполнителям. Характерен для советского периода, хотя встречается и сегодня.

5.  Автономия – определенная свобода, независимость и самостоятельность некоторой территории (региона, муниципального образования) в планировании, направлении и последовательности своей деятельности.

6.  Авторитаризм — управление, основанное на усилении личной власти, преувеличении роли менеджера, концентрации ключевых пол­номочий у первого лица в системе управления.

7.  Авторитет (от лат. auctoritas — власть, влияние) – влияние человека или группы (к примеру, партии), а также организации (к примеру, ОМС), в различных сферах жизнедеятельности; одна из форм осуществления власти.

8.  Адаптация – приспособление муниципального образования или служащего  к существующим или изменяющимся условиям.

9.  Адаптация сотрудников — процесс включения новых сотрудников в коллектив, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в организационной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системы неформальных связей. Для муниципальных служащих начинается со студенческой скамьи, через прохождение практики.

10.                     Адаптивная структура – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде в отличие от жесткой механистической или бюрократической структуры. Характерна для современных организаций. Такой в идеале должна быть муниципальная структура.

11.                     Адаптивность системы муниципального управления — способность системы муниципального управления своевременно перестраивать­ся в соответствии с изменяющимися условиями окружающей среды (экономической ситуации, конкуренции, потребностей, научно-тех­нического прогресса и пр.).

12.                     Адаптивные изменения - спонтанные стратегические изменения (изменения структуры или смена главы муниципального образования), обусловленные рядом последовательных мер, принятых в течение длительного периода, оказывающие воздействие на традиционные крите­рии, структуру власти и компетентность руководителей, которые возника­ют как реакция на постоянные воздействия среды (федеральные или региональные власти) или на неудовлетво­рительные результаты деятельности организации (снижение уровня жизни).

13.                     Административная жалоба - это обращение в суд с жалобой на незаконность исполнительного административного акта местных органов с требованием его отмены.

14.                     Административная комиссия - это орган местной администрации, осуществляющий рассмотрение споров между участниками управления, обладающий правом наложения мер административной ответственности за нарушения правил.

15.                     Административная организация наименование муниципальных организаций, отличающихся от других наличием четко определенных и достаточно устойчивых институциональных целей, жесткой, зафиксированной в нормативных документах формальной структурой, системой узаконенных правил и стандартов, регулирующих деятельность и деловые отношения сотрудников, а также четким распределением сфер компетенции и властных полномочий.

16.                     Административное право – система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе практической реализации исполнительной власти. Регулирует деятельность и муниципальных исполнительных органов.

17.                     Административно-распорядительные и правовые методы  муниципального управления - это совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей. Реализация этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, муниципальных нормативных актов. Они являются методами прямого воздействия, т.к. носят обязательный директивный характер и основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении.

18.                     Административные методы муниципального управления – это воздействие на систему общественных отношений и каждого хозяйствующего субъекта муниципального образования с помощью разрешения, запрета и принуждения на основе регламентирующих, командных и нормативных актов - законов, приказов, инструкций, указаний, постановлений, директивных планов и т. п.

19.                     Административные полномочия – форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчиненным. Регулируются нормативными документами.

20.                     Административный центр сельского поселения, муниципального района – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

21.                     Администрация – это: а) органы муниципального управления; б) должностные лица и руководящий персонал муниципального учреждения или предприятия.

22.                     Администрирование - решение проблем муниципального управления преимущественно посредством административных средств и методов управления. Муниципальное управление, опирающееся на формальные полномочия.

23.                     Акт приемки – документ, предоставляемый органами местного самоуправления лицам, имеющим права на земельные участки, удостоверяющий, что строительная деятельность выполнена и завершена в соответствии с разрешением на строительство, являющийся основанием для государственного учета вновь созданных, преобразованных объектов недвижимости в порядке, установленном законодательством.

24.                     Активизация - функция муниципального управления, опре­деляющая необходимость создания атмосферы и условий заинтересо­ванности населения в достижении определенных целей.

25.                     Активная кадровая политика — характеризуется наличием у местной администрации не только обоснованных прогнозов развития кадровой ситуации, но и средств воздействия на нее.

26.                     Активность - характеристика деятельности местных органов и населения, отража­ющая инициативу, творчество, самостоятельность и заинтересован­ность в достижении определенных целей.

27.                     Активные методы обученияметоды, повышающие мотивацию слушателей и стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Они ориентированы на поощрение инициативы по овладению новыми знаниями. Широко используются при повышении квалификации муниципальных служащих.

28.                     Акты местного самоуправления - принимает непосредственно население муниципального образования при проведении местных референдумов, собраний (сходов), конференций; - принимают как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления. Принятие наиболее важных нормативных актов является прерогативой представительных органов местного самоуправления. Акты исполнительных органов местного самоуправления призваны обеспечить организацию управления на местном уровне.

29.                     Алгоритм - точное и подробное описание последовательности действий, преобразований, операций, приводящих к желаемому результату, должен соблюдаться при принятии решений местными органами.

30.                     Алгоритм муниципального управления - строго пос­ледовательное и четкое изложение правил (предписаний), которым необходимо следовать, чтобы преобразовать исходные данные в иско­мый результат решения управленческой задачи. Основными призна­ками АМУ являются:  а) детерминированность - однозначность результата преобразования исходных данных; б) отражающая его способность и стремление к поиску новых подходов, решений, усовершенствований, мобилизации местных ресурсов.

31.                     Анализ - процедура мысленного или реального расчленения предмета на части и рассмотрение частей по отдельности. Он используется в теории муниципального управления; - метод исследования, заключающийся в рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей предмета. Целью анализа итогов контрольных мероприятий, проводимых контрольной палатой муниципального образования, является исследование причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств муниципального бюджета.

32.                     Анализ SWOT или анализ ССВУ (сила, слабость, возможности, угрозы) - анализ сильных и слабых сторон муниципального образования, оценка его возможностей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее возможность чего-либо добиться. Угроза — это то, что может принести ущерб, лишить существующих преимуществ: экономическая и политическая ситуация, долги и т.п.

33.                     Анализ культурных и демографических факторов - анализ, выявляющий сдвиги в структуре потребления, вкусах и стиле жизни населения муниципального образования в целом и в его отдельных демографических группах с целью спрогнозировать: а) развитие новых и исчезновение традиционных потребностей; б) проследить воздействие таких изменений на структуру производства.

34.                     Анализ системы муниципального управления – метод управленческой деятельности, включающий изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфических качествах субъекта и объекта муниципального управления.

35.                     Аналитические и синтетические суждения - суждения, различаемые по способу установления. Аналитические - суждения, истинность которых устанавливается путем чисто логического анализа. Синтетические - суждения, истинность которых обосновывается путем обращения к внешней информации. Они используются в теории муниципального управления.

36.                     Аналогия - умозаключение на основе переноса знания об одном объекте на менее изученный объект, сходный с первым по некоторым параметрам. Она используется в теории муниципального управления.

37.                     Англо-саксонская модель местного самоуправления - действует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. Одна из характерных черт этой системы - отсутствие на местах полномочных представителей центрального правительства, опекающих местные выборные органы. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. С 19 веков Великобритании утвердился принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Общие (публичные) парламентские акты закрепляют статус муниципалитета как корпораций; обеспечивают автономность местных органов; устанавливают правовые основы деятельности правительственных ведомств по осуществлению контроля за работой местных представительных органов. Отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом inter vires (действовать в пределах своих полномочий), т. е. муниципалитеты могут совершать действия, которые лишь прямо предписаны законом. В противном случае акты местных властей считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires) и могут быть признаны судом не имеющими силы.

38.                     Арбитражный управляющий (временный, внешний, конкурсный) — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства или осуществления иных полномочий, установленных законом.

39.                     Аргумент - суждение, приводимое в подтверждение какого-либо другого суждения. Он используется в теории муниципального управления.

40.                     Аренда земель - имущественный наем, договор о предоставлении территории во временное пользование за вознаграждение. Применяется в муниципальном землепользовании как существенный источник дохода местного бюджета. В муниципальных образованиях земельные участки представляют собою объект различных видов собственности: федеральной, областной, муниципальной, корпоративной, частной.

41.                     Архитектурно - строительный контроль и надзор – вид государственного контроля за использованием и охраной земель в городах и других поселениях. Соответствующие органы по архитектуре и градостроительству осуществляют государственный контроль за: а) соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с градостроительной документацией; б) соблюдением нормативов и правил планировки и застройки городов и других поселений; в) соблюдением установленного порядка использования территорией с особым режимом градостроительной деятельности; г) предотвращением сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях; д) предоставлением земельных участков в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями.

42.                     Ассоциации или союзы муниципальных образований – объединение муниципальных образований, создаваемые в целях координации их деятельности, более эффективной реализации своих прав и представления своих интересов.

43.                     Ассоциации ТОС – объединения органов ТОС, создаваемые для координации своей деятельности, с целью более эффективной реализации своих прав, полномочий и интересов.

44.                     Аттестация - комплексная оценка деятельности муниципальной организации или персонала на пред­мет их соответствия установленным нормативам и требованиям.

45.                     Аттестация муниципального служащего –  кадровые мероприятия, проводимые для определения уровня профессиональной подготовки, соответствия муниципального служащего занимаемой должности, определения перспектив карьерного продвижения.

46.                     Аукцион - способ продажи отдельных видов муниципальных товаров (услуг) или имущества в форме публичных торгов, проводимых в заранее установленном месте и в обозначенное время.


[1] В данном перечне основных понятий и терминов, некоторые заимствованы из действующих нормативных актов, некоторые – у ученых–специалистов в соответствующих областях. Часть, являются авторскими. Все термины и понятия рассматриваются применительно к теории и практике муниципального управления.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Hosted by uCoz