Главная Предыдущая Оглавление Следующая
понятий и терминов муниципального управления[1]
Васильев А.А.
Нижний Новгород
2005
А Б В Г
Д Е Ж З
И Й К Л М Н
О П Р
С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
1. Абстракция - формирование образов реальности посредством
отвлечения, путем использования лишь части информации, содержащейся в исходных
данных, и прибавления к этой информации новой информации, не вытекающей из
исходных данных. Она используется в теории муниципального управления.
Авантюризм – поведение, не учитывающее объективные условия и ситуацию. Авантюрное поведение, как правило, снижает доверие и репутацию муниципального руководителя.
Авария - опасное происшествие на жилом объекте или создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению жилых и нежилых помещений и сооружений, повреждению или уничтожению имущества собственников, оборудования, механизмов, транспортных средств, к нарушению эксплуатации жилых домов и нанесению ущерба окружающей среде. Вся работа муниципальных служащих направлена на то, чтобы исключить данное происшествие из повседневной деятельности.
4. Автократический руководитель – руководитель, навязывающий свою волю исполнителям.
Характерен для советского периода, хотя встречается и сегодня.
5. Автономия –
определенная свобода, независимость и самостоятельность некоторой территории
(региона, муниципального образования) в планировании, направлении и
последовательности своей деятельности.
6. Авторитаризм — управление, основанное на усилении личной власти,
преувеличении роли менеджера, концентрации ключевых полномочий у первого лица
в системе управления.
7. Авторитет
(от лат. auctoritas — власть, влияние) – влияние человека или группы (к
примеру, партии), а также организации (к примеру, ОМС), в различных сферах
жизнедеятельности; одна из форм осуществления власти.
8.
Адаптация
– приспособление
муниципального образования или служащего
к существующим или изменяющимся условиям.
9. Адаптация сотрудников — процесс включения новых сотрудников в
коллектив, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в
организационной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в
системы неформальных связей. Для муниципальных служащих начинается со
студенческой скамьи, через прохождение практики.
10.
Адаптивная
структура – организационная
структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде в
отличие от жесткой механистической или бюрократической структуры. Характерна
для современных организаций. Такой в идеале должна быть муниципальная
структура.
11.
Адаптивность системы муниципального управления — способность системы муниципального управления
своевременно перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями
окружающей среды (экономической ситуации, конкуренции, потребностей, научно-технического
прогресса и пр.).
12.
Адаптивные
изменения - спонтанные
стратегические изменения (изменения структуры или смена главы муниципального
образования), обусловленные рядом последовательных мер, принятых в течение
длительного периода, оказывающие воздействие на традиционные критерии,
структуру власти и компетентность руководителей, которые возникают как реакция
на постоянные воздействия среды (федеральные или региональные власти) или на
неудовлетворительные результаты деятельности организации (снижение уровня
жизни).
13.
Административная
жалоба - это обращение в суд с
жалобой на незаконность исполнительного административного акта местных органов
с требованием его отмены.
14.
Административная
комиссия - это орган местной
администрации, осуществляющий рассмотрение споров между участниками управления,
обладающий правом наложения мер административной ответственности за нарушения
правил.
15.
Административная
организация
– наименование муниципальных организаций,
отличающихся от других наличием четко определенных и достаточно устойчивых
институциональных целей, жесткой, зафиксированной в нормативных документах
формальной структурой, системой узаконенных правил и стандартов, регулирующих
деятельность и деловые отношения сотрудников, а также четким распределением
сфер компетенции и властных полномочий.
16.
Административное
право – система правовых
норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и
прекращающиеся в процессе практической реализации исполнительной власти.
Регулирует деятельность и муниципальных исполнительных органов.
17.
Административно-распорядительные и правовые
методы муниципального управления - это совокупность средств юридического (правового и
административного) воздействия на отношения людей. Реализация этих методов
гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов,
муниципальных нормативных актов. Они являются методами прямого воздействия,
т.к. носят обязательный директивный характер и основаны на дисциплине,
ответственности, власти и принуждении.
18.
Административные
методы муниципального управления – это воздействие
на систему общественных отношений и каждого хозяйствующего субъекта
муниципального образования с помощью разрешения, запрета и принуждения на
основе регламентирующих, командных и нормативных актов - законов, приказов, инструкций, указаний,
постановлений, директивных планов и т. п.
19.
Административные
полномочия – форма полномочий,
передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных
полномочий, когда последние передаются подчиненным. Регулируются нормативными
документами.
20.
Административный центр сельского поселения,
муниципального района – населенный
пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной
инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской
Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального
образования.
21.
Администрация
– это: а) органы муниципального управления; б) должностные лица и руководящий персонал муниципального учреждения или
предприятия.
22.
Администрирование - решение проблем муниципального управления преимущественно
посредством административных средств и методов управления. Муниципальное
управление, опирающееся на формальные полномочия.
23.
Акт приемки – документ, предоставляемый органами
местного самоуправления лицам, имеющим права на земельные участки,
удостоверяющий, что строительная деятельность выполнена и завершена в
соответствии с разрешением на строительство, являющийся основанием для
государственного учета вновь созданных, преобразованных объектов недвижимости в
порядке, установленном законодательством.
24.
Активизация
- функция муниципального управления, определяющая необходимость создания
атмосферы и условий заинтересованности населения в достижении определенных
целей.
25.
Активная
кадровая политика —
характеризуется наличием у местной администрации не только обоснованных
прогнозов развития кадровой ситуации, но и средств воздействия на нее.
26.
Активность -
характеристика деятельности местных органов и населения, отражающая
инициативу, творчество, самостоятельность и заинтересованность в достижении
определенных целей.
27.
Активные
методы обучения – методы, повышающие
мотивацию слушателей и стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Они
ориентированы на поощрение инициативы по овладению новыми знаниями. Широко
используются при повышении квалификации муниципальных служащих.
28.
Акты местного самоуправления - принимает
непосредственно население муниципального образования при проведении местных
референдумов, собраний (сходов), конференций; - принимают как
представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления.
Принятие наиболее важных нормативных актов является прерогативой представительных
органов местного самоуправления. Акты исполнительных органов местного
самоуправления призваны обеспечить организацию управления на местном
уровне.
29.
Алгоритм - точное и подробное описание последовательности действий,
преобразований, операций, приводящих к желаемому результату, должен соблюдаться
при принятии решений местными органами.
30.
Алгоритм муниципального управления - строго последовательное и четкое изложение правил
(предписаний), которым необходимо следовать, чтобы преобразовать исходные данные
в искомый результат решения управленческой задачи. Основными признаками АМУ
являются: а) детерминированность -
однозначность результата преобразования исходных данных; б) отражающая его
способность и стремление к поиску новых подходов, решений, усовершенствований,
мобилизации местных ресурсов.
31.
Анализ
- процедура мысленного или реального расчленения предмета на части
и рассмотрение частей по отдельности. Он используется в теории муниципального
управления; - метод исследования, заключающийся в рассмотрении
отдельных сторон, свойств, составных частей предмета. Целью анализа итогов
контрольных мероприятий, проводимых контрольной палатой муниципального
образования, является исследование причин и последствий выявленных отклонений и
нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств муниципального
бюджета.
32.
Анализ SWOT или анализ ССВУ (сила, слабость,
возможности, угрозы) - анализ сильных
и слабых сторон муниципального образования, оценка его возможностей и
потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее возможность
чего-либо добиться. Угроза — это то, что может принести ущерб, лишить
существующих преимуществ: экономическая и политическая ситуация, долги и т.п.
33.
Анализ культурных и демографических
факторов - анализ,
выявляющий сдвиги в структуре потребления, вкусах и стиле жизни населения
муниципального образования в целом и в его отдельных демографических группах с
целью спрогнозировать: а) развитие новых и исчезновение традиционных
потребностей; б) проследить воздействие таких изменений на структуру
производства.
34.
Анализ системы
муниципального управления – метод
управленческой деятельности, включающий изучение, систематизацию, обобщение и
оценку информации о структуре, общих и специфических качествах субъекта и
объекта муниципального управления.
35.
Аналитические
и синтетические суждения - суждения, различаемые по способу установления.
Аналитические - суждения, истинность которых устанавливается путем чисто
логического анализа. Синтетические - суждения, истинность которых
обосновывается путем обращения к внешней информации. Они используются в теории
муниципального управления.
36.
Аналогия -
умозаключение на основе переноса знания об одном объекте на менее изученный
объект, сходный с первым по некоторым параметрам. Она используется в теории
муниципального управления.
37.
Англо-саксонская модель местного самоуправления - действует в
США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др. Одна из характерных черт этой
системы - отсутствие на местах полномочных представителей центрального
правительства, опекающих местные выборные органы. Муниципалитеты
рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную
на них парламентом. С 19 веков Великобритании утвердился принцип, согласно
которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил
закон. Общие (публичные) парламентские акты закрепляют статус муниципалитета
как корпораций; обеспечивают автономность местных органов; устанавливают
правовые основы деятельности правительственных ведомств по осуществлению контроля
за работой местных представительных органов. Отношения между центральной
властью и муниципалитетами определяются принципом inter vires (действовать в
пределах своих полномочий), т. е. муниципалитеты могут совершать действия,
которые лишь прямо предписаны законом. В противном случае акты местных властей
считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires) и могут быть
признаны судом не имеющими силы.
38.
Арбитражный
управляющий (временный,
внешний, конкурсный) — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения
процедур банкротства или осуществления иных полномочий, установленных законом.
39.
Аргумент -
суждение, приводимое в подтверждение какого-либо другого суждения. Он
используется в теории муниципального управления.
40.
Аренда земель - имущественный наем,
договор о предоставлении территории во временное пользование за вознаграждение.
Применяется в муниципальном землепользовании как существенный источник дохода
местного бюджета. В муниципальных образованиях земельные участки представляют
собою объект различных видов собственности: федеральной, областной,
муниципальной, корпоративной, частной.
41.
Архитектурно -
строительный контроль и надзор – вид государственного контроля за использованием и
охраной земель в городах и других поселениях. Соответствующие органы по
архитектуре и градостроительству осуществляют государственный контроль за: а)
соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в городах и
других поселениях в соответствии с градостроительной документацией; б) соблюдением нормативов и правил планировки и
застройки городов и других поселений; в) соблюдением установленного порядка
использования территорией с особым режимом градостроительной деятельности; г)
предотвращением сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего
пользования в городах и других поселениях; д) предоставлением земельных
участков в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением
и градостроительными требованиями.
42.
Ассоциации
или союзы муниципальных образований – объединение муниципальных образований, создаваемые в целях
координации их деятельности, более эффективной реализации своих прав и
представления своих интересов.
43.
Ассоциации ТОС – объединения органов ТОС, создаваемые для
координации своей деятельности, с целью более эффективной реализации своих
прав, полномочий и интересов.
44.
Аттестация
- комплексная оценка
деятельности муниципальной организации или персонала на предмет их
соответствия установленным нормативам и требованиям.
45.
Аттестация
муниципального служащего –
кадровые мероприятия, проводимые для определения уровня профессиональной
подготовки, соответствия муниципального
служащего занимаемой должности,
определения перспектив карьерного продвижения.
46.
Аукцион
- способ продажи
отдельных видов муниципальных товаров (услуг) или имущества в форме публичных
торгов, проводимых в заранее установленном месте и в обозначенное время.
[1] В данном перечне основных понятий и терминов, некоторые заимствованы из действующих нормативных актов, некоторые – у ученых–специалистов в соответствующих областях. Часть, являются авторскими. Все термины и понятия рассматриваются применительно к теории и практике муниципального управления.
Главная Предыдущая Оглавление Следующая