Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Словарь

понятий и терминов муниципального управления[1]

Васильев А.А.

Нижний Новгород

2005

 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

1.       Паблик рилейшнз (PR) — деятельность по организации и обеспечению коммуникации субъекта (муниципальных служащих, организаций и органов) с населением (обще­ственностью) муниципального образования.

2.        Параметры – это описание муниципального образования с помощью его качественных и количественных характеристик. Параметры составляют основу описания процесса функционирования муниципального образования.

3.       Паспорт домовладения - официальный документ, в котором регистрируется кондоминиум как единый комплекс недвижимого имущества, а также права на недвижимое имущество в кондоминиуме и сделки с ним; - составляется территориальными или местными бюро технической инвентаризации на основании натурных обмеров и сведений органов архитектуры и градостроительства, органов по землепользованию и земельным ресурсам, органов по управлению государственным имуществом и хранится (в зависимости от формы управления кондоминиумом) у домовладельцев, службы заказчика либо товарищества. Паспорт домовладения содержит необходимые сведения о недвижимом имуществе в кондоминиуме, включая: а) запись о том, что данное домовладение представляет собой кондоминиум, зарегистрированный в едином государственном реестре; б) реквизиты банка данных органа, осуществляющего государственную регистрацию и учет имущества и прав собственности на него, в котором хранится копия паспорта домовладения; в) при наличии государственного земельного кадастра - государственный кадастровый номер домовладения; г) почтовый адрес домовладения; д) топографическое описание и ситуационный план участка домовладения; ж) планы этажей зданий и сооружений с фиксацией названия, номера каждой отдельной части домовладения и ее площади, высоты этажей; з) сведения о материалах и иных характеристиках несущих и ограждающих ненесущих конструкций; к) историческая справка - год постройки и реконструкции, - проектные и строительные организации, прошлые и настоящие собственники кондоминиума; л) сведения об инвентаризационной стоимости кондоминиума.

4.       Пауперизация - процесс массового обнищания населения.

5.       Первичные потребности - потребности, которые по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными. Первичными потребностями являются: а) потребность в пище, потребность во сне и др. б) потребность в безопасности.

6.        Персонал — совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обла­дает муниципальная организация.

7.       Петиция – коллективное обращение граждан в органы муниципального управления (местного самоуправления), поданное как в собственных интересах, так и в интересах всего населения муниципального образования.

8.        Пикетирование - публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, без шествий и звукоусиления, путем размещения у пикетируемого объекта граждан с плакатами, другими изобразительными средствами.

9.              План земельного участка – документ, утвержденный в составе документации по планировке территории, содержащий информацию о границах и содержании прав разрешенного использования спланированного земельного участка, используемый для: подготовки кадастрового плана земельного участка, принятия решений о предоставлении гражданам и юридическим лицам прав на земельный участок, об изъятии, в том числе путем выкупа, о резервировании земельного участка для государственных и муниципальных нужд, разработки проектной документации для строительства.

10.   План работы органа ТОС – документ, имеющий перечень мероприятий с ответственными лицами - членами органа ТОС, составленный на определенный период времени.

11.   План социально-экономического развития территории – документ, определяющий мероприятия по достижению желаемого  жителями  социально-экономического состояния территории.

12.   Планирование – процесс выбора целей и задач, необходимых для их достижения; - экономический метод муниципального управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе местного хозяйствования. Основными методами планирования являются балансовый и нормативный. Различают текущее, перспективное и целевое планирование.

13.    Планирование карьеры - процесс сопоставления потенциальных воз­можностей, способностей и целей служащего с требованиями муниципальной организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении про­граммы профессионального и должностного роста.

14.   Планирование оптимальное - совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития муниципального образования оптимальный, обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов. Основывается на решении задачи математического программирования, в которой отыскивается условно-экспериментальное значение целевой функции (критерий оптимальности плана), на основе которого принимается определенный вариант плана.

15.    Планирование развития территории муниципального образования - это целенаправленное планомерное планирование его облика, охватывающее все сферы деятельности органов местного самоуправления. Это собственная обязательная компетенция местной власти. Для этого в администрации создаются структурные подразделения по планированию развития муниципального образования.

16.   План-прогноз - план прогностического характера, в основу которого положены научно обоснованные прогнозы экономических процессов и будущего состояния муниципальной экономики.

17.   Площадь - открытое, архитектурно организованное, обрамленное зданиями и зелеными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств. Различают: а) транспортные площади: вокзальные, предзаводские и др.; и б) пешеходные площади: театральные, торговые, мемориальные, соборные.

18.   Повседневный учет населения - регистрация местными властями рождений, смертей, приездов и отъездов людей.

19.   Повышение квалификации – вид дополнительного образования муниципальных служащих, направленный на регулярное обновление, углубление и пополнение знаний в соответствующей научной и профессиональной сфере деятельности. Различают краткосрочное и длительное.

20.   Подразделение – определенная группа в местной администрации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач.

21.    Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

22.   Показатели населения - величины, характеризующие изменение численности населения во времени. Различают показатели (темпы) роста населения и показатели прироста населения.

23.   Показатель - обобщенная характеристика свойств объекта (муниципального образования) или процесса (муниципального управления). Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Различают: а) качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства; б) количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

24.   Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей.

25.       Политическая арифметика - наука о структуре народонаселения и его естественных изменениях.

26.   Политическое общество – это государственные институты, правительственные учреждения и государственный сектор экономики.

27.         Политическая сфера муниципального образования – это совокупность само­регулирующихся организаций: региона и муниципального образования, региональных и муниципальных органов управления, политических партий, общественно-политических движений и объединений, и отношения между ними по поводу муниципальной власти; - это область местной общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием местного общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу муниципальной власти и с помощью муниципального образования.

28.   Полномочия – право использовать какие-либо ресурсы муниципальной организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач.

29.   Полномочия местного самоуправления - закрепляе­мые в законодательном порядке права и обязанности, необходимые для выполнения возложенных на него функций; – это предметы ведения местного самоуправления. Круг юридических прав и обязанностей, который закреплен за органами местного самоуправления законом.

30.   Полномочия ТОС - это закрепленные нормами муниципального права за населением, органами ТОС, права и обязанности,  необходимые для осуществления задач и функций ТОС.

31.   Половозрастная пирамида - две гистограммы распределения по возрасту численности мужчин и женщин, с общей осью возрастных интервалов. Ось возрастных интервалов располагается по вертикали. Гистограмма распределения мужчин располагается слева от оси возрастных интервалов. Гистограмма распределения женщин располагается справа от оси возрастных интервалов. Половозрастная пирамида позволяет наглядно представить соотношение возрастных групп населения. Для развивающихся стран типичны высокая рождаемость, закономерное уменьшение численности населения с увеличением возраста. Для развитых стран типичны регулируемая рождаемость, гораздо более равномерное распределение населения по возрастным группам.

32.   Положение - нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер и определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы муниципальных органов или структурного подразделения; - нормативный акт, рассчитанный на длительное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности, ответственность муниципальных организаций и должностных лиц.

33.   Положение о ТОС – нормативный акт органов местного самоуправления, определяющий на основе законодательных актов и Устава муниципального образования основы организации и деятельности ТОС в муниципальном образовании.

34.   Помещение - пространство внутри здания: а) имеющее определенное функциональное назначение; б) ограниченное строительными конструкциями. Оно выступает единицей комплекса недвижимого имущества: а) выделенной в натуре; б) предназначенной для самостоятельного использования для жилых и нежилых целей; в) находящейся в собственности физических или юридических лиц.

35.   Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

36.   Понятия и термины ТОС - это  наиболее общие свойства субъектов и объектов, предметов и явлений территориального общественного самоуправления, их существенные связи и отношения.

37.   Поселение - сельский, городской населенный пункт, населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные органы местного самоуправления.

38.              Поселения Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные) поселения. В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на: -сверхкрупные города (численность населения свыше 3 миллионов человек); -крупнейшие города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек); -крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек); -большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек); -средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек); -малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек); -крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек); -большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек); -средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек); -малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

39.   Потенциал ландшафта (емкость ландшафта) - выраженные в количественных показателях ресурсы рассматриваемой территории, которые без ущерба для саморегуляции ландшафта могут быть использованы для удовлетворения всевозможных потребностей людей (рекреационных, сельскохозяйственных, производственных).

40.   Потенциал природный - способность природных систем выполнять какую-либо функцию, используемую в хозяйственной деятельности людей. Выражается определенными эколого-экономическими показателями.

41.   Потенциал рекреационный - свойство природной территории оказывать на человека положительное физическое, психическое, гигиеническое воздействие. В наибольшей мере проявляется во время отдыха.

42.   Потребитель жилищно-коммунальных услуг - житель, пользующийся, либо имеющий намерение воспользоваться жилищно-коммунальными услугами.

43.   Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, состоящая в использовании продукта труда в процессе удовлетворения потребностей человека, производства и непроизводственной сферы общества.

44.   Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Потребности различают: а) по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха; б) по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др. потребности; в) по функциональной роли: доминирующие-второстепенные, центральные-периферические, устойчивые-ситуативные потребности; г) по субъекту потребностей - групповые, индивидуальные, коллективные, общественные; – нечто, что возникает и находится внутри человека и требует удовлетворения. Основные потребности удовлетворяются в муниципальном образовании и на это нацелена вся деятельность местных органов; — совокупность необходимых условий существо­вания и жизнедеятельности человека в местном сообществе.

45.    Права гражданина - права, связанные с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств.

46.   Права ТОС – это то, что они могут делать, согласно существующего в муниципальном образовании положения о ТОС и своего устава.

47.    Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяют и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например, право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

48.              Правила застройки - это нормативный правовой акт органа местного самоуправления, устанавливающий порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях городских и сельских поселений, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований.

49.         Правила землепользования и застройки – нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие описание процедур землепользования и застройки, карту (карты) правового зонирования территории муниципальных образований, описание градостроительных регламентов разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости применительно к территориальным зонам, обозначенным на карте (картах) правового зонирования.

50.   Правило – точное определение того, что следует делать в конкретной стандартной ситуации.

51.   Правительственный трансфертный платеж - безвозмездная выплата гражданам со стороны государства. Трансфертные платежи служат для перераспределения покупательной способности среди граждан страны. Трансфертными платежами являются пенсии, пособия по безработице и социальная помощь малоимущим.

52.   Правление ТСЖ - исполнительный орган, который создан собственниками квартир и наделен полномочиями в соответствии с уставными нормами.

53.   Правовая основа местного самоуправления - сис­тема нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его предназначение как института в общей системе управления.

54.   Правовая основа ТОС – это законодательство РФ, региональное законодательство, правовые акты ОМС, устав и другие нормативные документы регламентирующие ТОС.

55.    Правовая ответственность в муниципальном управлении – представляет собой реализацию таких отношений, урегулированных правом, в которых субъект муниципального управления, призванный сознательно выполнять определенные обязанности, умышленно, небрежно или по неосторожности не выполняет их или выполняет с нанесением социально значимого вреда интересам государства, муниципального образования, граждан, предприятий в результате чего создается юридический факт, в связи с которым специальные органы местного самоуправления от имени местного сообщества применяют к нарушителю меры воздействия либо наказания, цель которых восстановить нарушенный интерес (право) потерпевшего, покарать нарушителя и пресечь возникновение подобных нарушений со стороны других органов местного самоуправления и тем самым создать условия для устойчивого правопорядка и дисциплины в сфере муниципального управления. Органом местного самоуправления, обладающим юрисдикционными полномочиями, выступает административная комиссия муниципального образования. Административная комиссия, таким образом, включенная в механизм муниципального управления с целью обеспечения гласности и состязательности при рассмотрении споров в процессе муниципального управления, теперь выступает необходимым структурным элементом в механизме правовой ответственности. Административная комиссия является органом местного самоуправления, осуществляющим рассмотрение споров между участниками муниципального управления, органом, обладающим правом наложения мер административной ответственности за нарушения правил в сфере местного самоуправления.

56.    Правовая система муниципального образования - совокупность актов местного референдума, актов местного самоуправления, местных правовых традиций и местной юридической практики; их взаимное действие, нормотворчество, исполнение и контроль исполнения актов местного самоуправления. Она представляет собой территориальный (местный) элемент правовой системы государства.

57.   Правовая служба местного самоуправления - она является юридическим штабом и юридической консультативной службой органов местного самоуправления. Юридические последствия возникают почти во всех сферах деятельности органов местного самоуправления, так как для осуществления их полномочий необходимо принятие соответствующих юридически значимых актов или муниципальных (административных) контрактов. Поэтому они нуждаются в юридических экспертах.

58.         Правовое зонирование – деятельность органов местного самоуправления по подготовке и принятию правил землепользования и застройки.

59.   Правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц - решения, постановления представительного органа местного самоуправления, постановления, приказы, распоряжения должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, изданные в пределах своей компетенции.

60.         Правовые акты территориального планирования – правовые акты органов государственной власти или правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие в пределах их компетенции положения о развитии территорий, границах территориальных зон, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд.

61.   Правовые основы социальной защиты - раздел законодательства, регулирующий систему мер социальной защиты: гарантии, нормы, обязанности, распределение функций.

62.         Практика - материальная, чувственно-предметная, целеполагающая де­ятельность человека, составляющая всеобщую основу развития человечес­кого общества и познания. Основа проверки истинности теории.

63.         Предвидение - обоснованные предположения о будущих состояниях объек­тов, неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению; — способность человека предугадывать будущее, результат деятельности, возможное состояние. Функция муниципаль­ного управления, необходимая для разработки цели, осуществления планирования и представления общего результата согласованной дея­тельности местного сообщества.

64.   Предложение - обращение жителей, не связанное с нарушением их прав и законных интересов, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, совершенствование правовой основы муниципальной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально - культурной и других сфер муниципального образования.

65.   Предмет - целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. К примеру, в муниципальном управлении – это управленческие отношения.

66.   Предмет муниципального права - общественные отношения, которые возникают в той сфере жизни общества, которая в Конституции РФ получила название "Местное самоуправление". К ним относятся: а) отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ; б) договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня; в) отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления; г) отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления; д) отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня; е) отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.; ж) отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц; з) практика деятельности муниципальных органов. Главными объединительными критериями этих отношений являются их локально-территориальный уровень и специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).

67.   Предмет социального заказа – существенные свойства объекта, которые определяют технологию практического решения задачи удовлетворения определенных социально значимых потребностей целевой социальной группы.

68.   Предметы введенья местного самоуправления - определенные в законодательном порядке вопросы местного значения, на которые распространяется его юрисдикция.

69.   Предприимчивость - совокупность деловых качеств челове­ка, характеризующих его способность к инициативной и рискованной деятельности, принятию нестандартных решений, определению усло­вий и возможностей успеха. Является основой улучшения качества жизни.

70.   Предприниматель - лицо, которое изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск.

71.   Предпринимательство - вид деятельности человека в усло­виях рыночной экономики, направленный на получение прибыли по­средством организации собственного дела. Является основой благополучия всех граждан и жителей, государства, региона и каждого муниципального образования.

72.   Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

73.   Представительный орган местного самоуправления -  выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

74.   Представительный орган ТОС – собрание, конференция, сход (собственно сами жители).

75.   Предупреждение чрезвычайных ситуации - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

76.   Престиж — мера признания способностей, превосходства, успехов муниципального руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных.

77.   Претенденты на получение социального заказа – некоммерческие организации, желающие участвовать в выполнении социального заказа, в уставах которых предусмотрено право осуществлять подобного рода работы в качестве основной деятельности, а также имеется соответствующая лицензия (для случаев, где это предусмотрено).

78.   Прибыль - показатель эффективности работы муниципального предприятия или организации за определенный период; превышение доходов от продажи товаров (услуг) над затратами на их производство и продажу.

79.   Приватизация муниципального имущества - возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в  собственность  физических и юридических лиц.

80.    Приватизация муниципального имущества - возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Регулируется Федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”. Приватизация имущества муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами, земли, природных ресурсов, муниципального жилищного фонда, муниципальной собственности, находящейся за пределами территории Российской Федерации, объектов социального и культурного назначения, а также объектов историко-культурного наследия и природных объектов регулируется другими федеральными законами.

81.              Пригородная зона города  - это земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (территория резерва для развития поселения), размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций.

82.   Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен дом, территория, а также участок, примыкающий к дому, с непосредственным выходом на него; - примыкающий к дому земельный участок, включающий: а) тротуары, дворовые и внутриквартальные проезды; б) зеленые насаждения; в) хозяйственные, детские и спортивные площадки, площадки; г) оборудованные для сбора твердых бытовых отходов и т.п.

83.   Призвание — одно из оснований выбора профессии, являющееся синтетической характеристикой, выражающей степень удовлетворенности личности своим трудом.

84.   Признак - характеристика предмета или явления, по которым его отличают от других предметов или явлений. Признак - свойство или характеристика изучаемого явления, выраженные в совокупности переменных, которые могут быть подвергнуты наблюдению и измерению.

85.   Принципы муниципального управления - это обусловленное природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов муниципального управления; - правила, исходные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы муниципального управления в конкретных условиях местного сообщества. Они позволяют формировать систему муниципального управления и подбирать совокупность методов, необходимых для дос­тижения поставленных целей.

86.   Принципы муниципальной жилищной политики: а) каждый человек имеет право на личную жизнь в своем доме. Нормативные акты местных властей должны обеспечивать безусловную защиту этого права и свободу от вторжения. Жилищная политика должна иметь целью доведение соотношения человек-комната один к одному, установление и соблюдение санитарных норм; б) каждый человек и семья имеют право на безопасное и благоустроенное жилище. Это достигается путем установления и контроля за соблюдением норм безопасности в строительстве, составлением и осуществлением планов сноса либо реконструкции неблагоустроенного жилья; в) местные власти обязаны обеспечивать разнообразие, выбор и возможность быстрой смены жилища; г) право наиболее нуждающихся категорий людей и семей на жилище нельзя обеспечить лишь с помощью рыночных отношений. Это достигается правом и реальной возможностью органов местного самоуправления на осуществление местной жилищной политики. Это означает возможность прямых действий (финансирование жилищного строительства за счет средств местного бюджета) для достижения социальных целей этой политики и, кроме того, возможность принимать меры для поощрения частного сектора в этом направлении; д) местные власти должны предоставлять возможности для покупки жилья и обеспечивать надежность его найма. Право на жилище подразумевает право стать членом местного сообщества, что часто невозможно без длительного владения жилищем. Такие права гарантируются возможностями получения долгосрочных займов, умеренной арендной платой, четко сформулированными документами о праве собственности и договорами о найме, в которых точно определены права всех сторон. Не менее важным является поощрение местными властями участия отдельных граждан и ассоциаций жильцов в управлении домами и создания жилищных кооперативов; е) перестройку старых домов нельзя осуществлять за счет существующей социальной структуры. Местные власти должны позаботиться о том) чтобы программы жилищного строительства путем перестройки старых домов были обеспечены соответствующими финансовыми и бюджетными механизмами, с помощью которых прежние жители могли по возможности получить пользу от программ реконструкции старых (как правило, центральных) районов города. Это связано с тем, что строительство нового жилья путем перестройки центральных районов города нередко приводит к тому, что прежние жители не могут оплачивать удорожавшие их содержание и более высокую квартирную плату, являющиеся следствием их перестройки (Европейская Хартия Городов).

87.         Принципы муниципальной службы – это основополагающие идеи, начала, закрепленные в нормах права, определяющие сущность и назначение муниципальной службы: а) приоритет прав и свобод человека; б) принцип законности; в) самостоятельность ОМС в пределах своих полномочий; г) гласность в осуществлении МС; д) равный доступ граждан РФ к муниципальной службе; е) профессионализм и компетентность; ж) подконтрольность и ответственность муниципальных служащих перед населением и государством; з) единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе; и) экономическая, социальная и правовая защищенность муниципальных служащих; к) стабильность кадров МС; л) принцип внепартийности МС.

88.   Принципы ТОС - это обусловленные природой местного самоуправления определения и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов ТОС в решении вопросов местного значения.

89.   Принятие решения – это выбор рациональной альтернативы.

90.   Приобретатели благотворительной помощи – физические и юридические лица, нуждающиеся в благотворительной помощи и получающие ее.

91.   Природно-географическая среда муниципального образования – это земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности населения, проживающего на данной территории.

92.         Проблема - вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляют существенный практический или теоретический интерес. Именно она является основой для принятия управленческих решений.

93.   Проблемная ситуация – это не имеющая однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или коллектива.

94.   Прогноз - научное предвидение возможного и закономерного состояния местного сообщества в будущем. Прогнозы необходимы для разработки стратегии муниципального управления.

95.   Прогноз трудовых ресурсов - расчет численности трудовых ресурсов на предстоящий период, основывающийся на определении перспективной демографической ситуации и расчета перспективной численности населения по полу и возрасту по одногодичным возрастным интервалам.

96.   Прогнозирование – метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущее предположения относительно будущего, т.е. определение тенденций развития и образа будущего; - вероятностное суждение о возможном состоянии какого-либо явления в будущем, включающее количественные оценки и более или менее определенные сроки изменения этого явления.

97.   Программа антикризисная — система мер, позволяющих вывести муниципальное образование из кризиса (смягчить, отодвинуть кризис, уйти от кризиса, предупредить его, снять последствия кризиса и пр.); комплекс управленческих решений по выводу из кризисного состояния.

98.    Программа или подпрограмма  совокупность мероприятий по достижению стратегических целей муниципального образования, имеющая четкие сроки начала и окончания, конкретные ожидаемые результаты, координируемые единым органом управления, осуществляемая как муниципальными, так и другими организациями.

99.    Программа развития – программа, направленная на социально-экономическое и институциональное развитие муниципального образования, включая развитие человеческих ресурсов. 

100.     Программа социально-экономического развития территории - совокупность мероприятий на уровне органов местного самоуправления, направленных на решение вопросов развития местного сообщества.

101.     Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс.

102.     Продолжительность жизни – это показатель демографической статистики; обобщенная характеристика смертности, интервал между рождением и смертью.

103.     Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, определенными ограничениями расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

104.     Проектирование объектов недвижимости – деятельность физических и юридических лиц по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции.

105.      Производительность      количественная  характеристика   выполняемой персоналом работы, связанной с уровнем эффективности труда.

106.     Пролетаризация - обнищание отдельных социальных групп и слоев населения в результате неэффективной социальной и экономической политики.

107.      Пропаганда — информационная деятельность субъекта (личности или организации), направленная на формирование группы его активных сторонников, через обеспечение собственного приоритета в диалоге с общественностью, предполагаю­щая при необходимости сокрытие фактов и прямую дезинформацию (как правило, проявляется во время предвыборной деятельности).

108.     Противоречия – результат взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценкой одного и того же явления или объекта, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве (в рамках одной системы) и являются источником развития и познания. Имеется четыре ступени противоречия: различия, поляризация, столкновения и антагонизм.

109.     Профессионализм - характеристика деятельности муниципального служащего, отражающая его способность успешно решать проблемы, опираясь на Приобретенные знания, навыки, опыт, освоенную методологию. Профессионализм муниципального управления предполагает специаль­ную подготовку служащих и создание необходимых условий для про­фессиональной деятельности (самостоятельности, самодеятельности, творчества, мотивации и пр.).

110.      Профессиональная этика — совокупность принципов,  объединяющая ряд исполнителей общей деятельности. Является важной частью облика муниципального служащего.

111.     Профессиональное образование – система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности. Его наличие является обязательным для муниципального служащего.

112.      Профессиональный долг — определенное самоограничение, имеющее целью достижение профессионального успеха и реализации личности. Является важной частью облика муниципального служащего.

113.     Профессия — труд, выступающий для каждого человека в виде ограни­ченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки.

114.     Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

115.     Процедура – набор определенных действий или операций, с помощью которых осуществляется основной процесс (фаза, этап), управленческой технологии.

116.     Процесс - в широком смысле - последовательная смена в развитии явлений, состояний и изменений. Процесс - в узком смысле - совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. Обычно процессы состоят из этапов (фаз).

117.      Процесс местного самоуправления – совокупность урегулированных правом действий органов местного самоуправления, направленных на достижение нормативно установленных целей с помощью правовых (административные контракты и акты местного самоуправления), организационных (например, создание определенных структур), экономических (например, продажа и сдача муниципального имущества в аренду), гуманитарных (муниципальная служба) и информационных средств управленческого воздействия.

118.     Процесс муниципального управления - порядок осуществления последовательных действий, совершаемых органами муниципального управления для достижения определенного результата; - последователь­ность этапов формирования и осуществления управляющего воздействия.

119.     Процесс стратегического управления — совокупность последовательных действий, для достижения целей, поставленных перед муниципальным образованием в условиях изменчивости и сложности внешней среды, позволяющий оптимально использовать наличный потенциал и гибко реагировать на требования внешней среды.

120.     Публичное управление – включает в себя деятельность государства и органов местного самоуправления за исключением деятельности в сфере законодательства и правосудия. Субъектами муниципального управления выступают: местное сообщество, граждане, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, организации, привлеченные к управлению.

121.     Публичные слушания - обсуждение с участием населения в органах муниципального управления (местного самоуправления) важных вопросов местного значения.

122.     Пути внутригородского сообщения - городские улицы, проезды, магистрали.


[1] В данном перечне основных понятий и терминов, некоторые заимствованы из действующих нормативных актов, некоторые – у ученых–специалистов в соответствующих областях. Часть, являются авторскими. Все термины и понятия рассматриваются применительно к теории и практике муниципального управления.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

анкета для получения биометрического загранпаспорта вот тут
Hosted by uCoz