Главная Предыдущая Оглавление Следующая
понятий и
терминов муниципального управления[1]
Васильев А.А.
Нижний Новгород
2005
А Б В Г
Д Е Ж З
И Й К Л М Н
О П Р
С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
1.
Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное
восприятие, обусловленное некоторой задачей деятельности. Оно используется в
теории муниципального управления.
2. Народная правотворческая инициатива - это проекты правовых актов по вопросам местного
значения, вынесенные населением в муниципальные органы, подлежащие
обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием его представителей,
а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
3. Народонаселение - совокупность людей, живущих в пределах
конкретной территории - страны, субъекта, муниципального образования.
Народонаселение непрерывно возобновляется в ходе воспроизводства. Показатели,
характеризующие население: а) численность и динамика численности; б)
интенсивность демографических процессов: рождаемость, смертность, естественный
прирост, брачность; в) расселение, урбанизация, миграция; г) возрастно-половой
состав и семейное состояние; д) уровень образования; е) расовый, языковый,
этнический и религиозный состав.
4.
Население
муниципального образования
– это граждане постоянно или преимущественно проживающие в данном муниципальном
образовании и составляющие местное сообщество (территориальный коллектив).
5. Населенный
пункт - первичная единица
расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка: город, поселок
городского типа, село. Обязательным признаком населенного пункта является
постоянство его использования как места обитания из года в год (хотя бы
сезонно). Обычно населенный пункт имеет географическое наименование; - это место, где компактно (на определенной
ограниченной территории) проживают люди.
6. Наука - сфера деятельности, в которой
вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о
действительности; - это сфера
человеческой деятельности, где происходит выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания;
включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат —
сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели —
описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности,
составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система
наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические
науки. Частью общественных наук является
теория муниципального управления.
7. Наукоград
– это муниципальное
образование с градообразующим научно-производственным комплексом, под которым
понимается совокупность организаций, осуществляющих научную,
научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки,
испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами
развития науки и техники. Статус наукограда присваивается муниципальному
образованию Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской
Федерации на срок до двадцати пяти лет.
8. Научное
знание - система знаний о
законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной
картины мира и отражает законы его развития. Научное знание: а) является
результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой
деятельности; б) социально обусловлено; в) обладает различной степенью
достоверности.
9.
Научно-техническая
революция
- коренное качественное преобразование производительных сил на основе
превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.
Существенно влияет на эффективность муниципального управления.
10.
Научно-технический
прогресс
- единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
11. Недвижимое имущество (недвижимость) -
земельные участки, участки недр, обособленные насаждения, здания, сооружения.
Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество; - права на которое подлежат государственной
регистрации в соответствии с Федеральном законом - земельные участки, участки
недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так,
что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том
числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние
насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.
12. Недвижимость в жилищной сфере - недвижимое имущество с установленными правами
владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее:
земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми
помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с
многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых
домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания;
сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.
13.
Независимые доноры
- как правило, организуются частным лицом или несколькими лицами, либо
выделяются из других организаций (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд
Сороса, Фонд Форда), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала.
Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и
набор стандартных критериев отбора заявок. Фонды формируют советы,
рассматривающие заявки и выносящие решения о финансировании. Наиболее распространены.
14. Некоммерческая
организация -
организация, не имеющая целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную
прибыль между своими участниками. Они могут создаваться в форме общественных
или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств,
учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных,
благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов; - организация, созданная
для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных,
научных целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и
спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,
защиты их прав и законных интересов, а также в иных целях, направленных на
достижение общественных благ, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между
участниками.
15. Некоммерческий
муниципальный сектор экономики – он охватывает сферы деятельности, не связанные непосредственно
с извлечением прибыли, а направленные на оказание услуг, оказание помощи и
поддержки слабозащищенным людям: уход за детьми, больными, престарелыми,
семейное консультирование. Соблюдение принципов морали и личной
ответственности за свое поведение являются главными критериями оценки эффективности
осуществляемой работы.
16.
Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая
организация, созданная для содействия ее членам в достижении социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей.
17. Нематериальные
ресурсы территории -
духовные, интеллектуальные, информационные, образовательные ноу-хау, формирующие
предпосылки для расширенного воспроизводства материальной производственной
базы.
18. Непосредственные показатели деятельности – объем
выполняемых работ и оказываемых услуг в натуральном или стоимостном
выражении.
19. Неприбыльные организации – органы местного самоуправления и
созданные ими учреждения или организации, которые содержатся за счет средств
соответствующих бюджетов; благотворительные фонды и благотворительные
организации, созданные для проведения благотворительной деятельности,
общественные организации, созданные с целью проведения экономической,
оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной
деятельности; творческие союзы; политические партии; пенсионные фонды,
кредитные союзы; союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц,
жилищно-строительные кооперативы, которые содержатся лишь за счет взносов
учредителей и не проводят хозяйственной деятельности, за исключением пассивных
доходов; религиозные организации и другие юридические лица, деятельность
которых не предусматривает получение прибыли.
20. Неэффективность - выполнение работы с большими, чем это
рассчитано, либо по сравнению с чем-либо другим, затратами. Показатель,
характеризующий некомпетентное муниципальное управление.
21. Норма расходов – определенная величина
расходов в стоимостном или натуральном выражении на единицу непосредственного показателя
деятельности муниципального органа, или на выполнение типового делового
процесса, или в расчете на одного пользователя услуг (исходя из разового
предоставления услуги).
22. Норматив — организационное положение смягченного
типа, допускающее отклонение от средней величины или устанавливающее диапазон
возможного отклонения (минимальная и максимальная величина заработной платы,
предельные сроки выполнения работы, допустимые и критические отклонения и пр.).
23. Норматив минимальной бюджетной обеспеченности – расчетный показатель минимально необходимой
потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по
текущим расходам.
24. Норматив расходов – определенная
величина расходов в стоимостном выражении на выполнение определенной функции
или вида деятельности муниципального органа в течение определенного периода
времени, или величина затрат в расчете на одного пользователя услуг (исходя из
предоставления услуги в течение определенного периода времени).
25. Нормативы
потребления коммунальных услуг - нормативы, характеризующие объективно необходимый минимальный
объем и качество предоставляемых услуг. В пределах норматива осуществляется
расчет компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.
26. Нормирование - это мероприятие по оценке количества
управленческого труда, которое необходимо для поддержания заданного уровня
функционирования муниципального образования в соответствии с современной
технологией муниципального управления.
27. Нормы
поведения - настройка и
самонастройка, оценка и самооценка, корректировка и самокорректировка мотивов
поведения муниципальных служащих и жителей в зависимости от ситуации. Принятые
образцы внешней регуляции поведения в местном сообществе: запрещающие,
обязывающие и рекомендующие.
[1] В данном перечне основных понятий и терминов, некоторые заимствованы из действующих нормативных актов, некоторые – у ученых–специалистов в соответствующих областях. Часть, являются авторскими. Все термины и понятия рассматриваются применительно к теории и практике муниципального управления.
Главная Предыдущая Оглавление Следующая