Словарь понятий и терминов муниципального управления, С

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Словарь

понятий и терминов муниципального управления[1]

Васильев А.А.

Нижний Новгород

2005

 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

1.       Самообложение налогом – форма привлечения на добровольной основе по решению собрания граждан по месту жительства средств населения соответствующей территории для финансирования разовых целевых мероприятий социально-бытового характера.

2.       Самоорганизация - понятие, выражающее способность сложных систем к упорядочению своей внутренней структуры. Самоорганизация в сложных и динамичных открытых системах возможна лишь при наличии достаточно большого числа взаимодействующих элементов. Причем поведение взаимодействующих элементов должно быть кооперативным и когерентным. Это относится к природе и к обществу. Самоорганизация в открытых нелинейных системах не исключает развития  системы,  перехода  ее  в  новое  качество.

3.       Самоуправление – самостоятельность социальных организаций, заключающаяся в реальной возможности и праве самостоятельно, под свою ответственность, решать важные вопросы своей жизнедеятельности и принимать управленческие решения для достижения конечных результатов. Самоуправление связано с децентрализацией власти в системе управления; – а) самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами; б) признаваемое и гарантируемое конституцией или законодательством право населения муниципальных образований самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения; в) деятельность органов местного самоуправления по реализации предоставленных им полномочий. Оно предполагает самостоятельный выбор цепей и путей их достижения самоуправляющимися системами при сохранении взаимодействия со смежными и иерархически иными структурами.

4.       Санитарное содержание жилищного фонда - комплекс мероприятий по обеспечению нормативных требований к санитарному состоянию жилых зданий и прилегающих территорий.

5.       Санитарное содержание придомовой территории - комплекс базовых работ и услуг по поддержанию состояния придомовой территории в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими нормами и требованиями.

6.       Санитарно-защитная зона - зона пространства и растительности, специально выделенная между промышленными предприятиями и селитебными районами в целях охраны здоровья людей; - озелененная территория специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия, размеры и организация которой зависят от характера и степени вредного влияния промышленности на окружающую среду.

7.       Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

8.       Сбор -  под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из              условий совершения в отношении плательщиков сборов органами   местного     самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

9.       Сбор и вывоз мусора - комплекс базовых работ и услуг по сбору мусора, очистке мусоропроводов и вывозу мусора.

10.   Сброс сточных вод -  сброс в окружающую среду неочищенных вод промышленного и бытового происхождения. Существует показатель предельно допустимого сброса (ПДС) - максимально допустимой массы загрязняющего вещества, определяемый в соответствии с установленным режимом в данном месте в единицу времени с целью обеспечения норм качества окружающей среды в контрольном пункте.

11.   Свободные бюджетные средства - свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало очередного финансового года, доходы бюджета, дополнительно получаемые в ходе исполнения бюджета, сумма превышения доходов над расходами, образующаяся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах.

12.   Свободные пространства - в зеленом строительстве - не застроенные участки города, района, микрорайона, на которых предусматриваются объекты озеленения различного назначения.

13.   Сводный финансовый баланс - совокупность финансовых ресурсов муниципального образования, отражающая их образование, распределение и использование.

14.   Связи между элементами системы - они могут быть материальными или информационными и представляет ее структуру.

15.   Связующий процесс – это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации, мотивации и контроля. Основные связующие процессы – это принятие решений и общение (коммуникация). Руководство также является связующим процессом.

16.   Секвестр - пропорциональное снижение расходов (на определенное количество процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, за исключением защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года.

17.   Сектор экономики - крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить ее других частей экономики в теоретических или практических целях. По формам хозяйствования различают частный, государственный (региональный, муниципальный) и некоммерческий. По виду производимой продукции различают первичный, вторичный, третичный и четвертичный секторы экономики.

18.   Селитебная территория - часть планировочной структуры города, территория включающая: а) жилые районы и микрорайоны; б) общественно-торговые центры, улицы, проезды, магистрали;
в) объекты озеленения. В селитбельной зоне могут размещаться отдельные коммунальные и промышленных объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон.

19.   Селитебные земли: а) застроенные земельные участки, включая застройку под промышленные и другие предприятия и организации, а также земельные участки, предназначенные под застройку; б) земли общего пользования: - территории, расположенные между жилыми кварталами и смежные с ними, занятые улицами, площадями, набережными и т.д.; в) земли специального назначения: - стрельбища, крепости, казармы и др.; заповедники и подсобные земли, изъятые из непосредственного ведения местной администрации.

20.   Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

21.   Семейная политика - часть социальной политики, основным объектом которой является семья.

22.   Семейная собственность - вид частной собственности; собственность, принадлежащая на общих началах членам семьи.

23.   Семейный бюджет - роспись денежных доходов и расходов семьи, обычно составляемая на месячный срок; баланс семейных расходов и доходов.

24.   Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. Выделяют репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную и досуговую функции семьи.

25.   Сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

26.            Синергетика  (от греч. synergeia - совместное действие, сотрудничество). Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое; - новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы.

27.   Синергизм (синергия) — стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа элементов в одних руках. Повышается их эффективность, что проявляется в росте производительности и (или) в снижении затрат; эффект совме­стных действий выше простой суммы индивидуальных усилий. Термин «синергия» происходит от понятия «синергизм», которое в биологии означает сотрудничество между различными органами. Термин «синергия» был введен в обиход И. Ансоффом для обоснования групповых структур и организации компании. В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы. Преимущества синергизма определяются как 2 + 2 = 5, иначе говоря, суммарная отдача сложения усилий власти, бизнеса и общественности выше, чем сумма показателей отдачи по их отдельным усилиям по решению местных проблем, без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости. Наблюдается при проектном методе муниципального управления.

28.   Синергия – (содействие, сотрудничество) – процессы взаимодействия частей системы, сопровождающиеся кооперативным эффектом и самоорганизаций.

29.         Синтез - соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон. Метод теории муниципального управления.

30.   Система (греч. – «составленное из частей», «соединение», от «соединяю, составляю») – объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе (БСЭ. Т.39. С 158.). В системе действуют иные законы, чем в окружающей среде, они определяют ее функционирование; - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство; — совокупность элементов, взаимосвязанность кото­рых определяет ее целостность, устойчивость и адаптивность.

31.   Система муниципального управления - совокупность организационных форм, структур и объектов (элементов и подсистем) муниципального управления, включая взаимосвязи между ними и с внешней средой в процессе достижения поставленных целей муниципального управления; - совокупность скоординированных мер и регулирующего воздействия всех субъектов управления на муниципальные процессы с целью достижения устой­чивого развития местного сообщества, создания благоприятных усло­вий жизнедеятельности населения за счет рационального использова­ния местных ресурсов.

32.   Система обратной связи – любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана.

33.    Система сдержек и противовесов - система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие).

34.   Система социальной безопасности - в широком смысле - все виды социальных расходов, направляемые малообеспеченным слоям населения. В узком смысле - система денежных пособий, выплачиваемых в целях борьбы с бедностью.

35.   Система ТОС - это совокупность организационных форм ТОС, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения.

36.   Система управления — множество закономерно связанных друг с другом элементов управления (целей, структуры, задач, технологии, персонала), объединенных в механизм, дающий возможность дости­гать поставленных целей, принимать скоординированные и эффек­тивные решения; - представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.

37.    Системный анализ – это взаимосвязанное и комплексное рассмотрение всех вопросов, относящихся не только к организации, функционированию и ликвидации муниципальных образований, но и к методам руководства всеми этими этапами с учетом правовых, экономических, природно-географических, политических и других аспектов.

38.    Системный подход – это общенаучная концепция, реализующая системность в принципах и методах решения сложных проблем муниципального управления; – это направление методологии познания и соци­альной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем, т. е. элементов, объединяемых определенной структурой.

39.   Ситуационный подход – концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

40.   Ситуация — состояние управляемой системы, оцениваемое от­носительно цели.

41.   Смета ТОС – это финансовые средства, которые получает ТОС для реализации собственных полномочий и инициатив; составление, согласование и исполнение которого осуществляют органы ТОС.

42.   Собрание – сбор всего правоспособного населения определенной территории для решения местных вопросов.

43.   Собрание (конференция), сход - непосредственное участие жителей в решении вопросов местного значения; высший (представительный) руководящий орган территориального общественного самоуправления.

44.   Собственность ТОС – это коллективная неделимая собственность населения самоуправляющейся территории (локального территориального коллектива, сообщества), используемая для реализации задач и достижения целей ТОС.

45.   Собственные местные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, а также вводимые представительными орга­нами местного самоуправления в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

46.   Совет общественного самоуправления (СОС) - выборный орган ТОС микрорайона, координирующий деятельность других органов ТОС (домкомов, уличкомов и др.) и ОС, и осуществляющий непосредственную деятельность в пределах своей компетенции на самоуправляемой территории. Является высшим звеном в системе ТОС и составной частью самоуправления в муниципальном образовании.

47.   Соискатели гранта - некоммерческие и коммерческие организации, подавшие заявки на участие в конкурсе муниципальных грантов;

48.   Соисполнитель социального заказа — юридическое или физическое лицо, привлекаемое исполнителем на договорных началах для выполнения определенных работ по осуществлению социального заказа.

49.   Сообщество (community) - группа людей, объединенная географически, разделяющая общую культуру, ценности, обладающая общими расовыми, национальными, социальными признаками.

50.   Соотношение целей и средств – модель руководства, согласно которой руководители должны реализовывать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.

51.     Состояние муниципального образования - это совокупность значений параметров его описания, зафиксированное на какой-либо момент времени.

52.   Состояние целевой социальной группы – обобщенная оценка социальных характеристик представителей социальной группы по таким основным показателям, как социальный статус, материальная обеспеченность, состояние здоровья, условия жизни, духовные потребности и др.

53.   Сотрудничество - форма совместной деятельности населения и органов муниципального управления, отражающая согласованное вза­имодействие, основанное на понимании значимости и необходимости решения вопросов местного значения, на стремлении помочь друг другу в выполнении общего дела; включает в себя взаимную поддержку, вза­имопомощь, взаимную ответственность, достижение согласия и же­лаемого результата.

54.   Социальная активность местного сообщества - сознательная, целенаправленная деятельность населения, ориентированная на социальное обустройство и создание благоприятных условий жизни в экодиалоге человека и природы.

55.   Социальная гарантия - совокупность социально-экономических и правовых гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших социально-экономических прав и свобод.

56.   Социальная гармония - бесконфликтное сосуществование всех элементов социальной общности.

57.   Социальная группа - совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п. Люди живут в группе в состоянии постоянной взаимозависимости. Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели. Группы имеют неодинаковые функции. Индивиды участвуют во многих группах. Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы. Различают: а) постоянные, временные и случайные группы; б) свободные и обязательные группы; в) формальные и неформальные рабочие группы.

58.   Социальная защита - в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. В узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения; – комплексная система организационно-правовых, экономических и других мер, направленных на обеспечение необходимого качества жизни каждого члена общества в конкретных социально-экономических условиях. Включает социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную поддержку и правовую защиту.

59.   Социальная защищенность - обобщенная характеристика эффективности: а) системы мер социальной защиты; б) деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики; в) действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных гарантий.

60.   Социальная норма площади жилья - норматив, исходя из которого применяются предусмотренные законом формы содействия гражданам в улучшении жилищных условий и оплате жилья и коммунальных услуг.

61.   Социальная общность - совокупность индивидов, характеризующаяся: а) относительной целостностью; б) выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения; в) выполняющая ту или иную совместную деятельность. Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др.;  - это объективно сложившееся в обществе исторически устойчивое объединение людей, характеризующееся спецификой образа жизни по сравнению с другими объединениями людей, особым местом и особой ролью в общественной жизни.

62.   Социальная поддержка – меры социально-психологической и духовной поддержки, содействие общественной активности и активному долголетию граждан.

63.   Социальная политика – целенаправленная деятельность государства и его институтов по совершенствованию и развитию социальной сферы общества, его социальной структуры, по регулированию положения, отношений и взаимодействия социальных групп, удовлетворению их потребностей, согласованию их интересов с интересами общества. Социальная политика охватывает все сферы жизнедеятельности людей – производственную, социальную, политическую, духовную – и регулирует отношения между обществом, коллективом и личностью в каждой из этих сфер и в зонах их взаимодействия.

64.   Социальная политика местного сообщества - достижение социальных целей на основе сбалансированности в со­циальной сфере, снятия социальных деформаций и своевременно­го разрешения социальных конфликтов, обеспечения достойной жизни граждан.

65.   Социальная помощь – материальная и натуральная помощь, помощь в виде социально-бытовых, медико-социальных и других видов социальных услуг, социального ухода; - поддержка в денежной и/или натуральной форме, предоставляемая с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми.

66.   Социальная проблема – неудовлетворенные социальные потребности и интересы членов территориальной общности, сформулированные в обобщенном виде в качестве социальной задачи для решения.

67.   Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, а также их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы складываются на основе совместной деятельности людей.

68.   Социальная стабильность - устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и основные качественные параметры. Механизмами, обеспечивающими социальную стабильность являются социальные институты государства и гражданского общества.

69.   Социальная сфера – составная часть жизни общества (наряду с экономической, политической, духовной), непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей, качеством их жизни, условиями труда, быта и досуга, с реализацией интересов различных социальных групп, этнонациональных общностей.

70.   Социальная сфера муниципального образования - это совокупность объек­тивно сформировавшихся общностей его населения и взаимоот­ношений между ними; - это область общественной жизни, характеризующая возникновение и развитие различных социальных групп людей (социальных общностей), взаимодействие друг с другом и их роль в местном обществе.

71.   Социальная тенденция - наблюдаемое или выявленное в процессе научного анализа постепенное и устойчивое изменение поведения социальных слоев, групп, систем и т.д. в течение определенного периода времени.

72.   Социальная технология - на макроуровне это метод управления или регулирования социальных процессов, обеспечивающий надежное достижение поставленных целей. На микроуровне - способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией, синхронизацией при выборе оптимальных средств и методов выполнения. Появление социальных технологий связано с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов общественной деятельности, их освоения молодым поколением; – совокупность форм, методов и процедур практического осуществления нововведений, направленных на решение социальной проблемы (комплекса социальных проблем); – это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ,  проектов) и получения оптимального социального результата; – формально описанная целенаправленная система действий, связанных с изменениями и (или) преобразованиями социального объекта, и приносящая измеряемый результат; – способ решения социальной задачи, а именно формально описанная система действий, приводящих к изменению социального объекта в заданном направлении.

73.   Социально значимый проект - разработанный соискателем комплекс некоммерческих мероприятий, направленных на достижение конкретной цели в сфере социального, культурного, экономического развития МО, улучшение качества жизни населения.

74.   Социальное обеспечение - государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных. Оно составляет систему социально-экономических мероприятий, гарантирующих: а) материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; б) обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

75.   Социальное развитие - совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов, развертывающихся в обществе.

76.   Социальное страхование - система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. Оно представляет систему денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

77.   Социальное управление - сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций. Оно имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.

78.   Социально-психологическими методы муниципального управления - это способы и приемы воздействий, основанные на использовании социальной психологии. Социальные методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов и сообщества в целом. Психологические методы направлены на урегулирование отношений между людьми путем создания оптимального социально-психологического климата; — способы воздействия, опирающиеся на социально-психологические рычаги, социальные интересы, нормы поведения, психологические особенности населения.

79.   Социально-экономическая система (СЭС) – это любое социально-экономическое образование, в том числе муниципальное, обладающее определенной свободой выбора формы деятельности  и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общей цели.

80.   Социально-экономическая структура населения - соотношение социальных групп, различных видов общностей людей, а также сеть устойчивых и упорядоченных связей между ними, определяющая целостность народонаселения страны или района. Социально-экономическая структура населения включает отраслевую структуру занятости, профессиональную структуру, образовательную структуру и др.

81.   Социально-экономический паспорт ТОС – документ, показывающий социально-экономическое положение территории в определенных показателях на определенный момент времени.

82.   Социальные активы - объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, переданные с баланса промышленных предприятий в коммунальную собственность органов местного самоуправления.

83.         Социальные законы - это объективные, существенные, необходимые и повторяющиеся связи основных элементов общества, обусловливающие его упорядоченное функционирование и развитие.

84.   Социальные нормы – показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.

85.   Социальные потребности – совокупность потребностей и интересов граждан, объединенных по территориальному, возрастному, социальному или иным признакам.

86.   Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием. По практической направленности социальные технологии подразделяют на: а) социально-экономические, б) организационно-распорядительные, в) медико-социальные, г) психолого-педагогические. По способам реализации различают социальные технологии: а) основанные на государственном патернализме; б) основанные на самозащите каждой отдельной личности; в) совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности.

87.   Социальный заказ – комплекс мер организационно-правового характера по реализации общегосударственных и местных целевых социальных программ и социальных проектов за счет бюджетных и иных средств путем заключения социальных контрактов на конкурсной основе.

88.   Социальный контракт – договор, заключаемый заказчиком от имени субъекта, ответственного за решение социальной проблемы, с исполнителем социального заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются взаимоотношения заказчика и исполнителя.

89.   Социальный контроль - совокупность органов, форм, ме­тодов, средств и приемов, с помощью которых местное сообщество гарантирует, что поведение его членов, субъектов муниципального управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с провозглашенными целями, установленными нормами и ценностями.

90.   Социальный норматив - количественный или качественный ориентир оптимального состояния социального процесса.

91.   Социальный показатель - качественная или количественная характеристика отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их особенности в статике и динамике. Социальными показателями являются: а) уровень и качество жизни; б) уровень занятости и безработицы; в прожиточный минимум; г) показатели смертности и рождаемости; д) текучесть персонала в организации; е) уровень конфликтности в коллективе и т.д.

92.   Социальный приоритет - социальная задача, признающаяся группой или обществом в качестве наиболее неотложной, требующей первоочередного решения.

93.   Социальный прогноз - научное обоснование предполагаемых изменений социальных отношений и социальных процессов или их элементов.

94.   Социальный проект – комплекс взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, направленных на решение одной из задач целевой социальной программы либо локальной задачи, имеющей самостоятельное социальное значение.

95.   Социальный процесс - развертывание во времени, того или иного социального явления. Выделяют парные социальные процессы: а) интеграция и дезинтеграция социальной системы; б) сплочение и конфликты группе; в) текучесть и стабильность персонала в организации; г) эмиграция и иммиграция; д) усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация; е) занятость и безработица и т.д.

96.   Социальный стандарт - это совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном – выражаемом  в социальных нормах  и нормативах.

97.         Спланированный земельный участок – земельный участок, применительно к которому утвержден план земельного участка.

98.   Спонсор социального заказа — юридическое или физическое лицо, участвующее на благотворительных началах в осуществлении социального заказа, предоставляя для этого дополнительные ресурсы на основе договора с исполнителем социального заказа.

99.   Спонсорство – добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке благотворительной деятельности с целью популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки; – передача средств на нужды или программы другой организации с получением определенной коммерческой выгоды.

100.     Способности - индивидуально-психологические особенности личности необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления. Считается, что процесс формирования способностей происходит на основе задатков. Наиболее распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты; - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями осуществления определенного рода деятельности, например, познавательной; — индивидуально-психологические свойства че­ловека, определяющие возможность овладения какими-либо опреде­ленными видами деятельности.

101.     Способность – качественное состояние умений и возможностей, позволяющее индивиду успешно действовать в той или иной области знаний.

102.     Спрос - конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью. Спрос - количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный период на рынке при существующем уровне цен. Различают: потенциальный, снижающийся, колеблющийся, негативный, полный, чрезмерный и иррациональный виды спросов.

103.     Сравнение - операция сопоставления предметов с целью выявления их возможных отношений, способ выявления единства и разнообразия вещей. Как метод используется в теории муниципального управления.

104.     Среда косвенного воздействия — факторы внешней среды, которые не оказывают непосредственного воздействия на деятельность муниципального образования, но косвенно влияют на процесс формирования стратегии; к ней относятся экономические, политические, технологические и социальные факторы.

105.     Среда прямого воздействия — совокупность факторов среды, непосредственно влияющих на деятельность муниципального образования: бизнес, население, другие муниципальные образования, муниципальные служащие, воздействие учреждений гоcyдарственной и региональной власти.

106.     Средний возраст - обобщающая характеристика возрастной структуры населения или распределения демографических событий по возрасту. Средний возраст вычисляется как среднее арифметическое или медиана значений возрастов: а) всех людей в данном населении или поколении; или б) возрастов людей, в жизни которых произошло то или иное демографическое событие.

107.     Стадии жизненного цикла социального заказа – последовательно осуществляемые комплексы организационно-управленческих процедур, обеспечивающих необходимые условия для формирования, размещения и реализации социального заказа.

108.     Стадия и цикл развития организации — характеристики муниципальной организации, рассматриваемой в последовательности развития, фиксирующие особенности целей и ценностей, присущие в определенный период своего развития.

109.     Стандарт - санитарные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству услуг по вывозу бытовых отходов.

110.     Стандарты и нормативы предоставления жилищно-коммунальных услуг - установленные или согласованные органами исполнительной и обязательные для соблюдения: а) потребительские характеристики качества жилищно-коммунальных услуг, выраженные в количественных измерителях; б) требования по обеспечению устойчивого функционирования объектов инженерной инфраструктуры, безопасности условий проживания и окружающей среды,

111.     Стиль муниципального управления - это система способов и средств, форм и методов по­вседневной деятельности должностных лиц и органов  муниципальной власти, основанная на соответствующих принципах и обеспечивающая рациональное и эффективное ведение местных дел.

112.     Стиль руководства – способ, каким руководители управляют организацией, подчиненными в процессе достижения поставленных целей (автократический, демократический, либеральный).

113.     Стимул - заинтересованность человека в выполнении какой-либо работы, достижении цели или результата.

114.     Сторонники и противники – социальные группы и отдельные личности (должностные лица ОМС), поддерживающие или противостоящие деятельности ТОС.

115.      Стратегические цели – главные социально значимые цели муниципального образования на среднесрочный и долгосрочный периоды.

116.     Стратегический выбор – совокупность приоритетных функций, выполняемых муниципальными органами в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования; - формирование и оценка альтерна­тивных направлений развития местного сообщества.

117.     Стратегическое муниципальное управление - уп­равление, ориентированное на долгосрочные изменения, учет и ис­пользование всех возможностей для развития, преодоление жесткого детерминированного курса поведения, с опорой на приоритетное ис­пользование интеллектуальных и человеческих ресурсов.

118.     Стратегическое планирование – это одно из направлений муниципального управления, представляющее собой управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями муниципального образования, ее потенциальными возможностями. Оно включает в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов, прогнозирование и программирование социально-экономического развития.

119.     Стратегическое управление муниципальным образованием – одно из направлений муниципального управления, представляющее собой совокупность инструментов, подходов, принципов, составляющих технологию управления муниципальным образованием в условиях повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды. Способности к стратегическому управлению предполагают наличие пяти элементов: а) умение смоделировать ситуацию; б) умение выявить необходимость изменений; в) умение разработать стратегию изменений; г) умение использовать в ходе изменений надежные методы; д) умение воплотить стратегию в жизнь.

120.     Стратегия — обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов муниципального образования. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решений. Процесс разработки стратегии включает: а) определение миссии; б) конкретизацию видения и постановку целей; в) формулировку и реализацию стратегии, направленной на достижение целей.

121.     Стратегия дифференциации в стратегическом управлении — одна из общих стратегий муниципального образования, направленных на создание конкурентных преимуществ. Дифференциация заключается в стремлении муниципального образования к уникальности в каком-либо аспекте, который привлекает большое количество инвесторов. Муниципальное образование выбирает одного или несколько таких инвесторов и осуществляет свою деятельность таким образом, чтобы удовлетворить за­просы населения. Это в конечном итоге приводит к повышению затрат. Дифференциация может принимать различные формы: имидж территории, признанное содействие бизнесу, общий вид муниципального образования, наличие инфраструктуры. Параметры дифференциации специфичны для каждой территории.

122.     Стратегия муниципального управления - обоб­щенная модель долгосрочных действий местного сообщества, ор­ганов местного самоуправления, необходимых для достижения социальных целей.

123.     Стратегия управления персоналом — специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированный с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.

124.     Строительная деятельность – деятельность физических и юридических лиц по созданию, изменению (в том числе путем сноса и реконструкции) объектов недвижимости – зданий, строений, сооружений, их частей, осуществляемая на основе разрешений на строительство и завершаемая приемкой объектов в эксплуатацию.

125.     Структура - расположение и связь частей, составляющих целое. Структуры различаются:  а) по сфере существования на материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические); б) по характеру связи на порядковые, композиционные, топологические; в) по направленности на субстанциальные и функциональные; г) по разнообразию связей на простые и сложные; – элементы какого-либо объекта или процесса и взаимосвязи между ними, что остается неизменным в системе при переходе ее из одного состояния в другое; - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.

126.     Структура бюджета – это направления расходования средств и их источников, т.е. статьи расходов и доходов.

127.     Структура населения - выраженное демографическими показателями распределение населения: а) по территории; б) по отдельным возрастным, половым, этническим и социально-экономическим группам.

128.     Структура ОМС – она определяется самостоятельно муниципальным образованием. Структура определяется: а) численностью населения; б) размером территории; в) конфигурацией территории; г) инфраструктурой;  д) наличием финансово-экономических ресурсов; е) историческим, географическими и другими особенностями; ж) составом населения, этническими и национальными характеристиками.

129.     Структура органа муниципального управления – это совокупность его подразделений, а в них должностей, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должностей.