Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Словарь

понятий и терминов муниципального управления[1]

Васильев А.А.

Нижний Новгород

2005

 

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

 

1.       Европейская Хартия Городов ее основой являются городские органы власти, и преобладающее внимание в ней уделяется конкретным обязанностям этого уровня власти в сфере городского развития. В соответствии с общей направленностью работы Совета Европы на защиту основных свобод и прав человека, большое внимание в ней уделяется качественным аспектам городского развития и качеству жизни. В ней определяется свод руководящих принципов, легко применимых во всех странах Европы, в которых проблемы городов очень сходны по характеру, если не по масштабу. Ключевым положением Хартии является идея сотрудничества и солидарности: между местными органами власти внутри государств-членов Совета Европы с цепью обеспечения лучшего качества городской жизни; между национальными и местными органами власти в обеспечении, на основе политических и финансовых обязательств, передачи полномочий на принятие решений от центра городам и их сообществам; между местными органами власти и их общинами с целью лучшего взаимодействия в процессе принятия решений; между городами всей Европы. Хартия руководствуется мнением, что граждане имеют основные права в городах: на защиту от насилия, от загрязнения, от тяжелой городской среды, на осуществление демократического контроля над своим районом проживания, на достойное жилище, здравоохранение, культурный досуг и свободу передвижения. Кроме того, в Хартии настойчиво говорится, что эти права принадлежат всем городским жителям независимо от пола, возрасти, происхождения, расы, религии, социально-экономического и политического положения, физических и психологических недостатков. Тем самым Хартия утверждает, что одной из обязанностей местных властей является защита этих прав посредством выработки соответствующей стратегии.

2.       Европейская Хартия о Местном Самоуправлении – документ Совета Европы, имеющий целью защиту и укрепление местной автономии в Европе и обладающий статусом европейской конвенции. Целью Европейской Хартии Местного Самоуправления является восполнение отсутствия общеевропейских нормативов определения и защиты прав местных органов власти, которые ближе всего к гражданам и предоставляют им возможность активно участвовать в принятии решений, затрагивающих их повседневную жизнь. Хартия обязывает своих участников применять основные правовые нормы, гарантирующие политическую, административную и финансовую независимость местных властей. Таким образом, она демонстрирует на европейском уровне политическую волю сделать жизнеспособными на всех уровнях территориального управления принципы, которые Совет Европы защищает с момента своего создания, считая своей задачей поддержание демократического сознания в Европе и защиту прав человека в самом широком объеме. И, действительно, он воплощает в себе убеждение о том, что краеугольным камнем подлинной демократии можно считать тот уровень самоуправления, которым пользуются местные органы власти. Потенциально закрепленные в Хартии принципы местного самоуправления распространяются на все уровни или категории местного самоуправления в каждом из государств-членов Совета Европы, а также и, с соответствующими изменениями, на органы управления на региональном уровне. Однако в особых случаях участники вправе исключать определенные категории органов власти из сферы действий Хартии.

3.              Единичное - это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Это можно отнести к каждому муниципальному образованию.

4.       Единоначалие - принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать указания только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.

5.       Единство распорядительства - принцип муниципального управления. Муниципальному служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник. Это правило “единства распорядительства”, оно противостоит дуализму распорядительства, характерному для матричной структуры управления, оно имеет также важное значение для эффективного муниципального управления, как другие принципы управления; если оно нарушается – наносится урон авторитету всего управления, подрывается дисциплина, нарушается порядок. В ситуации, когда два начальника отдают свои распоряжения одному и тому же служащему или одному и тому же подразделению местной администрации, – болезнь управления налицо. При этом адаптации структуры управления к дуализму распорядительства никогда не наступает. Поэтому он – недопустим в хорошем управлении. Правомерное разделение компетенции могло бы уменьшить опасность, не устраняя ее целиком, потому что при двух начальниках с равной степенью власти всегда что-нибудь остается неразделенным. Дуализм распорядительства является вечным источником часто очень тяжелых конфликтов, которое следует избегать в организации муниципального управления.

6.       Единство руководства – принцип муниципального управления. Этот принцип состоит в том, что только один руководитель и одна программа должны быть для всей совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это – необходимое условие единства действия, координации и сложения сил в муниципальном управлении. При этом не следует смешивать этот принцип (один начальник, одна программа) с другим - единством распорядительства (муниципальный служащий получает распоряжения только от одного начальника). Оно обеспечивается хорошей конструкцией муниципального управления; единство же распорядительства зависит от надлежащего функционирования всего состава персонала.

7.              Естественная среда - это часть природы, с которой непосредственно взаимодействует общество в процессе своего существования и развития.


[1] В данном перечне основных понятий и терминов, некоторые заимствованы из действующих нормативных актов, некоторые – у ученых–специалистов в соответствующих областях. Часть, являются авторскими. Все термины и понятия рассматриваются применительно к теории и практике муниципального управления.

 

Главная     Предыдущая     Оглавление     Следующая

 

Hosted by uCoz